П.О. Иванова, г. Москва
Вопрос определения эффективности профессиональной деятельности специалиста продолжает сохранять свою актуальность не только в сфере психологии труда и организационной психологии, но также и в сфере экстремальной психологии в ходе осуществления отбора и ротации персонала, связанного с повышенной ответственностью и особой степенью профессионального риска [4, 5, 6]. В рамках психологической профилактики специфическим направлением профессиональной деятельности психолога является подготовка персонала к кризисным ситуациям [8, 11, 13]. И основная подготовка, по сути, заключается в формировании сильных внутренних ресурсов личности [10].
Под кризисом понимается ситуация преодоления, возникающая в условиях, требующих от индивида трансформации актуальных жизненных стереотипов. Кризис может возникнуть как в рамках нормального онтогенеза психики человека, так в психотравмирующих, экстремальных условиях, но вне зависимости от контекста для его преодоления требуется актуализация дополнительных ресурсов, выработка новых мыслительных паттернов и поведенческих стратегий [1]. В условиях нормального психического развития кризис является широко изученным и легко прогнозируемым явлением, однако в условиях трудовой деятельности подготовка к возникновению кризисной ситуации имеет определенную специфику и зачастую сводится к следующим мероприятиям [7, 12, 14]: • анализ условий труда и прогнозирование вариативности возникновения кризисных ситуаций с последующей к ним подготовкой; • работа на формирование и актуализацию ресурсов персонала. Л.В. Миллер отмечает, что специалистами различных ведомств и учреждений, оказывающими психологическую, психотерапевтическую, психиатрическую и другие виды помощи населению в чрезвычайных и кризисных ситуациях разработаны рекомендации по профилактике развития «профессионального выгорания»: 1) профессиональная ориентация, обучение, отбор и допуск специалистов к работе; 2) система постоянной профессиональной подготовки и переподготовки; 3) четкое соблюдение режима работы и отдыха, применение специальных алгоритмов деятельности специалистов, формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе, поддержание положительного, оптимистичного настроя и др.; 4) система постоянных супервизий (индивидуальных и групповых); 5) тренинги и другие индивидуальные и групповые формы работы; 6) личная терапия психолога; 7) использование методов саморегуляции; 8) реабилитационные мероприятия [9, с.52-53]. Психолог должен быть ресурсным. Большое внимание необходимо уделять собственному физическому благополучию - заниматься спортом, ходить в бассейн, делать массаж [2]. Если в первом случае от специалиста, занимающегося подготовкой персонала, требуется развитое аналитическое мышление, то при работе с ресурсами задействуется целый ряд направлений работы психолога. В целях выявления психологических качеств, влияющих на эффективность профессиональной деятельности психологов по подготовке специалистов к кризисным ситуациям, нами были опрошены 74 психолога Пенсионного фонда Российской Федерации имеющие стаж работы от 3 до 12 лет и возраст от 28 до 47 лет. Кроме того, в исследовании приняли участие 5 специалистов экспертов - руководителей и кураторов психологической службы со стажем работы от 6 до 12 лет и возраст от 28 до 48 лет. С помощью методики групповой оценки личности ГОЛ-12 М.Ю. Шейниса [11, с.87] были определены 3 группы сотрудников согласно их профессиональной эффективности. В группу эффективных специалистов вошел 21% респондентов, группу специалистов со средней эффективностью составило большинство (64%) испытуемых, наименьшее количество работников (15%) было определено экспертами как неуспешные. Для оценки психологических критериев профессиональной эффективности было проведено исследование личностных особенностей, мотивационной структуры, интеллектуальных и адаптационных способностей всех выделенных групп специалистов. Исследование проводилось с помощью психодиагностического комплекса «Linestaff» А.С. Мезенцевой, Д.И. Ткачевой, многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» А.Г. Маклакова, опросника оценки уровня социально-психологической адаптации Р.Х. Исмаилова. В результате произведенного корреляционного анализа было выявлено, что с ростом профессиональной эффективности психолога растет его интерес к своей деятельности и снижается интерес к материальному поощрению за свой труд. Чем более эффективен специалист, тем более развит его вербальный интеллект и коммуникативные способности. Высокоэффективный психолог в своем поведении опирается на общепринятые стандарты, стремится налаживать межличностные контакты в коллективе, легко адаптируется в новой среде. Вышеописанные результаты проведенного исследования позволяют предположить, что критериями эффективности профессиональной деятельности психолога по подготовке специалистов к кризисным ситуациям является высокая профессиональная мотивация, связанная с заинтересованностью в результатах своего труда, а не в его поощрении, развитые коммуникативные способности и нормативность поведения.
Литература
1. Березина Т.Н., Рубцов С.А. Роль подлинных эмоций в эмоциональной безопасности образовательной среды. // Психологическая наука и образование. 2013. № 6. С. 101-106. 2. Бовин Б.Г., Марьин М.И., Кокурин А.В., Раков А.М., Славинская Ю.В., Киселева Е.А., Васищев А.А., Морозов В.И., Дутов В.И., Красов Д.А., Мокрецов А.И. Экстремальная психология в особых условиях деятельности. ФКУ НИИ ФСИН России. Москва, 2015. 3. Гайворонская И.Б. Психологическое прогнозирование эффективности управленческой деятельности руководителей ОВД: дис. ... канд. психол. наук. Спб., 2008. 4. Коджаспиров А.Ю. Профессиональные и личностные качества психолога-консультанта, определяющие результативность деятельности в сфере телефонного консультирования Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 3 (21). С. 63-72. 5. Котенева А.В., Власова А.Д., Макарова О.В. Психологические ресурсы готовности студентов-психологов экстремального профиля к профессиональной деятельности// Психология обучения. 2018. № 5. С. 65-77. 6. Котенева А.В., Потапова Н.В. Профессиональная успешность врачей //Психология обучения. 2018. № 6. С. 83-91. 7. Литвинова А.В. Индивидуальные схемы установок в стрессовой ситуации // Социальная психология: учебник для бакалавров / Н.С. Ефимова, А.В. Литвинова. - Москва : ИД Юрайт, 2017. - С. 312-326. 8. Марьин М.И., Кузнецова О.В. Личностные детерминанты эффективности профессиональной деятельности женщин-сотрудников органов внутренних дел // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2015. № 3. С. 7-12. 9. Миллер Л.В. Формирование профессиональной пригодности психологов для работы с людьми, пережившими психотравмирующие события // Травматический стресс и профессиональная деятельность. Материалы научно-практической конференции 1 ноября 2010 г. / Под ред. Луковцевой З.В., Стрижалковской М.А. М.: Институт психологии и педагогики, ШАР, 2010. С. 50- 54. 10. Розенова М.И. Позитивная психология в России: некоторые актуальные вопросы адаптации. // Психология и психотехника. 2012. № 1 (40). С.57-62. 11. Сечко А.В. Психологическая модель профессионального выгорания педагогического состава // Психология обучения. 2017. № 6. С. 86-96. 12. Светлова А.С. Эффективность труда и представления о кадровой политике у работников коммерческих организаций: дис. ... канд. психол. наук. М., 2016. 13. Храмов Е.В. Психологические особеноости подростков, склонных к суицидальному поведению. - В сб.: Модели и технологии оказания психологической помощи детям и подросткам в экстремальных ситуациях. Коллективная монография / Под общей ред. А.В. Кокурина, В.И. Екимовой, Е.А. Орловой. - Пермь, 2018. С. 66-71. 14. Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. - Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2005. - С. 87. Источник: Современные подходы в оказании экстренной психологической помощи: сборник трудов молодых ученых (Экспериментальная платформа - 2018) / Под общ. ред. А.В. Кокурина, В.И. Екимовой, М.И. Розеновой. - М.: ИП Сигитов Т.М., 2018. - 201 с. |