На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психологическое выгорание приемных родителей: причины и пути профилактики
Психологическое выгорание приемных родителей: причины и пути профилактики
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

А. С. Шубина
ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический
университет», Волгоград, Россия
Abstract. The article considers the problem of psychological burnout of foster parents, its possible causes, analyzed possible ways of prevention.
Keywords: Orphans, foster family, psychological support, psychological burnout of foster parents.
На этапе актуализации проблемы семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, интересы ребенка рассматривались специалистами как первоочередные, приемная семья чаще всего выступала условием его благополучного развития. Психологическое состояние приемных родителей не всегда было предметом специального внимания. Однако на сегодняшний день стало очевидно, что трудности, с которыми сталкиваются многие приемные родители на этапе адаптации, могут привести к эмоциональному выгоранию.

Задача специалистов, работающих с приемной семьей, – создать условия для профилактики эмоционального выгорания. Во-первых, приемный родитель представляет собой самостоятельную ценность как личность, во-вторых, его эмоциональное состояние, несомненно, сказывается на благополучии ребенка.
Область работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, является одной из самых сложных и эмоционально затратных. Несчастья, выпавшие на долю ребенка, обычно вызывают сильные негативные чувства – ощущения несправедливости, раздражения и гнева. Постоянная необходимость иметь дело с сильными эмоциональными переживаниями способствует формированию защитных механизмов, снижающих тяжесть переживания этих эмоций, потере чувствительности к переживаниям детей, попавших в трудную ситуацию.
Сам контакт с детьми зачастую затруднен: прошлый опыт большинства детей заставляет их относиться с опаской к взрослым. Они не подпускают к себе взрослых, «проверяют» их отношение к себе, ведя себя агрессивно в ответ на «хорошее отношение», манипулируют. Это истощает приемных родителей, они чувствуют себя неуспешными, начинают считать детей «неблагодарными». Таким образом, взаимодействие с ребенком, оставшимся без попечения родителей, требует значительных внутренних ресурсов и зачастую может выступать фактором риска развития психологического выгорания.
Существует несколько научных моделей синдрома профессионального выгорания. Наиболее распространённой является трехфакторная модель, предложенная К. Маслач и С. Джексон. Рассмотрим компоненты этой модели в контексте замещающей семейной заботы [1].
Эмоциональное истощение проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении. Приемная семья проходит в своем становлении ряд этапов и, как правило, на смену периоду «медового месяца», когда приемный родитель полон надежд на счастливое будущее с ребенком, приходит период разочарования и усталости. Ребенок начинает проявлять не лучшие черты своего характера, демонстрировать сложности в поведении. Фактически, он проверяет приемного родителя и всю семейную систему на прочность.
Спустя два месяца после приема пятилетнего ребенка в семью одна приемная мама рассказывает: «Ребенок, просыпаясь утром, ни с того ни с сего заявляет, что ненавидит меня. В течение дня неуправляем, словно не слышит меня вовсе. А тут еще выяснилось, что у него болячек полно. Мне в детском доме об этом не сказали». Когда на приемного родителя обрушиваются подобные «сюрпризы», он часто ощущает состояние безысходности. Мысль о возврате ребенка кажется страшной, нереальной, возникает ощущение, что каких-то несколько месяцев назад была совершена большая ошибка. Согласно исследованиям Н.В. Самоукиной, состояние выгорания на этой стадии может характеризоваться чувством постоянной, непроходящей усталости, частыми нервными «срывами», чувством неосознанного беспокойства и повышенной тревожности, чувством гиперответственности и страха, что «не получится». К этому может добавляться ощущение изоляции, непонимания окружающих и со стороны окружающих, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей [2].
Вторая составляющая – деперсонализация – сказывается в деформации отношений с другими людьми: это может быть повышение зависимости от окружающих или усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к ним. Приемные родители, испытывающие выгорание, используют отстраненность, как попытку справиться с эмоциональными стрессорами в семье изменением своего сострадания к ребенку через эмоциональное отстранение. В крайних проявлениях родителя почти ничего не волнует в его взаимодействии с ребенком, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к ребенку, он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно.
У приемных родителей может возникнуть ощущение, что какие бы усилия они не предпринимали, чтобы создать для ребенка атмосферу семейного тепла, все бесполезно. Появляется выраженная негативная установка на будущее, которая охватывает всю семейную систему. Существует риск нарушения семейной системы, которая неспособна справиться с новым стрессом, используя привычные способы реагирования.
Третья составляющая эмоционального выгорания – редукция личностных достижений – может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя как родителя, занижать свои достижения и успехи как по отношению к приемному ребенку, так и собственным детям, ограничении своих обязанностей по отношению к другим. Конкретные неудачи родителя в сфере взаимодействия с приемным ребенком «загораживают» весь его предыдущий успешный опыт родительства и взаимодействия с людьми в целом.
Одним из основных путей профилактики подобных эмоциональных состояний можно считать прохождение кандидатами в приемные родители обучения, подготовки к приему ребенка. Содержание данного обучения должно включать в себя рассмотрение как особенностей детей, воспитывающихся в неблагополучной семье и государственном учреждении, так и динамики развития приемной семьи. Будущим приемным родителям пригодится знание о том, что период взаимной адаптации ребенка и семьи часто не бывает быстрым и легким. Кроме того, в рамках подобного обучения необходимо сформировать у будущих приемных родителей готовность обращаться за помощью к специалистам при возникновении проблем взаимодействия с ребенком. Родитель должен уметь отслеживать, анализировать собственные эмоциональные состояния в момент взаимодействия с ребенком. Если они сигнализируют о приближающихся симптомах сгорания – это повод обращаться к специалистам.
Кроме того, чрезвычайно полезным является посещение приемными родителями клуба или групп встреч, где они получают возможность быть выслушанными и понятыми людьми, переживающими подобные проблемы, поделиться опытом, получить рекомендации. Наш опыт проведения родительских групп показывает, что чрезвычайно высокий терапевтический эффект имеет простая возможность услышать в группе, что ты не единственный, столкнувшийся с подобной проблемой. А это значит – не такой уж некомпетентный родитель.
Важный внутренний фактор, провоцирующий риск психологического выгорания, – перфекционизм, стремления все и всегда сделать очень хорошо, желательно лучше всех, добиться результата быстро. Во взаимодействии с приемным ребенком сложно ждать быстрых изменений во всех сферах его жизни. Многие дети не освоили элементарных бытовых навыков и правил общения, и
сформировать их сразу все не получится. Приемному родителю чрезвычайно важно уметь замечать и поддерживать малые, постепенные достижения ребенка. Этим он не только поможет ребенку поверить в себя и свои силы, но и себе как родителю почувствовать собственную родительскую компетентность.
Один из способов помочь таким родителям - давать специальные знания, благодаря которым у них могло бы развиваться профессиональное понимание объективных причин, влияющих на эффективность их деятельности. Это могут быть знания о возрастных особенностях детей, которые помогут им понять причины сопротивления ребенка их воспитательных воздействий, знания об истории жизни детей из неблагополучных семей. Подводя итог, отметим, что для приемных родителей могут быть полезны следующие мероприятия по профилактике выгорания:
- развитие навыков борьбы со стрессом (обсуждение после критического события, физические упражнения, регулярный отдых и др.);
- определение краткосрочных и долгосрочных целей взаимодействия с приемным ребенком;
- актуализация хобби, что не только поможет приемному родителю снять стресс, но и построить взаимодействие с ребенком на общей значимой деятельности;
- умение говорить об отрицательных эмоциях;
- фрустрационная профилактика (уменьшение ложных ожиданий);
- развитие и самосовершенствование себя как родителя, изучение литературы для родителей, посещение клубов для приемных родителей, групп встреч.

Литература
1. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. Том 22. № 1. 2001. С.90 - 101.
2. Самоукина Н.В. О проблемах практического психолога // Журнал практического психолога. - № 6. - 2002. - С. 3-14.
Источник: Психологическая культура в современном российском обществе: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции 23–24 апреля 2015; ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», Волгоградский филиал. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАН-ХиГС, 2015.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.