Литвинова Е.Ю., Полякова П.Д. Московский государственный психолого-педагогический университет Lina6209@ yandex. ru (Москва, Россия)
Динамично меняющиеся социально-экономические условия России обуславливают столь же динамические изменения во всех сферах, в том числе в системе образования. Наиболее проблемное поле - создание непрерывной траектории развития для подготовки квалифицированных рабочих кадров, начиная со среднеобразовательной школы и заканчивая высшим учебным заведением.
Оно проблематизируется, в частности, не только стремительными изменениями современного российского общества, но и общей тенденцией ускорения темпов развития, переходом к постиндустриальному обществу, глобализацией отношений [1]. В настоящий момент времени реформа образования направлена на введение новых образовательных стандартов, индивидуализации профильного обучения. В этой связи остро стоит вопрос профориентации молодежи, которая была бы направлена на применение универсальных учебных действий, реализацию необходимых компетенций в реальную практику трудовой деятельности [3]. От выпускников школ сейчас требуется не только сформированность знаний, умений и навыков, но и способность их реализации в условиях изменяющегося рынка труда. Это достигается вводом предметов по выбору школы и самого учащегося, проектной деятельностью, а также специально организованными усилиями педагога-психолога, направленными на профессиональную ориентацию старшеклассников. Следует отметить, что выбор - это не только потенциальное приобретение чего-то, но и отказ от чего-то, что создает определенные трудности у ребенка [4], соответственно, работа специалиста по профориентации должна быть направлена на разрешение потенциальных ценностных конфликтов, учитывая целый ряд субъективных факторов, таких как интересы, склонности, способности, темперамент, характер. Кроме этого, на выбор профессии влияют и объективные факторы: школьная успешность, состояние здоровья, уровень информированности о различных профессиях. Отдельным блоком выделяют социальные факторы: особенности домашних условий, социальное окружение, образовательно-культурный уровень родителей [2]. Еще одним фактором, который не так часто используется в психологических работах - гендерная принадлежность. В нашем исследовании мы решили выявить взаимосвязь между ней и выбором профессии у старшеклассников. Исследование проводилось на базе ГБОУ г. Москвы «Школа № 810». В исследовании принимали участие учащиеся 10-х классов. Возраст испытуемых от 15 до 17 лет, 63,3% выборки - девочки, 36,7% - мальчики. Цель работы - изучить взаимосвязь гендерных особенностей и выбора профессии у старших школьников. Объект исследования - психология профессионального самоопределения. Предмет - взаимосвязь гендерных особенностей и выбранных профессий у старших школьников. Гипотезой выступило предположение о том, что существуют значимая взаимосвязь между гендерной идентичностью и выбором будущей профессиональной сферы деятельности у старших школьников. Для доказательства выдвинутой гипотезы мы использовали следующие методики: методика на определение гендерной идентичности С. Бэм; методика на изучение сферы профессиональных предпочтений учащихся Л.А. Йовайши; проективный тест «Круги и линии», направленный на определение карьерных ориентаций личности. Прежде чем мы перейдем непосредственно к результатам, опишем психологические особенности выборки в логике профессионального самоопределения. Если говорить о карьерной ориентации старшеклассников, то у 36% опрошенных ярко выражены высокие карьерные ориентации, тогда как 16% респондентов не заинтересовано в том, чтобы активно продвигаться вверх по карьерной лестнице. При этом для 30% респондентов важна индивидуальная работа и независимость от окружающих, а 16% предпочитают работать в слаженном коллективе, где есть распределение обязанностей между сотрудниками. У большей части респондентов (45%) есть склонность к выбору профессии в сфере эстетики и искусства, в то время как сферу технического труда не выбрал из один из респондентов. После сферы эстетики и искусства идут сфера умственного труда (18%) и сфера материальных интересов (18%). Далее идет сфера работы с людьми (13%) и сфера физического труда (4%). Получившиеся результаты, на наш взгляд, можно объяснить особенностью выборки, а не считать следствием какой-то закономерности. Гендерная идентичность подавляющего количества старшеклассников (как мальчиков, так и девочек) сформирована в форме андрогинности (90% всех респондентов) и по 5% школьников отнесли себя к маскулинному и феминному типу. При этом при сопоставлении значений склонности к выбору профессии и карьерной ориентации в зависимости от гендерной идентичности, статистически значимых различий (использовался критерий Хи-квадрат) выявлено не было. Это говорит о том, что школьники не подвержены гендерным стереотипам при выборе будущей профессиональной сферы деятельности и на первое место у них выходят собственные предпочтения и интересы, а не мнение общества о профессиях, соответствующих их полу.
Литература 1. Воронин И.В. Формирование образа эффективной профконсультационной помощи у подростков: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2013. 210 с. 2. Меркулова Н.Н. Формирование психологической готовности учащихся профильных учебных заведений к профессиональному выбору: дисс. ... канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2010. 182 с. 3. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика. М.: Академия, 2008. 320 с. 4. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2006. 124 с. Источник: Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24-25 октября 2017 г.). - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 472 с.
|