Д.Ю. Коновалова, г. Москва Подростковый возраст, с психологической точки зрения, характеризуется как один из самых сложных этапов человеческой жизни. В этот период происходят физиологические изменения, связанные с процессом полового созревания, сопровождающиеся психологическими явлениями. Шапарь В.Б. определяет следующие основные психологические особенности данного периода: сепарация и индивидуализация, развитие самоопределения, определение референтной группы, развитие половой идентификации, развитие личной системы ценностей и формирование жизненных целей [15]. Человек в этот период склонен к проявлению наиболее эмоционально окрашенных реакций, что способствует возникновению сложностей в выстраивании комфортной модели взаимодействия с окружающими, как следствие, возможность возникновения сложностей в процессе социализации [4, 6]. На сегодняшний день, одной из наиболее распространённых проблем подросткового возраста является проявление аутоагрессивного поведения. По данным Росстат за 2016 год Россия стоит на 15 месте в мире по количеству проявлений аутоагрессивного поведения, на 100 тыс. жителей приходится 19,5% суицидов. Количество самоубийств с 2018 года в России составляет около 2000 человек, из которых более трети — дети и подростки. Одной из самых распространенных сопутствующих причин этого является алкоголизм и употребление других психоактивных веществ.
Дворникова И.Н. и Куренкова Е.В. определяют аутоагрессивное поведение как разновидность агрессивного поведения, при котором враждебные действия по каким-либо причинам (преимущественно социального характера) не могут быть обращены на раздражающий объект и направляются человеком на самого себя [7]. Такие действия проявляются в склонности к самоунижению, самобичеванию, иногда - в нанесении себе физических повреждений и в особо тяжелых случаях - в попытках суицида. Данное поведение характерно для лиц, страдающих невротическими и депрессивными расстройствами [7]. В России на рубеже XIX - XX вв. акт самоуничтожения рассматривался, прежде всего, как симптом психического заболевания. Проблему аутоагрессивного поведения изучали Г.Н. Гордон, А.В. Лихачев (1882), Ф.К. Тереховко (1903), И.П. Островский (1909, 1911), В.М. Бехтерев (1912). Г.Н. Гордон утверждал, что предрасположенность к подобному поведению есть внутреннее свойство или состояние организма, недостаток духовной энергии, которая субъективно воспринимается как утрата вкуса к жизни, ее цели и смысла. В трудах В.М. Бехтерева и И.А. Сикорского подчеркивалось значение факторов аутоагрессивного поведения, таких, как условия семейного и школьного воспитания в генезисе самостоятельного лишения себя жизни [3]. Социально-психологическую сущность аутоагрессивого поведения отражает концепция Амбрумовой А.Г., суть которой состоит в том, что социальная ситуация создает ряд дезадаптирующих факторов, которые, в свою очередь, снижение ценности человеческого существования [1]. Современными учеными в нашей стране также активно изучается данная проблема. Каршибаева Г. А. в своей статье «Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте» определяет аутоагрессивное поведение, как умышленное самоповреждение со смертельным исходом, психологическим смыслом которого чаще всего является отреагирование аффекта, как следствие, снятие эмоционального напряжения, уход от той ситуации, в которой человек волей неволей оказался. Каршибаева Г.А. считает, что социально-психологические факторы играют решающую роль в стимуляции всех видов подобного поведения. Одним из основных аспектов формирования аутоагрессивного поведения среди подростков оказываются факторы дезадаптации, связанные с нарушением социализации, когда статус не соответствует уровню притязаний. Так же, как один из основных факторов, выделяет семейное неблагополучие [9, 11, 14]. По мнению Зиминой М.А. реализация личности подростка происходит в процессе межличностного общения, а для этого необходимыми условиями являются его личная свобода и ответственность [8]. По данным В.Т. Кондрашенко [10, 16, 17], суицидальные действия у подростков обусловлены следующими причинами: 10% - психотические расстройства; 15% - невротические состояния; 1% - тяжелые соматические заболевания; 12% - сложная семейная ситуация; 18% - сложная романтическая ситуация; 15% - проблемы самореализации в референтной группе; 7% - боязнь ответственности за совершенные действия; 8% - дидактогении; 5% - употребление алкоголя и наркотических веществ; 9% - невыясненные причины. Л.В. Миллер отмечает, что в образовательном учреждении первичная оценка суицидального риска может быть получена школьным психологом в результате диагностики психологического благополучия, беседы, наблюдения, получения информации от учителей, учеников и других лиц. Точная же оценка состояния несовершеннолетнего на предмет суицидального поведения (внутреннего и внешнего), а также лечебно-профилактические мероприятия, направленные на оказание специализированной помощи больным с суицидальными (аутоагрессивными) проявлениями, осуществляются суицидологами [13, с.73]. Если говорить о диагностике аутоагрессивного поведения, то о намерении подростка действовать могут свидетельствовать ряд признаков, которые условно можно разделить на две группы: Словесные признаки: - открытые и прямые высказывания о решении покончить с собой; - косвенные намеки на совершение самоубийства (к примеру, «Больше я не буду никому мешать», «Скоро от меня отдохнете» и т.п.); - увлечение литературой по вопросам жизни и смерти, частые разговоры на эту тему (одно из самых распространенных заблуждений заключается в том, что люди, которые говорят о самоубийстве, никогда не совершат его); - высказывание своих мыслей по поводу самоубийство в подчеркнуто легкой и шутливой форме (к примеру, «...смерть - все лишь одна из сторон жизни», «чего бояться смерти - мы и так основную часть жизни тратим на сон»); - нездоровый интерес к вопросам смерти (к примеру, увлечении книгами о самоубийцах, ритуалах погребения, «загробной» жизни и т.п.). Поведенческие признаки: - безвозмездная раздача вещей, имеющих для человека высокую значимость; налаживание отношений с непримиримыми врагами; - отсутствие желание ухаживать за собой, запущенный и неряшливый вид; - пропуск школьных занятий, потеря интереса к привычным для ребенка увлечениям, хобби; - отстранение от друзей и семьи, уединение, проявление замкнутости; - безразличие к окружающему миру [10]. Для снижения риска формирования факторов аутоагрессивного поведения наибольшее внимание уделяется проведению профилактической работы с представителями данной возрастной группы [2]. Во-первых, это комплексность проводимых мероприятий, то есть организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи, личности и т. д. Во-вторых, адресность, производится учет как возрастных, половых, так социальных характеристик. В-третьих, это массовость, групповая работа является приоритетной, и позитивность информации. Принципами социально-профилактической работы при проведении профилактической работы с подростками являются принцип минимизации негативных последствий, принцип личной заинтересованности и ответственности участников и принцип устремленности в будущее, то есть необходимость в оценке последствий поведения, актуализации позитивных ценностей и целей и планирование будущего без девиантного поведения [12]. Основное внимание уделяется проведению профилактических мероприятий на базе образовательных учреждений. Профилактическая работа ведется с использованием методических рекомендаций. Одним из самых распространенных являются методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по диагностике факторов риска развития кризисных состояний с суицидальными тенденциями у обучающихся 7-11 классов [5, 6]. Безусловно, огромная ответственность в ведении профилактики ложиться на семьи, в которых воспитываются дети подросткового возраста.
Литература
1. Амбрумова А.Г. Личность. Психология одиночества и суицид // Актуальные вопросы суицидологии. - М., 1988. - С. 69 - 81. 2. Березина Т.Н. Творческая активность в структуре самоотношения и утверждении самости как фактор антистарения. // Мир психологии. 2010. № 4. С. 130-141. 3. Балин В.Д., Гайда В.К., Горбачевский В.К. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии // учеб. пособие // - СПб.: Питер, 2000. - 560 с. 4. Васищев А.А., Бовин Б.Г., Кокурин А.В. Особенности поведенческих критериев оценки исправления несовершеннолетних осужденных // Модели и технологии оказания психологической помощи детям и подросткам в экстремальных ситуациях: коллективная монография / Под общ. ред. A. В. Кокурина, В.И. Екимовой, Е.А. Орловой. - Пермь : ИП Сигитов Т.М., 2018. С. 60-62. 5. Вихристюк О.В. Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по диагностике факторов риска развития кризисных состояний с суицидальными тенденциями у обучающихся 7-11 классов.- М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 58 с. 6. Екимова В.И., Залалдинова А.М. Жертвы и обидчики в ситуации буллинга: кто они? // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4. № 4. С. 5-10. 7. Дворникова И. Н., Куренкова Е. В. Особенности аутоагрессивного поведения подростков в современном обществе // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 86-88. 8. Зимина М. А. Социальный статус подростка в коллективе сверстников // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 1354-1357. 9. Каршибаева Г. А. Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте // Молодой ученый. - 2015. - №7. - С. 663-665. 10. Коджаспиров А.Ю. Профилактика подростковой агрессии средствами дистанционного консультирования Человеческий капитал. 2014. № 1 (61). С. 82-85. 11. Котенева А.В., Кушникова Е.Ю. Семейное неблагополучие: проблемы, критерии и методики диагностики//Модели и технологии оказания психологической помощи детям и подросткам в экстремальных ситуациях Коллективная монография. Под общей редакцией А.В. Кокурина, B. И. Екимовой, Е.А. Орловой. Пермь, 2018. С. 114-125. 12. Литвинова А.В. Орлова М.Н. Ценностные ориентации и агрессивное поведение подростков / Модели и технологии оказания психологической помощи детям и подросткам в экстремальных ситуациях: коллективная монография / Под общ. ред. А.В. Кокурина, В.И. Екимовой, Е.А. Орловой. Пермь, 2018. - С. 71-83 13. Миллер Л.В. Организационные аспекты оказания психологической помощи несовершеннолетним, склонным к суицидальному поведению [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu ru. 2013. № 4. 14. Свищева, И. К. Технология социальной работы: учеб. пособие [Текст] / И. К. Свищева.- Белгород: БелГУ, 2007. - 240 с. 15. Сечко А.В.Аттитюды в подростковых суицидах // Вестник МГОУ.-2013.-№1. С 69-75. 16. Синягина Н.Ю., Зайцева Н.В., Артамонова Е.Г. Психологические аспекты детского суицида: технологии профилактики - М.: АНО ЩНПРОЦ, 2013. - 99 с. 17. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми// Изд.: Ростов н/Д: Феникс - 2006 - 432 с. Источник: Современные подходы в оказании экстренной психологической помощи: сборник трудов молодых ученых (Экспериментальная платформа - 2018) / Под общ. ред. А.В. Кокурина, В.И. Екимовой, М.И. Розеновой. - М.: ИП Сигитов Т.М., 2018. - 201 с. |