Возможности применения дыхательных техник в работе по первичной профилактике наркомании и алкоголизма среди школьников |
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии |
Орешникова И.Б., психолог научно-исследовательского центра «Регион» при ульяновском государственном университете, Председатель клуба «Ребефинг» в г.Ульяновске. Основной акцент должен ставиться на мере первичной, предварительной профилактики, направленной на сохранение и развитие условий, способствующих здоровью, и на предупреждение неблагоприятного воздействия на него факторов социальной и природной среды. Первичная профилактика является массовой и наиболее эффективной, но только в случае методически грамотной ее организации и компетентности разработчиков программ, иначе она может спровоцировать интерес к наркотикам и токсическим веществам и желание поэкспериментировать с ними. Обратимся к зарубежному опыту. В США добились больших успехов в снижении потребления наркотиков и искоренения последствий наркомании на национальном уровне. Проводимые профилактические и просветительские программы оказались успешными. Цели программ - обучение подрастающего поколения здоровому стилю жизни и навыкам сопротивления приобщению к психоактивным веществам. Задачи программ; ]) развитие социальной и личной компетентности детей; 2) выработка навыков самозащиты и предупреждение возникновения проблем. Решение каждой из этих задач предлагает формирование определенных социально-психологических навыков 1) обучение навыкам эффективного общения, критического мышления, принятие решений, выработки адекватной самооценки; 2) обучение навыкам - постоять за себя, избегать ситуаций неадекватного риска, делать рациональный, здоровый жизненный выбор, а также навыкам регуляции эмоций, избежания стрессов, разрешения конфликтов, сопротивления давлению извне. Существует много зарубежных программ, адаптированных к отечественной реальности. Встает вопрос - как сделать эти программы и занятия привлекательными и интересными для молодежи? Существуют методы интенсивного обучения, основанные на последних достижениях практической, возрастной и социальной психологии. Их можно эффективно использовать в процессе занятий. Но как заинтересовать школьников самой возможностью проведения таких занятий? Известно, что подростки традиционно интересуются темами формирования характера, силы воли, развитием творческих начал, а в последние годы повысился интерес к духовным практикам восточных единоборств, йоги, ци-гук, шаманским техникам. По нашему мнению, это можно использовать для активного привлечения школьников к занятиям, направленным на формирование жизненных навыков, коррекцию эмоциональной сферы, повышение стрессоустойчивости. Дыхательные техники, пришедшие из восточных культур не только овеяны ореолом романтики, но и нашли физиологическое обоснование в исследованиях ученых. Существует механизм саморегуляции психофизиологического состояния с помощью изменения частоты глубины и ритма дыхания на основании следующих принципов: 7. Если в тренинговой группу еще до дыхательного процесса удалось создать атмосферу поддержки, взаимолринятия, радости, обучить навыкам регуляции ритма дыхания, визуализации, интеграции, то процесс воспринимается как важное и радостное событие, может идти заякорение на музыку. Прослушивание затем этой музыки в одиночестве вызывает положительные эмоции, способствует снятию психоэмоционального напряжения. Практика показывает, что овладение навыками саморегуляции с использованием дыхательных техник повышает у участников группы уверенность в своих силах, в способности справиться с трудовой ситуацией, избегать приема возбуждающих и успокаивающих средств, развивает творческие способности. Обучение дыхательным психотехникам должно неразрывно идти с обучением навыкам эффективного общения, критического мышления, принятия решений, выработки адекватной самооценки и формированию других жизненных навыков, необходимых для эффективной первичной наркомании и алкоголизма среди школьников. Источник: Тезисы международной конференции «Проблемы интеграции академической и практической психологии» |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |