На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Образ "Я" младших подростков в различных социальных ситуациях развития
Образ "Я" младших подростков в различных социальных ситуациях развития
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Московский городской психолого-педагогический институт, Россия
Образ "Я" младших подростков в различных социальных ситуациях развития
Ребенок является в мир "генетически социальным существом", так как пренатальный и натальный периоды проходят в социальной среде. Индивидуальная жизнь ребенка с момента зарождения невидимыми нитями вплетается в сложную систему социальных связей. При этом в центре процесса развития оказывается не сам по себе ребенок, вбирающий воздействия окружающего мира, а изначально совместные акты поведения взрослого и ребенка. Ведущая роль во введении малыша в "очеловеченное пространство" принадлежит взрослому. А.И.Мещеряков, рассматривая вопрос о соотношении органического и социального в развитии ребенка, говорил, что "человеческие формы поведения... реализуются для ребенка первоначально в действиях взрослых людей, действиях, направленных на его обслуживание. С самого рождения ребенка его активность регулируется внутри системы...взрослый-ребенок".

 

Процесс "врастания в человеческую культуру" характеризуется понятием "социализация". Перенимая общественно-исторический опыт, ребенок, по словам А.Н.Леонтьева, "не приспосабливается к окружающему его миру человеческих предметов и явлений, а делает его своим, т.е. присваивает его". Результатом присвоения ребенком достижений предшествующих поколений людей и приобщения к системе социальных связей становится воспроизведение им человеческих свойств, способностей и поведения в различных видах деятельности - общении, учебе, играх, рисовании, труде и проч.
Усвоение социального опыта стимулирует развитие личностных качеств ребенка: самосознания, самооценки, мотивов и потребностей и проч. В деятельностном подходе к изучению психики ребенка отмечается, что первоосновой развития личности ребенка является его место в системе общественных отношений, его социальная позиция. Это "та дверь, через которую человек входит в систему общественных отношений и начинает свое движение в социальной конкретно-исторической действительности" (Л., с. 333). Социальная позиция обусловлена объективным местом ребенка в мире человеческих отношений, то есть своеобразием социальной ситуации развития, и диалектично связана с ведущим видом деятельности, в которой динамично происходит преобразование "внешнего" во "внутреннее". Для углубленного анализа этого процесса Л.И.Божович ввела понятие внутренняя позиция ребенка. При этом в отличие от социальной позиции, внутренняя позиция отражает не просто объективное положение растущего человека, но и его отношение к этому положению, к своей социальной позиции, характер стремлений, потребностей и мотивов ребенка.
Итак, решающим фактором развития ребенка является социальная ситуация, в которой ядерным структурным элементом является общение в единстве всех аспектов (интерактивном, перцептивном и коммуникативном). Общение, рассматриваемое как деятельность, имеет своеобразный продукт – отражение качеств не только партнера, но и формирование образа "Я", эмоционально-ценностного отношения к себе. Исключительный период в жизни человека, в частности, в развитии у ребенка образа о себе как субъекте своих физических и психических состояний, развитии Я-концепции – неповторимой и относительно устойчивой системе представлений о самом себе, - это время завершения детства и начало длительного периода перехода к взрослости.
Подростковый возраст общепризнанно является временем повышенной ранимости личности, снижением адаптивности как социальной, так и физиологической и психической. У подростка, испытавшего в детстве дефицит позитивного отношения к себе со стороны значимых взрослых, пережившего горькое чувство незащищенности, возникают серьезные трудности становления эго-идентичности, то есть совокупности представлений о своей уникальности. В этой связи мы обратились к проблеме формирования "образа Я" у детей 11-12 лет, находящихся в различных социальных ситуациях: в исследовании приняли участие подростки, имеющие родителей, в том числе из неполных семей (гр.Э-1), и социальные сироты, воспитанники детского дома (гр.Э-2). Испытуемые обеих групп посещали общеобразовательные школы г.Москвы.
Нас интересовало, какие компоненты "образа Я" претерпевают негативные тенденции в своем развитии. В исследовании "образа Я" хорошо зарекомендовала себя методика "Кто Я"? Она заключается в том, что подросткам предлагается описать себя в течение определенного времени в двадцати предложениях. Преимущество этой методики свободного описания состоит в ее субъективной легкости для детей и в получении надежной характеристики самопрезентации испытуемых. Все суждения были разделены на десять категорий, а затем по каждой из них осуществлен сравнительный анализ высказываний в обеих группах детей. Обработка материала проводилась с помощью контент-анализа. Мы выделили следующие категории: описание себя через формально-биографические сведения; отношения с окружающими людьми; самооценку; интересы, умения, способности; жизненные планы; особенности поведения; внешность; отношение к своему возрасту; тождественность самому себе ("Я- это я!"); уход от прямого ответа.
Анализ полученных результатов показал, что равно значимыми в обеих экспериментальных группах явились три категории: формально-биографическая, самооценка, интересы. Для подростков группы Э-1 также значимой оказалась категория описания себя через отношения с окружающими людьми. Они, например, так описывали себя: "Со мной любят играть", или: "Я часто не слушаюсь родителей". Менее значимой, но все-таки представленной у 10% детей из семьи стала категория описания себя через отношение к ним со стороны других людей ("Меня считают занудой"). У подростков из детского дома первая из этих категорий (отношения с окружающими людьми) встречается в 2,5 раза реже, а вторая категория отсутствует вообще. Этот факт представляется важным, поскольку большинство исследователей указывает на конформизм, внушаемость и зависимость от мнения взрослых воспитанников учреждений интернатного типа. Содержательная интерпретация высказываний детей помогла приблизиться к пониманию этого вопроса. В группе Э-1 90% детей определили себя через родовидовой признак ("Я – человек"), в группе Э-2 было всего 10% аналогичных ответов. Такое же соотношение отмечено и в описании себя через социальную роль: "Я – сын", "Я – сестра". 50% детей из детского дома определили себя посредством обитания в учреждении: "Я живу в детском доме". Интерес представляет категория "самооценка". Подростки группы Э-2 в 87% дают себе недифференцированную общую оценку. В подавляющем большинстве случаев эти оценки положительные и свидетельствуют о принятии себя. Наряду с этим у одних и тех же детей встречаются противоречивые высказывания: "Я умная, я тупая", что говорит об амбивалентности, неустойчивости самооценки.

Как в детском доме, так и в семье подростки часто описывают себя через увлечения и интересы. В самоописаниях в группе Э-1 часто встречаются высказывания, характеризующие способности детей, связанные так или иначе с взаимодействиями с другими людьми: "Я помощница мамина", "Я с папой покупаю продукты". В "образ Я" детей из семьи, таким образом, входит представление о своих интересах и способностях, как в предметной сфере, так и в области межличностных взаимодействий. У воспитанников детского дома на первом месте в "образе Я" стоят умения и способности в предметном мире, о межличностных отношениях можно косвенно судить по интересам в групповых видах спорта: "Я футболист". В малозначимой категории "жизненные планы" в группе Э-2 высказывания отличались явной нереалистичностью: "Я хочу быть каратистом", "Я хочу быть бизнесменом".
Сравнительный анализ "образа Я" выявил, что у младших подростков в детском доме формирование самосознания слабо опосредствовано областью межличностных отношений, общением с окружающими людьми. С уверенностью можно предположить, что личностное развитие детей вне семьи идет искаженно, поэтому необходима комплексная психолого-педагогическая работа по нормализации социальной ситуации развития.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.