На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Влияние психологических особенностей личности на профессиональную деятельность
Влияние психологических особенностей личности на профессиональную деятельность
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Профессиональная сфера является одной из основных сфер жизнедеятельности человека. Человек как субъект деятельности большую часть своей жизни посвящает профессиональному виду труда, как главному направлению становления человеческой сущности.
Н.В. Самоукина определяет суть профессиональной деятельности через раскрытие термина «профессия», который имеет латинские и французские корни и имеет значение «говорить публично, объявлять, заставлять». Следовательно, профессиональная деятельность - это деятельность в социуме.

Автор подчеркивает, что на всех этапах развития человека как профессионала он действует в условиях двух групп факторов: объективных (требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к его труду и наличию у него профессиональных знаний, умений, навыков, профессионально значимых качеств) и субъективных (задатки и способности, индивидуальнопсихологические свойства и особенности, уровень притязаний и его мотивация), причём теоретически необходимо, чтобы система объективных профессиональных требований находилась в соответствии, взаимной сообразности с субъективными особенностями и возможностями человека-профессионала [24].
Н.А. Лаврова, анализируя влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек - человек», указывает, что субъект трудовой деятельности как личность характеризуется определённой специфической совокупностью устойчивости личностных образований, в которую входят: мотивы, установки, иерархическая система сложившихся субъективных отношений, направленность, способы поведения и реагирования, характерологические особенности и другие структуры, определяющие своеобразие его индивидуально-психологических проявлений в профессиональной деятельности [15].
В отечественной и зарубежной психологии возрос интерес к исследованию профессиональных и личностных качеств специалистов различных профессий. М.В. Молоканов, И.Г. Сизова, Е.В. Юдина отмечают зависимость между личностными качествами специалиста и эффективностью в профессиональной деятельности [18, 26, 30]. Именно личностные качества определяют модель личности эффективного специалиста, которая составляет успешность деятельности указывает в своей работе Е.В. Юдина [30].
Профессиональная деятельность человека способна также оказывать влияние на сферу его отношений, так как является реализацией основной социальной потребности. В условиях выполнения профессиональных функций происходит сравнение с коллегами, оценка себя на основании собственной компетентности, результативности, успешности. Именно в профессиональной деятельности как общественно значимой, общественно оцениваемой формируется пространство утверждения или корректировки самооценки. Попадая в профессиональную среду, человек усваивает определенные «поведенческие паттерны», типичные для представителей конкретной профессии, связанные со спецификой выполняемой деятельности. Отношение к окружающим людям также определяется рамками этих паттернов, следовательно, представители каждой конкретной профессии характеризуются специфичным самоотношением и имеют характерные особенности отношения к другим [10].
Категории самоотношения человека и его отношения к другим распространяют свое влияние на все сферы жизнедеятельности, будь то семейные, производственные, бытовые отношения. Взаимосвязь этих параметров не только способна определять специфику межличностного взаимодействия индивида, но и оказывать значимое влияние на качество профессиональной деятельности и уровень самореализации специалиста. Особенно это касается профессий типа «человек - человек», так как предметом труда здесь являются непосредственно межличностные взаимоотношения. В связи с чем, мы посчитали целесообразным на теоретическом и практическом уровнях рассмотреть вопрос влияния самоотношения и отношения к окружающим на профессиональную деятельность человека.
Категории «самоотношение» и «отношение к окружающим» входят в общую сферу отношений человека. Под понятием «отношение» в психологии принято понимать субъективную связь, «которая устанавливается между индивидом и каким-то объектом (предметом, человеком, событием) и проявляется в его эмоциональных реакциях, категоризации данного объекта, определенном шаблоне действий». В рамках изучаемой проблематики мы будем опираться на определение, что «отношения - это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных компонента: отношение человека к людям, отношение к себе, отношение к предметам внешнего мира» [21].
Тема самоотношения в психологии изучалась довольно активно. И. Кон, Н.В. Казаринова, В.Н. Куницына, В.М. Погольша, К. Роджерс, Р. Уайли, С. Гордон определяют самоотношение как целостную оценку человеком своего «Я», как принятие или непринятие самого себя [13, 14, 31].
Другая группа исследователей изучали самоотношение через отдельные аспекты. Так В.В. Столин и С.Р. Пантилеев утверждали, что самоотношение личности раскрывается через самосознание и внутреннюю конфликтность, в которой проявляются собственные черты и ценности личности [23, 27, 28]. Проблема социальных ролей и связанная с ней проблема самоотношения исследовалась К.В. Муравьевой, Е.С. Шильштейном, Дж. Мидом, Дж.Л. Морено, Э. Берном [20]. С точки зрения И.Н. Семенова и Ю.А. Репецкого самоотношение целесообразно изучать через самоопределение и самореализацию личности [25].
А.Н. Леонтьев связывает самоотношение с мотивами человека [16]. Н.В. Чудовой принадлежит идея изучать самоотношение в связи с мифологической идентификацией индивида.
Сегодня самоотношение понимают как целостную личностную характеристику, обеспечивающую мотивацию поведения и деятельность, способствующую полноценному развитию индивида, изменению его позиции в обществе. Сегодня на основе идей Б.Г.Ананьева, Л.И. Божович, А.В. Мудрика, Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столина, С.Л. Рубинштейна самоотношение рассматривается как важнейший элемент всей внутренней структуры личности.
Проблема отношения к окружающим разрабатывалась А.В. Андреевой, Е.В. Андриенко, А.А. Бодалевым, Я.Л. Коломенским, Д. Майерс, А.В. Морозовым, В.Н. Мясищевым [2, 3, 5, 12, 17, 19, 21]. Ю.В. Александрова исследовала взаимосвязь самоотношения и отношения к окружающим [1]. Изучение самоотношения, отношения к окружающим и профессиональной деятельности принадлежат работы О.В. Горбуновой, Л.В. Филипповой, А.А. Деркач, А.А. Чекалиной, Р. Уайли [8, 10, 29, 31].
Индивидуальные особенности самоотношения человека оказывают значимое влияние на отношение к профессиональной деятельности и успешности реализации себя как профессионала. О.В. Горбунова, Л.В. Филиппова, исследуя влияние самоотношения студентов на учебно-профессиональную деятельность, установила, что студенты с разной степенью осознанности и разной структурой самоотношения характеризуются различным восприятием и отношением к учебной деятельности [8].
Кроме того, было проведено исследование психологических особенностей профессиональной самооценки личности и условий ее совершенствования. В результате данного исследования было установлено, что существует самая непосредственная взаимосвязь профессиональной и личной самооценки. Большая часть работающих лиц идентифицирует свои личные успехи, личностные достижения с профессиональными. Отмечается, что самооценка здесь рассматривается как выражение самоотношения индивида в плане способности самореализации, самоосуществления как субъекта деятельности.
Таким образом, можно предположить, что индивидуально-психологические особенности человека (самоотношение) оказывают определенное воздействие на осуществление и результативность его профессиональной деятельности.
Если говорить о профессиях типа «человек - человек», то стоит отметить, что существуют определенные требования, предъявляемые к личности специалиста. Такой критерий как позитивное отношение к другим является важной характеристикой, входящей в перечень требований. Проявление положительных чувств и эмоций при общении с людьми есть необходимое условие для успешной профессиональной самореализации. Позитивное отношение к себе значимо в не меньшей степени, оно проецируется на все сферы жизнедеятельности человека, поэтому также является фактором, определяющим его профессиональную успешность.
М.Е. Зеленова занималась исследованием особенности связи самоотношения и отношения к окружающим на примере деятельности учителя. Она указывает, что особенности восприятия учителем учеников и его самовосприятия всегда связаны с эффективностью учебно-воспитательного процесса. Автор утверждает, что существует связь между самовосприятием учителя, его уверенностью в себе и результативностью педагогической деятельности [11]. В ходе исследования было установлено, что учителя, имеющие высокую степень принятия себя, обладают большей способностью оказывать воздействие на Я-концепцию и успешность в обучении учащихся. Условно обозначим эту группу учителей как успешных. Для них характерно положительное отношение к себе - воспринимают себя как ласковых, красивых, легких, активных, мягких, тонких и т.п. Такие учителя более общительны, более эффективны в решении поставленных задач, имеют более высокую самооценку, менее тревожны. Неуспешные учителя чаще дают себе усредненные оценки, причем по всем показателям.
При сравнении самооценок учителей и оценок, даваемых ученикам, было выявлено, что разница между ними у успешных учителей меньше, нежели у неуспешных. Кроме того, проводилось сравнение оценок «мои ученики» и « идеальные ученики». Выявлено, что успешные учителя в целом оценивают идеальных учеников соответственно реальным, то есть, склонны принимать своих учеников такими, какие они есть. Представление неуспешных учителей о своих учениках примерно в полтора раза ниже представлений об идеальных учениках.
На основании проведенного теоретического анализа по данной проблематике можно сделать следующие выводы: во-первых, самоотношение индивида - важный аспект его бытия. Оно определяет стиль жизни человека, жизненную позицию, отношения тех людей, кто, так или иначе, взаимодействует с ним.
Во-вторых, в структуру самоотношения входят различные компоненты, имеющие индивидуальные пропорции и уровень развития. Это и определяет непохожесть человека на других, его неповторимость, его уникальность.
В-третьих, различные исследователи вкладывают свои смыслы в понятие самоотношения, но существуют общепризнанные компоненты, такие как: Я-концепция, самооценка, самоприятие, самоуважение.
В-четвертых, отношение человека к окружающим представляет собой уникальную составляющую личности человека. Эта область отношений опосредована рядом факторов, к которым относятся индивидуальные особенности самой личности; особенности социальной перцепции; эмоции и чувства, вызываемые процессом общения с партнером, стиль его поведения; мнения значимого окружения; нормы и стандарты социальных взаимодействий; степень выраженности потребности в аффилиации.
В-пятых, существует ряд аспектов, искажающих восприятие и оценку человеком партнера по взаимодействию, следствием чего может являться формирование не совсем адекватного отношения к окружающим. К числу таких аспектов относятся ошибки социальной перцепции (эффект ореола, эффект снисходительности, эффект проекции, эффект первичности и недавности); установки, предрассудки и предубеждения, стереотипы; влияние каузальной атрибуции.
В-шестых, наличие взаимосвязи межу самоотношением и отношением к окружающим признается многими психологами, подтверждением этому могут служить результаты их исследований. Причем данные категории не только находятся во взаимосвязи, но и обусловливают друг друга. Особенности подобной взаимосвязи определяются рядом факторов, к которым относятся: индивидуальные характеристики личности, тип отношения окружающих к данному человеку, его социальная ситуация развития и т.д.
В-седьмых, взаимосвязь самоотношения и отношения к окружающим рассматривается исследователями с различных позиций, через различные основания (феномен аттракции, казуальная атрибуция, выделение основных типов данной взаимосвязи).
В-восьмых, наиболее значимой тема самоотношения, отношения к другим и связи этих категорий представляется в свете профессионального взаимодействия человека. Доказано, что существует достоверная взаимосвязь между общей и профессиональной самооценкой. Именно в профессиональной деятельности открывается широкое пространство для проявления самооценки, ее углубления, корректировки. Степень принятия себя человеком, уровень его самооценки, мера позитивности Я-концепции влияют на характер его отношения к окружающим и способствуют успешности его профессиональной деятельности.
Исходя из всего выше сказанного, мы считаем чрезвычайно актуальной проблему эмпирического исследования влияния самоотношения и отношения к окружающим на профессиональную деятельность человека. Актуальность проблемы усиливается, когда речь касается вопросов качеств профессионализма в новых социально-экономических условиях и новых системах профессионального образования, а также изучения личностных процессов, связанных с проблемой формирования профессионального саморазвития.
В ходе работы мы исследовали особенности сферы отношений у менеджеров, то есть у представителей профессии, которая также относится к категории «человек - человек». Мы предположили, что успешность и результативность работы менеджера зависит и от таких показателей как меры их принятия - непринятия себя, степени их самоуважения и аутосимпатии, от уровня и адекватности самооценки. В тоже время, не менее, а может и более важным является их отношение к окружающим. Здесь имеет значение все, от правильности первого впечатления до интерпретации поведения того, кто обратился за услугами. От того, какое сложилось у специалиста отношение к клиенту, каким образом это отношение демонстрировалось, зависит его успех. Самоотношение специалиста, работающего в сфере услуг, его отношение к окружающим как к потенциальным клиентам могут явиться либо рекламой его профессиональной деятельности, либо антирекламой. Психологические аспекты здесь могут сыграть гораздо более значимую роль, чем творческие. Если менеджер не имеет навыков общения, если отягощен какими-либо серьезными личностными проблемами в сфере самоприятия и отношения к другим, его профессиональная деятельность будет, вряд ли, успешной.
Решение задач эмпирического исследования обеспечивалось комплексом методических процедур: методика «Самоотношение» С.Р.Пантилеева, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, методика «Незаконченные предложения» (Сакса- Леви). Выборку составила группа менеджеров в количестве 60 человек, в возрасте от 22 до 48 лет.
Применяя математическую статистическую процедуру факторного анализа, мы выявили устойчивые комплексы переменных, позволяющих описать основные типы взаимосвязи самоотношения и отношения к окружающим у респондентов. Факторизации по методу главных компонент была подвергнута матрица, включающая показатели, полученные в результате применения полного набора методик.
Первый фактор объединил признаки, характеризующие несмелых, неуверенных людей, стремящихся избежать ранящего взаимоотношения с окружающими. Их самоотношение не является позитивным, отношение к другим защитно-негативное.
Респонденты, входящие в данную группу не уверены, что их характер, деятельность, поступки - все, что связано с их личностью, способно вызвать у других интерес и позитивные эмоции. Общий фон их самоотношения не является положительным и полностью принимающим. Они считают себя эгоистичными, упрямыми, способными к проявлению агрессии и авторитарного стиля общения. В то же время понимают, что зависимы, подозрительны и подчиняемы. Для них характерна склонность к глубокой саморефлексии. Оценку своего «Я» они осуществляют через собственные интересы и увлечения, не учитывая при этом сферу исполнения социальных ролей. Следовательно, собственный внутренний мир является для них более значимым, чем взаимодействие с другими людьми. Иногда они выглядят странными для окружающих и остаются непонятыми, что в принципе их не очень тревожит.
Между такими людьми и их окружением стоит стена непонимания и отчуждения, они стремятся быть в стороне от всех. Возможно, тенденция дистанцироваться от окружающих носит защитный характер. Часть окружающих как мужчины, так и женщины воспринимается пугающе авторитарными, подавляющими, властными эгоистичными, способными причинить боль, в связи с чем, их общее отношение к другим не носит положительного окраса. По отношению к более слабым,зависимым и подчиняемым людям представители данной группы могут выступать как вполне дружелюбные и альтруистичные.
Второй фактор объединил признаки, характеризующие спокойных, уверенных в себе, интравертированных людей, имеющих позитивное самоотношение и избирательное отношение к окружающим.
Респонденты, относящиеся к данной группе обладают способностью к саморуководству. Свое «Я» они воспринимают как некий внутренний стержень, организующий собственную личность, деятельность, поведение, общение и т. п. За все, происходящее в своей жизни, они принимают ответственность только на себя. Их внутренние побуждения и цели обоснованы и последовательны. Для представителей данной группы характерна способность эффективно управлять собственными эмоциями и переживаниями. Общий фон самоотношения - позитивный. Они вполне довольны собой и самодостаточны, полностью принимают себя и не испытывают желания хоть как-то изменяться. Представители данной группы уверены в том, что заслуживают положительных эмоций со стороны окружающих. Они не склонны к сомнениям и несогласиям с собой, им не присущи внутренние конфликты и чрезмерное самокопание.
Оценка собственной личности происходит по внешним критериям, а также интересам, увлечениям, склонностям, исключая аспект социальных ролей, что свидетельствует о большей направленности на себя и заинтересованности собственной персоной, нежели взаимодействием с окружающими. Лица описываемой категории склонны к спокойным эмоциональным реакциям, определенной пассивности и интравертированности, не носящей защитного характера.
Оценка окружающих происходит в основном по внешним критериям, не принимая во внимание сферу индивидуально - психологических характеристик, так как область тесного взаимодействия с другими людьми не представляется особенно значимой. Окружающие подразделяются для лиц данной группы на две категории: к первой относятся эгоистичные, авторитарные, подозрительные женщины и эгоистичные мужчины. По отношению к этой группе респонденты описываемого типа проявляют ответные эгоизм, агрессию, авторитарные качества. Другая часть окружающих объединяет подчиняемых, дружелюбных, альтруистичных людей, по отношению к которым демонстрируется позитивное отношение: дружелюбие, альтруизм, подчинение.
Третий фактор объединил признаки, характеризующие самоуверенных, сильных людей, имеющих позитивное, принимающее самоотношение и снисходительно-негативное отношение к другим.
Представители данной группы имеют достаточно осознанное самоотношение. Они обладают определенной внутренней честностью, необходимой для признания некоторых собственных качеств (негативных с точки зрения обыденной морали). При этом респонденты самоуверены, считают себя самостоятельными, надежными, достойными самоуважения и уважения со стороны окружающих. Для них характерно ощущение ценности собственной личности (характеристики своей духовности, нравственности, внутреннего мира и т. п. имеют положительный эмоциональный окрас). Они уверены - все, что касается их личности, способно вызвать симпатию, понимание и одобрение других людей. Они принимают себя такими, какие есть (со всеми своими недостатками). Для данной группы характерно одобрение собственных планов и желаний, согласие с внутренними побуждениями, дружеское отношение к себе. Каждый из респондентов ощущает себя носителем позитивных, социально желательных качеств и вполне удовлетворен собой. Они самодостаточны и не имеют желания изменяться по отношению к наличному состоянию.
Представители данного типа способны к саморуководству, эффективному управлению собой, эмоциями, переживаниями. Они авторитарны. Имеют представление о себе как о независимом, не склонном к подчинению, волевом человеке. В трудной ситуации склонны рассчитывать на собственные силы. За результаты своих поступков, поведения, деятельности считают ответственными себя.
Самоотношение представителей данной группы основано на оценивании себя в первую очередь по внешним критериям, а также по результатам собственной деятельности (через увлечения, интересы, склонности). Они не видят себя в качестве исполнителей социальных ролей, эта сфера для них не является слишком значимой. Хотя респонденты оцениваются как экстравертированные (общительные, высоко активные, импульсивные).
Общий фон их отношения к другим людям можно расценивать как негативный. Окружающие люди не представляют особого интереса для представителей данной группы, даже внешние характеристики других не являются значимыми, несмотря на то, что оценивание себя основано именно на этих критериях.
Четвертый фактор объединил признаки, характеризующие респондентов, не утруждающих себя глубоким размышлениями. Они вполне довольны собой, их отношение к окружающим избирательно: позитивно к тем, кто относится к ним благосклонно и негативно к остальным.
Такие люди не имеют способности к саморуководству. Они не считают себя ответственными за события, происходящие в собственной жизни, не имеют тенденции искать причины поступков, результатов и собственных личностных особенностей в себе самой и верят в подвластность своего «Я» внешним обстоятельствам. Характерной чертой лиц описываемой группы является низкая саморегуляция и неспособность управлять собой и своими эмоциями.
Иногда представители данной группы с удивлением замечают, что их персона способна вызывать не только положительные чувства у других. Но это, с их точки зрения, связано скорее с тем, что среди окружающих встречаются не только положительные люди, способные оценить их по достоинству. Тем не менее, они не проявляют желания хоть как- то изменить свое «Я» и имеют позитивный, полностью принимающий (даже с оттенком некоторого самодовольства) фон самоотношения. Люди данного типа ни в чем себе не отказывают, при этом осознают, что являются эгоистичными и не склонны к альтруизму. Они считают себя независимыми и в определенных ситуациях способными на проявление агрессии. Такие личности не испытывают отрицательных эмоций в адрес своего «Я», собственные промахи, недостатки, ошибки не ставятся себе в вину. Оценка собственной личности осуществляется исключительно по внешним характеристикам или по аналогии с красивыми метафорическими образами.
Оценка окружающих происходит также по внешним критериям, без учета их индивидуально-психологических особенностей. Отношение представителей описываемой группы к другим можно расценивать как потребительское - люди преимущественно воспринимаются подчиняемыми и альтруистичными, не способными на авторитарное взаимодействие, что их вполне устраивает. Их отношение к этой части окружающих достаточно позитивно, люди вокруг них делятся на «хороших» и «плохих». Те, взаимодействия с которыми нет противоречия Я-концепция лиц описываемой группы, автоматически записываются в «хорошие» и награждаются позитивным отношением с их стороны. Те же, с которыми гармоничного общения не складывается, соответственно - «плохие» и получают ответное негативное отношение.
Пятый фактор объединил признаки, характеризующие людей, склонных к глубокому самокопанию и сомнениям по поводу своего «Я» и имеющих позитивное отношение к другим.
Личности описываемого типа характеризуются склонностью к глубокому, иногда до самокопания, анализу собственного «Я». Они способны признать даже такие собственные качества, которые принято называть негативными. Считают себя достаточно агрессивными, эгоистичными и авторитарными, не склонными к подчинению. Нельзя сказать, что представители данной группы всегда полностью согласны с собой. Нередко имеют место внутренние конфликты, результатом чего могут являться всплески негативного самоотношения и отрицательных эмоций в свой адрес. Респонденты данной группы с готовностью ставят свои промахи и неудачи, собственные недостатки себе в вину. Было бы неверно утверждать, что женщины удовлетворены собой и полностью принимают себя. Зачастую имеет место недовольство уровнем собственных достижений, особенностями личности и т.п. Но, несмотря на это, они считают, что вполне способны вызвать интерес у других людей и достойны позитивных чувств, симпатии, понимания, одобрения. Они надеются, что окружающие оценят их по достоинству - им присуще ощущение ценности собственной личности. При оценивании своего образа представители данной группы не берут во внимание внешние качества или социальные характеристики, оценка происходит, как правило, через собственные интересы, увлечения или склонности. При оценивании других заметное место занимают их внешние характеристики.
Таким образом, вырисовывается определенная тенденция: чем более позитивным является отношение к окружающим, тем меньше склонность возвышать себя над другими и оценивать лучше. То есть с изменением отношения к окружающим от негативного к позитивному происходит снижение степени концентрации на собственной уникальности, особой ценности и изменение самоотношения от позитивного - полностью принимающего - до негативного - самоуничижающего. Наиболее гармоничным типом взаимосвязи самоотношении и отношения к окружающим, по нашему мнению, можно отметить у представителей второй группы.
На основании корреляционного исследования было установлено наличие взаимосвязи между параметрами самоотношения и отношения к окружающим в данной выборке. За основу были взяты главные факторы модальности методики «Самоотношение» С.Р. Пантилеева, что позволило нам выделить несколько групп испытуемых.
В первую вошли респонденты, обладающие самоуважением. Под самоуважением мы будем понимать способность к открытому самоотношению, то есть наличие определенной внутренней честности и смелости для признания некоторых собственных качеств, которые не всегда трактуются как позитивные и желательные, но присущи практически всем людям, хотя далеко не всеми признаются.
Позитивно окрашенное отраженное самоотношение - уверенность субъекта в том, что его личность, характер и деятельность способны вызывать только положительные чувства со стороны других, симпатию, понимание, признание, поддержку и т.п.. Такие люди не сомневаются - все, что связано с их персоной не может не вызывать интерес окружающих и представляет для них определенную ценность.
Способность к саморегуляции, к эффективному управлению собственными эмоциями и переживаниями, чувство ответственности за все, происходящее в своей жизни, обоснованность и последовательность собственных планов и устремлений
Люди, обладающие самоуважением, характеризуются полным самоприятием - согласием со своими внутренними побуждениями, принятием себя, такими как есть, одобрением своих планов и желаний, дружеским отношением к себе. Для них характерно ощущение ценности собственной личности. Их оценки себя по критериям богатства внутреннего мира, духовности, морали, нравственности и т.д. всегда положительно эмоционально окрашены.
Лица, входящие в указанную группу, оценивают себя как энергичных, компетентных, авторитетных лидеров, успешных в делах. Они склонны давать советы и требуют к себе уважения. Такие люди не стремятся к конформности, так как не боятся быть непонятыми или осуждаемыми. Каждый из представителей описываемой категории ощущает себя сильной личностью, склонной к доминированию, чье воздействие на других может носить диктаторский, властный, деспотичный характер. В тоже время, в определенных ситуациях они могут быть зависимыми от внешних причин, кого-то или чего-то, что дает им ощущение неуверенности, тревоги, беспомощности. В подобные моменты могут возникнуть сомнения в собственной правоте, определенные опасения и боязнь проявлять сопротивление.
Что касается отношения к окружающим, характерного для лиц описываемой группы, то отметим, что при оценке других абсолютно не учитываются внешние критерии. Окружающие в целом воспринимаются более слабыми, чем сами представители данной группы, не склонными к враждебности, требовательности, резкости и к агрессии.
Вторую группу составили испытуемые, обладающие аутосимпатией. Под аутосимпатией понимается ощущение ценности собственной личности и, одновременно, предполагаемая ценность своего «Я» для других. Положительная эмоциональная окраска оценки себя по внутренним критериям: духовность, способность вызывать в других глубокие, достойные чувства, богатство внутреннего мира и т.п.
Чувство симпатии к себе, согласия с внутренними побуждениями, принятия себя таким, как есть, со всеми своими недостатками. Одобрение собственных планов и желаний, дружеское, с оттенком самодовольства, отношение к себе. Нежелание изменяться, вплоть до отрицания возможности развития собственного «Я» даже в лучшую сторону.
При проведении исследования было выявлена одна особенность, характеризующая данную выборку: отмечается тенденция снижения аутосимпатии с увеличением возраста респондентов.
Лица, испытывающие чувство аутосимпатии, считают себя уверенными, самостоятельными и надежными, обладающими волевыми качествами, что, по их мнению, является предметом уважения со стороны других.
Они ощущают силу своего «Я», обладают социальной смелостью, представители данной категории, как правило, высоко активны, общительны и импульсивны и не имеют внутренней напряженности. Их отличительной чертой является отрицание проблем, депрессивных состояний, погруженности в себя и хорошая приспособляемость к окружающим социальным условиям. В трудных жизненных ситуациях рассчитывают в первую очередь на себя. Такие люди независимы, не склонны подчиняться другим, всегда имеют собственное мнение, не ищут в ком-то опору. Они обладают способностью к саморуководству - характерно чувство обоснованности и последовательности своих внутренних побуждений и целей. Они способны эффективно управлять собой и справляться с эмоциями и переживаниями. Ответственность за все, происходящее в собственной жизни, принимают на себя.
Оценка собственной личности осуществляется лицами данной группы преимущественно по внешним критериям, практически без учета спектра выполняемых ими в процессе жизни социальных ролей. На основании этого можно говорить о том, что другие люди не являются для них особенно важными, хотя взаимоотношения с окружающими необходимы в силу экстравертированности описываемых респондентов, несмотря на это, собственная персона выступает как более значимая и заслуживающая интереса.
Люди воспринимаются представителями описываемого типа преимущественно как мягкие, деликатные, способные на проявление сострадания, заботы и ласки, умеющие подбодрить и успокоить, бескорыстные, что расценивается как слабость. Более того, индивидуально-психологические характеристики окружающих не являются значимыми для представителей данной группы и абсолютно не берутся во внимание при их оценке.
Третью группу составили респонденты, испытывающие чувство самоуничижения. Под самоуничижением мы будем понимать наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой. Постоянное недовольство существующей ситуацией, результатом чего является повышенная тревожности склонность к депрессиям и фрустрированность ведущих потребностей. Сюда же относится тенденция к чрезмерному самокопанию, имеющая негативный эмоциональный фон отношения к себе. Гипертрофированная готовность ставить свои промахи, неудачи, недостатки себе в вину, внутренняя напряженность и низкая самооценка индивида.
В результате исследования была выявлена тенденция к снижению уровня внутренней конфликтности и самоуничижения с увеличением возраста испытуемых.
Лица, испытывающие чувство самоуничижения, не в состоянии хоть сколько-нибудь адекватно оценить собственную личность. Они не уверены в себе и, как привило, испытывают влияние комплексов неполноценности. Такие люди склонны принижать свои достоинства, не считают характеристики собственной личности чем-то выдающимся. Они избегают оценивать себя по внешнему облику, так как эти оценки будут также невысоки. В тоже время испытывают внутреннее, иногда неосознаваемое желание нравиться другим людям, вызывать у них интерес и прочие позитивные чувства и эмоции, но чаще всего считают себя недостойными этого. Их самоотношение амбивалентно. Отношение к окружающим нельзя оценить как четко дифференцированное.
Таким образом, посредством корреляционного исследования нам удалось выявить наличие взаимосвязи между самоотношением и отношением к окружающим у разного типа испытуемых. Каждая из групп обладает специфичным сочетанием самоотношения и отношения к окружающим, что накладывает отпечаток на все сферы и области жизни.
Особенно значимым является влияние подобной взаимосвязи на профессиональную успешность. Наиболее оптимальным в этом смысле будет сочетание положительного самоотношения и позитивного отношения к другим, характерное для второй группы испытуемых, что и будет являться основным критерием профессиональной успешности профессий типа «человек - человек».


Список использованной литературы:
1. Александрова, Ю.В. Взаимосвязь отношения к Другому и самоотношения взрослого человека / Ю.В.Александрова // Мир психологии. - 1999. - №2. - С.38-44.
2. Андреева, А.В. Социальная психология / А.В.Андреева. - М., 2000. -С.412.
3. Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В.Андриенко. - М., 2001. - С.321.
4. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р.Бернс. - М.,1986. - С.127.
5. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А.Бодалев - М.: Издательство МГУ,1982. - С.298.
6. Бодалев, А.А. Психология общения / А.А.Бодалев. - М.: Воронеж, 1996. - С.394.
7. Горобец, Т.Н. Самоотношение как этиологический фактор аутодеструктивного поведения / Т.Н.Горобец // Мир психологии. - 2005. - №3(43). - С.146 - 154.
8. Горбунова, О.В. Самоотношение как показатель субъектной включенности студентов в профессионально - образовательную деятельность / О.В.Горбунова, Л.В.Филиппова // Мир психологии. - 2005. - №3 (43). - С.67 -74.
9. Горянина, В.А. Психология общения / В.А.Горянина. - 2-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2004.- С.416.
10. Деркач, А.А. Самооценка как структурообразующая процесса акмеологического развития / А.А.Деркач // Мир психологии. - 2005. -№3 (43). - С. 139-146.
11. Зеленова, М.Е. Особенности самовосприятия и восприятия своих учеников учителем начальных классов с разным типом педагогического взаимодействия / М.Е.Зеленова // Психологическая наука и образование. - 1999. - №1 - С.5-10.
12. Коломенский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л.Коломенский. - Минск,1976. - С.171.
13. Кон, И.С. Открытие «Я» / И.С.Кон. - М., 1978. - С. 119.
14. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н.Куницына, Н.В.Казаринова,
B. М.Погольша. - СПб.: Питер, 2002. - С. 544.
15. Лаврова, Н.А. Влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек-человек» / Н.А.Лаврова //Психодиагностика: области применения, проблемы, перспективы развития/ Тезисы московской межвузовской научнопрактической конференции под ред. Карелиной М.Ю. - М.: МИССО, 2003.
16. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения / А.Н.Леонтьев // В 2т., т.2. - М., 1983.
17. Майерс, Д. Социальная психология / Д.Майерс // перев. с англ.- СПб.: Изд-во «Питер», 1997. - С.688.
18. Молоканов, М.В. Личностные компоненты профессиональной успешности практических психологов: Дис.. .к.п.н. / М.В.Молоканов. - М., 1994. - 178 с.
19. Морозов, А.В. Психология влияния / А.В.Морозов. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - С.512.
20. Муравьева, К.В. О ролевом компоненте Я-концепции / К.В.Муравьева, Е.С.Шильштейн // Вестник МГУ. сер. 14. Психология. - 2000. №1. - С.32-38.
21. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н.Мясищев. // Избранные психологические труды. - М.: Воронеж, 1998. - С.538.
22. Пантилеев, С.Р. Методика исследования самоотношения / С.Р.Пантилеев - М.: «СМЫСЛ», 1993. - С.32.
23. Пантилеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально - оценочная система /
C. Р.Пантилеев. - М., 1991. - С.109.
24. Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. - М.: Тандем, 2000. - 352 с.
25. Семенов, И.Н. Личностное самоопределение как ключевой фактор образования взрослых / И.Н.Семенов, Ю.А.Репецкий // Мир психологии. - 1999. - №2. - С. 32-38.
26. Сизова, И.Г. Личность и профессиональная деятельность психолога: Социальные представления у различных профессиональных групп Дис...к.п.н. / И.Г.Сизова. - Тверь, 1999. - 214 с.
27. Столин, В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: дисс...докт. психол.наук / В.В.Столин. - М., 1985.
28. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В.Столин. - М.,1983.
29. Чекалина, А.А. Профессиональная самореализация женщины / А.А.Чекалина // Мир психологии. - 2005. - №3 (43). - С.127 - 139.
30. Юдина, Е.В. Соотношение личностных качеств практического психолога и эффективности диагностической деятельности: Дис.к.п.н. / Е.ВЮдина. - М., 2001. - 138 с.
31. Wylie, R.C. The self-concept / R.C.Wylie. - V.2. Lincoln, 1979.
Источник: Т.В. Терешонок к.псх.н., доцент кафедры профессиональной коммуникации и сервиса Красноярский государственный аграрный университет г. Красноярск, Российская Федерация

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.