На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Телесность как ресурс здоровья и ее развитие в телесно-ориентированном тренинге
Телесность как ресурс здоровья и ее развитие в телесно-ориентированном тренинге
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Л. Р. Правдина

Телесность как ресурс здоровья и ее развитие в телесно-ориентированном тренинге
Возрастающий в последнее время интерес к телу человека и феномену телесности детерминирован целым комплексом тенденций: от обострения проблем здоровья до клонирования и трансплантации органов. Кризис рационализма предопределяет становление телоцентризма (Тульчинский, 2003), что проявляется в переходе от интеллекта и духовности к телесности, от вербальности к зрительному образу (Кетова, 2013). Телесность составляет базу первичного опыта человека, основу структуры человеческого самосознания.
Сегодня происходит бурное развитие разнообразных телесно- ориентированных (далее – ТО) социальных практик (Бугуева, 2005).

Интенсивно развивается идея телесности, хотя сам этот феномен еще не обрел однозначной интерпретации; однако понятно, что телесные действия зависят от экзистенциальных структур и все духовные акты основаны на телесности, причем в этом диалектическом единстве ни одно не подавляется другим (Некрасова, Горяинов, 2006). В социально-психологических подходах к рассмотрению телесности выделяют «интерпретационный» и «идентификационный» аспекты (Заржицкая, 2011), различают две тенденции применения телесных практик: как средство собственной репрезентации и как практику самосовершенствования и самооздоровления, «техники самого себя» (Алкемейер, 2009).
В контексте психологии здоровья проблематика телесности играет особую роль, являясь как бы способом закольцовывания прежде разомкнутой иерархичности уровней интегративного здоровья (био-, психо-, социо- и духовный уровни). Сформировалось направление психологии телесности, в качестве телесно-ориентированных начинают позиционировать себя многие школы практической психологии. Сформулировано экзистенциальное понимание телесности (Летуновский, 2001) как «телесной сферы исполнения человеческого существования» (Boss, 1979, p. 100); телесные феномены по- нимаются в контексте отношений с миром; ТО-практики становятся средством распознавания глубинных личностных смыслов. Психология здоровья имеет сегодня беспрецедентную возможность донесения до человека наиболее адаптивных концепций и практик телесности, помогая ему в пути обретения истиной телесности (вопреки ложной, сводящейся к различного рода манипуляциям с телом как с объектом).
Мы предположили, что в контексте психологии здоровья телесность может быть описана как один из ресурсов интегративного здоровья человека, как комплекс способностей, включающий компетенции в области 4-х уровней проявления интегративного здоровья. Развитию такого ресурса способствует телесно-ориентированный психологический тренинг. Однако при всей популярности и распространенности ТО-тренингов и ТО-подходов в российской периодике практически не встречаются работы, описывающие эмпирические исследования их эффективности, что обусловило цель нашего исследования – изучение влияния телесно-ориентированного психологического тренинга на некоторые личностные параметры его участников. 24- часовая программа тренинга включала проработку проблем телесного центрирования, внутренней устойчивости, телесной идентификации эмоций и чувств, их принятия; расширение энергетического потенциала тела; телесные активационные, релаксационные и антистрессовые упражнения, работу с базовыми проблемами личности (по В. Баскакову): сверхконтролем, контактом, сексуальной сферой и опорами.
Оказалось, что в результате тренинга в сторону оптимизации меняются
оценки самочувствия, настроения, отношений с людьми, меры осознавания своего тела, наличия смысла в собственной жизни; возрастают все показатели личностного дифференциала – сила, активность, позитивность оценок; возрастает вегетативный коэффициент (оцениваемый по тесту Люшера), снижаются незащищенность, тревожность, депрессивность, чувство неполноценности, конфликтность, враждебность, причем большинство изменений имеют достоверный уровень значимости.
Полученные данные позволяют говорить о том, что телесно-ориентированный тренинг следует использовать в качестве познавательно-оздоровительной практики, развивающей телесность как один из важнейших ресурсов здоровья человека. Применение ТО-коррекции и развития ресурсов здоровья может быть рекомендовано для систем образования и здравоохранения. В службах персонала и HR-подразделениях организаций такая практика может стать наиболее эффективным инструментом поддержания профессионального здоровья (Суханова, Казакевич, 2006; Бердичевский, 2007) и профилактики таких синдромов, как офисное выгорание, хроническая усталость.
Источник: Ананьевские чтения – 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: материалы научной конференции, 21–23 октября 2014 г. / отв. ред. Г.С. Никифоров. – СПб.: Скифия- принт, 2014. – 420 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.