На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Личностно-ориентированная методология и проблемы подготовки практических психологов
Личностно-ориентированная методология и проблемы подготовки практических психологов
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Пахальян В.Э.

Обсуждается проблема реализации личностно-ориентированного подхода в подготовке практических психологов, теоретических оснований, методов, используемых в такой работе, а также организационных условий ее эффективности. Обращается внимание на существующее противоречие между формализацией процесса подготовки и требованиями к содержанию образования, заданными спецификой предметной области. Делается вывод о необходимости его преодоления через пересмотр методологии разработки ФГОС и стандартов профессиональной деятельности по данному направлению подготовки..
Ключевые слова: подготовка практических психологов; профессиональный стандарт; федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования; психологическая готовность к профессиональной деятельности в области практической психологии.

The key points of the problems of realization of the personality-oriented approach in the preparation of practical psychologists are highlighted, concerning both the theoretical foundations of higher education in the field of helping professions, and the methods used in such work, as well as the organizational conditions for its effectiveness. The conclusion is made about the need to develop criteria for the readiness of the individual to professional activities in the field of practical psychology.
Keywords: training of practical psychologists; professional standard; federal state educational standard of higher education; psychological readiness for professional activity in the field of practical psychology

Современное состояние проблем, существующих в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации, во многом обусловлено сложившимся противоречием между чрезмерным стремлением к формализации, стандартизации всего и всех в этой сфере и содержанием нормативных документов, научных, методологических основ образования, где оно понимается как «..единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства..» (Статья 2 Закона «Об образовании в РФ). А также характером направленности образовательных программ, которые должны «.. способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями» (Там же, Статья 12). В этом контексте очевидна актуальность темы личностно-ориентированного подхода и трудностей в его реализации в современном образовании.
Подчеркивая личностную ориентированность современного образования, Бондаревская Е.В. отмечала, что такое образование относится к разряду высоких педагогических технологий, что определяется высочайшей сложностью его предмета: сознанием человека и процессами его индивидуально-личностного развития. Поэтому к вопросам управления качеством образования она относила в первую очередь обеспечение такого уровня образованности, который характеризует человека, компетентного в решении познавательных, жизненных и культуротворческих задач; уровня его личностного развития, гражданской, духовно-нравственной и индивидуально-личностной зрелости; такого содержания образования, которое не только вооружает знаниями, умениями, навыками, но и порождает личностные смыслы, «запускает» процессы личностного саморазвития, формирует ключевые компетенции, необходимые для интеграции молодого человека в современное общество; такой культурно-информационной среды образования, технологическая оснащенность и архитектура которой соответствуют современным достижениям науки и практики в сфере образования и способны обеспечить движение ученика к высокому уровню образованности, личностной зрелости и культуры (1-3.)
Личностная ориентированность высшего образования выражается в том, что качественные результаты во многом определяются готовностью обоих сторон процесса к учебно-профессиональной деятельности. В первую очередь здесь имеется в виду их когнитивная, функциональная, личностная и социокультурная компетентность (4-5). Основные задачи личностно-ориентированного образования - создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса; востребованность личностного (целостного, свободного) жизнепроявления человека в идеале во всех ситуациях образовательного процесса и т.п. (1-3, 6, 9, 10, 12, 13 и др). Поэтому, создавая (или выбирая из образцов, имеющегося фонда) методический инструментарий (дидактические материалы, диагностические средства, контрольно измерительные материалы (КИМы), оценочные средства (ОС) и т.п. мы предполагаем включенность личного опыта обучающихся (обучающих), как «открытой нелинейной саморазвивающейся системы» способной к многовариативности преобразования не только окружающего мира, но и в первую очередь самого себя. В то же время, мы опираемся не на некий «эталон», «шаблон», а на фактические психологические ресурсы каждого участника этого процесса: актуальный уровень их психологической зрелости; особенности субъективной мотивационной основы принятия ими целей и содержания учебно-профессиональной деятельности, индивидуальный творческий потенциал. Это обеспечивает возможность практического включения каждого в процесс формирования программы подготовки, включая разработку индивидуальных образовательных программ. То же самое касается и обучающего.
Известный отечественный психолог - В.Я. Ляудис еще в 1984 году писала о том, что возможность «.. включения человека в структуры современного научного познания открывается именно там, где от стереотипов традиционной организации учения преподаватели и студенты прорываются к совместной деятельности, раздвигающей репертуар их когнитивных процедур и коммуникативных позиций. Это логика опережающего совместного решения продуктивных и творческих задач. Но она дается не простым отказом от указанных стереотипов организации учебно-познавательного процесса. Здесь приходится одолевать стоящую за этими стереотипами ….. мало осознаваемую методологическую установку, а именно примат объекта усвоения - содержания знания - перед субъектом.» (Ляудис, с. 7).
Особое значение приобретает процитированное выше, когда предметом анализа становится подготовка практических психологов. Как отмечают многие авторы учебных пособий, статей и т.п., определяющее значение в достижении профессиональных результатов практическим психологом, имеет личность самого специалиста. В частности, отмечается, что личность практического психолога – это и условие, и результат профессионального практикоориентированного психологического образования (Бондаренко А. Ф., 1997; Кочюнас Р. , 1999; Меновщиков В. Ю., 1998; Пахальян В.Э., 2006 и др.). Но до сегодняшнего дня этот важный содержательный критерий профессионализма не является решающим ни при отборе будущих специалистов, ни при определении их профессиональной готовности к оказанию помощи людям. Хотя речь идет о тех, от кого может зависеть жизнь людей.
Рассматривая процесс подготовки специалиста в области практической психологии как взаимодействие обучающего и обучаемого, где они представлены как равные участники диалога, имеющие взаимонаправленные мотивы и цели, заданные общепринятой целью, связанные с необходимым результатом такого взаимодействия, мы выделяем не столько сами по себе отдельные характеристики участников, сколько в целом своеобразие самого процесса этого взаимодействия, как обеспечивающего необходимый обеим сторонам результат, а также личности обучающего и обучающегося как субъектов диалога.
Взаимодействие обучающего и обучающегося при такой организации – это реальная возможность не только применения известных психологических законов, но и их исследования как собственной внутренней практики, что чрезвычайно важно для подготовки практического психолога. Это предопределяет условия протекания учебно-профессиональной деятельности, существенно отличные от тех, что присущи традиционному и чаще всего встречающемуся сегодня подходу к обучению, построенному в основном на возможностях строгой формализованности, нормированности, стандартизированности как самого процесса, так и группового поведения обучающихся на занятиях и т.п. В первую очередь это касается характера организации и проведения практических занятий, где ориентированность на личность, на особенности ее проявления может не соответствовать многим аспектам жестко нормированного, запланированного, отраженного в стандартных планах учебных, графиках, расписаниях занятий. В частности, в практикоориентированных психологических специальностях при реализации такого подхода мы опираемся на то, что и темп, и последовательность запланированного для данного занятия, могут зависеть от реально происходящих событий в конкретной учебно-профессиональной ситуации. Это требует от организаторов очень высокой степени готовности к разнообразным вариантом развития событий на занятии, владения разнообразными эффективными способами управления процессом группового и индивидуального поведения людей и т.п.


Обобщая результаты обсуждения выделенного вопроса, можно сформулировать следующие выводы:
1) преодоление противоречия между формализацией образования и спецификой подготовки практических психологов требует пересмотра методологии разработки ФГОС и стандартов профессиональной деятельности по данному направлению подготовки в направлении личностно-ориентированного подхода;
2) методологическая неопределенность как в научном обосновании сущности системы высшего образования, так и в специфических вопросах подготовки (переподготовки и повышения квалификации) специалистов в области практической психологии, приводит к несогласованности взаимодействия ее элементов и отражается на качестве образовательного результата. В свою очередь это усиливает рассогласование между результатами подготовки и требованиями профессиональных стандартов;
3) процесс организации подготовки практических психологов по определению «личностно-ориентирован», он предполагает изначально ориентацию на личность обучающегося и обучающего, создание для обоих сторон особых психологических условий, позволяющих им эффективно актуализировать собственный личностный потенциал.
Не вызывает сомнения тот факт, что существует острая необходимость в результатах научных исследований всех аспектов подготовки практических психологов, в систематизации и обобщении имеющегося на сегодня отечественного и зарубежного опыта, в выделении такого направления исследований и практики как «психодидактика подготовки специалистов помогающих профессий». Очевидно, что без качественного изменения всей существующей системы подготовки (повышения квалификации и переподготовки), содержания и целей аттестации специалистов в области практической психологии, в целом - ее методологии, будет по-прежнему сохраняться и углубляться противоречие между формальным правом осуществлять профессиональную деятельность на основе полученного образования и профессионально-личностными возможностями выпускника вуза оказывать качественную и эффективную помощь людям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


1. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1997.- №4.
2. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования. // Методист 2003, №2, с.2-6.
3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000 - 352 с
4. Забродин Ю. М. Модернизация психолого-педагогического образования как стратегический ориентир разработки профессионального стандарта педагога-психолога // Психологическая наука и образование . 2014. Т. 19. № 3, с. 60
5. Забродин Ю.М. Психология акмеогенеза — анализ движения личности в социальном пространстве. // Вестник практической психологии №2 (23) апрель—июнь 2010, с. 34-41
6. Калиникова Н.Г. Личностно-ориентированные технологии в теории и практике педагогического образования. // Знание. Понимание. Умение. 2007, №1, с. 23-31
7. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. - М.: МГУ, 1984; Изд-во УРАО, 2000.
8. Пахальян В.Э. Психодидактика подготовки практических психологов [Электронный ресурс]. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018.— 249 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68925.html.— ЭБС «IPRbooks»
9. Пежемская Ю.С. Развивающий диалог в образовании. // Психология образования в XXI веке: теория и практика. Портал психологических изданий PsyJournals ru
10. Сериков В.В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции технологии: Монография. - Волгоград: Перемена, 1994. – 152с.
11. Шелехова Л.В. К вопросу о личностной парадигме в образовании . // Вестник Адыгейского государственного университета 2006, №4, с. 115-118
12. Юрина Е.А. Проблема субъектности в психологическом образовании. // Психология образования в XXI веке: теория и практика. Портал психологических изданий PsyJournals ru
13. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. - 176 с.


Пахальян В.Э. Личностно-ориентированная методология и проблемы подготовки практических психологов. // Миссия университетского педагогического образования в XXI веке : материалы Международной научно-практической конференции и I Научно-педагогических чтений памяти академика РАО Е.В. Бондаревской «Гуманитарная методология и практика современного образования» (Ростов-на-Дону, 26–28 мая 2019 г.). Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2019, с. 219-223

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.