Пряжникова Е.Ю., Сапегина Л.А. Московский государственный психолого-педагогический университет pegge12@ mail.ru (Москва, Россия)
Как известно, особенности поведения человека находятся под прямым влиянием характера, поэтому очень важно вовремя выявить противоречия профессиональных планов человека с его стойкими личными качествами. Характер является каркасом личности, это наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, которые четко проявляются в различных видах деятельности. Поэтому естественно характер человека связан с его потребностями и более всего проявляется в его интересах, именно в том, что для человека действительно важно.
К сожалению, в настоящее время очень многие области трудовой деятельности человека стали связаны с нервно-психическим напряжением. Неимоверное ускорение темпа жизни, частые информационные перегрузки способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии. Поэтому проблема психогигиены и психопрофилактики на различных предприятиях и в организациях правомерно входит в ряд важнейших задач охраны психического здоровья человека. Но для решения этих задач прежде всего необходима возможность ранней диагностики субклинических проявлений такого рода состояний и предрасположенности к ним. Известно, что точные диагностики акцентуаций характера и патологических отклонений психики имеют очень тонкую грань, и этот факт позволяет предполагать наличие между ними связи. Поэтому важно отметить, что очень большую роль играет диагностика акцентуаций характера, которые способны переходить в патологическое состояние под воздействием психотравмирующих факторов, отчасти к таким факторам можно отнести противоречия личностных качеств человека к выбранной профессии. Как отмечают современные исследователи в области психологии труда Пряжников Н.С. и Пряжникова Е.Ю., «профессиональное самоопределение, профессиональные предпочтения личности - это не просто выбор профессии или альтернативных сценариев профессиональной жизни, а своеобразный творческий процесс развития личности» [2]. Самоопределение может быть адекватным - и тогда происходит развитие личности, а может быть и неадекватным - тогда оно порождает внутренний конфликт, активизируя защитные механизмы вместо процессов развития. Известно, что люди, не имеющие данных к выбранной области деятельности, не только овладевают ею с большим трудом, но и показывают худшие результаты, и в итоге могут навредить своему психическому здоровью, например, ради престижности профессии. В научной литературе довольно глубоко исследовались вопросы типологии черт характера. А.Е. Личко в своей книге «Психопатии и акцентуации характера у подростков» дает разработанный патохарактерологический диагностический опросник, ориентированный, правда, в основном на подростковый возраст. Также существует широко известная теория акцентуаций личности немецкого автора К. Леонгарда. По мнению К. Леонгарда, можно предположить, что акцентуации существуют у каждого человека, но при незначительной степени они остаются незаметными для окружающих: «Если же эти черты достигают определенной силы, они накладывают уже свой отпечаток на личность и при еще большей выраженности отражаются уже как помеха на всем складе личности» [1]. Поэтому в рамках данного исследования мы поставили цель: изучив типы акцентуаций, определить их влияние на профессиональные предпочтения личности в разном возрастном диапазоне, для наглядного определения оптимального типа трудовой деятельности. Нами было выдвинуто предположение, что акцентуации характера, в силу своей яркости на фоне других черт характера, могут зависеть от возраста человека и оказывают определенное влияние на профессиональные предпочтения личности, также был выдвинут ряд частных гипотез, соответствующих типам акцентуаций. Для решения поставленных задач и проверки гипотез был использован теоретический анализ литературы по проблеме профессиональных предпочтений личности с различными типами акцентуаций; а также стандартизированный комплекс следующих психодиагностических методик. 1. Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (в модификации Г.В. Резапкиной). 2. Тест-опросник Леонгарда-Шмишека (акцентуации характера). В эмпирическом исследовании приняли участие 24 человека (жители г. Москвы) из них 8 мужчин и 16 женщин, которые были поделены на 2 возрастные группы: 25-40 лет; 40-55 лет. И в первой, и во второй возрастной группах нами были получены идентичные результаты. У каждого испытуемого присутствует по две акцентуации. Результаты диагностики второй группы совпадают с результатами диагностики первой группы, поэтому мы можем сделать вывод, что возраст не влияет на тип акцентуации. Что же касается склонности к профессиональной деятельности, то у более молодых испытуемых больше просматривается тенденция к практической и экстремальной сферам деятельности. Это лишний раз доказывает, что особое место в процессе профессионального самоопределения личности занимает тема «профессиональной активности». Можно сказать, что роль активности является определяющей в отношении профессиональной деятельности человека. По данным эмпирического исследования мы также определили, что люди, имеющие демонстративный тип акцентуации, склонны к экстремальным видам профессий, впрочем, то же характерно для возбудимого и гипертермичесго типа. Предположение, что для людей педантичного типа акцентуации характерны профессии, не связанные с большой ответственностью, не подтвердилось: люди с этой акцентуацией склонны к достаточно ответственной работе, но в сочетании с другими акцентуациями. Люди с тревожным типом акцентуации не хотят быть руководителями и принимать ответственные решения, но, в сочетании с другим типом акцентуации, могут быть хорошими исследователями. Люди эмотивного типа акцентуации действительно предпочитают творческие профессии и в сфере медицины. В ходе данного исследования просматривается тенденция возможности уравновешивания акцентуаций за счет выбора профессиональной деятельности, чтобы не создавать условий для развития психопатий. Поэтому, чтобы избежать внутренних конфликтов в наше и без того трудное время, надо более разумно подходить к выбору профессии, а иногда и вовремя переквалифицироваться, чтобы как можно дольше сохранить свое здоровье и в итоге принести больше пользы обществу.
Литература
1. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев. 1989. С.284. 2. Пряжникова Е.Ю. Психология труда: теория и практика. М.: Юрайт, 2016. 3. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Психология труда. М.: Академия, 2012. Источник: Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24-25 октября 2017 г.). - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 472 с. |