На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Специфика профессионально-педагогической деятельности учителя
Специфика профессионально-педагогической деятельности учителя
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Ключевые слова: профессионально-педагогическая деятельность, педагогическая деятельность, коммуникативная деятельность педагога, коммуникативная компетентность.
Профессия педагога является одной из самых важных в современном обществе. Так как только от деятельности учителя зависит развитие личности, способностей, компетентности человека.

Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человеческих знаний, опыта, культуры и создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определённых социальных ролей в обществе. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных образовательных учреждениях. Целью любой профессиональной деятельности выступает производство общественно ценного продукта. Педагогическая деятельность направлена на обучение, воспитание и развитие учащихся. Профессионально-педагогическая деятельность – это интегративная деятельность, включающая психологический, педагогический и производственно-технологический компоненты [5].
Педагогический процесс – это, как правило, всегда взаимодействие между педагогом и учащимися в разных видах учебно-воспитательной работы [6]. Будет ли успешна педагогическая деятельность, зависит, прежде всего, от характера и содержания отношений, возникающих между её участниками.
Главным условием успешного взаимодействия в ходе педагогического процесса служит коммуникативная деятельность педагога. Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в ситуации общения, требует от него проявления коммуникативной компетентности, ведь именно от неё зависит уровень развития социально-психологических качеств личности учащихся, которые способствуют межличностному взаимодействию.
Если говорить о коммуникативной компетентности педагога, то это значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию, способность конструировать обратную связь.
Педагогический процесс всегда предполагает контакт между его участниками и ведущую роль учителя в нём. Чтобы контакт был конструктивным, учителю нужно знать об индивидуальных особенностях обучающихся и учитывать их, иметь представление о своих собственных возможностях, а также владеть методами построения оптимальных стратегий педагогического влияния. Всё это возможно, если учитель ориентируется на формирование у себя и обучающихся коммуникативных качеств личности, умений трезво оценивать межличностные отношения. Ведь коммуникативная компетентность педагога, прежде всего, обеспечивает контакты, сотрудничество в ходе совместной деятельности, взаимодействие и в конечном итоге – систему отношений.
Нельзя не упомянуть те значимые социально-психологические качества личности, которыми обязательно должен обладать педагог – это рефлексивность, гибкость, эмпатийность. Особенность этих перечисленных педагогических качеств личности заключается в том, что каждое из них интегративно и комплексно, характеризуется многоуровневой структурой. Все они находятся во взаимосвязи друг с другом, сочетаются друг с другом и образуют единство.
Взаимодействие между педагогом и учащимися не будет эффективным, если учитель будет осознавать только особенности своего стиля общения, а не опираться на знания каждого учащегося как субъекта взаимодействия. Педагогу необходимо знать ведущие мотивы, которые определяют направленность деятельности каждого конкретного ученика, выбирать приёмы мотивации, являющиеся инструментом успеха достижения педагогического взаимодействия. Эти приёмы расширяют зону ближайшего развития ученика, то есть уровень его учебных возможностей [2].
Качество и результат педагогического взаимодействия будет определяться: направленностью личности ученика, педагогическим тактом и стилем общения учителя, уровнем толерантности участников педагогического процесса. В педагогической практике именно общение является важнейшим фактором профессионального успеха. По мнению М.Н. Скаткина, высокая техника педагогического общения – не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства. Поэтому обучение и отработка навыков общения становится главной задачей педагога, ведь он стремится к конструктивному взаимодействию с коллегами, с учениками и их родителями.
Навыкам общения человек обучается на протяжении всей своей жизни. Именно поэтому при обучении педагогов конструктивному поведению в процессе взаимодействии с родителями важна отработка определённых навыков
в конкретных ситуациях. В связи с этим можно говорить о том, что самой эффективной формой обучения становится тренинг, который даёт возможность каждому участнику приобрести и закрепить новые навыки взаимодействия с окружающими. В настоящее время характерной особенностью политики многих организаций, в том числе образовательных, стало проведение тренингов и семинаров по теме «Общение». Они повышают уровень коммуникативной компетентности педагогов и благоприятно сказываются на процессе взаимодействия.
В коммуникации важным оказывается всё: что говорим, как говорим, каким образом воспринимаем информацию партнёра по общению. Поэтому наипервейшим условием успешности взаимодействия педагога и обучающегося является знание структуры общения.
В заключении можно сказать, что вместе с развитием образования изменяется и педагогическая деятельность. И уже можно с уверенностью говорить, что требования к педагогу-профессионалу, несомненно, возрастут.

Список литературы
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 1999.
2. Зимняя И.А., Малахова В.А., Путиловская Т.С., Хараева Л.А. Педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под. ред. А.А. Бодалёва, В.Я. Ляудис. – М., 1980.
3. Ивашов А.Н., Заика Е.В. Методика исследования коммуникативных установок личности // Вопросы психологии. – 1994. – №5.
4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.
5. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. – Брянск: изд-воБрянского государственного университета, 2003. – Кн. 1. – 174 с.
6. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд. – М, 1990.
Источник: Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 мая 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015 – 296 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.