I. ЦКРОиР - организатор и координатор процесса психолого-педагогического сопровождения интегрированного обучения в системе образования ЦЕЛЬ: внедрение региональных технологии психолого-педагогического сопровождения в учреждениях образования
№ п/п
|
Направления деятельности ЦКРОиР
|
Результат
|
Сфера ответственности
|
Сроки исполнения
|
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП
|
1.
|
Первичное обследование ребенка в ЦКРОиР командой специалистов медико-психолого-педагогической комиссии (ПМПК).
|
Заключение ЦКРОиР. Определение программы обучения и образовательного маршрута ребенка в соответствии со структурой нарушения и его познавательными возможностями. Согласие родителей. При необходимости составление индивидуального плана коррекционно-педагогической помощи. Занесение сведений о ребенке в региональный банк данных детей с ОПФР.
|
Инициируют вывод на первичное обследование либо родители, либо специалисты учреждения образования (УО). Специалисты ПМПК осуществляют диагностику и дают заключение. Оператор регионального банка данных вносит сведения о ребенке в банк данных.
|
В течение года
|
2.
|
Анализ в целом по району возможностей для интегрированного обучения детей с ОПФР в разрезе каждого учреждения образования.
|
Аналитическая справка о количестве школ в районе, где необходимо организовать интегрированное обучение; количестве в них полных и неполных интегрированных классов; возможности рационального комплектования классов в зависимости, как от количества детей, так и от структуры их дефекта, а также места жительства и пожеланий родителей.
|
Директор ЦКРОиР
|
Май, декабрь
|
3.
|
Диагностика социально-педагогической среды микрорайона проживания ребенка.
|
Посещение каждого учреждения образования. Беседа с администрацией школы по вопросам создания своей школьной модели интегрированного обучения, возможностей для трудового обучения в данном учреждении, комплектования интегрированных классов, наличия подготовленных кадров, резервных кабинетов.
|
Администрация ЦКРОиР (директор или заместитель директора)
|
май-август, декабрь (до очередной ближайшей тарификации учебной нагрузки)
|
|
|
Встреча с педагогическим коллективом, участие в родительских собраниях.
|
|
|
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
|
1.
|
Совместная работа с администрацией учреждений образования
|
Предварительная тарификация на учителей, которые будут вести интегрированные классы в районе в следующем учебном году.
|
Директор ЦКРОиР
|
Май
|
2.
|
Совместная работа с каждым предполагаемым учителем-дефектологом интегрированного класса (индивидуальная форма)
|
Знакомство учителя-дефектолога с контингентом учащихся, при необходимости - с индивидуальными планами коррекционно-педагогической помощи на каждого ученика. Выяснение проблемного поля деятельности учителя-дефектолога с данным интегрированным классом.
|
Заместитель директора ЦКРОиР, руководитель методического объединения учителей-дефектологов интегрированных классов
|
Июнь
|
|
Управленческие решения
|
Приказ РОО об организации интегрированного обучения в регионе. Приказ учреждения образования об организации интегрированного обучения в школе.
|
Директор ЦКРОиР Директор УО
|
Сентябрь До тарификации
|
ЭТАП МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
|
1.
|
Совместная работа с предполагаемыми учителями-дефектологами полных интегрированных классов (групповая форма работы)
|
Ежегодный семинар-практикум «Ребенок с особенностями психофизического развития в полном интегрированном классе».
|
Руководитель методического объединения учителей-дефектологов интегрированных классов, педагог-психолог ЦКРОиР.
|
Июнь
|
2.
|
Совместная работа с предполагаемыми учителями-дефектологами неполных интегрированных классов (групповая форма работы)
|
Ежегодный семинар-практикум «Ребенок с особенностями психофизического развития в неполном интегрированном классе».
|
Руководитель методического объединения учителей-дефектологов интегрированных классов, педагог-психолог ЦКРОиР.
|
Июнь
|
3.
|
Консультативная работа с педагогами (индивидуальная форма)
|
Обсуждение общих вопросов методики проведения уроков, коррекционных занятий, программы обучения, выбор учебных пособий, организации ведения документации. Методические рекомендации для педагогов.
|
Администрация ЦКРОиР, руководитель методического объединения учителей-дефектологов интегрированных классов
|
Август Далее по запросу
|
4.
|
Создание адаптивной среды
|
Обеспечение учебными пособиями, учебными программами специального образования, методической литературой. Обеспечение учебным оборудованием.
|
Администрация ЦКРОиР, библиотекарь ЦКРОиР, администрация учреждения образования.
|
Август
|
5.
|
Работа на местах
|
Посещения каждой школы, где есть интегрированные классы. Участие работников ЦКРОиР в педсоветах и консилиумах школ, в том числе по переходу учащихся интегрированных классов в среднее звено, обсуждение дальнейшей тактики обучения ребенка в школе.
|
Сотрудники ЦКРОиР - в зависимости от поставленных вопросов, сферы деятельности (учитель-дефектолог по школьному детству, руководитель методического объединения учителей-дефектологов интегрированных классов, педагог-психолог ЦКРОиР, заместитель директора, директор ЦКРОиР)
|
в зависимости от качества коррек-ционно-воспитатель-ного процесса от 1 раза в месяц до 1 раза в квартал
|
6.
|
Организация процесса психолого-педагогического сопровождения в каждом учреждении образования
|
Программа организации процесса психолого-педагогического сопровождения на местах, (см. Приложение №1)
|
Администрация ЦКРОиР
|
В течение трех лет с момента организации сопровожде-ния в регионе, далее постоянно
|
7.
|
Деятельность методического объединения учителей-дефектологов интегрированных классов
|
Семинары-практикумы, тренинги, открытые уроки и коррекционные занятия, целевые взаимные посещения, обобщение опыта работы, доклады, разработки памяток и методических рекомендаций, наглядных пособий, педагогические чтения, педагогические мастерские, круглые столы, выставки конспектов уроков, тематических разработок, тетрадей учеников, организация методической копилки, отчеты учителей по самообразованию.
|
Руководитель методического объединения учителей-дефектологов интегрированных классов
|
В течение года
|
|
|
|
|
|
8.
|
Организация школы молодого и начинающего специалиста
|
Наставничество Обучающие семинары с молодыми педагогами
|
Руководитель школы молодого и начинающего специалиста ЦКРОиР
|
Август, далее в течение 3 лет
|
9.
|
Консультативная работа с родителями
|
Обсуждение возникших интересующих вопросов, методические рекомендации для родителей
|
Администрация ЦКРОиР
|
По запросу в течение года
|
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП
|
1.
|
Информационное обеспечение
|
Информационный бюллетень ЦКРОиР. Работа со СМИ.
|
Администрация ЦКРОиР
|
В течение года
|
2.
|
Аналитическая деятельность
|
Мониторинг результатов и условий, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения в конкретном учреждении образования. (см. Приложение №3) Промежуточный анализ. Анализ по итогам года. Школьный консилиум совместно с сотрудниками ЦКРОиР.
|
Администрация ЦКРОиР Администрация учреждения образования
|
Декабрь, июнь
|
II. Учреждение образования - команда специалистов, осуществляющих комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОПФР ЦЕЛЬ: создание своеобразного развивающего «поля» вокруг ребенка с особенностями психофизического развития, которое бы способствовало компенсации нарушений развития.
№
|
Направления деятельности
|
Результат
|
Сфера ответственности
|
Сроки
|
п/п
|
учреждения образования
|
|
|
исполнения
|
Организационно-методическое обеспечение
образовательного и коррекционного процесса |
1.
|
Организация работы психолого-
|
1. Создание рабочей группы по организации
|
Руководитель учреждения
|
Июнь -
|
|
медико-педагогического консилиума
|
психолого-педагогического сопровождения в
|
|
август
|
|
(см. Приложение №4)
|
учреждении, создании целостной программы
|
|
|
|
|
психолого-педагогического сопровождения
|
|
|
|
|
учреждения образования.
|
|
|
|
|
2. Разработка рабочей группой Положения о психолого-медико-педагогическом консилиуме учреждения образования. 3. Утверждение Положения о психолого-медико-педагогическом консилиуме школы. 4. Приказ о создании психолого-медико-педагогического консилиума. 5. План работы школьного консилиума на учебный год.
|
|
|
2.
|
Создание адаптивной среды
|
1. Подбор кабинетов для интегрированных классов в учреждении. 2. Оборудование кабинетов интегрированных классов необходимой мебелью (одноместными регулируемыми партами и т.д.), специальными средствами (по необходимости). 3. Зонирование пространства кабинета (учебная, игровая зоны и т.д. по необходимости) 4. Создание резервной комнаты (с подбором методического материала, литературы, лекотеки, необходимых учебных, наглядных, дидактических пособий для работы с детьми, имеющими разный тип дизонтогенеза).
|
Администрация учреждения образования, учитель-дефектолог интегрированного класса
|
До 01 сентября
|
3.
|
Организация внутренних условий для конкретного учащегося (см. Приложение №5)
|
На основании базовой диагностики ребенка с ОПФР создание системно-ориентированной программы психолого-педагогического сопровождения (на одного ученика с ОПФР или группу детей с ОПФР).
|
Рабочая группа школьного консилиума
|
сентябрь
|
4.
|
Научно-методическое обеспечение и инновационные подходы
|
> Включение вопросов психолого-педагогического сопровождения во все школьные методические объединения учителей предметников. > Обязательное участие узких специалистов
|
Администрация учреждения
|
Постоянно
|
|
|
(учителей-дефектологов, педагогов-психологов, социальных педагогов, медицинских сестер и т.д.), администрации в районных методических объединениях, мероприятиях организованных по данной проблематике региональным ЦКРОиР. > Проведение семинаров, мастер-классов, педагогических чтений, тренингов с привлечением специалистов института повышения квалификации, академии последипломного образования, факультета специального образования педагогического университета. > Накопление и обобщение передового опыта в учреждении.
|
4
|
|
Базовая и динамическая диагностика психолого-педагогического сопровождения интегрированного обучения
|
1.
|
Базовая диагностика специалистами сопровождения ребенка с ОПФР (см. Приложение №6)
|
> Диагностика социальной среды — социальный педагог > Педагогическая диагностика - учитель-дефектолог в паре с основным учителем класса > Психологическая диагностика - педагог-психолог > Медицинская диагностика - при необходимости направлять в РТМО (при наличии - школьным врачом) > Диагностика семьи (родительского отношения, условий жизни ребенка) -комплексно дефектолог, психолог, основной учитель, социальный педагог
|
Команда специалистов сопровождения
|
С момента начала сопровождения
|
2.
|
Промежуточная оценка эффективности программы психолого-педагогического сопровождения развития детей с ОПФР
|
Школьный психолого-педагогический консилиум Мониторинг качества специального образования (по предметам, по направлениям работы) на группу детей с ОПФР
|
Администрация учреждения Учитель-дефектолог интегрированного класса
|
Декабрь (по мере необходимости)
|
|
|
интегрированного класса, мониторинг развития каждого ребенка с ОПФР
|
|
|
3.
|
Анализ по итогам года
|
Школьный психолого-педагогический консилиум Мониторинг качества специального образования (по предметам, по направлениям работы) на группу детей с ОПФР интегрированного класса, мониторинг развития ребенка с ОПФР
|
Администрация учреждения Учитель-дефектолог интегрированного класса
|
Июнь
|
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
|
1.
|
Установление партнерских взаимоотношений в профессиональном общении с родителями, в решении задач оптимального развития детей с ОПФР
|
Индивидуальные формы работы с родителями: посещение семьи на дому, индивидуальные беседы и консультации, участие родителей в подготовке и проведении воспитательного процесса, анкетирование и т.д.
|
Специалисты команды сопровождения
|
Постоянно
|
2.
|
Обеспечение преемственности воспитания и обучения в семье и образовательном учреждении
|
Дни открытых дверей, анализ видеоматериалов, наблюдение, родительские уголки, папки-передвижки, выставки, обмен литературой, и т.д.
|
Администрация учреждения образования Специалисты команды сопровождения
|
Постоянно
|
3.
|
Оказание помощи в овладении родителями психолого-педагогической культурой, гуманистическим подходом к ребенку.
|
Коллективные формы работы с родителями: родительские собрания, родительская школа, педагогическая гостиная, лектории, семинары, вечера вопросов и ответов и т.д.
|
Администрация учреждения образования Специалисты команды сопровождения
|
Постоянно
|
4.
|
Повышение эффективности воспитательного воздействия взрослого на ребенка, укрепление веры в себя как в компетентного родителя.
|
Психологические тренинги; терапевтические родительские группы; родительский клуб; коррекционные занятия в системе «ребенок-родитель-специалист» организация силами родителей и детей совместных праздников, фестивалей, спортивных мероприятий.
|
Специалисты команды сопровождения Родители детей с ОПФР
|
Постоянно
|
|