На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Социально-психологические особенности динамики социометрического статуса подростка в результате различных видов тренинга
Социально-психологические особенности динамики социометрического статуса подростка в результате различных видов тренинга
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Журавлева Л.А.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(Москва, Россия)

Процессу взаимодействия человека и группы отводится одна из главных ролей на любом возрастном этапе человеческой жизни. Однако особую силу этот процесс приобретает в подростковом возрасте.
В социальном взаимодействии подростком выстраивается своеобразная модель общества. Процесс выстраивания модели протекает не всегда успешно. Вероятность встретиться во взрослой жизни с проблемами социального характера гораздо выше у подростка, имеющего проблемы с социализацией на этапе взросления.

Становление личности подростка неразрывно связано с обществом, в котором он живет, с системой отношений, в которую он включен. Вместе с официальными, формальными структурами общения, отражающими рациональные, нормативные, обязательные стороны взаимоотношений между людьми, любая социальная группа всегда имеет неофициальную, неформальную психологическую структуру. Психологическая структура неформального порядка формируется на основе симпатий и антипатий участников группы. Ценностные ориентации участников, оценивание друг друга и самооценка каждого из них оказывают влияние на психологическую структуру.
Определяющим показателем включенности подростка в группу является его социометрический статус. Социометрический статус является свойством личности, как элемента социометрической структуры, занимать определенную пространственную позицию в ней, то есть определенным образом соотноситься с другими элементами.
На базе ГБОУ СОШ № 2009 г. Москвы нами было проведено социометрическое исследование (параметрическая процедура исследования) 8 «А», 8 «Б» и 8 «К» классов. 8 «К» является кадетским классом с существенным численным перевесом юношей - из 25 учеников 23 юноши. В исследовании принимали участие подростки в возрасте 13-15 лет.
Количество испытуемых составило 78 человек, в числе которых 27 девушек и 51 юноша.
Спустя неделю после проведения социометрии в 8 «А» классе, был проведен тренинг командообразования. После тренинга было проведено второе социометрическое исследование в 8 «А» классе.
Далее проводилась социометрия в 8 «К» классе. Спустя неделю после социометрического исследования в 8 «К» классе был проведен тренинг коммуникативных навыков, и далее второе социометрическое исследование.
8 «Б» класс являлся контрольной группой, в которой тренинговое занятие не проводилось.
После проведения второго социометрического исследования мы получили следующие результаты: после тренинга командообразования в 8 «А» классе уменьшилось количество респондентов в крайних группах - высокостатусных и низкостатусных, следовательно, увеличилось количество среднестатусных участников группы. После проведения тренинга коммуникативных навыков количество низкостатусных подростков в аттракционной структуре также уменьшилось. Однако количество высокостатусных респондентов осталось неизменным. Важно отметить, что аттракционная структура контрольной группы не изменилась. Полученные данные могут говорить о том, что воздействие социально-психологического тренинга направлено на нормализацию интрагрупповой структуры.
Помимо социометрического статуса, нами была исследована динамика взаимности социометрических выборов в группах. В 8 «А» классе, до проведения тренинга командообразования, коэффициент взаимности был равен 0,56 (56%), после тренинга 0,7 (70%). Данное различие проверено на статистическую достоверность с помощью U- критерия Манна-Уитни. По общему количеству выборов различия не достигают уровня статистической значимости (Шмп.=451; №р.=363). Такая же «картина» и по количеству взаимных выборов (Шмп.=423,5; №р.=363,0). Следовательно, можно говорить о том, что наблюдается тенденция к увеличению количества взаимных социометрических выборов в классе.
В 8 «К» классе, до проведения тренинга коммуникативных навыков, коэффициент взаимности был равен 0,43 (43%), а после проведения 0,52 (52%). Мы видим, что коэффициент взаимности увеличивается. С помощью вышеуказанного критерия, полученные нами данные были проверены на достоверность. По общему количеству выборов различия не достигают уровня статистической значимости (Шмп.=298; №р.=227). По количеству взаимных выборов различия также не достоверны (Шмп.=288,5; №р.=227,0). Несмотря на это, мы можем сказать, что существует тенденция к увеличению количества взаимных выборов в обоих случаях. В первой группе коэффициент взаимности вырос в большей степени. Мы объяснили это тем, что тренинг командообразования более «полезен» для устойчивости аттракционной структуры подростковой группы.
В третьей, контрольной группе, по сравнению с экспериментальными, коэффициент взаимности почти не изменился. Это подтверждается и статистикой: в случае с общим количеством выборов различия не достоверны (Шмп.=217; №р.=154), равно как и в случае с количеством взаимных выборов (Шмп.=213,5; №р.= 154).
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы:
1) как тренинг командообразования, так и тренинг коммуникативных навыков оказывают влияние на социометрический статус низкостатусных и высокостатусных подростков. краткосрочный социально-психологический тренинг действительно влияет на социометрический статус в группе школьников, однако специфичное влияние его различных видов еще предстоит доказать;
2) разные виды социально-психологического тренинга дают разное изменение коэффициентов взаимности, однако эти изменения не достигают уровня статистической достоверности, что объясняется зависимостью количества выборов от постоянства состава класса, а также тем, что коэффициент взаимности не может являться средством, с помощью которого можно выявить эффективность однократного тренингового занятия.

Литература

1. Морено Дж. Социометрия. Экспериментальный метод в науке об обществе / пер. с англ. М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. 329 с.
2. Сачкова М.Е. Статусные отношения в подростковых ученических группах// Вопросы психологии. 2006. №4
3. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. М., 2004.
4. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Избр. психол. труды. М.: Приор-Издат, 2009. 329 с.
Источник: Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24-25 октября 2017 г.). - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 472 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.