ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ И ШКОЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ З.М. Ахметгалеева, Т.М. Чурекова ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» Кемерово, Россия Каждому из нас для благополучного существования требуется разный уровень напряжения. Кому-то больше, кому-то меньше. Ведь давно доказано, что без стресса любое живое существо погибает, однако слишком частое пребывание в стрессовых ситуациях различной степени токсично для человеческой психики. Н.В. Самоукина определяет профессиональное выгорание как синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека [3]. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.
Человек не может находиться в напряженном состоянии, сопровождающемся неприятными эмоциями, слишком долгое время. Субъект вынужден искать пути избавления от этого напряжения. В таких случаях ему удается либо конструктивно разрешить стрессогенные ситуации, вызванные профессиональной деятельностью, либо выработать ряд психологических защит, механизм действия которых сводится к устранению неприятных переживаний без разрешения конфликта, их породившего. Во втором случае в результате выработки психологических защит у человека могут появиться негативные личностные черты, измениться отношение к выполняемой деятельности, нарушиться система межличностных отношений. Защита может вырабатываться по отношению к психотравмирующим воздействиям, преимущественно исходящим из профессиональной деятельности, в таких случаях мы можем с уверенностью говорить о профессиональном выгорании. Таким образом, в процессе профессионального выгорания личностью вырабатывается механизм психологических защит, позволяющий устранить или свести к минимуму неприятные чувства, в форме полного или частичного исключения эмоциональных откликов в ответ на служебные конфликтные ситуации. В результате «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами, то есть выгорание ведет к снижению работоспособности и качества профессиональной жизни работающих людей. В научной литературе традиционно выделяют поведенческие, психофизиологические и психологические (эмоциональные, когнитивные) признаки и симптомы профессионального выгорания. Особо подчеркивается, что их набор в каждом отдельном случае может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей работника, особенностей его социально-психологического окружения и условий труда. Среди причин профессионального выгорания часто называются как ряд индивидуально-психологических особенностей, так и проблемы, находящиеся в самой ситуации. Так, К. Маслач [2] – сторонник идеи, согласно которой источник проблемы находится больше в ситуации, чем в людях, и проблему легче понять и найти из нее выход, используя термины социальных и ситуационных источников профессиональных стрессов. С целью изучения проблемы профессионального выгорания учителей и школьных психологов применялась методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко [1]. Методологической основой данной методики является теория развития и протекания стресса Г. Селье. Ученый выделял три фазы протекания стресса: напряжение, резистенцию и истощение [4]. В первой фазе человек впервые встречается со стрессовым раздражителем, происходит мобилизация всех имеющихся ресурсов для преодоления стрессовой ситуации. Сила раздражителя определяет степень мобилизации. В фазе «резистенция» человек привыкает к действию стрессовой ситуации и функционирует в нормальном режиме, но отличном от прежнего, дострессового. Если травмирующие обстоятельства длятся длительное время или оказывают сильное влияние на человека, возникает вероятность постепенного перехода к фазе «истощение», связанной с израсходованием резервных возможностей организма и психики и ведущей к негативным физиологическим либо психическим изменениям. У одного и того же человека могут быть в той или иной степени выражены все три фазы адаптационного синдрома. Это легко объясняется тем фактом, что педагогическая деятельность ежедневно несет в себе некоторые элементы стрессовой ситуации. Восприятие, адаптация и разрешение одних школьных проблем сопряжено с возникновением новых. В исследовании, проведенном психологической службой Центра непрерывного образования ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» (ЦНО КемГУ), приняли участие учителя гимназий и педагоги-психологи образовательных учреждений, входящих в структуру ЦНО КемГУ. Процентные доли учителей и психологов с выделяемыми методикой В.В. Бойко стадиями формирования каждой из трех фаз эмоционального выгорания представлены в таблице 1. Наиболее сформировавшейся фазой у учителей является «резистен-ция» (только у 9,1 % эта стадия не сформировалась, у 40,9 % – в стадии формирования, у 50 % – сформировавшаяся). Фазы «напряжение» и «истощение» преимущественно являются несформированными либо находятся в стадии формирования. Несколько иным образом на рабочие стрессы реагируют школьные психологи. Фазы «напряжение» и «истощение» у них являются преимущественно не сформированными (по 66,7 %), у 33,3 % эти фазы в стадии формирования. Сформировавшейся у 16,7 % школьных психологов является фаза «резистенция»; у 50 % – эта фаза в стадии формирования, и у 33,3 % – не сформирована.
Таблица 1 Стадии формирования фаз эмоционального выгорания
ФАЗЫ
|
СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ
|
Не сформировавшаяся фаза
|
Фаза в стадии формирования
|
Сформировавшаяся фаза
|
Учителя
|
Психологи
|
Учителя
|
Психологи
|
Учителя
|
Психологи
|
Напряжение
|
31,8 %
|
66,7 %
|
52,3 %
|
33,3 %
|
15,9 %
|
0 %
|
Резистенция
|
9,1 %
|
33,3 %
|
40,9 %
|
50 %
|
50 %
|
16,7 %
|
Истощение
|
40,9 %
|
66,7 %
|
50 %
|
33,3 %
|
9,1 %
|
0 %
|
В фазе «напряжение» и у учителей, и у школьных психологов наиболее выраженным симптомом является «переживание психотравмирующих обстоятельств». Симптом «загнанность в клетку» практически не формируется, кроме того, как показывают данные корреляционного анализа, у учителей этот симптом имеет отрицательную взаимосвязь с возрастом и стажем работы. То есть, чем дольше работает педагог, тем в меньшей степени он «чувствует себя загнанным в клетку», либо он находит больше способов для разрешения возникающих в педагогической деятельности проблем. Следует оговориться, что существует вероятность выбывания из педагогической среды людей, неспособных найти подходящие способы разрешения проблем и «чувствующих себя загнанными в клетку». В группе психологов такой закономерности выявлено не было. Симптом «неудовлетворенность собой» в обеих группах является преимущественно не сложившимися. «Тревога и депрессия» – в некоторой степени сложившийся симптом у учителей и практически несложившийся у психологов. Данные представлены в таблице 2. Таблица 2 Симптомы фазы «напряжение»
|
Несложившийся симптом
|
Складывающийся симптом
|
Сложившийся симптом
|
Доминирующий симптом
|
Переживание психотравмирующих обстоятельств
|
Учителя
|
18,2 %
|
29,5 %
|
15,9 %
|
36,4 %
|
Психологи
|
66,7 %
|
8,3 %
|
8,3 %
|
16,7 %
|
Неудовлетворенность собой
|
Учителя
|
56,8 %
|
31,8 %
|
2,3 %
|
9,1 %
|
Психологи
|
75 %
|
16,7 %
|
8,3 %
|
0 %
|
«Загнанность в клетку»
|
Учителя
|
75 %
|
15,9 %
|
0 %
|
9,1 %
|
Психологи
|
66,7 %
|
33,3 %
|
0 %
|
0 %
|
Тревога и депрессия
|
Учителя
|
43,2 %
|
29,5 %
|
13,6 %
|
13,6 %
|
Психологи
|
83,3 %
|
16,7 %
|
0 %
|
0 %
|
Как уже было показано, фаза «резистенция» является наиболее сформированной в обеих группах. Это значит, что педагоги выработали индивидуальные способы эффективной психологической защиты от ежедневного стресса, связанного с профессиональной деятельностью (Табл. 3). Таблица 3 Симптомы фазы «резистенция»
|
Несложившийся симптом
|
Складывающийся симптом
|
Сложившийся симптом
|
Доминирующий симптом
|
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование
|
Учителя
|
4,5 %
|
34,1 %
|
15,9 %
|
45,5 %
|
Психологи
|
16,7 %
|
25 %
|
25 %
|
33,3 %
|
Эмоционально-нравственная дезориентация
|
Учителя
|
43,2 %
|
25 %
|
15,9 %
|
15,9 %
|
Психологи
|
50 %
|
50 %
|
0 %
|
0 %
|
Расширение сферы экономии эмоций
|
Учителя
|
31,8 %
|
31,8 %
|
6,8 %
|
29,5 %
|
Психологи
|
58,3 %
|
33,3 %
|
0 %
|
8,3 %
|
Редукция профессиональных обязанностей
|
Учителя
|
20,5 %
|
18,2 %
|
25 %
|
36,4 %
|
Психологи
|
25 %
|
41,7 %
|
16,7 %
|
16,7 %
|
Не может не тревожить тот факт, что 45,5 % педагогов и 33,3 % психологов имеют доминирующий симптом «неадекватное эмоциональное реагирование», а также 36,4 % учителей – «редукция профессиональных обязанностей», и 29,5 % учителей – доминирующий симптом «расширение сферы экономии эмоций». Наименее выражен симптом «эмоционально-нравственной дезориентации»: 43,2 % учителей и 50 % психологов имеют не сложившийся симптом и 25 % учителей и 50 % психологов – складывающийся. Группа психологов благополучно выглядит относительно симптома «расширение сферы экономии эмоций»: 58,3 % имеют несложившийся симптом, 33,3 % – складывающийся и 8,3 % – доминирующий. Симптомы фазы «истощение» преимущественно являются несложившимися (Табл. 4). У учителей наиболее выражен симптом «Психосоматические и психовегетативные нарушения»: 31,8 % – несложившийся; 22,7 % – складывающийся; 27,3 % – сложившийся; 18,2 % – доминирующий симптом, в то время как у 100 % психологов это симптом является несложившимся. Единственный симптом, более выраженный у психологов, чем у учителей, – «эмоциональная отстраненность». Видимо, именно позиция школьных психологов, заключающаяся в эмоциональной отстраненности от рабочих стрессов, является профилактическим фактором профессионального выгорания. Заметим, что многие психотехнические упражнения, которыми несомненно владеют школьные психологи, направлены на выработку позиции, заключающейся в спокойном восприятии повседневных стрессовых ситуаций, дистанцировании от неприятных переживаний. Оговоримся, что по данным статистического анализа средние значения выраженности симптома «эмоциональная отстраненность» в двух группах не имеют достоверных различий. Таблица 4 Симптомы фазы «истощение»
|
Несложившийся симптом
|
Складывающийся симптом
|
Сложившийся симптом
|
Доминирующий симптом
|
Эмоциональный дефицит
|
Учителя
|
61,4 %
|
25 %
|
4,5 %
|
9,1 %
|
Психологи
|
58,3 %
|
33,3 %
|
8,3 %
|
0 %
|
Эмоциональная отстраненность
|
Учителя
|
59,1 %
|
27,3 %
|
6,8 %
|
6,8 %
|
Психологи
|
41,7 %
|
33,3 %
|
16,7 %
|
8,3 %
|
Личностная отстраненность
|
Учителя
|
56,8 %
|
18,2 %
|
11,4 %
|
13,6 %
|
Психологи
|
75 %
|
16,7 %
|
8,3 %
|
0 %
|
Психосоматические и психовегетативные нарушения
|
Учителя
|
31,8 %
|
22,7 %
|
27,3 %
|
18,2 %
|
Психологи
|
100 %
|
0 %
|
0 %
|
0 %
|
Результаты нашего исследования говорят о том, что школьные психологи менее подвержены профессиональному выгоранию. Причины, ведущие к формированию данного факта, будут предметом наших дальнейших исследований. Возможно, это несколько иные условия труда либо особенности личности психологов, большая социально-психологическая компетентность, обладание навыками эффективного разрешения стрессовых, конфликтных ситуаций. В целом отметим, что и для учителей, и для психологов, обследованных нами, свойственно преобладание фазы «резистенция» в общем адаптационном синдроме – функционирование в стрессовых условиях, ставших нормой.
Библиографический список
- Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2006. – 512 с.
- Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются
- Самоукина, Н. В. Синдром профессионального выгорания
- Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме [Текст] / Г. Селье: Пер. с англ. – М.: Мед. изд., 1960. – 51 с.
Источник:Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике) [Текст] : сб. науч. ст. / под ред. В. В. Лукьянова, С. А. Подсадного ; Курск. гос. ун-т. – Курск : КГУ, 2007. – 168 с.
|