Никитин В.Н. Московский социально-педагогический институт w_nikitin@ mail.ru (Москва, Россия)
Актуальность. Особенностью современного этапа развития общества является быстрая смена социальных парадигм и дискурсов, требующих от индивидуума способности к адекватной перестройке моделей своего личностного и социального поведения. Складывающаяся в настоящей реальности структура социальноличностных отношений может быть определена как нестабильная, требующая от индивидуума лабильного спонтанного поведения. Продуктивность поведения человека определяется его способностью к спонтанному действию в «текущий момент», то есть «здесь и сейчас».
Расширение спектра аддиктивного поведения указывает на то, что современный человек не способен противостоять навязываемым ему деструктивным социальным установкам. В работе с аддикциями необходимо применение таких психологические приемов и техники, которые позволяют расширить степень осознания индивидуумом себя и мира, актуализировать его творческое спонтанное поведение. Это, прежде всего, драматерапевтические модели, реализуемые в пространстве трансгрессивного перехода. Исходя из данных предпосылок, на кафедре философской антропологии и арт-терапии была разработана и внедрена в работу практического психолога методология спонтанного психодраматического театра, направленная на решение широкого круга психологических задач. Особое внимание уделяется психологической коррекции аддиктивных установок и форм поведения молодежи. Психодраматическое действие строится на основе базовых теоретических положений и техник психодрамы, драматерапии, парадоксальной психотерапии, искусства реалистического театра К. Станиславского, эпического театра Б. Брехта и итальянского театра комедии масок Дель Арте. Театр создан в 2005 году актером, режиссером, проф. В.Н. Никитиным. Театр неоднократно выступал на драматических и терапевтических сценах стран Европы: России, Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Германии, Латвии, Нидерландах, Польше, Украине.
Сущность метода. Психологический интерактивный театр создает условия для преодоления протагонистом навязчивых привычек и ригидных установок, расширяет его границы самосознания и социального поведения. Сохраняя за собой право на самоидентичность, протагонист, в процессе проигрывания различных социальных образов и ролей, эмоционально выражает своё критическое отношение к представляемой проблеме и, тем самым, преодолевает зависимость от деструктивных стереотипов. В интерактивной модели психодрамы создаются условия, в которых протагонист плачет, смеясь и рассуждая, и рассуждает, смеясь и плача. Иначе говоря, он познает себя в радости открытия в себе и в социальной действительности новых креативных качеств и нового продуктивного знания. Это знание не является для него виртуальным, оно подкрепляется опытом его реального проживания игрового события.
Модель работы. Интерактивный психологический театр является одной из форм творчества, в котором актер и зритель в процессе художественного спонтанного действия образуют единое игровое трансгрессивное пространство. В процессе «игры» протагонист, прибегая к своему индивидуальному почерку действия, выражает свои актуальные чувства и мысли. Последующая рефлексия драматического события приводит к переоценке протагонистом устоявшихся форм восприятия и мышления, к освобождению от косных установок и аддиктивного поведения. Интерактивная модель драматического действия завершается переживанием позитивных эмоций и чувств, открытием новых продуктивных личностных стратегий. На смену опыта прошлого, возвращение к которому способно спровоцировать деструктивные переживания, приходит опыт настоящего, подкрепляющего уверенность в принятии собственных решений.
Методологическое обеспечение 1. Никитин В.Н. Арт-терапия. Учебное пособие. М., Когито- Центр, 2014. 2. Никитин В.Н. Онтология телесности: смыслы, парадоксы, абсурд. М., Когито-Центр, 2006. 3. Никитин В.Н. Пластикодрама. Новые направления в арт- терапии. М. Когито-Центр, 2003.
Источник: Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24-25 октября 2017 г.). - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 472 с. |