На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психологическая помощь в ситуации нарушения детско-родительских отношений
Психологическая помощь в ситуации нарушения детско-родительских отношений
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Д.Ю. Абзалилова, г. Москва

Личность ребенка формируетяс под влиянием его родителей, и всей той атмосферы, которая формируется в семейной системе [9, 10]. Детско-родительские отношения, часто и по праву, вытсупают предметом научного анализа, в силу их значимости в развитии личности [10, 11]. В практике психологического консультирования запрос о детско-родительских отношениях, выступает одним из ведущих [1, 5]. Одна из наиболее частых причин обращения к психологу - жалобы на сложные отношения с детьми. Причем это дети, у которых отсутствуют какие-либо отклонения, но есть самая большая проблема - отношения с собственными родителями, непонимание, доходящее до отчуждения. От уровня общей и психолого-педагогической культуры родителей, их жизненной позиции, их отношения к ребенку и имеющихся у него проблем во многом зависит эмоциональное состояние ребенка [8].


Проблемы в детско-родительских отношениях могут привести к следующим негативным последствиям:
• снижению самооценки ребенка, что является следствием неумения родителей демонстрировать ребенку свою безусловную любовь, которая не зависит от его деятельности. К группе риска могут относиться дети, имеющие успешных родителей, т.к. дети, сравнивая себя с ними, могут переживать неудачи очень остро.
• отставанию в развитии произвольности, что является следствием отсутствия у детей опыта преодоления трудностей вне школы и умения делать волевые усилия.
• отставанию в развитии самостоятельности и ответственности за результат деятельности [12].

Отсутствие у ребенка возможности иметь собственное мнение, самостоятельно принимать решения, осуществлять действия приводят к формированию страха самостоятельных действий, к стремлению переложить ответственность за свои неудачи на окружающих. Многие трудности ребенка могут решаться через призму семейных отношений: изменяя семейную ситуацию, корректируя, прежде всего, отношение к ребенку разрешаем и его проблему. В своей работе мы придерживаемся мнения о том, что особенности нарушения во взаимоотношениях "родитель - ребенок" связаны главным образом с неэффективными способами общения и поведения родителей во взаимодействии с детьми.
Раскрытие характерных черт отношений родителей и детей дает возможность определить пути коррекционной работы с целью уменьшения дополнительных негативных факторов, развития личности и социализации в целом [3, С. 60-62].
В проведенном нами исследовании приняло участие 60 матерей, 28 отцов и 60 детей старшего дошкольного возраста. Основную экспериментальную группу (ЭГ) составили 30 матерей, 17 отцов, 30 детей - воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 27» городского округа. Контрольную группу (КГ) составили 30 матерей, 11 отцов, 30 детей - воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 57».
В рамках проведенного исследования, были рассмотрены детско-родительские взаимоотношения и семейная атмосфера (тест родительского отношения А.Я. Варга, В. В. Столина); эмоциональное отношение детей к своему семейному окружению (проективная игра «Почта», в модификации Е. Антони, Е. Бине); уровень притязаний и тревожности; самооценка дошкольников (методика «Лесенка» С. Г. Якобсон и В.Г. Щур).
Первоначально были выявлены знания родителей о своём ребенке и изучены семейные отношения с детьми. На основе полученных данных был сделан вывод, что большинство родителей экспериментальной группы слишком требовательно относятся к своим детям, жестко контролируют их. Большая часть родителей как экспериментальной, так и контрольной группы, считает, что трудности в поведении детей связаны с неумением общаться со сверстниками, страхом, застенчивостью и замкнутостью. Следует отметить, что родители детей в большей степени убеждены, что нести ответственность за воспитание детей должно только дошкольное образовательное учреждение.
Обращают на себя внимание определение родителями обеих групп явлений, которые больше всего их беспокоят относительно ребенка и его поведения. Привязанность дети ЭГ чаще всего испытывают к своим бабушкам и дедушкам (54 %), родным сестрам и братьям (29 %) и только потом к родителям (27 %).
Дети контрольной группы, чаще всего, испытывают привязанность к своим родителям (70 %), бабушкам и дедушкам (15 %), родным сестрам и братьям (15%). По шкале "Контроль" выявлено, что многие родители ведут себя авторитарно, требуют безоговорочного послушания и ставят в дисциплинарные рамки. При этом, дети ЭГ ощущают себя не уютно и не комфортно в своей семье, им не хватает добра, ласки, любви, именно это и приводит к неуверенности, замкнутости, речевому негативизму. В контрольной группе отмечается явное преобладание ориентиров на кооперацию и симбиоз.

Тест - игра "Почта" помогает выявить отношения ребенка к членам семьи в эмоциональном плане, а также уверенность - неуверенность в родительской любви. Дети выражали своё эмоциональное оценочное отношение к каждому из адресатов и распределяли письма - послания по собственному усмотрению. При подведении результатов учитывалось то, как дети распределили письма между членами семейного круга с положительной и отрицательной точки зрения. В экспериментальной группе доброжелательные взаимоотношения к женскому полу составили 58%; противоречивость чувств ребёнка к матери отмечалась в 29%, а отрицательное в 13%.
В контрольной группе доброжелательные взаимоотношения с женским полом составили 74 %, индифферентные 20%, противоречивость чувств ребёнка к матери отмечалась в 5 %, а отрицательное в 1%. К отцам дети экспериментальной группы проявили другое, не менее значимое для нас отношение. Индифферентное (эмоционально невыраженное) отношение к отцу удалось заметить в 25%; противоречивое составило 20%; отрицательное и негативное отношение - 11%, а положительное отношение в 44%.
Дети контрольной группы к отцам проявили: положительное оотношение - в 65 %, индифферентное (эмоционально невыраженное) отношение к отцу - отмечено в 15%; противоречивое - составило 15%; отрицательное и негативное отношение - 5%. В целом, было замечено, что дети ощущают себя в своей семье не уютно и не комфортно, им не хватает добра, ласки, любви, именно это и приводит к неуверенности, замкнутости, речевому негативизму.
На основе полученных данных, была разработана серия занятий, направленных на коррекцию детско-родительских отношений, и через них, общего развития и социализации ребенка.
Коррекционная программа включала в себя шесть еженедельных занятий с родителями по 1.5 часа каждое, при этом каждое занятие заканчивалось обязательными практическими домашними заданиями и материалами для самостоятельного ознакомления и проработки. Задачи групповой работы были ориентированы на: 1. Повышение сенситивности родителей к ребенку. 2. Выработку адекватного представления о возможностях и потребностях ребенка. 3. Освоение навыков адекватного и равноправного общения между родителями и детьми, способность к предотвращению межличностных конфликтов. Родители больше стремятся участвовать в жизни ребенка и оказывать им всяческую поддержку.
Матери детей начали более адекватно воспринимать своих детей, значительно уменьшилась частота попыток ограничивать речевую активность ребенка, стали выше оценивать способности своего ребенка, поощрять его инициативу и самостоятельность. Практически в три раза увеличилось количество родителей, ориентированных во взаимодействии с детьми на кооперацию. У детей экспериментальной группы улучшилось отношение к матери - частота доброжелательного отношения стала равно 63% против 44% и, практически, сравнялась с показателями контрольной группы, а частота негативного отношения к матери снизилась с 29 до 4% и приблизилась к показателям контрольной группы. По отношению к отцу мы также наблюдаем улучшение показателей и приближение их к показателям контроля.
Показатели высокого уровня тревожности у детей экспериментальной группы после коррекции снизились с 49 до 16 % и практически сравнялась с показателями «контроля» (КГ). Частота низкого уровня тревожности у детей ЭГ после коррекции возросла с 11 до 50 %. В результате совместно проделанной работы с родителями, удалось достичь определенных результатов, которые они отмечали в дневнике наблюдений: сформировалась способность прогнозировать разрешение конфликтных ситуаций с ребенком; повысилась самооценка в социальной роли родителя: произошли улучшения во взаимоотношениях родителей и детей.
Так же, совместно с родителями были разработаны рекомендации для тех, кто воспитывает ребенка и хочет быть эффективным, успешным родителем. Для этого необходимо: постараться преодолеть свой авторитаризм и посмотреть на мир глазами ребенка; научиться воспринимать ребенка как равного себе и перестать сравнивать своего ребенка с другими детьми; изучать и познавать особенности своего ребенка, его слабые и, самое главное, сильные стороны; приложить все возможные усилия для поддержания теплы, доверительных отношений между всеми членами семьи и, особенно, взрослых и ребенка; всегда проявлять искренний интерес, уважение и сопричастность к творчеству ребенка (поделки, рисунки, активные и дидактические игры, сочинительство, драматизации, пантомимы, танцы и т.п.), поощрительно реагировать на самостоятельность ребенка, помогать ему развивать чувство уверенности в себе, веру в свои возможности; развивать свою педагогическую компетентность, увеличивая педагогический потенциал семьи; совершенствовать внутрисемейную коррекционно-развивающую среду; замечать, адекватно распознавать и отреагировать чувства и эмоции своих детей.

Выводы. Обучение, развитие и воспитание детей требует от всех субъектов образовательного пространства проявления чуткости и понимания, которые являются частью гуманистической направленности личности [2].
Задача специалистов, сопровождающих детей в ДОУ - помочь родителям рассмотреть у ребенка таланты, рассмотреть в тени симптомов и трудностей его индивидуальность, уникальность и потенциальные возможности развития [6, 7]. Изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях, которые воспитывают детей, является одним из важнейших направлений работы педагога-психолога специализированного дошкольного учреждения. Необходимым компонентом системы психокоррекционной работы с родителями, воспитывающими детей с тяжелыми нарушениями, является оптимизация детско-родительских отношений, в контексте целостного комплекса коррекционно - развивающх занятий.

Литература

1. Айхорн А. Трудный подросток. М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2001.
2. Березина Т.Н., Рубцов С.А. Роль подлинных эмоций в эмоциональной безопасности образовательной среды. // Психологическая наука и образование. 2013. № 6. С. 101-106.
3. Васищев А.А., Бовин Б.Г., Кокурин А.В. Особенности поведенческих критериев оценки исправления несовершеннолетних осужденных // Модели и технологии оказания психологической помощи детям и подросткам в экстремальных ситуациях: коллективная монография / Под общ. ред. А.В. Кокурина, В.И. Екимовой, Е.А. Орловой. - Пермь : ИП Сигитов Т.М., 2018. С. 60-62.
4. Дозорцева Е.Г. Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция. М.: Генезис, 2006. -128 с.
5. Екимова В.И., Золотова Т.В. Психологическое консультирование: общие вопросы и технология: Учебное пособие. - М.: Университет Натальи Нестеровой, 2011. - 160 с.
6. Журавлёва Т.М., Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Помощь детям - жертвам насилия. М.: Генезис, 2006. 112 с.
7. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., 2001.
8. Коджаспиров А.Ю. Психопрофилактика детско-родительских конфликтов в современной семье Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2013. № 1. С. 11-20.
9. Литвинова, А.В. Феномен личности в социальной психологии (раздел 4) // Социальная психология: учебник / Н.С. Ефимова, А.В. Литвинова. - Москва : ИД Юрайт, 2017. - С. 228-403.
10. Розенова М.И. Неосознаваемые установки отношения родителей к детям. Монография. - Омск: Омское изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина, 2011. - 160 с.
11. Розенова М.И. Возможности создания и реализации общенациональной профилактической и терапевтической программы, направленной на психолого-социальную реабилитацию, сохранение и развитие семьи. / Сб.: «Проблемное поле современной семьи». Материалы I Международной научнопрактической конференции. Москва, 18-19 июня 2015 г. Отв. редакторы М.И. Розенова, Лихачева Э.В. - М.: ИИЦ МГОУ, 2015. С. 14-21.
12. Шнейдер Л.Б. Материалы курса «Кризисные состояния у детей и подростков: направления школьного психолога»: лекции 5-8. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. 88 с.

Источник: Современные подходы в оказании экстренной психологической помощи: сборник трудов молодых ученых (Экспериментальная платформа - 2018) / Под общ. ред. А.В. Кокурина, В.И. Екимовой, М.И. Розеновой. - М.: ИП Сигитов Т.М., 2018. - 201 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.