На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Возможности применения дыхательных техник в работе по первичной профилактике наркомании и алкоголизма среди школьников
Возможности применения дыхательных техник в работе по первичной профилактике наркомании и алкоголизма среди школьников
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Орешникова И.Б., психолог научно-исследовательского центра «Регион» при ульяновском государственном университете, Председатель клуба «Ребефинг» в г.Ульяновске.
Возможности применения дыхательных техник в работе по первичной профилактике наркомании и алкоголизма среди школьников
Каждый человек есть нечто большее, чем кажется себе. Он представляет также уникальную, неповторимую, всегда значимую точку, в которой пересекаются явления мира только один раз и никогда более в гаком сочетании.
Герман Гессе.
Проблема пьянства среди молодежи уже много лет является актуальной для нашей страны, В последнее время наметились малоутешительные тенденции перетекания проблемы алкоголизма в проблему наркомании не только среди взрослых, но и среди молодежи, и даже школьников. Очевидно, это объясняется тем, что подростки и молодежь представляют собой наиболее склонную к изменениям часть общества. Они более других подвержены как позитивным, так и негативным влияниям. Молодежь легче, чем взрослые отказывается от алкоголя и легче вовлекается в употребление наркотических и токсикоманических веществ. Поэтому в антиалкогольной и антинаркотической работе в обществе подростки и молодежь должны быть предметом особого влияния и заботы. Нельзя рассматривать лечение на стадии сформировавшейся зависимости как единственное средство борьбы с распространением наркомании и алкоголизма.

Основной акцент должен ставиться на мере первичной, предварительной профилактики, направленной на сохранение и развитие условий, способствующих здоровью, и на предупреждение неблагоприятного воздействия на него факторов социальной и природной среды. Первичная профилактика является массовой и наиболее эффективной, но только в случае методически грамотной ее организации и компетентности разработчиков программ, иначе она может спровоцировать интерес к наркотикам и токсическим веществам и желание поэкспериментировать с ними. Обратимся к зарубежному опыту. В США добились больших успехов в снижении потребления наркотиков и искоренения последствий наркомании на национальном уровне. Проводимые профилактические и просветительские программы оказались успешными. Цели программ - обучение подрастающего поколения здоровому стилю жизни и навыкам сопротивления приобщению к психоактивным веществам. Задачи программ; ]) развитие социальной и личной компетентности детей; 2) выработка навыков самозащиты и предупреждение возникновения проблем. Решение каждой из этих задач предлагает формирование определенных социально-психологических навыков 1) обучение навыкам эффективного общения, критического мышления, принятие решений, выработки адекватной самооценки; 2) обучение навыкам - постоять за себя, избегать ситуаций неадекватного риска, делать рациональный, здоровый жизненный выбор, а также навыкам регуляции эмоций, избежания стрессов, разрешения конфликтов, сопротивления давлению извне. Существует много зарубежных программ, адаптированных к отечественной реальности. Встает вопрос - как сделать эти программы и занятия привлекательными и интересными для молодежи? Существуют методы интенсивного обучения, основанные на последних достижениях практической, возрастной и социальной психологии. Их можно эффективно использовать в процессе занятий. Но как заинтересовать школьников самой возможностью проведения таких занятий? Известно, что подростки традиционно интересуются темами формирования характера, силы воли, развитием творческих начал, а в последние годы повысился интерес к духовным практикам восточных единоборств, йоги, ци-гук, шаманским техникам. По нашему мнению, это можно использовать для активного привлечения школьников к занятиям, направленным на формирование жизненных навыков, коррекцию эмоциональной сферы, повышение стрессоустойчивости. Дыхательные техники, пришедшие из восточных культур не только овеяны ореолом романтики, но и нашли физиологическое обоснование в исследованиях ученых. Существует механизм саморегуляции психофизиологического состояния с помощью изменения частоты глубины и ритма дыхания на основании следующих принципов:
1. Установление определенного ритма частоты и глубины дыхания способствует снижению или повышению психофизического напряжения.
2. Антистрессовое дыхание должно быть ритмичным.
Варианты:
а) собачье дыхание - серия коротких, поверхностных вдохов и выдохов,
б) дыхание покоя - поверхностное и медленное, без акцентов;
в) рыдающее дыхание двух видов - первое - с акцентом на коротком вдохе и свободных, слегка растянутый свободный выдох.
Эти виды дыхания используются в хатха-йоге, цигун и других древних и современных системах психофизиологической регуляции. Исследования ученых-физиологов показали, что сокращение времени при вдохе и увеличение времени при выдохе способствует быстрой релаксации, формированный короткий выдох действует тонизирующим образом, возбуждает нервную систему. Последний вид дыхания используется в древнеегипетской гимнастике фараонов, в шаманских практиках и перед боем в восточных единоборствах.
3. При глубоком и частом ритмичном дыхании кинестетические ощущения усиливаются от еле заметных до более ощутимых, затем до неприятных и до болезненных (скорость изменения ощущений во многом зависит от состояния здоровья занимающегося дыхательными упражнениями). Например: 1-2-3 глубоких вдоха делают имеющиеся кинестетические ощущения более яркими, а затем, если продолжать дышать глубоко и часто, могут последовать неприятные ощущения, головокружение, судороги, боль. Безусловно, в занятиях со школьниками негативных ощущений при проведении дыхательных упражнений допускать нельзя.
4. При поверхностном ритмичном дыхании кинестетические ощущения ослабевают в обратном порядке: если была боль, то идет уменьшение ее, если были яркие ощущения, то они слабеют. Увеличение и уменьшение глубины дыхания используется уже более 30 лет к глубоко дыхательной пробе К.П. Бутенко, приемы частого поверхностного дыхания - в дыхательной гимнастике А.Н. Стрельниковой.
5. Если при работе с дыханием подключить работу с образами - эффект усиливается. Задавая определенный ритм дыхания и визуализируя позитивные образы, направленные на решение различных задач саморегуляции, активизируется правое полушарие, ослабевает возбуждение левого полушария, что дает ему возможность активно включаться в работу после отдыха. Есть основания говорить о гармонизации работы мозга и всего психофизического состояния человека. Практика показывает, что когда это происходит на фоне музыки со звуками природы, специально подобранной психоделической или духовной музыки - эффект усиливается. Это - ресурсы человеческой психики.
6. Если человека обучить интеграции подавленных негативных эмоций, принятию их и переходу тревоги, депрессии, злости к радости от того, что у него получается работа с дыханием, с образами, с ощущениями, с эмоциями, есть основания говорить о выработке эндорфинов и возрастании готовности к моторной активности, действиям действительности. Ученые считают, что если такие психокоррекционные занятия происходят в тренинговой группе на фоне специально подобранной музыки, то можно предположить, что происходит психобиологическая синхронизация членов группы. Исследователи из РАН РФ высказывают гипотезу, что выделение эндорфинов усиливает чувство сплоченности в группе.

7. Если в тренинговой группу еще до дыхательного процесса удалось создать атмосферу поддержки, взаимолринятия, радости, обучить навыкам регуляции ритма дыхания, визуализации, интеграции, то процесс воспринимается как важное и радостное событие, может идти заякорение на музыку. Прослушивание затем этой музыки в одиночестве вызывает положительные эмоции, способствует снятию психоэмоционального напряжения. Практика показывает, что овладение навыками саморегуляции с использованием дыхательных техник повышает у участников группы уверенность в своих силах, в способности справиться с трудовой ситуацией, избегать приема возбуждающих и успокаивающих средств, развивает творческие способности. Обучение дыхательным психотехникам должно неразрывно идти с обучением навыкам эффективного общения, критического мышления, принятия решений, выработки адекватной самооценки и формированию других жизненных навыков, необходимых для эффективной первичной наркомании и алкоголизма среди школьников.

Источник: Тезисы международной конференции «Проблемы интеграции академической и практической психологии»
Научные редакторы: О.В. Лаврова, С.В. Березин
Набор: Е.А. Павлова, О.А. Смирнова Компьютерная верстка, макет: Т.Н. Посадская

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.