А.Р. Гузаева Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Туймазы, Республика Башкортостан, Россия В последние годы приходит осознание того, что школа должна давать не только образование, но и формировать физически, психологически и интеллектуально здоровую личность, легко адаптирующуюся к окружающей среде и обществу. Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных установок и опыта (норм, установок, образцов поведения) культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводство им социальных связей и социального опыта [1]. Так, социализация подростка в 14-16 лет отразится на его будущем социальном положении, и на ситуации общества в целом. В процессе социализации у подростков формируется своя система норм и ценностей.
Яркими девиантными проявлениями этого возраста являются: Вербальная агрессия; Делинквентное поведение; Эмоциональная нестабильность; Неустойчивая самооценка; Злоупотребление психотропными веществами; Суицидальное поведение и т.д. Вербальная агрессия в подростковой среде становится нормой общения, а это в свою очередь ведет к моральному, физическому и духовному разложению личности подростка и общества. Употребление мата и сквернословия приводит к ухудшению психофизического состояния населения. Общество рискует выродиться через моральное, физическое и психическое нездоровье. На данный момент проблема сквернословия требует немедленного разрешения. С целью определения методов педагогического воздействия по профилактике сквернословия в подростковой среде был проведен социологический опрос педагогов школ Туймазинского района. В опросе принимало участие 20 педагогов из общеобразовательных школ района. Стаж работы в школе от 0 – 20 лет – 10 педагогов и старше 20 лет – 10 опрошенных. Одним из негативных качеств подросткового возраста, по данным социологического опроса (100%) является – вербальная агрессия (сквернословие, грубость).
Среди причин сквернословия в подростковой среде педагоги выделили: Социально - экономическая среда, в которой живет подросток (100%); Влияние СМИ (кино, газеты, Интернет, социальные сети) (100%); Отсутствие занятости подростка во внешкольное время (80%); Отсутствие патриотического воспитания в школах (75%); Завышенная самооценка подростка (75%); Протест против существующих правил (20%). Анализируя ответы педагогов о методах профилактики сквернословия в подростковой среде, было выявлено, что: Увеличение штрафных санкций (100%); Ужесточение цензуры на TV, в газетах, журналах (100%); Ограничение доступа несовершеннолетних к Интерне-ту(90%); Увеличение социальной рекламы о красоте русского языка (75%); Усиление патриотического воспитания в школе, проведение военных сборов, приглашение участников ВОВ, воинов Афганцев, Чернобыльцев (60%); Изготовление, выпуск журналов, газет с разделами в которых делается упор на то, как нужно правильно говорить, писать, слушать (60%); Воспитание в подрастающем поколении уважительного отношения к собеседнику, обучение этикету разговора по телефону, социальным сетям (60%); Обеспечение занятостью несовершеннолетних во внешкольное время (кружки эстетики, культуры речи, ораторства, художников-оформителей, дизайнеров) (45%); Развитие в школах интеллектуального досуга - марафоны, олимпиады, практические работы, акции, литературные вечера, проведение балов (балы эпохи Лермонтова, Пушкина) (40%);
Формирование в школах социально-психологической службы, по профилактике сквернословия с использованием комплимент терапии, лечение словом, art-терапии (35%). Таким образом, по мнению педагогов в профилактике сквернословия в подростковой среде, в первую очередь государство должно пересмотреть законодательные акты, ужесточить штрафы за употребление нецензурной речи в обществе. Государственная власть должна понять, что вербальная агрессия - это первая ступень в лестнице, которая ведет общество к деградации, моральному, духовному и интеллектуальному разложению. Подросток социализируется в обществе по мере взросления, воспитания и приобретаемого опыта. Какой это будет опыт, зависит от семьи, родственников, соседей, друзей, школы, государства. Если скверные слова дети слышат на улице, в школе, в магазине, в транспорте, по TV, радио, читают в журналах, газетах, Интернете, то они и будут общаться матом. А школа, как социальный институт не в силах самостоятельно (без поддержки государства, родителей) справиться с неудержимым ростом употребления сквернословия в подростковой среде. Литература 1. Мардакаев Л.В. Словарь по социальной педагогике.- М., 2002. |