На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Эмоциональный интеллект, организационный стресс и выгорание учителей
Эмоциональный интеллект, организационный стресс и выгорание учителей
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Е. А. Столярчук, М. Л. Матвеева
Эмоциональный интеллект, организационный стресс и выгорание учителей
Стрессоустойчивость человека в социономических профессиях с давних пор привлекает внимание психологов. Учитель – профессия, в которой человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошённости вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. Одним из видов деструкции личности в процессе профессиональной деятельности выступает синдром выгорания, который возникает вследствие интенсивных и эмоционально насыщенных межличностных коммуникаций в процессе трудовой деятельности. Интерес к теме профессионального хронического стресс-синдрома, эмоционального выгорания обусловлен ростом темпов времени, возрастанием информационных потоков, воздействующих на учителя, увеличением необходимости и возможности (появление новых информационных средств и форм общения) коммуникаций между людьми.

Изучение и практическое подтверждение связи эмоционального интеллекта и склонности учителей к синдрому эмоционального выгорания позволят осуществлять профилактику эмоционального выгорания посредством направления усилий на развитие эмоционального интеллекта на ранних фазах адаптационного процесса деятельности. «Выгорающие» на работе учителя часто возвращаются домой раздражительными и эмоционально истощенными. Они полностью поглощены рабочими проблемами, от которых не могут освободиться даже в кругу семьи или друзей.
Установочные последствия выгорания заключаются в развитии негативных установок по отношению к ученикам, деятельности, организации или к себе, в отчуждении от работы и, как следствие, в снижении лояльности и привлекательности работы в данном образовательном учреждении. Поведенческие последствия проявляются как на уровне отдельного учителя, так и на уровне образовательного учреждения. «Выгоревшие» учителя прибегают к неконструктивным или неэффективным моделям поведения, чем усугубляют собственное переживание дистресса и повышают напряженность вокруг себя, что сказывается на снижении качества деятельности и коммуникаций. В образовательном учреждении ухудшается психологическая атмосфера, возрастают текучесть кадров, абсентеизм, конфликтность, снижаются количественные и качественные показатели работы. Выгорание – основной фактор профессиональной деморализации, отлынивания от работы, низкой производительности, конфликтности в семье и на работе, физической болезни и дистресса.
Цель исследования: изучить взаимосвязь эмоционального интеллекта и уровня организационного стресса с выраженностью симптомов эмоционального выгорания учителей и на основе анализа сформулировать рекомендации по профилактике и преодолению синдрома эмоционального выгорания. Актуальность исследования вызвана тем, что синдром эмоционального выгорания в последнее время является проявлением все возрастающих проблем, связанных с эффективностью деятельности учителей. В исследовании приняли участие 40 учителей в возрасте от 21 года до 55 лет, со стажем работы более 1 года.
Гипотеза исследования.
Предполагается, что существует тесная взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и уровнем организационного стресса с эмоциональным выгоранием учителей: у учителей с низким уровнем эмоционального интеллекта и высокой восприимчивостью к организационному стрессу отмечается высокий уровень эмоционального выгорания.
Методики исследования: методика оценки синдрома эмоционального выгорания В.В. Бойко, методика диагностики эмоционального интеллекта М.А. Манойловой, шкала организационного стресса Маклина, русскоязычная адаптация Н.Е. Водопьяновой. Обработка данных проводилась методом корреляционного анализа с использованием коэффициента ранговой корреляции в программе «SSPS for Windows».
Результаты исследования и их обсуждение. Учителя имеют высокий уровень эмоционального выгорания и низкий уровень стрессоустойчивости. Повышение эмоционального выгорания способствует возрастанию организационного стресса и приводит к снижению стрессоустойчивости учителей. С повышением осознанности и способности к управлению как своими эмоциями, так и эмоциями и чувствами учеников, коллег у учителей снижается напряжение и истощение. Таким образом, развитый эмоциональный интеллект выступает в качестве важной основы профилактики организационного стресса с симптомами эмоционального выгорания у учителей с повышенным риском организационного стресса. Это означает, что практически важной становится специальная подготовка, направленная на развитие эмоционального интеллекта, в структуре повышения квалификации учителей.
Источник: Ананьевские чтения – 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: материалы научной конференции, 21–23 октября 2014 г. / отв. ред. Г.С. Никифоров. – СПб.: Скифия- принт, 2014. – 420 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.