На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Педагогические особенности работы с подростковой агрессией в условиях средней школы
Педагогические особенности работы с подростковой агрессией в условиях средней школы
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Карева Ф.Г. учитель МБОУ «СОШ№ 72» Россия, г. Владивосток

Аннотация. В статье рассматриваются особенности подростковой агрессии и возможности работы с данным феноменом в условиях средней общеобразовательной школы.
Ключевые слова: подросток, агрессия, педагогическая психология, средняя школа.
Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых.

У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости [1].
Когда наступает отрочество, именно тогда внешний мир побуждает ребенка заявить о том, что он покидает свой семейный мир. Ему хочется самому ощутить, если можно так выразиться, то несоответствие между воображаемым и реальностью и самому войти в те социальные группы, о которых он много чего напридумывал, но чье существование подтверждается окружающими. Он тянется к компаниям юношей старше себя, где стремиться стать "своим". Таким образом, выйдя из семьи и смешавшись с соответствующей социальной группой, которая в этот момент играет для него роль поддержки вне семьи, он входит в отрочество.
По мере взросления роль семьи ослабевает и возрастает роль сверстников. Элементарная поддержка, которую подростки получают от товарищей, чрезвычайно важна для их развития. Существует в подростках нечто такое, что не подвержено изменениям, нечто, что всегда с ними, - их потребность в дружбе. Только дружба возвращает им живую жизнь. Было проведено много исследований агрессии в межличностных взаимодействиях. Так, в работе Н.Г. Самсоновой, показано, что для юношей агрессия - возрастная норма, которая носит демонстративный характер. У девушек же совсем другая ситуация [6]. Девушки в условиях конфликта ориентированы на сторону отношений при взаимодействии, чем на решение задачи. Для них важно не поссориться и сохранить отношения, т.к. агрессия чаще всего выступает как деструктивное поведение и ведет к нарушению совместных действий и отношений.
Стихийно складывающиеся компании сверстников объединяют подростков, близких по уровню развития, интересам. Группа закрепляет и даже культивирует девиантные ценности и способы поведения, оказывает сильное влияние на личностное развитие подростков, становясь регулятором их поведения. В данном контексте существует понятие «сдвиг к риску» - это возрастание рискованности групповых или индивидуальных решений после проведения групповых дискуссий по сравнению с первоначальными решениями членов группы. Каждый член группы в процессе дискуссии пересматривает свое решение, чтобы приблизить его к ценностному стандарту. Утрачиваемое подростками чувство дистанции, ощущение допустимого и недопустимого приводит к непредсказуемым событиям.
Существуют особые группы, для которых характерна установка на немедленное удовлетворение желаний, на пассивную защиту от трудностей, стремление перекладывать ответственность на других. Подростков в этих группах отличает пренебрежительное отношение к обучению, плохая успеваемость, бравада невыполнением обязанностей: всячески избегая
выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия, подобные подростки оказываются перед лицом большого количества "лишнего времени". Но для этих подростков характерно именно неумение содержательно проводить досуг.
У подавляющего большинства таких подростков отсутствуют какие-либо индивидуальные увлечения, они не занимаются в секциях и кружках. Они не посещают выставки и театры, крайне мало читают, а содержание прочитанных книг обычно не выходит за рамки приключенческо-детективного жанра. Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых "острых ощущений".
Алкоголизация и наркотизация теснейшим образом вплетаются в структуру девиантного образа жизни подростков. Часто подростки распитием спиртного как бы отмечают свои "заслуги": удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи.
Для подростков существует вероятность связаться с плохой компанией и перейти в разряд малолетних правонарушителей [12]. Агрессивность, жестокость, повышенная тревожность принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно-группового общения, складывающегося в компаниях. Но это общение, эта система отношений, в том числе и строящихся на почве жестоких законов асоциальных подростковых групп, является лишь как ситуация замещения при неприятии подростка в мир социально-значимых отношений взрослых, как ситуация совместного переживания непонятности ими.
Принадлежность к компании не только сталкивает отдельных подростка с определенными ожиданиями, но и ставит его перед необходимостью предъявления доказательств своего соответствия и самоконтроля. Повинуясь законам группы, порой столь же иррациональным, сколь и неотвратимым, подростки идут на невероятно жестокие преступления для того, чтобы, как им кажется, восстановить жизненно важную для них связь собственного "Я" с группой.
Способы общения друг с другом у подростков, т.е. их групповая культура, связанны с переходом в мир взрослых. Взрослые снова и снова оценивает многообразие форм проявления таких культур с точки зрения их тесного соответствия моральным соответствиям и целям общества. Но две темы при этом всегда выносятся за скобки: во-первых, все связанное с сексуальностью, во- вторых, связанных с насилием. Агрессия и насилие остаются прерогативой родителей (насилие в воспитательных целях) и государства (государственное насилие), поэтому они как бы автоматически становятся первым пробным камнем для антикультуры.
Предполагается целесообразность сравнительного анализа ситуативных и личностных детерминант агрессивного поведения, когда возможным подходом может быть выделение уровней структуры агрессии, где за критерий различения берутся количественные показатели силы агрессивных действий или степени агрессивности личности [13].

 


Но если у подростка присутствует такая личностная черта как агрессивность, то его стратегии поведения можно дать следующую характеристику [14]:
- Такие подростки активно стремятся защищать свои позиции и интересы, проявляют эмоциональность и агрессивность в общении, ведут себя импульсивно.
- Для них характерно эмоциональное принятие себя, недостаточная самокритичность и некоторое самодовольство при оценке собственных поступков, отсутствие тенденции к переосмыслению собственных качеств, невыраженность установки на само изменение.
- Характерна целостность и установленность образа «Я», удовлетворенность им, что определяет эгоизм, стремление к самодостаточности, лидерству, без боязни вызвать чувство отчуждения.
- Отношения в семье и со школьными учителями расценивается этими ребятами как основные сферы конфликтов.
- Агрессивность, свойственная им при защите своих интересов, провоцирует эскалацию конфликта и мешает конструктивному решению проблемы.
М. Раттер в своей работе приводит мнение, согласно которому существует различие между агрессивным поведением и поведением, нарушающим нормы и исследования, позволившие выделить «агрессивное поведение вне социального контекста» и «агрессивное поведение, направленное против социальных норм» 12].
Раттер напоминает, что в современном обществе до сих пор существуют явления неравенства и дискриминации, и в некоторых подобных ситуациях люди могут реагировать здоровым, хотя и причиняющим кому-то беспокойство, протестом. Следует с особой осторожностью относиться к утверждениям о том, что нормы поведения других людей неправильны лишь потому, что они другие. Более полезной может оказаться классификация агрессивного поведения на следующие виды:
- агрессивное поведение у субъектов, усвоивших нормы и правила, регулирующие отношения в обществе,
- агрессивное поведение у субъектов, не усвоивших данные нормы и правила или присвоивших иную систему ценностей [12].
О неуравновешенности подростков слагают легенды и, к сожалению, не всегда оправдано трудностями возраста объяснения любых поступков подростка, в том числе агрессию. Действительно, уровень эмоционального и нервного напряжения подростка достаточно высок. Во многом это связано с усилением гормональной активности, которая оказывает влияние на нервную деятельность. И до тех пор, пока организм не научится жить в новом режиме, с участием гормонов, подростки переживают необычные для них физические и психические состояния, включая вспышки немотивированной внешней агрессии. Во многом именно по этим причинам мы и наблюдаем в подростковом возрасте агрессивные поступки у самых разных детей - в том числе тех, кого раньше считали добрыми и воспитанными [8].
В становлении агрессивного поведения могут играть заметную роль возрастные особенности подростка и социальные факторы, но их не стоит переоценивать.
У части подростков агрессивность формируется как достаточно устойчивое личностное образование - качество личности. Основные механизмы: усвоение агрессии как поведенческий акт идеала или в результате закрепления агрессии как защитной реакции, связанной с неудовлетворением значимых потребностей ребенка [5].
Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения. Таким образом, имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчуждённости, грубости, неприязни определённой части подростков, стремления делать всё назло, вопреки воле окружающих, что создаёт объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий.
Агрессивность, как личностная черта входит в группу таких качеств, как враждебность, озлобленность, недоброжелательность, склонность к соперничеству. В современной психологии считается уже общепринятым положение о том, что возможна агрессия без агрессивности, но агрессивность, как правило, ищет себе выход в агрессивных действиях. Вместе с тем вряд ли есть основания говорить о сформировавшейся агрессивности в 10-11 летнем школьном возрасте. Несомненно, что агрессивные действия могут со временем оказаться проявлением (следствием) формирующейся агрессивности, но это не дает оснований представлять группу агрессивных детей однородной.
Проблема детской агрессии и агрессивности актуальна в первую очередь с точки зрения дифференциации нормы и отклонений в развитии. В этой связи на первый план выходит вопрос о диагностических критериях, которые могли бы быть использованы в этих целях. Г. М. Бреслав под отклонением формирования личности (ОФЛ) предлагает понимать отсутствие качественно специфических проявлений нормального развития личности (имеются в виду не только задержки в возникновении соответствующих возрасту новообразований, но и проявление их искаженных форм и чисто негативных новообразований, которые прежде всего ставят преграды для полноценного формирования личности). На этом основании агрессию у школьников можно рассматривать в двух основных вариантах:
♦ когда агрессивные действия ребенка носят ситуативный, избирательный характер и не относятся к отклонениям формирования личности;
♦ когда агрессивные действия приобретают генерализованный, малодифференцированный характер, становятся ведущей (или одной из основных) формой поведения и являются свидетельством ОФЛ [3].


В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг, говоря о динамике агрессивных проявлений, о различных формах выражения агрессии, также подчеркивают важность дифференцированного подхода. Для определения степени тяжести агрессивных проявлений авторы предлагают следующие критерии [6].
1. Частота и легкость их возникновения. Чем сложнее аффективная патология, тем больше возможностей возникновения фрустрирующих ситуаций.
2. Степень неадекватности агрессии той ситуации, в которой она возникает. Агрессивные действия могут быть очевидно спровоцированы определенными обстоятельствами, однако интенсивность и форма их проявления могут не соответствовать причинам, их спровоцировавшим. В наиболее грубых случаях выявить причину возникновения агрессии, которая выглядит совершенно неадекватной формой реагирования на ситуацию, становится очень трудно.
3. Фиксируемость на агрессии. В ряде случаев возникшая ситуативная реакция может закрепляться и формировать стойкие влечения к агрессивным действиям, что приводит к серьезной дезадаптации ребенка в его взаимодействии с окружающими. Это вызывает отрицательные реакции со стороны окружающих и, в свою очередь, еще больше усиливает ситуацию фрустрации, провоцирующую вновь и вновь агрессию ребенка.
4. Степень напряженности в агрессивных действиях. В ряде случаев ребенка можно отвлечь от агрессии, переключить на замещающую конструктивную деятельность или ввести агрессивное действие в ее контекст, подчинить контролю. В других — более тяжелых — случаях ребенок настолько поглощен непосредственно самим переживанием совершаемого агрессивного действия, что в этот момент недоступен контакту, и любое вмешательство со стороны окружающих усиливает его моторное и аффективное напряжение, гнев, ярость.
5. Форма агрессии. В более легких случаях агрессия выражается в вербальной (более социализированной) форме, в более тяжелых — это проявления физической ауто- и гетероагрессии, которые могут представлять реальную опасность как для самого ребенка, так и для окружающих.
6. Степень осознаваемости агрессивных действий. Проблема в том, что, с одной стороны, осознавание ребенком своих агрессивных проявлений говорит о больших возможностях его личностного развития. Однако сформировавшиеся агрессивные установки ребенка могут стать еще одним препятствием к его социализации и требуют специальных длительных психокоррекционных воздействий [7].
При нормальном ходе развития ребенок в школьном возрасте переходит к усвоению правил социального взаимодействия и кооперации, у него возникает потребность в социальном соответствии, он приобретает способность перешагнуть эгоцентризм своего восприятия и чувствования, способность к сопереживанию, повышается производительность поведения, осознанности целей. Условия жизни ребенка, закрепляющие у него агрессивные установки и способы реагирования, оказываются серьезной преградой на пути развития системы социальных взаимоотношений ребенка. Эта разновидность агрессии у школьников, очевидно, наиболее тесно связана с формированием агрессивности как личностной черты. При этом представляется очевидным, что разработка эффективной программы профилактики и коррекции негативных сторон поведения и личностного неблагополучия ребенка должна быть осуществлена в рамках общей позитивной программы содействия развитию личности школьника.
Подростковому возрасту присущи различные типы нарушенного поведения. Нарушенное поведение - это понятие неоднозначное ни в терминологии, ни в содержании самого термина, ни в его отношении к т.н. нормальному поведению. В терминологическом отношении "нарушенное поведение" часто рассматривается как синоним словосочетаний "трудный ребёнок", "ненормальное поведение", "ребёнок с нарушениями в аффективной сфере", "девиантное поведение", "отклоняющееся поведение", "делинквентное поведение", "противоправное, преступное, криминальное поведение" и др. Но названные термины несут одностороннюю информацию: бытовую (трудный ребёнок), юридическую (преступное поведение) и т.д.[16]
Отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения агрессивной или
корыстной ориентации, так и социально-пассивного типа [2].
Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные термины делинквентность и девиантность.
Девиантное поведение ( deviatio — отклонение) — это поведение, отклоняющееся от общепринятых норм — нравственных, а иногда и правовых, включает антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные (противоправные) и аутоагрессивные поступки. Последние могут быть как патологическими (различные формы патологии личности и личностного реагирования), так и непатологическими (психологическими).
Непатологические девиации в основном обусловлены социальнопсихологическими девиациями личности (прежде всего, микросоциальнопсихологической запущенностью) и являются проявлениями ситуационных характерологических реакций (протеста, отказа, имитации, эмансипации и др). Группа патологических форм девиантного поведения у детей и подростков в клиническом плане связана в основном с патологическими ситуационными (патохарактерологическими) реакциями, психогенными формированиями личности, проявлениями психопатий в стадии их становления, а также с непроцессуальными (резидуально-органическими и соматогенными) психопатоподобными состояниями.


Важнейшими критериями отграничения патологических форм девиантного поведения от непатологических являются [11]:
1. наличие определенного патохарактерологического синдрома (например, синдрома повышенной аффективной возбудимости, эмоциональноволевой неустойчивости, истероидных, эпилептоидных, гипертимных черт характера и др);
2. проявление девиантного поведения за пределами основных для ребенка или подростка микросоциальных групп: семьи, коллектива школьного класса, референтной группы подростков и др;
3. полиморфизм девиантного поведения, т.е. сочетание у одного и того же подростка девиантных поступков разного характера — антидисциплинарных, антисоциальных, делинквентных, аутоагрессивных;
4. сочетание нарушений поведения с расстройствами невротического уровня — аффективными, соматовегетативными, двигательными;
5. динамика девиантного поведения в направлении фиксации стереотипов нарушенного поведения, перехода их в аномалии характера и патологию влечений с тенденцией к патологической трансформации личности.
К основным видам девиантного поведения относят преступность и уголовно не наказуемое (непротивоправное) аморальное поведение (систематическое пьянство, стяжательство, распущенность в сфере сексуальных отношений и т.п.). Действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемы в крайних своих проявлениях, используется понятие «делинквентность» (от лат. delinquens — проступок, провинность).
Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия — деликтами. Отличия делинквентного от криминального поведения коренятся в тяжести правонарушений, выраженности их антиобщественного характера. Криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения вообще. В целом делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм государственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества.
В специальной литературе рассматриваемый термин используется в различных значениях. А.Е. Личко, введя в практику подростковой психиатрии понятие «делинквентность», ограничил им мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности. Это, например, школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких денег, угон мотоциклов. В.В.
Ковалев возражает против такой трактовки делинквентности, указывая, что делинквентное поведение является поведением преступным [4].
Если нарушения не достигают уровня уголовно наказуемых действий, то такое поведение у несовершеннолетних принято называть делинквентным (от латинского delinquo - провиниться, совершить проступок). Обычно делинквентное поведение начинается с прогулов - уклонение от учёбы и труда и присоединения к асоциальной группе подростков (сверстников или более старших по возрасту). Мелкое хулиганство, отбирание у более младших детей денег, издевательства над ними, а в составе группы и над более старшими подростками - обычный набор делинквентных поступков. Участились и случаи проституции среди подростков [9].
В литературе указывается на необходимость различать понятие «отклоняющееся поведение" от терминов "отклонение в развитии", "задержка в развитии", "отставание в развитии"...Эти термины обозначают детей с дефектами развития [15].


Среди подростков, совершивших правонарушения, выделяются следующие три типа:
1. последовательно-криминогенный — криминогенный «вклад» личности в преступное поведение при взаимодействии с социальной средой является решающим, преступление вытекает из привычного стиля поведения, оно обусловливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта;
2. ситуативно-криминогенный — нарушение моральных норм, правонарушение непреступного характера и само преступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией; преступное поведение может не соответствовать планам субъекта, быть с его точки зрения эксцессом; такие подростки совершают преступления часто в группе в состоянии алкогольного опьянения, не являясь инициаторами правонарушения;
3. ситуативный тип — незначительная выраженность негативного поведения; решающее влияние ситуации, возникающей не по вине индивида; стиль жизни таких подростков характеризуется борьбой положительных и отрицательных влияний.
Кажется очевидным тот факт, что агрессия и делинквентное (противоправное) поведение взаимосвязаны. Действительно, противозаконные действия по большей части сопровождаются агрессивными действиями. Это могут быть корыстные преступления, в которых агрессия носит инструментальный характер, т.е. служит достижению каких-либо целей (убийство для получения жилплощади, физическое насилие при ограблении, угрозы с целью вымогательства денег). В случае других, насильственных, преступлений непосредственно проявляется враждебное поведение. Насилие в целом как наиболее опасная форма агрессивного поведения запрещается законом и контролируется государством.
Взаимосвязь между делинквентным поведением личности и агрессией неоднозначна. Агрессивное поведение, достигающее уровня нарушения законов, прежде всего может быть следствием подражания. Особую роль в поддержании агрессивного поведения играет делинквентная субкультура. Асоциальная группа, банда, наконец, места лишения свободы — все эти социальные институты формируют устойчивое агрессивное поведение.
В других случаях агрессивное противоправное поведение может быть невротически обусловлено, например, если оно мотивируется сильной тревогой и неосознаваемым чувством вины [7]. Склонность к противозаконным действиям также наблюдается в случае антисоциальной направленности личности, для которой враждебное отношение к другим людям является стилем жизни. Следующая форма агрессивного поведения может быть связана с органическими нарушениями нервной системы. Такой правонарушитель склонен к насилию преимущественно вследствие аффективности, застревания на переживаниях, импульсивности или интеллектуального снижения. Отдельную (немногочисленную) группу правонарушителей составляют также те психотические больные, болезненное состояние которых сопровождается неожиданными немотивированными взрывами агрессии (что редко бывает связано с их устойчивой антиобщественной направленностью). В подростковом возрасте у детей с органической психопатией возбудимого круга складывается стойкая конфликтная ситуация в школе, которая способствует выталкиванию такого ребенка в асоциальное внешкольное окружение, делая его угрожаемым в отношении правонарушений.


Список использованных источников:
1. Бандура, А. Подростковая агрессия [Текст]: изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс; пер. с англ. Ю. Брянцевой, Б. Красовского. - М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 509 с.
2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. -- М.: Социальное здоровье России, 1994. - 224 с.
3. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. - М., 1990, с. 87.
4. Змановская, Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. ... М.: Вита- Пресс, 1997.
5. Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношение к их проявлениям ... Паренс Р. Агрессия наших детей [Текст] / Р. Паренс. - М.: Наука, 1997.
6. Колосова С.Л. Детская агрессия. СПб.: Питер, 2004.- 224 с.
7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М.,
1985.
8. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии ... Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. 1972. № 6. С. 168-173.
9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Изд. 2-е доп. и переруб. -- Л.: Медицина, 1983.
10. Никольская О. С, Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: Пути помощи. ... Сложность в выражении своих эмоциональных состояний, ослабление ... нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 1990.
11. Психические отклонения у подростков-правонарушителей. —М.: Медицина, 1992.—208 с
12. Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. / Общ. ред. А.С.
Спиваковской; Предисл. О.В. Баженовой и А.Я. Варга. М: Прогресс, 1987.
— 424 с.
13. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб, 1996. - 30 с.
14. Регуш Л. А. Наблюдение в практической психологии. СПб., 1996.
15. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие. М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 336с.
16. Шипицына Л.М. Дети социального риска и их воспитание. — СПб.: Речь, 2003. — 143с.

Всероссийский научно-методический журнал «Современный педагогический взгляд» N1 2020

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.