На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Модель психолого-педагогического сопровождения в условиях интегрированного обучения
Модель психолого-педагогического сопровождения в условиях интегрированного обучения
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу

I. ЦКРОиР - организатор и координатор процесса психолого-педагогического сопровождения интегрированного обучения в системе образования
ЦЕЛЬ: внедрение региональных технологии психолого-педагогического сопровождения в учреждениях образования

 

№ п/п

Направления деятельности ЦКРОиР

Результат

Сфера ответственности

Сроки исполнения

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

1.

Первичное обследование ребенка в ЦКРОиР командой специалистов медико-психолого-педагогической комиссии (ПМПК).

Заключение ЦКРОиР. Определение программы обучения и образовательного маршрута ребенка в соответствии со структурой нарушения и его познавательными возможностями. Согласие родителей. При необходимости составление индивидуального плана коррекционно-педагогической помощи. Занесение сведений о ребенке в региональный банк данных детей с ОПФР.

Инициируют вывод на первичное обследование либо родители, либо специалисты учреждения образования (УО). Специалисты ПМПК осуществляют диагностику и дают заключение. Оператор регионального банка данных вносит сведения о ребенке в банк данных.

В течение года

2.

Анализ в целом по району возможностей для интегрированного обучения детей с ОПФР в разрезе каждого учреждения образования.

Аналитическая справка о количестве школ в районе, где необходимо организовать интегрированное обучение; количестве в них полных и неполных интегрированных классов; возможности рационального комплектования классов в зависимости, как от количества детей, так и от структуры их дефекта, а также места жительства и пожеланий родителей.

Директор ЦКРОиР

Май, декабрь

3.

Диагностика социально-педагогической среды микрорайона проживания ребенка.

Посещение каждого учреждения образования. Беседа с администрацией школы по вопросам создания своей школьной модели интегрированного обучения, возможностей для трудового обучения в данном учреждении, комплектования интегрированных классов, наличия подготовленных кадров, резервных кабинетов.

Администрация ЦКРОиР (директор или заместитель директора)

май-август, декабрь (до очередной ближайшей тарификации учебной нагрузки)

 

 

 

Встреча с педагогическим коллективом, участие в родительских собраниях.

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

1.

Совместная работа с администрацией учреждений образования

Предварительная тарификация на учителей, которые будут вести интегрированные классы в районе в следующем учебном году.

Директор ЦКРОиР

Май

2.

Совместная работа с каждым предполагаемым учителем-дефектологом интегрированного класса (индивидуальная форма)

Знакомство учителя-дефектолога с контингентом учащихся, при необходимости - с индивидуальными планами коррекционно-педагогической помощи на каждого ученика. Выяснение проблемного поля деятельности учителя-дефектолога с данным интегрированным классом.

Заместитель директора ЦКРОиР, руководитель методического объединения учителей-дефектологов интегрированных классов

Июнь

 

Управленческие решения

Приказ РОО об организации интегрированного обучения в регионе. Приказ учреждения образования об организации интегрированного обучения в школе.

Директор ЦКРОиР Директор УО

Сентябрь
До
тарификации

ЭТАП МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.

Совместная работа с предполагаемыми учителями-дефектологами полных интегрированных классов (групповая форма работы)

Ежегодный семинар-практикум «Ребенок с особенностями психофизического развития в полном интегрированном классе».

Руководитель методического объединения учителей-дефектологов интегрированных классов, педагог-психолог ЦКРОиР.

Июнь

2.

Совместная работа с предполагаемыми учителями-дефектологами неполных интегрированных классов (групповая форма работы)

Ежегодный семинар-практикум «Ребенок с особенностями психофизического развития в неполном интегрированном классе».

Руководитель методического объединения учителей-дефектологов интегрированных классов, педагог-психолог ЦКРОиР.

Июнь

3.

Консультативная работа с педагогами (индивидуальная форма)

Обсуждение общих вопросов методики проведения уроков, коррекционных занятий, программы обучения, выбор учебных пособий, организации ведения документации. Методические рекомендации для педагогов.

Администрация ЦКРОиР, руководитель методического объединения учителей-дефектологов интегрированных классов

Август Далее по запросу

 

4.

Создание адаптивной среды

Обеспечение учебными пособиями, учебными программами специального образования, методической литературой. Обеспечение учебным оборудованием.

Администрация ЦКРОиР, библиотекарь ЦКРОиР, администрация учреждения образования.

Август

5.

Работа на местах

Посещения каждой школы, где есть интегрированные классы. Участие работников ЦКРОиР в педсоветах и консилиумах школ, в том числе по переходу учащихся интегрированных классов в среднее звено, обсуждение дальнейшей тактики обучения ребенка в школе.

Сотрудники ЦКРОиР - в зависимости от поставленных вопросов, сферы деятельности (учитель-дефектолог по школьному детству, руководитель методического объединения учителей-дефектологов интегрированных классов, педагог-психолог ЦКРОиР, заместитель директора, директор ЦКРОиР)

в
зависимости от качества коррек-ционно-воспитатель-ного процесса от 1 раза в месяц до 1 раза в квартал

6.

Организация процесса психолого-педагогического сопровождения в каждом учреждении образования

Программа организации процесса психолого-педагогического сопровождения на местах, (см. Приложение №1)

Администрация ЦКРОиР

В течение трех лет с момента организации сопровожде-ния в регионе, далее постоянно

7.

Деятельность методического объединения учителей-дефектологов интегрированных классов

Семинары-практикумы, тренинги, открытые уроки и коррекционные занятия, целевые взаимные посещения, обобщение опыта работы, доклады, разработки памяток и методических рекомендаций, наглядных пособий, педагогические чтения, педагогические мастерские, круглые столы, выставки конспектов уроков, тематических разработок, тетрадей учеников, организация методической копилки, отчеты учителей по самообразованию.

Руководитель методического объединения учителей-дефектологов интегрированных классов

В течение года

 

 

 

 

 

 

8.

Организация школы молодого и начинающего специалиста

Наставничество Обучающие семинары с молодыми педагогами

Руководитель школы молодого и начинающего специалиста ЦКРОиР

Август, далее в течение 3 лет

9.

Консультативная работа с родителями

Обсуждение возникших интересующих вопросов, методические рекомендации для родителей

Администрация ЦКРОиР

По запросу в течение года

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП

1.

Информационное обеспечение

Информационный бюллетень ЦКРОиР. Работа со СМИ.

Администрация ЦКРОиР

В течение года

2.

Аналитическая деятельность

Мониторинг результатов и условий, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения в конкретном учреждении образования. (см. Приложение №3) Промежуточный анализ. Анализ по итогам года. Школьный консилиум совместно с сотрудниками ЦКРОиР.

Администрация ЦКРОиР Администрация учреждения образования

Декабрь, июнь

II. Учреждение образования - команда специалистов, осуществляющих комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОПФР
ЦЕЛЬ: создание своеобразного развивающего «поля» вокруг ребенка с особенностями психофизического
развития, которое бы способствовало компенсации нарушений развития.

Направления деятельности

Результат

Сфера ответственности

Сроки

п/п

учреждения образования

 

 

исполнения

Организационно-методическое   обеспечение

образовательного   и   коррекционного   процесса

1.

Организация работы психолого-

1. Создание рабочей группы по организации

Руководитель учреждения

Июнь -

 

медико-педагогического консилиума

психолого-педагогического сопровождения в

 

август

 

(см. Приложение №4)

учреждении, создании целостной программы

 

 

 

 

психолого-педагогического сопровождения

 

 

 

 

учреждения образования.

 

 

 

 

 

2. Разработка рабочей группой Положения о психолого-медико-педагогическом консилиуме учреждения образования. 3. Утверждение Положения о психолого-медико-педагогическом консилиуме школы. 4. Приказ о создании психолого-медико-педагогического консилиума. 5. План работы школьного консилиума на учебный год.

 

 

2.

Создание адаптивной среды

1. Подбор кабинетов для интегрированных классов в учреждении. 2. Оборудование кабинетов интегрированных классов необходимой мебелью (одноместными регулируемыми партами и т.д.), специальными средствами (по необходимости). 3. Зонирование пространства кабинета (учебная, игровая зоны и т.д. по необходимости) 4. Создание резервной комнаты (с подбором методического материала, литературы, лекотеки, необходимых учебных, наглядных, дидактических пособий для работы с детьми, имеющими разный тип дизонтогенеза).

Администрация учреждения образования, учитель-дефектолог интегрированного класса

До 01
сентября

3.

Организация внутренних условий для конкретного учащегося (см. Приложение №5)

На основании базовой диагностики ребенка с ОПФР создание системно-ориентированной программы психолого-педагогического сопровождения (на одного ученика с ОПФР или группу детей с ОПФР).

Рабочая группа школьного консилиума

сентябрь

4.

Научно-методическое обеспечение и инновационные подходы

> Включение вопросов психолого-педагогического сопровождения во все школьные методические объединения учителей предметников. > Обязательное участие узких специалистов

Администрация учреждения

Постоянно

 

 

 

(учителей-дефектологов, педагогов-психологов, социальных педагогов, медицинских сестер и т.д.), администрации в районных методических объединениях, мероприятиях организованных по данной проблематике региональным ЦКРОиР. > Проведение семинаров, мастер-классов, педагогических чтений, тренингов с привлечением специалистов института повышения квалификации, академии последипломного образования, факультета специального образования педагогического университета. > Накопление и обобщение передового опыта в учреждении.

4

 

Базовая   и  динамическая   диагностика   психолого-педагогического сопровождения   интегрированного   обучения

1.

Базовая диагностика специалистами сопровождения ребенка с ОПФР (см. Приложение №6)

> Диагностика социальной среды — социальный педагог > Педагогическая диагностика - учитель-дефектолог в паре с основным учителем класса > Психологическая диагностика - педагог-психолог > Медицинская диагностика - при необходимости направлять в РТМО (при наличии - школьным врачом) > Диагностика семьи (родительского отношения, условий жизни ребенка) -комплексно дефектолог, психолог, основной учитель, социальный педагог

Команда специалистов сопровождения

С момента начала сопровожде­ния

2.

Промежуточная оценка эффективности программы психолого-педагогического сопровождения развития детей с ОПФР

Школьный психолого-педагогический консилиум Мониторинг качества специального образования (по предметам, по направлениям работы) на группу детей с ОПФР

Администрация учреждения
Учитель-дефектолог интегрированного класса

Декабрь (по мере необходимо­сти)

 

 

интегрированного класса, мониторинг развития каждого ребенка с ОПФР

 

 

3.

Анализ по итогам года

Школьный психолого-педагогический консилиум Мониторинг качества специального образования (по предметам, по направлениям работы) на группу детей с ОПФР интегрированного класса, мониторинг развития ребенка с ОПФР

Администрация учреждения
Учитель-дефектолог интегрированного класса

Июнь

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

1.

Установление партнерских взаимоотношений в профессиональном общении с родителями, в решении задач оптимального развития детей с ОПФР

Индивидуальные формы работы с родителями: посещение семьи на дому, индивидуальные беседы и консультации, участие родителей в подготовке и проведении воспитательного процесса, анкетирование и т.д.

Специалисты команды сопровождения

Постоянно

2.

Обеспечение преемственности воспитания и обучения в семье и образовательном учреждении

Дни открытых дверей, анализ видеоматериалов, наблюдение, родительские уголки, папки-передвижки, выставки, обмен литературой, и т.д.

Администрация учреждения образования Специалисты команды сопровождения

Постоянно

3.

Оказание помощи в овладении родителями психолого-педагогической культурой, гуманистическим подходом к ребенку.

Коллективные формы работы с родителями: родительские собрания, родительская школа, педагогическая гостиная, лектории, семинары, вечера вопросов и ответов и т.д.

Администрация учреждения образования Специалисты команды сопровождения

Постоянно

4.

Повышение эффективности воспитательного воздействия взрослого на ребенка, укрепление веры в себя как в компетентного родителя.

Психологические тренинги; терапевтические родительские группы; родительский клуб; коррекционные занятия в системе «ребенок-родитель-специалист» организация силами родителей и детей совместных праздников, фестивалей, спортивных мероприятий.

Специалисты команды сопровождения Родители детей с ОПФР

Постоянно

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.