Ю.Ю. Дмитриева, г. Москва Психологическая коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у детей - это целесообразно организованная система психологических воздействий. Говоря, об основных направлениях психологической коррекции эмоциональных нарушений выделяют: • смягчение эмоционального дискомфорта у детей; • повышение активности и самостоятельности; • устранение личностных реакций, которые обусловлены эмоциональными нарушениями, такими, как агрессия, повышенная возбудимость, тревожность; • коррекция уровня самооценки, самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
В отечественной и зарубежной психологии существуют и применяются разнообразные методы, имеющие цель корректировать эмоциональные нарушения у детей [7, 15]. В последнее время разрабатывается много позитивных программ, для работы с этими проблемами [14]. Условно, такие методы делятся на 2 группы: групповые и индивидуальные. Однако это деление не отражает основной цели психокоррекционных воздействий. В мировой психологии существует два центральных подхода к психологической коррекции психического развития ребёнка: психодинамический и поведенческий. Отраслями психодинамического коррекции являются психоаналитический и гуманистически- ориентированный подходы. Представители двух школ детского психоанализа - классического и фрейдовского - отмечают, что эмоциональные нарушения могут быть устранены, если дети смогут осознать их конфликт. Основная цель коррекции в рамках психодинамического подхода - создание условий, устраняющих внешние социальные преграды на пути развёртывания внутреннего конфликта. Успешное разрешение этих целей осуществляется с помощью психоанализа, семейной психокоррекции, игры и арт-терапии. Классический психоанализ использует пять основных техник: метод свободных ассоциаций, толкование сновидений, интерпретация, анализ сопротивления, анализ переноса. Психоаналитики, занимающиеся с детьми, создали специальные, соответственные возрасту, психокоррекционные техники: игра, арт-терапия. Авторами подчёркивалось большое значение недирективной игровой психотерапии, решающей три базисные задачи: 1) способствует развитию самовыражения у ребёнка; 2) устраняет эмоциональный дискомфорт; 3) способствует формированию саморегулирующих процессов. Гуманистически-ориентированный подход подразумевает в своей установление связи психолога с ребёнком, основанное на эмпатии, полном принятии ребёнка и искренней вере психолога в способности ребёнка, в его успехи. К примеру, V.M. Axline говорит о следующих принципах игротерапии в рамках гуманистически-ориентированного подхода: 1) установить непринуждённые дружеские отношения с ребёнком; 2) полностью принять ребёнка с его качествами, особенностями; 3) создавать условия для того, чтобы ребёнок мог открыто говорить о своих переживаниях; 4) стараться понять то, что чувствует ребёнок, способствовать обращению его внимание на себя самого; 5) позволять ребёнку самому определять и регулировать динамику процесса игры; 6) применять только те ограничения, которые имеют связь с обычной жизнью; 7) «отзеркаливать» переживания, настроения ребенка, тем самым помогая ему понять себя [3]. В рамках подхода с гуманистически-ориентированной направленностью в работе с детьми, имеющими эмоциональные нарушениями, широко применяются методы «терапии на основе экспрессивных искусств», арт-терапия, танцевальная терапия, терапия музыкой. Необходимым условием при использовании этих методов являются эмпатическая связь с ребёнком и полное принятие всех продуктов его творчества. Целевыми ориентирами поведенческого подхода являются приобретение ребёнком новых реакций, которые направлены на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение дезадаптивных форм поведения, которые у него имеются. Это может быть достигнуто при помощи использования различных поведенческих тренингов, психорегулирующих установок. В отечественной психологии существуют многочисленные методы психологической коррекции детей, имеющих эмоциональные нарушения, выявленные на основе клинико-психологического и психолого-педагогического подходов. К клинико-психологическому можно отнести опыт психотерапии детских неврозов, патохарактерологических реакций, синдромов детского аутизма и др., который описан в работах В.И. Гарбузова, Д.Н. Исаева, А.И. Захарова. В рамках данного подхода широкое использование получили поведенческие методы: метод условно-рефлекторной терапии (В.И.Гарбузов). Используются и имеют положительное воздействие суггестивные влияния в процессе сказкотерапии для детей, имеющих различные формы неврозов и методы семейной психокоррекции. В рамках психолого-педагогического направления создаются и применяются различные методы психологической коррекции: сюжетно-ролевые игры, игры- драматизации, неструктурированные игры (игры с песком, водой, глиной и пр.), групповые подвижные игры. На сегодняшний день разработаны разнообразные методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей, которые можно разделить на две группы: основные и специальные. Группу основных методов психологической коррекции эмоциональных нарушений составляют те методы, которые являются основными в психодинамическом и поведенческом направлениях. К ним можно отнести игротерапию, арт-терапию, психоанализ, метод десенсибилизации, аутогенные тренировки, поведенческий тренинг. Специализированные методы включают в себя тактические и технические приёмы психокоррекции, направленные на ликвидацию имеющегося дефекта с учётом индивидуально-психологических факторов ребенка. Обе группы методов находятся в тесной взаимосвязи друг с другом [11, С. 21-22]. При подборе методов психокоррекции эмоциональных нарушений важно учитывать такие факторы, как: 1. Психологические, которые включают в себя личностные характеристики ребёнка, специфику внутриличностных и межличностных конфликтов, особенности отношений в семье. 2. Педагогические факторы, включающие в себя уровень развития игровой деятельности, социальной компетентности, характеристики педагогической деятельности взрослых, которые взаимодействуют с ребёнком. 3. Клинические факторы, отражающие особенности перинатального развития, специфику соматовегетативных и моторных дисфункций, сопровождающих эмоциональные нарушения дошкольников. Можно заметить, что почти во всех представленных подходах используется метод арт- терапии. Впервые арт-терапия была использована в США для коррекции эмоционального состояния детей, которые испытали стресс в фашистских лагерях. Позже арт-терапевтические методы получили широкое распространение и стали использоваться не только как дополняющие другие техники, но и как самостоятельные методы. Сам термин «арт-терапия», дословно означающий «терапия искусством» был введен Адрианом Хилл. Автор использовал данный термин в описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Термин арт-терапия применялся ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья [1]. Арт-терапевтический метод построен на основе теории психомоторной связи. По И.М. Сеченову, любое представление, которое возникает в психике, всякая тенденция, связанная с этим представлением, находят свое завершение в движении. Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, которое необходимо для осуществления ответного движения. Так, например, образы и мысли представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук - ударить, заслониться. Обращаясь к первоначальному возникновению арт-терапии, прослеживается контекст теоритических идей З. Фрейда и К.Г. Юнга. Позднее она приобрела более широкую концептуальную базу, включающую в себя гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А. Маслоу. К. Юнг в своих работах также отмечал, что подсознательное может быть осознано, если растормозить кинестетическую память о пережитом. В групповой работе применение арт-терапии позволяет получить дополнительные результаты, более того, в процессе стимуляции воображения данный метод психотерапии позволяет разрешать конфликты и налаживать взаимоотношения между участниками группы. Дело в том, что само по себе искусство доставляет человеку положительные эмоции, проявляющиеся в радости, которая может зарождаться как в глубинах подсознания, так и являться результатом осознания возможности развлечься. Арт-терапия применяется при исследовании внутрисемейных проблем, позволяя выявить внутренние конфликты и сильные эмоции. Также арт-терапия помогает интерпретировать вытесненные переживания, дисциплинировать группу, повышать уровень самооценки клиента, снижать тревожность, уровень агрессии, способствует осознанию собственных ощущений и чувств, а также развивает художественные и другие способности. На занятиях арт-терапии, чаще всего, используют краски, глину, клей и мел. Данный метод психокоррекции может проводиться как индивидуально, так и в группах [2]. Сама техника арт-терапии требует от психолога тщательной подготовки, так как эмоции человека в процессе проведения занятий нуждаются в корректировке и направлении. Арт-терапии также присуща образовательная ценность, так как в процессе ее проведения происходит развитие познавательных и созидательных навыков. Процесс создания любого творческого продукта базируется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация. Позитивными результатами, в процессе использования арт-терапии в коррекционной работе, являются: 1. Возникновение адекватного эмоционального реагирования на ситуацию, то есть приемлемая реакция, допустимая в социуме. 2. Облегчение процесса коммуникации у замкнутых, стеснительных и слабоориентированных на общение людей. 3. Появление возможности невербального контакта, а также возможность преодолеть коммуникативные и психологические барьеры и защиты. 4. Создание благоприятных условий для развития саморегуляции и произвольности. 5. Оказание дополнительного влияния на осознание собственных чувств, переживаний и эмоций. Возникновение предпосылок для регуляции эмоциональных реакций и состояний. 6. Повышение ценности личности, содействие формированию позитивной «Я-концепции» и уверенности в себе посредством социального признания ценности созданного продукта [10]. Наиболее эффективно использование арт-терапии в коррекционной работе с детьми в возрасте 5-11 лет, так как это период активного интереса к творчеству, здесь дети творят непринужденно и свободно. При этом арт-терапия выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирование взаимоотношений и выражение эмоций, в том числе и негативных, отрицательных, таких как страх. Но даже те дети, которые могут признаться в своих страхах и несчастьях, не могут вести дискуссию о своих проблемах. Занимаясь творческой деятельностью, ребенок выражает свои чувства и переживания, желания и мечты, меняет свое отношение к различным ситуациям и безболезненно соприкасается с определенными образами, которые кажутся неприятными или травмирующими. Дошкольник борется со злом, взяв на себя роли положительных сильных героев, это создает у него ощущение уверенности в своих способностях противостоять насилию и злу. Таким образом, арт-терапия является способом постижения своих возможностей и окружающей действительности, способом моделирования взаимоотношений и выражения различных эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Подводя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что арт-терапия за последнее время получила широкое распространение в коррекционной работе, став одним из методов психологической коррекции. Об эффективности данного метода свидетельствуют полученные результаты, которые говорят о том, что арт-терапия оказывает положительное влияние на эмоционально-волевую сферу человека [12, 13].
Литература
1. Бадамен Л.О. Эмоции и характер детей [Текст] / Л. Бадамен, А. Миронов // Дошкольное воспитание. - 2012 - №1 - с. 27. 2. Березина Т.Н. Эмоционально обонятельный язык бессознательных коммуникаций в процессе человеческого общения // Национальный психологический журнал. 2013. № 4 (12). С. 20-30. 3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения [Текст] / Г.М. Бреслав. - М.: Педагогика, 2011. 4. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Смысл; Академия, 2013. 5. Дако П. Новое исскусство жить. М., 2011. 6. Дашкевич О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Автореф. дис. д-ра психол. наук. М.,2013. 48 с. 7. Дмитриева Ю.Ю., Сечко А.В. Развитие национальной психологии, как инструмент для укрепления института семьи. Психология семьи в современном мире [Электронный ресурс] : сборник материалов Международной научно-практической конференции / Урал. гос. пед. ун- т. - Электрон. дан. - Екатеринбург : [б. и.], 2017. 8. Игумнова Т.Т., Осеева Н.А. Арттерапия и её использование в практике дошкольного учреждения // Психология, социология и педагогика. 2013. № 3. 9. Кирьянова О. Н. Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). - СПб.: Реноме, 2011. - С. 23-25. 10. Киселева М.В. Арттерапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, врачей и специалистов работающих с детьми — Спб:.Речь, 2011. 11. Кокурин А.В. Обучающие тренинги - эффективная форма профессиональной подготовки практических психологов // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2004. С. 21-22. 12. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2013. 13. Литвинова А.В. Прикладные исследования проблем личности в социальной психологии // Социальная психология. - М.: ИД Юрайт, 2017. С. 295-331. 14. Розенова М.И. Позитивная психология в России: некоторые актуальные вопросы адаптации. // Психология и психотехника. 2012. № 1 (40). С. 57-62. 15. Храмов Е.В. Разработка и апробация программы наставничества // Инновационное развитие. 2017. № 2 (7). С. 99-101. Источник: Современные подходы в оказании экстренной психологической помощи: сборник трудов молодых ученых (Экспериментальная платформа - 2018) / Под общ. ред. А.В. Кокурина, В.И. Екимовой, М.И. Розеновой. - М.: ИП Сигитов Т.М., 2018. - 201 с. |