На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психоаналитическая модель характеров С.М. Джонсона
Психоаналитическая модель характеров С.М. Джонсона
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

(Отр. из книги Джонсон С.М. Психотерапия характера. - М.: Центр психологической культуры, 2001. С. 263)

В отличие от классификаций недостатков характера у детей и подростков Кащенко В.П. и типологии акцентуаций характера Личко А.Е., являющихся в основном дескриптивными, то есть описывающими проявления искажений характерологического развития, психоаналитическая теория Джонсона С.М. позволяет установить первичные истоки и корни характерологических проблем, связанных с ранними решениями таких экзистенциальных проблем человеческого существования как удовлетворение потребностей, привязанность, самоопределение и самореализация.

Суть теории Джонсона С.М. состоит в интеракции между тремя переменными:
1) проявлениями в развитии врожденных потребностей, специфических для человеческого существования;
2) способности ближайшего окружения подстраиваться и реагировать (удовлетворять) эти потребности;
3) эволюция эмоциональных, бихевиоральных и когнитивных способностей ребенка преодоления неудач в попытках окружения приспособиться к этим потребностям.
В основе формирования определенного типа характера, по мнению Джонсона С.М., лежит поведение перенесения в самом широком смысле, отражающее скрытые и бессознательные отношения «Я-объект», либо защиты, применяемые против этих перенесений. Иными словами, ведущие черты характера являются «производной личностных стереотипных ответов на естественную органическую реакцию на фрустрацию инстинктивных потребностей человека, вызванную окружением».
Термин «фрустрация» означает психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью удовлетворения потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели и проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, отчаянии.
Состояние фрустрации вызывается длительной депривацией - утратой или ограничением возможностей удовлетворять жизненно важные потребности.
В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют различные виды депривации - двигательную, сенсорную, информационную, социальную, материнскую и др. Состояния фрустрации и различные депривации часто испытывают дети родителей, ведущих асоциальный образ жизни, - алкоголиков, наркоманов, бродяг. Однако нередко имеют место случаи холодного и жестокого обращения с детьми внешне благополучных родителей.
Согласно С.М. Джонсону, развитие характера проходит несколько этапов.
Первым этапом является самоутверждение - проявление ребенком инстинктивных потребностей.
Второй этап имеет место при негативном ответе среды, вызывающем фрустрацию этих потребностей социальным окружением.
На третьем этапе возникает органическая реакция ребенка - естественный, внутренне побужденный ответ на фрустрацию, вызванную окружением, проявляющийся в переживании и экспрессии интенсивных негативных чувств, чаще всего злости, ужаса и сожаления об утрате.
На четвертом этапе происходит самоотрицание - бессознательная блокировка (подавление) ребенком как экспрессии естественных инстинктивных импульсов, так и инстинктивных реакций на эту блокаду со стороны окружения и попытка индивидуальной имитации этой среды.
На пятом и последнем этапе - адаптации и идентификации, идет бессознательный поиск таких паттернов поведения, которые позволят избежать психотравмирующего отношения опекунов, или, как пишет Джонсон С.М., «будут одобрены социальным окружением».
Таким образом, процесс самоотрицания определяет, от чего личность должна отречься или что должна подавить, а процесс адаптации отвечает за то, что она должна выработать. В зависимости от того, как решались фундаментальные экзистенциальные проблемы (как и какие потребности фрустрировались, какой была реакция окружения, и как она преодолевалась ребенком)
Джонсон С.М. выделяет семь типов (моделей) характера: шизоидный, оральный, симбиотический, нарциссический, мазохистский, истрионический, навязчиво-компульсивный.
Следует отметить, что сам автор теории считает эти типы «моделями и ничем больше», полагая, что в принципе каждое поведение (с различной степенью выраженностью) может место в каждой структуре характера. Тем не менее, комплекс или паттерн поведения сигнализирует о большой вероятности наличия определенной характерологической проблемы.
Шизоидный характер: ребенок, которого ненавидели. Условия и факторы формирования шизоидного характера. Данный тип характера складывается вокруг основной экзистенциальной проблемы - проблемы привязанности и формируется в условиях отвергающего отношения со стороны ближайшего окружения, которое не обязательно пренебрегает физическими потребностями ребенка или открыто выражает свою враждебность, но которое просто всегда хронически холодно. Неудовлетворенная жажда близости с матерью или опекуном в ситуации «замороженного симбиоза» порождает естественную первоначальную реакцию ребенка на враждебное и угрожающее окружение - ужас, злость, страх. Чтобы справиться с эти невыносимым состоянием ребенок вынужден подавлять стремление к слиянию с матерью (или опекуном), бессознательно оберегая свою психику от травмирующего воздействия ухаживающих за ним людей. Блокировка в период привязанности в дальнейшем оформляется в эмоциональные решения: «Наверное, со мной что-то не так», «Я не имею права жить», «Моя жизнь угрожает моей жизни». Чувства ребенка с шизоидным характером. Самым основным глубинным чувством ненавидимого ребенка является ужас, ассоциированный со страхом уничтожения, защитой от которого избирается уход в механистическое поведение и полное или частичное отсутствие внешних эмоциональных проявлений.
Дети этого типа характеризуются скудной палитрой чувств, как положительных, так и отрицательных и плохо дифференцируют их проявления у других людей. Однако бессознательное блокирование и вытеснение чувств иногда проявляется самым неожиданным образом. Так, подавляемое чувство злости у шизоидного ребенка может неожиданно проявиться внезапными вспышками ярости, когда тихий внешне сдержанный ребенок начинает безудержно крушить все и всех на своем пути.
Поведение. С психоаналитической точки зрения ключевым моментом поведенческих проявлений личности с шизоидным характером является ее отключен- ность от главных жизненных процессов - от тела, чувств, близких людей, от природы, животных и пр. Все поведение ребенка с шизоидным характером направлено на отчуждение от мира и поиск «тихой пристани», защищающей от жизни. Проявляется это в разнообразных «уходах» от реальности - в мир фантазий, в индивидуальную деятельность, позволяющую избегать как близости, так и конфронтации с другими людьми. Нередким проявлением этих тенденций являются черты: неумение ориентироваться в реальной жизни (например, в быту), перфекционизм в избранной узкой сфере деятельности, откладывание каждодневных обязанностей и пр.
Мышление шизоидного ребенка. Главная черта познавательных процессов личности с данным характером - диссоциация между мышлением и эмоциями, интеллектуальная оторванность мыслей от чувств, формирующая специфические убеждения в отношении мира, являющегося опасным, сложным и холодным и в отношении самого себя, как личности, с которой «что-то не так».
Энергетическая экспрессия. Манифестация блокирования импульсов, являющихся основной чертой шизоидной личности, на уровне тела проявляется в непроизвольном «ограничении жизни в теле»: в скованных, механических, лишенных спонтанности движениях; напряжении мышц грудной клетки и области шеи; сжатии диафрагмы и поверхностном дыхании; «отсутствующем» выражении глаз.
Оральный характер: брошенный ребенок. Условия и факторы формирования орального характера. Данная структура характера «вырастает» в условиях утраты объекта привязанности, не замещенного никем другим (например, вследствие брошенности ребенка матерью из-за ее серьезной болезни, хронического алкоголизма и пр.). При этом, утрате предшествует «период рая», когда о ребенке нормально заботились и он испытывал хотя бы минимальную первичную привязанность.
Оральный характер формируется у ребенка, смутно помнящего ласку и заботу близкого человека и опасающегося вновь оказаться покинутым. Адаптируясь к ситуации брошенности и преоставленности самому себе, ребенок прибегает к защитам, суть которых можно выразить следующим образом : «Если я не буду ничего хотеть, то не буду переживать и фрустрацию». Известна точка зрения, согласно которой человек с оральной проблемой в дальнейшей жизни использует компенсаторные маневры, удовлетворяющие потребности орального (связанного со ртом) характера, проявляющиеся в безудержной страсти к еде, питью, курению и пр. и, по сути, являющиеся инфантильный попыткой воссоздать переживание быть накормленным и успокоенным матерью.
Характеризуя данный тип, С.М. Джонсон пишет: «Оральный характер это, в сущности, недокормленный, неудовлетворенный организм со значительно сниженным уровнем жизненных сил». Чувства ребенка с оральным характером. Основным чувством ребенка является неосознаваемое ощущение, что «Мир должен ему настоящую жизнь» и желание, чтобы о нем кто-то постоянно заботился. В дальнейшем это окончательно оформляется в склонность перекладывать ответственность на других, в иждивенчество и инфантилизм. Другой характерной особенностью орального характера является склонность к глубокой депрессии, сопровождающейся опустошенностью, болью и тоской. Нередко он чувствует себя непонятым, преследуемым и неоцененным.
Поведение. Дети этого типа действительно сильно страдают, но на поведенческом уровне это проявляется либо в чрезмерной пассивности, либо в агрессивности, поэтому помочь им нелегко.
Люди этого типа часто вербально очень одарены: умеют общаться, и используют это умения для привлечения внимания и получения признания. Неосознаваемое желание иметь сильную привязанность может проявиться преувеличенной заботливости о других. Дети с оральным характером плохо переносят одиночество и могут попадать в зависимость от других людей. Подавляя чувство пустоты, потерянности и отчаяния, они рано вступают в сексуальные контакты, имеют неподходящие связи. Однако во взаимоотношениях с другими людьми ведущей тенденцией выступает несознаваемое стремление поступать так, как раньше поступали с ним, т.е. вначале сближаться, а потом бросать.
Энергетическая экспрессия. Физические последствия формирования данной структуры характера, развивающейся на основе сдерживания и проявления собственных потребностей, является ограничение дыхания, выставление плеч вперед и западание (впалость) грудины. Другими характерными проявлениями является напряжение в верхней части спины (между лопатками), как бы блокирующее возможность удара; мышц нижней части живота, как бы сдерживающее рыдания; сжатие челюстей, тормозящее чувство страха. Природу орального характера также выдают глаза, выражение которых часто бывает эмоциональным, доброжелательным, нуждающимся и даже просящим. По причине этих особенностей оральная личность часто воспринимается как больная, ипохондрическая и проявляющая признаки психосоматических отклонений.
Симбиотический характер: присвоенный ребенок. Если шизоидный характер развивается из неразрешенной проблемы привязанности, оральный - из проблемы неудовлетворенных потребностей, то основной проблемой симбиотического характера является проблема отделения от родителей и самостоятельного существования.
Условия и факторы формирования симбиотического характера. Для нормального развития характера симбиотическое слияние ребенка с матерью (опекуном) не должно препятствовать процессу его индивидуализации и обретения автономной идентичности. Если же проявления самостоятельности и самоконтроля со стороны ребенка жестко контролируются и пресекаются негативной реакцией окружения, стремление к автономии бессознательно блокируется. Основной «посыл», который симбиотическая личность получила от своего родителя, С.М. Джонсон выражает словами: «Ты можешь получить от меня все необходимые блага только тогда, когда откажешься от собственного развития. Ты можешь иметь либо себя, либо меня». Иными словами, происходит реализация защиты, называемая С.М. Джонсоном «инкорпоративной интроекцией» - «впитывание» другого человека целиком без ассимиляции его в пределы собственного «Я». Таким образом, здесь имеет место парадоксальное сочетание жажды автономии и страх перед ней, а основным условием формирования симбиотического характера является сочетание чрезмерно удовлетворяющей любые потребности зависимости с недооценкой собственной инициативы.
Чувства симбиотической личности. Поскольку для этого типа характерно формирование ребенком себя по образцу и эталону других людей, отсутствие границ собственного «Я» приводит к чрезмерной чуткости к эмоциональным состояниям других людей. Симбиотическая личность подчиняется чувствам других людей, они легко могут вывести ее из равновесия. Джонсон С.М. отмечает особую чувствительность детей с симбиотическим характером к проявлениям раздражения и неприязни со стороны значимых людей и склонность интерпретировать такие сигналы как угрозу оказаться отвергнутыми и покинутыми.
Другой характерной особенностью эмоциональной сферы является неосознаваемое подавление агрессии и аутоэкспрессии (за нее жестоко наказывали), отражающуюся в чувстве вины за ее малейшее проявление. Ребенок испытывает страх перед сепарацией от объекта привязанности и поэтому некритично принимает и поддерживает неблагоприятные отношения, взгляды и даже поступки. При попытках побудить себя к независимым решениям и самостоятельным действиям личности этого типа испытывают тревогу, трансформирующуюся в особую форму депрессии, названной «депрессией покинутости».
Мышление симбиотической личности характеризуется отсутствием реалистического восприятия, касающегося того, кто за что ответственен, поэтому имеет место склонность перекладывать на других ответственность за собственные действия и состояния ума. Имеют место патогенные убеждения в отношении близкого человека, которые можно выразить словами «Я ничто без тебя. Я благодарен тебе за самого себя. Мне не нужно ничего, в чем ты не мог бы участвовать и т.п.», суть которых в неосознаваемом неприятии любой формы автономности, так как она непременно приведет к покинутости.
Поведение симбиотической личности. Наиболее характерным аспектом поведения является неосознаваемое стремление «раствориться» в других приводит к тому, что жизнь человека с симбиотическим характером заполнена людьми, к чувствам и потребностям которых они могут приспособиться. Хорошо развитая эмпатия позволяет сохранять эти отношения довольно долго, при условии отсутствия конфликтов и противостояний, невыносимых для симбиотической личности. Такого рода «погружение» в другого человека может заходить слишком далеко в объединительных действиях и носить характер навязывания.
Нарциссический характер: ребенок, которого использовали. Ключ к пониманию этой структуры кроется в понятии «нарциссическая травма», причиняемая ребенку ближайшим окружением. Она может иметь разнообразные формы, но ее сущность заключается в том, что окружение требует от ребенка, чтобы он каким- то образом стал другим, чем он есть в реальности. Родительское «послание» формирующейся личности можно оформить следующим образом: «Не будь тем, кем ты являешься, будь тем, кем я хочу, чтобы ты был, и я буду тебя любить».
Условия и факторы формирования нарциссического характера связаны, в первую очередь, с родителями, которые не воспринимали своих детей как настоящих живых существ, демонстрировали негативное отношение к любым проявлениям открытости, естественности и спонтанности, развивающим и укрепляющим подлинность и уникальность личности. Классической фигурой, формирующей нарциссический характер, является так называемая «сценическая мать», ориентированная на воплощении в ребенке собственных нереализованных устремлений и амбиций с целью их компенсации. Когда ребенок не оправдывает завышенных ожиданий, мать реагирует взрывами гнева, обвинениями, угрозами, унижениями и т.п.. Ребенок, стремясь удержать материнскую любовь, отрицает собственное истинное «Я», инвестируя в «Я» фальшивое, позволяющее вернуть утраченное - любовь, защиту, безопасность. В дальнейшем будут работать компенсаторные механизмы по поддержанию и упрочению этого фальшивого «Я», укореняющегося в чертах зависимости от мнения других, неискренности и лживости.
Чувства нарциссической личности. Они ощущают чувство собственного ничтожества, неприятное ощущение, что никогда не были теми, кем следовало.
Характерным для нарциссического характера является отсутствие удовлетворения и стремление постоянного проявления внимания и признания. Смутно ощущая свое фальшивое «Я», они никогда не чувствуют себя счастливыми, отчаянно завидуя людям, способным к спонтанным проявлениям своих чувств и мыслей.
Мышление. Специфическими особенностями мышления личности с нарцис- сическим характером являются идеализация и иллюзорные представления о действительности. Например, они видит других людей не такими, каковыми они являются, а какими они должны быть по их мнению. Если же идеализированное окружение не оправдывает нереалистических ожиданий и не удается его использование в своих манипулятивных целях, личность с нарциссическим характером легко впадает в состояние, аналогичное тому, которое демонстрировали в свое время ее опекун или родители по поводу несоответствия ее поведения их ожиданиям.
Поведение. Общение нарциссической личности с другими людьми обусловлено ее собственными потребностями и ограничено возможностями использования их в своих целях. Люди этого типа не замечают талантов других людей, не воспринимают их проблем, то есть, по существу относятся к другим людям как к объектам, удовлетворяющим их потребности. Эссенция нарциссического опыта выражена С.М. Джонсоном следующим образом: «Я нереален. Ты нереален. Ты являешься для меня предметом, а я являюсь предметом для тебя. Мы взаимно используем друг друга, манипулируем и играем друг с другом».
Энергетическая экспрессия. Энергетические нарушения, связанные с данным типом характера, являются результатом самоотрицания, создающего энергетические блокады, сдерживающие осознание тех импульсов, которые не встречают одобрения или наказываются. Аналитики биоэнергетической ориентации выделили два типа: «психопат с перемещением вверх», характеризующийся слабостью развития нижней части тела при одновременной чрезмерной «раздутости» в верхней его части и «психопатхамелеон», не имеющий каких-либо очевидных изменений в физической конституции. Исследователи отмечают, что глаза нарциссиче- ской личности часто имеют обманчивое, чарующее или недоверчивое отношение.
Мазохистский характер: покоренный ребенок. В рассматриваемой теории характерологического развития С.М. Джонсона мазохизм рассматривается, как «устойчивая склонность вовлекаться в широкую гамму саморазрушительного поведения в социальной, профессиональной и профессиональной жизни». Мазохистский характер является отражением экзистенциальных проблем, связанных с самоопределением и самоконтролем.
Условия и факторы формирования мазохистского характера. Согласно С.М. Джонсону проблема мазохистского характера - это проблема независимого самоопределения ребенка, то есть проблема воли. Мазохистские тенденции характера формируются в случаях упорного, безжалостного и часто садистского подчинения воли ребенка в случаях физического, психического или сексуального насилия. Чтобы понять феноменология мазохизма, С.М. Джонсон советует припомнить такие моменты из собственной жизни, когда мы были грубо подчинены и не имели возможности отомстить.
Мазохистский характер питают сознательные или бессознательные ярость и желание отмщения, реализация которых невозможна. «Единственным путем к победе над другой личностью, - пишет С.М. Джонсон, - бывает наука, как находить радость в собственном поражении, демонстрировать это миру и отвергать любые попытки изменить такое положение»
Чувства. Основные субъективные переживания личности с мазохистским характером связаны с безнадежным ощущением вовлеченности в нескончаемый круговорот максимальных усилий, которые всегда приводят к поражению. Это проявляется в отсутствии надежды, пессимизме, глубоком недостатке доверия к людям и отсутствии веры в хорошее будущее. Чаще всего единственным способом существования с этим постоянным страданием является терпеливое его перенесение и разделение с каждым, кто имеет желание слушать. Для мазохизма характерно отсутствие приятных переживаний, так как переживание удовольствия связано со страхом наказания. Эмоции обычно неглубоки, основные чувства, испытываемые человеком с мазохистским характером - ощущение безнадежности, бессильная злоба и скрытая, часто неосознаваемая ненависть. Внешне это очень сдержанные и всегда осторожные по отношению к внешнему миру люди.
Мышление. Основное убеждение, сформировавшееся на основе личного опыта человека с мазохистским типом характера заключается в том, что удовольствие - это плохо, грешно и не заслуживает доверия. Сознательным проявлением этого может быть моральность или религиозность. Попытки окружения сломить волю ребенка трансформируются в специфический образ мыслей, который он мог бы выразить следующими словами: «Тебе меня не победить. Ты думаешь, что побил меня, но мы еще сочтемся. Я способен ждать так долго, насколько это необходимо. Я никогда не сдамся, никогда тебе не поверю и не полюблю тебя. Я добьюсь победы над тобой, даже если это меня убьет».
Поведение. Для мазохизма довольно типична навязчивая демонстрация целого комплекса различного поведения, которое в принципе можно назвать самоуничтожающим, так оно проявляется в неестественном наслаждении или в удовлетворении от назначенного самому себе наказания, т.е. удовольствие обусловлено только разрушением или сопротивлением.
Джонсон С.М. выделяет паттерн поведенческих проявлений мазохистской структуры, в который входят следующие характерологические черты:
— подчинение, секрет удовольствия от которого кроется в чувстве морального превосходства (мученичество, которое будет вознаграждено в будущем);
— откладывание дел на потом: идеальная стратегия, чтобы быть хронически несчастным, раздраженным и неудовлетворенным жизнью, при этом беспрестанно жаловаться, но ничего не делать, чтобы изменить ситуацию;
— самопожертвование, проявляющееся в склонности связывать свою жизнь с людьми, приносящими страдания;
— негативная реакция на успех;
— провоцирование наказания, проявляющееся в забывании порученного, невыполнении обещанного или порученного.
Мазохист словно преднамеренно создает ситуации, в которых его могут наказать, обидеть или унизить; - неудовлетворенность жизнью.
Истрионическая личность: совращенный ребенок. Эта структура характера формируется в результате сексуального использования детей опекунами или взрослыми близкими родственниками, чужими людьми, детьми разного пола и возраста.
Джонсон С.М. приводит многочисленные данные, подтверждающие два аспекта проблемы сексуального использования детей.
Первый из них касается значительной распространенности этого явления, доказательством чего служат приведенные им данные о том, что примерно каждая из 43 женщин была сексуально использована биологичексим отцом и каждая шестая - приемным до достижения ею 16 лет 17 лет.
Второй аспект проблемы связан с психической травмой, деформирующей характерологическое развитие и накладывающей отпечаток на всю жизнь. Условия и факторы формирования истрионического характера: - отсутствие матери (физическое или психическое).
По данным С.М. Джонсона в семьях с чертами инцеста примерно треть матерей страдали от какой-либо серьезной болезни, около половины женщин, имеющих кровосмесительные связи в детстве, воспитывались часто отсутствующими матерями;
- смена ролей (случаи, когда дочь принимает на себя обязанности матери по причине ее болезни, занятости или сексуальной холодности в отношениях с мужем);
- высокий уровень стресса, связанного с семейными проблемами;
- высокий уровень сексуального возбуждения или, напротив, ортодоксальное пуританство членов семьи;
- социальная изоляция: оторванность от мира, вынуждающая членов семьи искать удовлетворения всех своих потребностей друг у друга.
Мышление личности с истрионическим характером. Сексуально использованный ребенок не способен ни глубоко пережить свою проблему, ни основательно ее обдумать. Его основная когнитивная стратегия заключается в «стирании» информации и блокировки или притупления мыслительных процесса типа: «Со мной не произошло ничего плохого». Путем диссоциации истрионик как бы отделяет мысли от чувства и действий, иллюстраций чего может служить поговорка «левая рука не ведает, что творит правая». Защитная манера познания, стремление не думать о представляющих для нее угрозу, вызывает ощутимый дефицит умения планировать и строить свою жизнь таким образом, чтобы достигнуть того, что ей необходимо.
Чувства личности с истрионическим характером. Носителям данного типа характера присуща излишняя эмоциональность, которая производит впечатление искусственной. На самом деле демонстрируемые излишне драматичные и неадекватные чувства скрывают или защищают от других чувств, являющихся травматичными и вытесненными в бессознательное. Скрытая бессознательная ненависть ребенка к «соблазнителям» инверсируется в чувство, что он сам является провокатором таких действий, что он «сам плохой». Таким образом, личность с истрионическим характером прибегает к крайне эмоциональным состояниям и поведенческим манерам, только бы избежать более глубоких истинных эмоциональных переживаний.
Поведение. Диссоциация мыслей от чувств и действий, их перенос из естественного контекста приводит к тому, что личность своим поведением сама создает ситуации, провоцирующие сексуальные или угрожающие ей действия со стороны других людей, при этом, не осознавая их последствий. Поскольку личность с таким типом характера постоянно блокирует себя от глубокого переживания и анализа личных проблем, в отношениях с людьми присутствует упрощенность, поляризация и непостоянство.
Сексуально использованный в детстве ребенок, став взрослым, будет бессознательно переносить модель ролевых отношений со своим соблазнителем на повседневную жизнь: кокетливо вести себя, демонстрировать свою зависимость, провоцируя такое зависимое вознаграждение, в котором постоянно нуждается. Женщины с истрионическим типом характера часто вовлекаются в, различного рода любовные «треугольники», где с одним мужчиной они будут играть одну роль, а другим - другую. Постоянно присутствующее в их поведении возбуждение выполняет защитную функцию, так как отвлекает от переживания, обдумывания и решения реальных личных проблем.
Такие же защитные функции выполняют и присущие им упрямство, стремление вводить себя в состояния измененного сознания, праздность и пр. В социальной и сексуальной областях личности этого типа часто становятся источником неестественных и манипулятивных отношений, неосознаваемая цель которых - вызвать у окружающих агрессию и сексуальное использование, позволяющие оправдать свою направленную против них скрытую враждебность.
Навязчиво-компульсивный характер: дисциплинированный ребенок. Дети и взрослые с таким типом характера демонстрируют поведение, вызванное страхом, связанным с ритуальной активностью, повторяющимися мыслями и действиями. Наиболее распространены три типа, характеризующиеся:
1) чрезмерным страхом перед физической раной или другой опасностью, угрожающей себе или близким;
2) ощущением «неясного чувства неудобства»;
3) неустанным стремлением к порядку, симметрии или чистоте.
Условия и факторы формирования навязчиво-компульсивного характера. Ключевые параметры характера данного типа определяются совокупным влиянием наследственности и условий воспитания. Такие условия складываются в семьях, в которых родители подходят к воспитанию не с позиций собственной интуиции и здравого смысла, а ориентируются на некие «идеальные» стандарты, к которым стремятся его «подогнать», не учитывая индивидуальность ребенка и не согласовывая свои действия с его специфическими чертами. Иными словами, имеет место ситуация заботящихся о своих детях, но жестко контролирующих родителей, с чувством обязательности и с добрыми намерениями действовать «во благо ребенка». Такой способ воспитания формирует исключительно дисциплинированную личность, сдавленную жестким контролем и полную блокировок, стремящуюся к совершенству и избеганию любых ошибок. Безусловно, степень влияния на формирование характера ребенка тотального контроля и дисциплины зависит от его темперамента и других особенностей ребенка, но чем больше отвергаемых чувств и спонтанных проявлений он вынужден будет подавить, тем больше симптомов навязчиво-компульсивного характера у него появится.
Мышление навязчиво-компульсивной личности. Ссылаясь на многочисленные исследования, Джонсон С.М. главной особенностью мышления людей этого типа полагает их стремление к переходу от сути реальной проблемы к периферийным моментам, в которых четко сконцентрированное внимание удерживается на подробностях, не играющих решающей роли. Другая особенность заключается в сосредоточении на абстрактных рассуждениях по поиску и проверке определенных принципов и правил, указывающих, как справиться с проблемой. Третья особенность, на которую указывают С.М. Джонсон и другие исследователи связана с постоянным присутствием неустойчивых сомнений, что обусловливает склонность постоянно откладывать или затягивать принятие решений. Их постоянно преследуют навязчивые мысли, «уходом» от которых личность избирает совершение «ритуальных» повторяющихся действий, часто носящих бессмысленных характер. Сильными сторонами мышления являются его рациональность и дисциплинированность, поэтому они незаменимы в областях деятельности, требующих точных расчетов, детального анализа и контроля.
Чувства навязчиво-компульсивной личности. Поскольку идеалом для личности данного типа является рациональность, правильность и рассудительность, самой заметной чертой ее эмоциональной сферы является скудость эмоций. Добиваясь в своем развитии исключительного совершенства эти люди вынуждены подавлять свои эмоции, поэтому «зажатость» аутоэксперессии приводит к доминированию воли над эмоциями. Движимая стремлением к совершенству, навязчивоком- пульсивная личность живет в постоянном напряжении. При этом для нее характерны подавление и скрывание таких чувств как злость, сожаление, агрессия и даже любовь под маской внешней холодности. Потеря контроля над своими эмоциями и чувствами приводит к ощущению страха и 83 катастрофы, так как высвобождает понимание бессмысленности своих действий и никчемности жизни.
Поведение навязчиво-компульсивной личности. Основной симптом характера данного типа проявляется в том, что «человек сжимается в себе». Он держит себя в строго установленных рамках, экономен в расходах и даже в выражениях эмоциональной экспрессии. Зажатость проявляется и в упорстве, заставляющем продолжать какие-то действия, несмотря на трудности или их очевидную бесполезность и ненужность. Упорство нередко принимает патологические форму тупого упрямства, сопротивления и отсутствия гибкости, сочетающимися с сильной волей, решительностью и выдержкой.
Характерное для компульсивной личности стремление к упорядоченности проявляется в требованиях точности, организованности, ясности и правильности в любой мелочи. При этом наблюдаются неспособность к расстановке приоритетов: для них крайне важны любые мелочи: неверно поставленная запятая, минутное опоздание и пр. При этом имеет место тенденция упускать главное в погоне за мелочной тщательностью во второстепенных деталях. Еще одной характерной чертой людей с подобным характером является склонность к навязчивым сомнением, не позволяющим принимать решения и заканчивать начатые дела, что делает их похожими на «буриданова осла». Им трудно признать, что все уже «достаточно хорошо». Люди этого типа склонны к морализированию и почитанию авторитетов. В социальном окружении они слывут недружелюбными формалистами, отчужденными и не вызывающими интереса. Приведенная теория и классификация характеров С.М. Джонсона необычайно ценна для многофакторного анализа формирующегося характера детей, имеющих сложные, носящие травматический характер отношения отношений с родителями или опекунами.

 

Источник: Психология характера : учебное пособие / Алтайский государственный университет ; сост.: М.В. Шамардина, И.А. Ральникова, Е.А. Петухова. - Барнаул: АлтГУ, 2020. - 1 CD-R (2,6 Мб). - Систем. требования: Intel Pentium 1,6 GHz и более ; 512 Мб (RAM) ; Microsoft Windows 7 и выше ; Adobe Reader. - Загл. с титул. экрана. - Текст: электронный.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.