На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Исследование эмоционального интеллекта у представителей разных творческих групп
Исследование эмоционального интеллекта у представителей разных творческих групп
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Исмаилова З.Н., Олексюк К.Б.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП
В последнее десятилетие интерес к изучению эмоционального интеллекта обусловлен тем, что он является предпосылкой просоциального поведения, и его развитие способствует оптимизации межличностных отношений.
Сама идея эмоционального интеллекта произошла из понятия социальный интеллект, который был введен еще Э. Торндайком в 1920 году.
Х. Гарднер в рамках своей теории множественных интеллектов описал внутриличностный интеллект и межличностный интеллект. Первый он понимал как «доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды, и использовать в качестве средств понимания и управления собственным поведением» (Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте//
Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под. Ред. Д. В. Люсина, Д.В. Ушакова М.: Ин-т психологии РАН, 2004. С. 29-36. ), а второй, как способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.

Если говорить о возможности развития эмоционального интеллекта, то следует отметить, что в психологии существует несколько моделей, существенно отличающихся друг от друга.
Представители первой модели Дж. Мейер, П. Сэловей, были первыми, кто ввел понятие эмоционального интеллекта. Они понимали его как «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий» (Сергиенко Е.А. Адаптация теста Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Краузо «эмоциональный интеллект» на русскоязычной выборке//Психологический журнал. 2010. Том
31, №1 С. 55-73.)
По их мнению, эмоциональный интеллект представляет собой относительно устойчивую способность, повысить уровень которой практически невозможно, но в процессе научения можно приобрести определенные эмоциональные знания.
Д. Гоулман, создатель другой модели – считает, что эмоциональный интеллект необходимо развивать. В качестве аргумента, подтверждающего обоснованность этой позиции, приводится факт того, что нервные пути мозга продолжают развиваться в первой половине онтогенеза, соответственно, сохраняется возможность эмоционального развития, которое проявляется в сознательном регулировании эмоций.
Д.В. Люсин, автор еще одной современной модели, определяет эмоциональный интеллект как «способность к пониманию своих чувств и чужих эмоций и управлению ими» (Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова М.: Ин-т психологии РАН, 2004. С. 29-36.). Способность к пониманию эмоций свидетельствует о том, что личность в состоянии не только распознать эмоцию и идентифицировать ее по типу, направлению или модальности, но также отрефлексировать причины, вызвавшие ту или иную эмоцию, и спрогнозировать вероятные последствия ее проявления. Способность к управлению эмоциями означает, что личность может контролировать интенсивность эмоций, их презентацию вовне и при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.
Иными словами, Д.В. Люсин предлагает выделять внутриличност-ный и межличностный эмоциональный интеллект, каждый из которых предполагает актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, однако между ними существуют устойчивые взаимосвязи.
В контексте данной статьи под эмоциональным интеллектом мы понимаем подструктуру социального интеллекта, включающую способности восприятия собственных эмоций и эмоций других людей, их дифференциацию и использование полученной информации для управления мышлением и поведением.
Целью эмпирического исследования является: выявить особенности эмоционального интеллекта у представителей разных творческих групп.
В качестве гипотезы выступает предположение о том, что существуют общие и специфические особенности проявлений эмоционального интеллекта в различных социальных группах.
В исследовании приняло участие 30 человек, обоего пола в возрасте от 20 до 35 лет. Условно эмпирическая выборка была разделена на три группы, дифференцирующим критерием разделения которых стала принадлежность к творчеству.
Первую группу составили актеры народного театра, во вторую группу были включены студенты театральной школы, а третья группа была образована из испытуемых, далеких от театральной деятельности, но ведущих активную творческую жизнь (музыканты, журналисты, поэты, ролевики и т.д.).
Для реализации поставленной цели и верификации гипотезы использовались методы: опрос и психологическое тестирование. В начале исследования испытуемым предлагалась анкета (пол, возраст, образование, род занятия творчества), дополненная незаконченными предложениями: «Театр для меня…», «Если бы я был актером», «Творчество…» и т.д. После чего испытуемым предлагалась Методика Н. Холла на определение уровня Эмоционального Интеллекта.
Результаты исследования представлены в таблице 10.

Таблица 10
Показатели уровня Эмоционального Интеллекта у представителей разных творческих групп

 

Шкалы ЭИ

Группа

Эмоциональная осведомленность

Управление своими эмоциями

Самомотивация

Эмпатия

Распознавание
эмоций других
людей

I

22,7

7,3

10,6

9,5

7,8

II

10,3

4,7

10,6

11,9

12,6

III

11,3

7,0

10,3

10,6

9,4

Из таблицы видно, что по шкале «эмоциональная осведомленность» у представителей первой творческой группы (актеры народного театра) самые высокие показатели, что свидетельствует нам о том, что представители данной группы в большей мере, чем другие осведомлены о своем внутреннем состоянии. Это может быть связано с большим опытом актерской работы, с высоким контролем своих эмоций.
Показатели по второй шкале у первой и третьей групп практически одинаковы. У представителей второй группы эти показатели значительно ниже, что вполне логично, ведь студенты театральной школы еще только учатся управлять и контролировать свои эмоции.
Значения по третьей шкале у всех трех групп практически одинаковые. Высокие показатели самомотивации говорят о высоком стремлении к достижению успеха в своей продуктивной деятельности.
Низкие показатели по шкале «эмпатия» у представителей первой творческой группы, говорит нам о низком осознании сопереживания текущему эмоциональному состоянию другого человека. Это может быть связано с тем, что внимание актера полностью сосредоточено на собственных эмоциях, на их контроле и развитии. Актер воспринимает эмоции другого как совокупность личностных черт для накопления образа. В связи с чем сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого снижается.
Распознавание эмоций других людей наиболее выражено у представителей второй группы. На наш взгляд, это связано с некой открытостью и желанием достижения успехов в актерском мастерстве.

Таким образом, в своем исследовании мы выяснили, что существуют общие и специфические особенности проявление эмоционального интеллекта в разных творческих группах. Цель исследования была достигнута.
Полученные данные, на наш взгляд, имеют значение в разработке тренингов программ по развитию эмоционального интеллекта. Главным образцом, которых должно стать творческое развитие.
Научный руководитель: к. псх. н., доцент Е.В. Рягузова
Источник: Проблемы современной психологии: теория, практика, эксперимент Материалы юбилейной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной 40-летию кафедры общей и социальной психологии (кафедры психологии) 24 декабря 2011 года

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.