На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психолого-педагогические аспекты воспитания ответственности
Психолого-педагогические аспекты воспитания ответственности
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Л.Г. Бортникова
Воспитание – целенаправленный и планомерный вид формирования личности и коллектива, опирающийся на обучение и дополняющий его связями приобретаемого в процессе обучения со свойствами направленности именно данной личности. Воспитание – эффективный метод руководства и вместе с тем само требует управления (Платонов К.К., 1984).
Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду (Словарь практического психолога, 1997).

Как видно из определений на понятие воспитание единой точки зрения не существует. В то же время можно выделить общее в определениях, что воспитание – это целенаправленное процесс на основе формирования:
1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;
2) мировоззрения;
3) поведения. Выделяют воспитание в широком смысле, как воздействие на личность общества,
и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений.
Родители, учителя мечтают приучить детей нести ответственность за свои слова и поступки. Желая воспитать в детях чувство ответственности, взрослые, как правило, хотят, чтобы они руководствовались высшими ценностями. Проблема ответственности детей за свое поведение поднимает в свою очередь проблему ценностной системы родителей в ориентации на детское воспитание. Ценности упорядочивают действительность, вносят в нее осмысление, определяют наше поведение. Если мы хотим, чтобы дети несли ответственность за свои действия и поступки, необходимо их этому обучать. Воспитывать ответственность желательно с самого раннего детства. Для этого необходимо предоставлять ребенку право голоса, право выбора в делах, которые имеют для него наибольшее значение и смысл.
Воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только при активности самого ребенка. Чем активнее человек при выполнении ответственного дела, тем больших результатов он может достичь.
По мнению большинства авторов, воспитать ответственность – значит, научить субъекта осознавать соотношение прав и обязанностей, т.е. свободы и несвободы одновременно.
Ответственность вырабатывали как в ходе проведения уроков математики – В.А. Буцик, М.П. Лапчик, 1983; М.И. Сырецкий, 1983, так и в ходе спортивных соревнований А.Д. Ганошкина, 1972.
Говоря о воспитании ответственности необходимо отличать ее от воспитания исполнительности. Исполнительный человек, как правило, имеет внешний контроль и внешнюю мотивацию своей деятельности. В то время как ответственность предполагает внутренний контроль и внутреннюю мотивацию деятельности. Мы можем говорить об ответственности, когда человек делает дело, потому что не может этого не делать. Если же он что-то делает из-за боязни наказания, за награду и т.д., то ответственность еще не сформирована.
Бытует мнение, что только в том случае, когда субъект осознает себя последней инстанцией, осознает невозможность делегировать ответственность другому или коллективу, можно говорить о ее сформированности. Исполнительный человек сделает ровно столько, сколько ему поручат, сколько предписано инструкцией, правилами. В то же время ответственный человек берет на себя решение задачи в целом, а не отдельных ее звеньев.
Одновременно необходимо помнить, что для успешного формирования ответственности у человека первоначально нужно сформировать исполнительность. Ребенок должен принять порученное задание, осознать важность и необходимость своей деятельности не только для себя, но и для окружающих. Если первоначально он делает любое задание под контролем взрослых, то в дальнейшем это должно выполняться по принципу – «Не могу не делать». К. Роджерс на вопрос: «Как я могу вылечить или изменить человека» отвечал, что любые изменения происходят через опыт во взаимоотношениях, а для этого нужно знать свои возможности быть открытым и уметь принимать другого. Мы бы хотели добавить: и уметь нести ответственность за свои действия и поступки. Воспитание ответственного человека во многом зависит от родителей.
В подростковом возрасте ребенок сам, вне зависимости от внешних обстоятельств, начинает осваивать новые сферы жизни, принимает решения. Ему приходится решать непростые задачи: устанавливать контакты с окружающими: осваивать роль взрослого – выполнять требования, обязанности, брать на себя ответственность; осмысливать ценности и т.д.

В этом возрасте, по мнению И.С. Марьенко (1987), родителям бывает очень трудно удержать баланс с одной стороны быть занятыми своей жизнью, увлечениями и быть доступными для ребенка, чтобы вовремя оказать помощь. Если вы испытываете трудности с вашим ребенком, то весьма вероятно, берете на себя руководство его жизнью. В результате ребенок привыкает, что ему не надо думать о том, как вести себя в том или ином случае, об этом позаботятся его родители. К тому же не надо отвечать за результаты своего поведения, так как это поведение придумали за него родители, следовательно, они за него и отвечают. Нам кажется, что данная мысль должна четко осознаваться родителями и учителями, дети никогда не станут ответственными, если им не давать самостоятельности.
Источник: Воспитание ответственности у подростков : науч.-метод. пособие / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; науч. ред. В.П. Прядеин. – Сургут : РИО СурГПУ, 2013. – 173 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.