На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Особенности проведения тренингов с учащимися среднеобразовательных учреждений по программе «Школьной службы примирения»
Особенности проведения тренингов с учащимися среднеобразовательных учреждений по программе «Школьной службы примирения»
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Особенности проведения тренингов с учащимися среднеобразовательных учреждений по программе «Школьной службы примирения»
Колесниченко А.В.
ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского» (г. Саратов, Россия)
В 21 век, в век такого явления, как глобализация, возможны самые разнообразные столкновения. Конфликтные ситуации свойственны любой возрастной группе, будь то школьник или взрослый человек. Живя в социуме, человеку важно преодолевать конфликты, ища пути решения трудных ситуаций. Ведь благодаря социуму человек не просто индивид, он становится личностью, частью этого общества, его будущим.

Важно осознавать, что преодолению конфликтов лучше учиться с раннего возраста, что бы это в дальнейшем стало само собой разумеющимся. Нынешние подростки – будущее России, поэтому важно прививать детям умения и навыки преодоления конфликтных ситуаций как можно раньше. И здесь приходит на помощь программа «Школьная служба примирения». Именно в школьной среде дети начинают все больше и больше познавать мир. «Школьная служба примирения» станет для ребят некой школой, в которой они будут обучаться умения и навыки преодоления конфликтов. Выпускаясь из школы, молодые люди будут знать не только научные факты, но и иметь представления о том, как решить проблемные ситуации цивилизованным путем.
В рамках реализации проекта « Школьной службы примирения», нами были проведены тренинги в МБОУ «СОШ» №19, г. Энгельса, Саратовской области. В тренинге участвовали учащиеся 6-9 классов. Группа состояла из 12 человек. В своих тренингах, мы опирались на результаты обучения, реализованного силами преподавателей факультета психологии СГУ имени Н.Г. Чернышевского,
специализированную литературу по медиации, в которой были указаны принципы работы медиатора (примирителя), личностные качества, план работы медиатора с конфликтующими сторонами и пути решения конфликта. Цель проведения наших тренингов – научить школьников применению медиативного подхода в разрешении конфликтов, показать пути мирного разрешения конфликтов.
Наша задача заключалась в объяснении теории, понятий, а также демонстрации упражнений. Упражнения давали для лучшего усвоения материала.
Программа тренинга включала 2 этапа.
1 этап состоял из знакомства ребят с программой «Школьная служба примирения». Мы познакомили школьников с правилами самого тренинга, понятиям конфликтной ситуации, медиации, медиатора. Показали упражнения, в которых ребята ощутили, как им удобнее общаться друг с другом. Целью 1 этапа тренинга было познакомить с такой формой научения, как тренинг, познакомить учащихся с основными понятиями.
На 2 этапе мы уделили внимание стилям поведения медиатора (примирителя), личностным чертам медиатора, стилям разрешения конфликтов. Также были упражнения, связанные с эмоциями. Ребята быстро осваивали, предъявляемый нами материал. Школьники охотно шли на контакт, и выполняли упражнения, которые мы им предлагали. В группе были те ребята, которые сами проявляли инициативу и помогали в понимании материала другим школьникам. Целью 2 этапа было донесение до ребят стилей поведения решения проблемных ситуаций. Сделать акцент на эмоциональном состоянии конфликтующих сторон.
Итогом нашей работы стало ознакомление учащихся с принципами работы медиатора (примирителя), мы показали пути разрешения конфликтных ситуаций. Мы выполнили поставленные задачи: мы объяснили ребятам теорию и основные понятия. А так же продемонстрировали упражнения.
В дальнейшем, мы планируем проводить тренинги, акцентируя внимание школьников на эмоциональной грамотности. Так как в конфликте человек испытывает всегда целый ряд эмоций, которые могут привести к определенным последствиям, если их не регулировать. Поэтому мы считаем нужным, рассказать ребятам об эмоциях, которые встречаются в ситуациях конфликта, пути управления эмоциями. Немаловажным является и умением видеть эмоциональное состояние у окружающих людей, в том числе и в ситуациях столкновения.


Литература
1. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / Под общей редакцией Л.М. Карнозовой. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. 256 с.
2. Мельниченко Р.Г. Медиация: учебное пособие для бакалавров М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014.
3. Нечаева Ю.Б., Селищева А.Н. Медиация. Новый подход к разрешению конфликтов. Пермь, 2009.

Источник: Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2016. 339 с.

 

Это интересно

Рекомендации

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.