Школьная форма. Договорятся ли поколения
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

школьная форма


Аннотация: в данной статье речь идет о том, как одеваются и выглядят современные учащиеся в наших школах. Показаны взгляды поколений на эту тему. Рассматривается целесообразность наличия формы в школе. Автором предложен определенный выход из сложившейся ситуации.
учеников, школа СССР, дресс-код, современные ткани, ателье. Ключевые слова: школьная форма, ученики, эстетический вид, здоровье
Многие пытались найти ответ на вопрос: а нужна ли школьная форма, является ли она средством поддержания дисциплины или ущемление прав ребенка? Порядок введения школьной формы не регламентирован никакими нормативными документами. Это должно быть зафиксировано в уставе образовательного учреждения. То, какой должна быть одежда учащихся, и должна ли быть вообще, решают органы управления образовательного учреждения: родительский комитет, совет школы или иные нормативные акты.

Посмотрите, в чем большинство школьников ходят на занятия: тут и спортивные костюмы, и декольте, и голые животы с пирсингом, и вызывающие маечки, и «шпильки», и узкие джинсы с заниженной талией. Все это явно ухудшает не только эстетический вид класса, но и здоровье. При ношении узких брюк и юбок происходит ухудшение кровоснабжения области таза и нижних конечностей. Пояснично-крестцовая область и нижняя часть живота – зоны, где сосредоточены нервы и сосуды, обеспечивающие функционирование почек, мочевого пузыря, органов половой системы, спинного мозга. Следовательно, нарушение этих органов не безопасно для здоровья учеников.
К тому же школа – это общественное место, а не дискотека, где можно одеваться как хочешь, чтобы обратить внимание на себя противоположного пола посредством вычурной одежды. Школа открывает нам мир во взрослую жизнь. Если приучить детей в аккуратности в одежде, привить стиль, в конце концов, просто научить тому, что в общественных местах необходимо одеваться «соответствующе», то и по жизни дети будут разбираться во вкусе одежды.
Можно привести следующий пример. Поколение советских времен с 1949 по 1992 г. носили в школу единую форму. Многие наверно помнят эти скучные коричневые платья с фартуками, которые «колются» ввиду чистошерстяного состава, а в мальчиковом костюме, наверно, просто было жарко. Это поколение выросло и, по наблюдениям (с точки зрения модельера) почти никто не имеет вкуса к одежде, т. е. не умеют одеваться стильно и со вкусом. От части эти корни углубляются в школу СССР. Из-за того, что дети носили такую однообразную форму, а учительницы унылые платья и юбки, выработался стереотип однообразия и безвкусицы. Почти каждая ученица во время всех этапов обучения всегда в первую очередь оценивающе смотрит на одежду учителя и старается подражать ей. От кого же девушка могла научиться красиво одеваться?
Следовательно, эстетический вкус к одежде необходимо прививать с детства. Дети должны привыкнуть к тому, что костюм – это нечто большее чем просто одежда. Пусть каждый чувствует в школе себя красивым и элегантным. Достаточно – просто ввести Дресс-код делового стиля с достаточным количеством вещей в комплекте, которые можно по-разному сочетать. Это будет и деловой стиль и, в то же время, не однообразная и одна на всю неделю одежда.
В современных школах к введению школьной формы склоняются в большей степени учителя и директора. Они, как и некоторые родители, считают, что это поможет сгладить разницу в материальном положении среди школьников. Хотя это отнюдь не так. Скорей наоборот – современная красивая деловая одежда не так уж и дешево стоит.
Для того чтобы обеспечить наличие соответствующей одежды для учеников внутри региона можно открыть специальные ателье по пошиву школьной формы. Многие предприятия готовы производить такую одежду.
Многие люди с приличным достатком никогда не покупают вещи в магазинах, а принципиально одеваются только в ателье, значит и детей поведут туда же, чтобы сшить индивидуальную школьный костюм. Чтобы привлечь больше клиентов работники ателье могут организовать свою работу не только по индивидуальным заказам, а шить некоторые модели форм, так сказать, по типу массового производства. Это значит выкраивание и пошив стандартных моделей по типовым меркам. Такие вещи минимум на треть дешевле индивидуального пошива. Следовательно, люди с не столь высоким достатком могут одеваться именно в «типовую» одежду. Этот термин не означает, что школьная форма будет обыденной и серой, ее так же можно украсить и усовершенствовать по современной моде и молодежному стилю. Только она будет выполнена массовым бригадным способом. А те изделия, которые шьются индивидуально на данную фигуру, а естественно будут индивидуального стиля, могут украшаться дополнительными аксесуарами, усложняющими элементами (какими захочет заказчик) из дорогого качественного материала. И естественно будет дороже, что будет доступно отдельным лицам, о которых говорилось выше. Все вышеизложенное ведется к тому, что если создавать ателье, которое будет специализироваться именно на пошиве школьной формы, то сделать это вполне возможно. И люди с любым видом достатка смогут позволить купить своим детям соответствующую одежду. Она точно не будет на много дороже современных джинсовых брюк за 2000-3000 р. которые выходят из строя через полгода. Ну если кому уж очень нравится джинсовая одежда, можно предложить современную мягкую джинсовую ткань. Любые виды предложенной ткани для детей должна отвечать определенным требованиям.
Натуральные ткани и ткани искусственного происхождения удобны и практичны, позволяют чувствовать себя легко и удобно, хорошо сохраняют форму и внешний вид. Еще один положительный момент создания ателье – это дополнительные рабочие места в наше трудное для поиска работы время.
Сравнивая мнения преподавателей, учеников и родителей можно выделить некоторые основные позиции.

Учителя:
- форма дисциплинирует человека;
- строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий;
- ученик в форме думает об уроках, а не о том, как выглядит;
- школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом опре деленного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе.
Ученики:
- «когда все школьники одеты кто как хочет, то и класс выглядит пёстрым и некрасивым. Если бы была школьная форма, то все мы выглядели бы опрятно. Очень хочется, чтобы в школе была форма»;
- дети не отличались бы друг от друга и класс был бы дружный;
- не надо каждое утро думать «В чем пойти в школу»;
- в жилетах и пиджаках иногда очень жарко и неудобно сидеть;
- «мы быстро вырастаем из формы и приходится искать новую вещь».
Родители:
- форма нужна: она приучает детей к дисциплине, развивает дух единения;
- форма дисциплинирует детей, но она не должна ликвидировать их индивидуальность;
- «...нет, она не должна одеваться как серая мышка, совсем неприметная.».
Вот так разнятся взгляды тех, кто заинтересован в этом вопросе.
В школе Н. г. Сыктывкара был проведен эксперимент. Классные руководители двух классов 5-го и 7-го решили заказать модельеру-конструктору пошив символики класса. В качестве этого атрибута выбрали жилет. В 7-м классе были просто классические черные жилеты, а в 5-м - в черно-белую клетку. По прошествии года был проведен опрос и вот какие ответы прозвучали:
- основные ответы учеников: «...надоел уже этот жилет, зачем только они нужны..», «мне нравятся эти жилеты в клеточку...»;
- учителям всем очень нравится, как выглядят школьники в жилетках;
- мнения родителей таковы: «Появилась хоть какая-то принадлежность к классу...», «...дети стали элегантнее...», «Ребенок почти сразу вырос из этого жилета, зачем только деньги потратили...».
Сведя к выводу этот опрос, а также статью можно сделать вывод, что все равно нет единого мнения о введении школьной формы. Взгляды и родителей, и учителей и школьников разделяются на две позиции. Но все-таки принимать решение придется им.
В заключении хочется отметить: в наше время дети слишком развязны и свободны не только в стиле одежды, но и в поведении. Поэтому введение, если не полностью укомплектованной формы, а хотя бы некоего дресс-кода, позволит немного уравновесить раскованность учеников и воспитать внутреннюю дисциплину.

Список литературы

1. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. 1917–1973 гг. – М.
2. Школьная форма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: wikipedia Школьная форма
3. Бескоровайная Г.П. Конструирование одежды для индивидуального потребителя: Учебное пособие. – М.: Мастерство, 2001. – 120 с.
4. Ломов А.О проблемах школьной формы и требования к одежде учащихся [Текст] / А. Ломов // Директор школы. – 2014. – №4. – С. 88–89.
5. Дюльдина Ж.Н. Школьная форма в России и ее влияние на формирование нравственных ценностей у детей [Текст] (историко-педагогический аспект) / Воспитание школьников. – 2014. – №2. – С. 73–76.
Источник: Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 мая 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015 – 296 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Тесты Жуковского
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.