Л.Г. Бортникова Воспитание – целенаправленный и планомерный вид формирования личности и коллектива, опирающийся на обучение и дополняющий его связями приобретаемого в процессе обучения со свойствами направленности именно данной личности. Воспитание – эффективный метод руководства и вместе с тем само требует управления (Платонов К.К., 1984). Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду (Словарь практического психолога, 1997).
Как видно из определений на понятие воспитание единой точки зрения не существует. В то же время можно выделить общее в определениях, что воспитание – это целенаправленное процесс на основе формирования: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения. Выделяют воспитание в широком смысле, как воздействие на личность общества, и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Родители, учителя мечтают приучить детей нести ответственность за свои слова и поступки. Желая воспитать в детях чувство ответственности, взрослые, как правило, хотят, чтобы они руководствовались высшими ценностями. Проблема ответственности детей за свое поведение поднимает в свою очередь проблему ценностной системы родителей в ориентации на детское воспитание. Ценности упорядочивают действительность, вносят в нее осмысление, определяют наше поведение. Если мы хотим, чтобы дети несли ответственность за свои действия и поступки, необходимо их этому обучать. Воспитывать ответственность желательно с самого раннего детства. Для этого необходимо предоставлять ребенку право голоса, право выбора в делах, которые имеют для него наибольшее значение и смысл. Воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только при активности самого ребенка. Чем активнее человек при выполнении ответственного дела, тем больших результатов он может достичь. По мнению большинства авторов, воспитать ответственность – значит, научить субъекта осознавать соотношение прав и обязанностей, т.е. свободы и несвободы одновременно. Ответственность вырабатывали как в ходе проведения уроков математики – В.А. Буцик, М.П. Лапчик, 1983; М.И. Сырецкий, 1983, так и в ходе спортивных соревнований А.Д. Ганошкина, 1972. Говоря о воспитании ответственности необходимо отличать ее от воспитания исполнительности. Исполнительный человек, как правило, имеет внешний контроль и внешнюю мотивацию своей деятельности. В то время как ответственность предполагает внутренний контроль и внутреннюю мотивацию деятельности. Мы можем говорить об ответственности, когда человек делает дело, потому что не может этого не делать. Если же он что-то делает из-за боязни наказания, за награду и т.д., то ответственность еще не сформирована. Бытует мнение, что только в том случае, когда субъект осознает себя последней инстанцией, осознает невозможность делегировать ответственность другому или коллективу, можно говорить о ее сформированности. Исполнительный человек сделает ровно столько, сколько ему поручат, сколько предписано инструкцией, правилами. В то же время ответственный человек берет на себя решение задачи в целом, а не отдельных ее звеньев. Одновременно необходимо помнить, что для успешного формирования ответственности у человека первоначально нужно сформировать исполнительность. Ребенок должен принять порученное задание, осознать важность и необходимость своей деятельности не только для себя, но и для окружающих. Если первоначально он делает любое задание под контролем взрослых, то в дальнейшем это должно выполняться по принципу – «Не могу не делать». К. Роджерс на вопрос: «Как я могу вылечить или изменить человека» отвечал, что любые изменения происходят через опыт во взаимоотношениях, а для этого нужно знать свои возможности быть открытым и уметь принимать другого. Мы бы хотели добавить: и уметь нести ответственность за свои действия и поступки. Воспитание ответственного человека во многом зависит от родителей. В подростковом возрасте ребенок сам, вне зависимости от внешних обстоятельств, начинает осваивать новые сферы жизни, принимает решения. Ему приходится решать непростые задачи: устанавливать контакты с окружающими: осваивать роль взрослого – выполнять требования, обязанности, брать на себя ответственность; осмысливать ценности и т.д.
В этом возрасте, по мнению И.С. Марьенко (1987), родителям бывает очень трудно удержать баланс с одной стороны быть занятыми своей жизнью, увлечениями и быть доступными для ребенка, чтобы вовремя оказать помощь. Если вы испытываете трудности с вашим ребенком, то весьма вероятно, берете на себя руководство его жизнью. В результате ребенок привыкает, что ему не надо думать о том, как вести себя в том или ином случае, об этом позаботятся его родители. К тому же не надо отвечать за результаты своего поведения, так как это поведение придумали за него родители, следовательно, они за него и отвечают. Нам кажется, что данная мысль должна четко осознаваться родителями и учителями, дети никогда не станут ответственными, если им не давать самостоятельности. Источник: Воспитание ответственности у подростков : науч.-метод. пособие / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; науч. ред. В.П. Прядеин. – Сургут : РИО СурГПУ, 2013. – 173 с. |