На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика межличностных отношений Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири
Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика межличностных отношений

Методика диагностики межличностных отношений создана Т.Лири, Г.Лефоржем, Р.Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
При исследовании межличностных отношении наиболее часто выделяются два фактора: доминирование – подчинение и дружелюбие – агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они заданы М.Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч.Осгуда: оценка и сила.

В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б.Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование – подчинение, дружелюбие – недружелюбность, эмоциональность – аналитичность.
Для представления основных социальных ориентаций Т.Лири разработал условную схему в виде круга, разделённого на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование – подчинение, дружелюбие – враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.
Схема Т.Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование – подчинение) и горизонтальная (дружелюбие – враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптированность или экстремальность интерперсонального поведения.
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выявление какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.
Т.Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.
Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

 


0–4 балла ––

низкая ––

адаптивное поведение

5–8 баллов ––

умеренная ––

 

9–12 баллов ––

высокая ––

экстремальное поведение

13–16 баллов ––

экстремальная ––

до патологии

Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, "социальное "Я"", "реальное "Я"", "мои партнеры" и т.п.
Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.
В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального "ключа" к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.
По специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.
Доминирование = (I – V) + 0,7 × (VIII + II – IV – VI)

межличностные отношения

Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 × (VIII – II – IV + VI)
Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей. С.В.Максимовым приведены индексы точности рефлексии, дифференцированности восприятия, степени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности.
Методический прием позволяет изучать проблему психологической совместимости и часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга.

 

Типы отношения к окружающим
I. Авторитарный
13–16 – диктаторский, властный, деспотический характер, тип силь­ной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мне­ние, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.
9–12 – доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уваже­ния.
0–8 – уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.
II. Эгоистичный
13–16 – стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, но сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.
0–12 – эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.
III. Агрессивный
13–16 – жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.
9–12 – требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.
0–8 – упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.
IV. Подозрительный
13–16 – отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно жалуется па всех (шизоидный тип характера).
9–12 – критичный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.
0–8 – критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.
V. Подчиняемый
13–16 – покорный, склонный к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя па последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.
9–12 – застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.
0–8 – скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.
VI. 3ависимый
13–16 – резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.
9–12 – послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.
0–8 – конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.
VII. Дружелюбный
9–16 – дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогруппы, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).
0–8 – склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.
VIII. Альтруистический
9–16 – гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, неадекватно принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя "маска", скрывающая личность противоположного типа).
0–8 – ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий. добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании. симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.


ТЕКСТ ОПРОСНИКА
Поставьте знак "+" против тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, знак "+" не ставьте).


I

Другие думают о нем благосклонно

 

Производит впечатление на окружающих

 

Умеет распоряжаться, приказывать

 

Умеет настоять на своем

 

 

 

II

Обладает чувством собственного достоинства

 

Независимый

 

Способен сам позаботиться о себе

 

Может проявить безразличие

 

 

 

III

Способен быть суровым

 

Строгий, но справедливый

 

Может быть искренним

 

Критичен к другим

 

 

 

IV

Любит поплакаться

 

Часто печален

 

Способен проявить недоверие

 

Часто разочаровывается

 

 

 

V

Способен быть критичным к себе

 

Способен признать свою неправоту

 

Охотно подчиняется

 

Уступчивый

 

 

 

VI

Благородный

 

Восхищающийся и склонный к подражанию

 

Уважительный

 

Ищущий одобрения

 

 

 

VII

Способен к сотрудничеству

 

Стремится ужиться с другими

 

Дружелюбный, доброжелательный

 

Внимательный и ласковый

 

 

 

VIII

Деликатный

 

Одобряющий

 

Отзывчивый к призывам о помощи

 

Бескорыстный

 

 

 

I

Способен вызвать восхищение

 

Пользуется уважением у других

 

Обладает талантом руководителя

 

Любит ответственность

 

 

 

II

Уверен в себе

 

Самоуверен и напорист

 

Деловит и практичен

 

Любит соревноваться

 

 

 

III

Строгий и крутой, где надо

 

Неумолимый, но беспристрастный

 

Раздражительный

 

Открытый и прямолинейный

 

 

 

IV

Не терпит, чтобы им командовали

 

Скептичен

 

На него трудно произвести впечатление

 

Обидчивый, щепетильный

 

 

 

V

Легко смущается

 

Неуверен в себе

 

Уступчивый

 

Скромный

 

 

 

VI

Часто прибегает к помощи других

 

Очень почитает авторитеты

 

Охотно принимает советы

 

Доверчив и стремится радовать других

 

 

 

VII

Всегда любезен в обхождении

 

Дорожит мнением окружающих

 

Общительный и уживчивый

 

Добросердечный

 

 

 

VIII

Добрый, вселяющий уверенность

 

Нежный и мягкосердечный

 

Любит заботиться о других

 

Бескорыстный, щедрый

 

 

 

I

Любит давать советы

 

Производит впечатление значимости

 

Начальственно-повелительный

 

Властный

 

 

 

II

Хвастливый

 

Надменный и самодовольный

 

Думает только о себе

 

Хитрый и расчетливый

 

 

 

III

Нетерпим к ошибкам других

 

Своекорыстный

 

Откровенный

 

Часто недружелюбен

 

 

 

IV

Озлобленный

 

Жалобщик

 

Ревнивый

 

Долго помнит обиды

 

 

 

V

Склонный к самобичеванию

 

3астенчивый

 

Безынициативный

 

Кроткий

 

 

 

VI

3ависимый, несамостоятельный

 

Любит подчиняться

 

Предоставляет другим принимать решения

 

Легко попадает впросак

 

 

 

VII

Легко попадает под влияние друзей

 

Готов довериться любому

 

Благорасположен ко всем без разбору

 

Всем симпатизирует

 

 

 

VIII

Прощает все

 

Переполнен чрезмерным сочувствием

 

Великодушен и терпим к недостаткам

 

Стремится покровительствовать

 

 

 

I

Стремится к успеху

 

Ожидает восхищения от каждого

 

Распоряжается другими

 

Деспотичный

 

 

 

II

Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам)

 

Тщеславный

 

Эгоистичный

 

Холодный, черствый

 

 

 

III

Язвительный, насмешливый

 

Злобный, жестокий

 

Часто гневливый

 

Бесчувственный, равнодушный

 

 

 

IV

3лопамятный

 

Проникнут духом противоречия

 

Упрямый

 

Недоверчивый и подозрительный

 

 

 

V

Робкий

 

Стыдливый

 

Отличается чрезмерной готовностью подчиняться

 

Мягкотелый

 

 

 

VI

Почти никогда и никому не возражает

 

Ненавязчивый

 

Любит, чтобы его опекали

 

Чрезмерно доверчив

 

 

 

VII

Стремится снискать расположение каждого

 

Со всеми соглашается

 

Всегда дружелюбен

 

Всех любит

 

 

 

VIII

Слишком снисходителен к окружающим

 

Старается утешить каждого

 

3аботится о других в ущерб себе

 

Портит людей чрезмерной добротой

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.