Задиристость. Четыре шага к исправлению задиры |
Работа с родителями - Беседы, консультации для родителей | |||||||||||||
Учитель моего сына сообщил, что Скотт обижает других детей. Некоторые родители жаловались, что он запугивал их детей и обзывал так, что мне даже стыдно повторить. А еще воровал у них обеды и рвал их тетрадки. Очевидно, он настолько серьезно им досаждает, что они даже не хотят идти в школу. Я чувствую себя отвратительно: в прошлом году другая учительница рассказывала мне подобные вещи, а я просто не поверила ей. Не знаю, что мне делать. К сожалению, отец Скотта считает, что он ведет себя "как мужчина". Помогите, пожалуйста! "Какая мне разница, как он себя чувствует? Он просто маленький подхалим!"
КОРОТКО О ГЛАВНОМ Существует единственный способ борьбы с задирой: такое поведение ни в коем случае нельзя поощрять. Задиристости учатся, следовательно, от этого можно и отучить. Не тяните! Четыре шага к исправлению задирыИспользуйте следующие методы как руководство по устранению задиристости в вашем ребенке. Шаг 1. Признайте, что ваш ребенок задира Первым и самым важным шагом в борьбе с задиристостью будет признание самому себе, что у вашего ребенка есть проблема. Данные свидетельствуют о том, что такое поведение не исчезает само собой: необходимо ваше вмешательство. Прочитайте перечень признаков того, что ребенок задира. Отметьте те из них, которые можно отнести к вашему ребенку.
Шаг 2. Будьте нетерпимы к задиристости и прибегайте к штрафным санкциям, если такое поведение продолжается Ваш ребенок должен осознать, что запугивание других абсолютно неприемлемо, и именно вы должны объяснить ему это. Пришло время для серьезной беседы. В начале выразите полное неодобрение его поведения. Никогда не спускайте ему с рук жестокое поведение, не вините остальных и не обращайте все в шутку. Если ребенок скажет: "Тоже мне большое дело!", ответьте: "Это было очень серьезно для нее. Ты сделал ей очень больно. Никогда больше ни с кем так не поступай". Затем предупредите, что если вы еще когда-нибудь увидите, что он задирается, то накажете его. В части IV приведен список возможных штрафных санкций; как только вы определитесь, какие именно выбрать, сообщите об этом ребенку. Скажите также, что вы будете расспрашивать о его поведении (каждый день, если необходимо) всех, кто принимает непосредственное участие в его воспитании — родственников, учителей, няню, воспитательницу, — чтобы контролировать его. Обязательно попросите их сообщать вам даже о малейшем проявлении задиристости. Все должны принимать в этом участие и прибегать к оговоренным штрафным санкциям, если только хотите добиться позитивных изменений. Будьте бдительны и не сдавайтесь! Шаг 3. Воспитывайте в ребенке эмпатию и готовность заботиться о других Самый действенный способ искоренения задиристости — воспитание эмпатии (Эмпатия (от греч. empatheia— сопереживание)— способность вчувствоваться во внутренний мир другого человека; эмоциональная отзывчивость на переживания других людей. — Прим. ред.). Подумайте об этом: если вы можете почувствовать то, что чувствуют ваши жертвы, жестокое обращение с ними станет просто немыслимым. Эмпатии можно научиться; это значит, что вы • можете помочь своему ребенку вчувствоваться в других людей. • Смена ролей. Задирам нужно дать понять, что их поступки причиняют боль, поэтому попросите ребенка представить себя самого жертвой. "Представь, что ты тот мальчик. Скажи мне, о чем, по-твоему, он сейчас думает? Что он чувствует?" Шаг 4. Разработайте руководство по самоконтролю и управлению конфликтами Данные свидетельствуют, что задиры считают агрессию вполне приемлемым способом улаживать конфликты и обычно не испытывают угрызений совести за свое жестокое поведение. Ваша задача — План поэтапного изменения проблемного поведения ребенкаЗадиристость приобретается, так что основное условие — определить, где ребенок может этому учиться. Задумайтесь об атмосфере в доме. Выясняете ли вы отношения с супругом в присутствии детей? Выясняете вы отношения только словесно или с использованием физической силы? Видели ли ваши дети, что вы при этом ломаете мебель, толкаете друг друга или доходите до рукоприкладства? Миритесь ли вы с агрессивным поведением своих детей? Воспринимается ли в вашей семье задиристость как положительное качество, как "напористость"и "мужественность", а не как недопустимая жестокость? Можно ли в вашем доме увидеть насилие с экрана телевизора, в видеоиграх, в internet, услышать песни с подобными текстами? Теперь подумайте о влиянии извне. Не слишком ли агрессивны друзья вашего ребенка? Если вы хотите изменить поведение своего ребенка, вы также должны исключить из его жизни все, что учит тому, что задиристость приемлема. Что вы можете изменить, чтобы контролировать это? Составьте план изменений, а затем воплотите его в жизнь. Обязательства по изменению: проблемного поведения ребенка Как вы будете использовать четыре шага и план поэтапного изменения проблемного поведения, чтобы помочь своему ребенку? Запишите, что вы предпримете в течение ближайших 24 часов, чтобы начать процесс поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.
Результаты поэтапного изменения проблемного поведения ребенка Исправление поведения — это тяжелая, кропотливая работа, которая должна проводиться последовательно и основываться на закреплении результатов через родительское поощрение. Движение ребенка к изменениям может быть медленным, но обязательно отмечайте и поощряйте каждый его шажок на этом пути. Потребуется не меньше 21 дня, чтобы появились первые результаты, поэтому не спешите сдаваться. Помните, что если не сработает один подход, то сработает другой. Еженедельно фиксируйте прогресс в поведении ребенка, пользуясь приведенным ниже образцом. Ежедневно отмечайте успехи в Дневнике поэтапного изменения проблемного поведения ребенка. 1 неделя
2 неделя
3 неделя
Источник: Мишель Борба "Нет плохому поведению. 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ними бороться". Компьютерное издательство "Диалектика" Зав. редакцией Н.М. Макарова Перевод с английского Ю.А. Григорец, С.В. Меркуловой Под редакцией Э.В. Крайникова |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |