На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психологические новообразования студентов как основа ценностно-смыслового наполнения их личностных ресурсов
Психологические новообразования студентов как основа ценностно-смыслового наполнения их личностных ресурсов
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Недбаева С.В., Недбаев Д.Н.
Армавирский социально-психологический институт


Личностные ресурсы находятся в органичной связи со всей системой психических ресурсов человека. Уровень ресурсности человека определяется теми условиями, которые его окружают и направляют развитие личности.
Рассмотрение развития личностных ресурсов студентов требует конкретизации возрастных границ этого периода. Студенчество является относительно устойчивым объединением, которое базируется на основе взаимоотношений и зависимостей между его членами.


Спектр видов деятельности и соответствующих им сфер жизни, в которые вовлекается студенческая молодежь, достаточно широк. Учебная деятельность студентов в сочетании с другими видами деятельности образует особый пласт их жизнедеятельности. Личностно-развивающую функцию выполняет та деятельность, которая детерминирует характер основных социально-нравственных и профессионально-значимых новообразований личности.
Существенную роль для понимания процесса формирования личностных ресурсов играет анализ противоречий, присущих студенческому периоду. Прежде всего, это социальнопсихологические противоречия между расцветом физических и интеллектуальных сил студента, строгим лимитом времени, экономическими возможностями, которые недостаточны для удовлетворения возросших потребностей.
Вполне возможны противоречия в системе «преподаватель- студент». К группе социально-психологических противоречий могут быть отнесены и противоречия адаптационного процесса: между новыми для студента требованиями, условиями и сложившимися у него до вуза стереотипами поведения. Студентам свойственны также противоречия между стремлением к самостоятельности в отборе знаний, в способах их приобретения и довольно жесткими формами и методами подготовки специалиста определенного профиля.
Способность личности в этом возрасте разрешать внутренние противоречия, выстраивать собственную систему ценностей, создавать жизненную перспективу и определять стратегические цели, по словам В.М. Розина, является мерилом ее человеческой зрелости [2]. Студенты остро нуждаются в развитии личностного ресурса, так как им приходится выдерживать довольно большие умственные, нравственные, физические и волевые нагрузки. Это относится, прежде всего, к студентам младших курсов, для которых само учебное заведение и реализация различных видов деятельности является новым, требующим ресурсных затрат.
Личностные ресурсы молодого человека в значительной степени связаны с происходящими с ним глубинными внутренними изменениями, с возникающими новообразованиями и формирующимся зрелым мировоззрением. Интенсивное развитие личностных ресурсов студентов может быть увязано с центральными новообразованиями данного возраста: с формированием Я-концепции и развитием самосознания, со становлением идентичности (Э. Эриксон, М. Кле, И.С. Кон, В.С. Мухина, М.М. Рубинштейн и др.); с осознанным стремлением к самореализации и готовности к самоопределению, с самопроекцией в будущее и с формированием основных личностных позиций (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.С. Кон, Х. Ремшмидт, С.Л. Рубинштейн, М.М. Рубинштейн, Г. Хавигхерст, Э. Эриксон и др.); с существенными преобразованиями личностных пространств, с качественными изменениями в системе личных отношений, с развитием саморефлексии, с началом периода жизнеутверждения; с формированием личностных позиций, ценностных ориентаций, жизненных целей и планов (Л.И. Божович, В.И. Бородкин, Л.Г. Десфронтейнес, М.М. Рубинштейн и др.); с высоким уровнем самоконтроля и саморегуляции, с развитием социального сознания как регулятора поведения (И.С. Кон, Г. Хавигхерст, Д.Б. Эльконин и др.). Развитие ресурсности личности студентов связано также с мыслительными и интеллектуальными процессами.
Многие психологи рассматривают в качестве основного новообразования студенческого возраста становление социальнонравственного и личностного облика человека, которое может быть отнесено к ценностно-смысловому наполнению его личностных ресурсов. Одним из главных ресурсных приобретений студентов является открытие своего внутреннего мира.
Одним из важнейших новообразований студентов является самооценка личности, обладающая значительным ресурсным началом. Психологические новообразования студенческого периода обусловлены чувством обретения адекватности и владения личностью собственным Я, которое свидетельствует о расширении ее ресурсности. Увеличение ресурсности открывает ступень индивидуализации как особого этапа в жизни, связанного с определением своего места в мире, с осознанием собственной самобытности и уникальности.

Литература

1. Котова И.Б., Недбаева С.В., Аванесова Ф.Н., Недбаев Д.Н.
Идея развития личности как теоретическая основа личностноразвивающих педагогических технологий // Международный научный журнал «The Unity of Science». 2015. № 5. С. 7-14.
2. Розин В.М. Как можно помыслить представление о будущих поколениях // Мир психологии. 2017. №1. С.78-88.
3. Толстых А.В. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия, 1988. 223 с.
4. Шиянов Е.Н., Недбаева С.В. Личностноразвивающая психологическая практика в российском образовании. Ростов- на-Дону: Ростиздат, 2002. 432 с.
Источник: Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24-25 октября 2017 г.). - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 472 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.