1. Актуальные проблемы современной психологии как научной отрасли
Изучение актуальных проблем и особенностей современного состояния и тенденций развития психологии является одной из важнейших задач психологической науки. Как известно, понятие «актуальный» (от лат. actualis — деятельный) означает важный, существенный, значимый в настоящее время [142, с. 32]. Следовательно, актуальные проблемы современной психологии — это те проблемы, которые имеют приоритетное значение для психологической науки в наши дни, в силу воздействия определенных социально-экономических факторов, некоторых тенденций развития современного общества, закономерностей функционирования самой науки как сферы общественного сознания и также других причин. Все направления развития современного общества переживают процессы модернизации, преобразовываются, приобретая во многом качественно иные свойства и показатели. Происходит реформирование сферы экономики, политики, научной деятельности, образования, социальной сферы. Процессы развития неизбежно выявляют новые актуальные проблемы в различных сферах жизни общества, делают актуальными многие давние, поставленные, но все еще не решенные проблемы, а также по-новому показывают ряд проблем, не учитывающихся ранее, но приобретающих актуальность на современном этапе развития общества.
Современная психологическая наука накопила огромное число эмпирических данных, теоретических направлений, прикладных методов работы с личностью, психологических техник и приемов практической деятельности психологов. Многие направления и отрасли психологии не теряют своей актуальности на протяжении десятилетий, в некоторых случаях и все время существования научной психологии. Однако актуальность различных проблем в развитии отраслей психологии не является постоянной, зависит от многих факторов, связанных с развитием науки в целом, с тенденциями социально-политического и социально-экономического развития общества [28, 112]. А. В. Юревич отмечает, что «современная российская психология обращается не только к психике «человека вообще» (как хорошо известно, это тоже абстракция), но и к различным психологическим проблемам, особенностям, характеристикам современного российского общества» [164, с. 83]. В целом, проблема (от греч. — трудность, задача) — объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет значительный практический или теоретический интерес [142]. Анализ современных психологических исследований показывает, что однозначного представления о том, что для психологической науки представляет проблему, определение критериев выделения проблем современной психологии, их содержания и границ, не существует. Неявно подразумевается, что к основным проблемам психологии как науки относятся те вопросы и направления исследований, которые не получили однозначного решения, по поводу которых присутствуют различные, зачастую противоречивые и вызывающие полемику точки зрения, интерпретации, теории и концепции. Кроме того, внимание исследователей останавливается, прежде всего, на проблемах, имеющих значение для психологии в целом, а не отдельных ее отраслей. В связи с этим, среди рефлексируемых психологической наукой проблем уверенно лидируют методологические проблемы психологии, поскольку их разрешение имеет принципиальное значение для психологической науки, ее статуса и содержания. Эти проблемы не теряют своей актуальности и значимости. Конкретные работы, посвященные анализу актуальных проблем теории и практики современной, в большинстве случаев не останавливаются на вопросах их систематизации, то есть группировка актуальных проблем психологии происходит эмпирическим путем. Так, в работе Н. С. Минаевой и соавторов [12] выделяются проблемы личности, проблемы отраслей психологии, затем, в качестве отдельного раздела, проблемы психологии труда и менеджмента, и проблемы индивидуального и группового консультирования. Современная психология переживает период своего активного развития во многом и благодаря тому, что психологи имеют широкие возможности для представления результатов своих исследований перед научной общественностью. Значительное число научных журналов, психологической периодики, изданий материалов конференций позволяет заявить о своих исследованиях как начинающим ученым, молодым исследователям, так и мэтрам психологической науки. Остановимся на содержании актуальных проблем современной психологии, выделяемых по результатам психологических исследований. Анализ публикаций научных изданий, которые позиционируют отражение актуальных проблем современной психологии (таких как «Известия Самарского научного центра РАН. Специальный выпуск: Актуальные проблемы психологии» [62], «Актуальные вопросы психологии» [5], «Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии» [6], «Актуальные проблемы психологического знания» [8] и др.) показывает, что эти публикации посвящены всем направлениям психологии, без какой либо систематизации представленных актуальных проблем. Таким же образом построены и сборники научных работ, посвященных актуальным проблемам психологии [10]. Систематизация актуальных проблем не имеет содержательных критериев, основывается на выделении отраслей психологии, к которым можно отнести проведенные исследования [9, 115, 130]. Существенным признаком актуальных проблем современной психологии является их освещение в диссертационных исследованиях, поскольку именно этот род научных работ требует обоснования актуальности темы и содержания. Анализ современных диссертационных исследований также показывает, что актуальные проблемы выделяются во всех направлениях и отраслях психологии. Е. А. Попов и А. Н. Домашев также отмечают, что проблематика современных психологических диссертационных исследований касается традиционных тем [122]. Л. Н. Аксеновская в качестве способа определения актуальных проблем психологической науки предлагает выявление актуальных потребностей: «актуальность определяется потребностями людей — индивидов, групп, обществ и, наконец, потребностями человечества» [4, с. 83]. Среди актуальных проблем современной психологии, отмечаемых в психологической литературе, можно упомянуть проблемы содержания психологического знания, методологические проблемы современной психологии, проблемы становления отраслей психологии на современном этапе, профессионально-этические проблемы современной практической психологии и многие другие. Прежде всего, выделим по степени охвата содержания психологического знания те общие проблемы, которые актуальны для всех направлений современной теоретической и практической психологии. Кроме того, эти проблемы целесообразно разделить на две группы: актуальные проблемы, источником которых является развитие и становление самой психологии, и актуальные проблемы психологии, появляющиеся под влиянием внешних для психологической науки факторов. Необходимо также отметить, что порядок рассмотрения и анализа данных проблем не отражает какой-либо их иерархии, степени важности, которая должна обсуждаться и рассматриваться отдельно. К таким общим проблемам психологии можно отнести проблему взаимосвязи психологической теории и практики, проблемы интеграции психологических данных разного уровня, проблемы взаимосвязи с другими науками [112]. Одной из глобальных проблем психологической науки является проблема ее статуса в системе наук в целом. В. А. Мазилов по этому поводу замечает, что статус психологии в настоящее время однозначно не определен [85, с. 48]. В системе наук, обоснованной Б. Ф. Кедровым, психология не относится прямо к группе гуманитарных или естественных наук, однако в настоящее время принято относить ее к гуманитарным наукам. Подчеркивая важность решения этой проблемы, В. А. Мазилов пишет: «От той или иной самоидентификации психологии зависит, как она будет реагировать на вызовы современности» [85, с. 50]. Остановимся на проблеме взаимосвязи психологической теории и практики, которая является актуальной на протяжении всего существования психологии, и в значительной мере подтвердившей свою актуальность на протяжении последних десятилетий [61]. В. Н. Дружинин отмечает, что "современная психология" - это огромная и сильно дифференцированная научная область, опирающаяся на не менее обширную сферу психологической практики» [146, с. 4]. Психология является, прежде всего, отраслью научного знания, но в то же время она представляет собой и область профессиональной деятельности специалистов-психологов, то есть может рассматриваться как теоретическая научная дисциплина и как прикладная отрасль знаний. Как отрасль науки, психология называется теоретической (или академической, от франц. academisme — теоретическое направление в науке) психологией, как область профессиональной деятельности психология называется практической (или прикладной) психологией [111]. Теоретическая психология представляет собой область психологии, ориентированную на получение новых знаний о законах и закономерностях развития психики. Данное направление психологии занимается поиском и теоретической систематизацией объективных знаний о психической деятельности и поведении человека и животных, создает научное описание и объяснение фактов и явлений психики. Теоретическая психология, как отрасль научного знания, является достаточно молодой наукой, хотя имеет древние философские корни [111]. Вторая сфера деятельности профессионального психолога, практическая психология, направлена на применение полученных в теоретической психологии знаний на практике, в работе с людьми. Поэтому иногда ее называют прикладной психологией. Проблема взаимосвязи теории и практики психологии (конфликт между психологической наукой и практикой). А. Л. Журавлев отмечает, что характер связей между фундаментальной и практикой оказывается индикатором общего состояния психологического знания [54, с. 44]. По замечанию Е. А. Климова, между академической и практической психологией «существует полезное (с точки зрения перспектив развития науки в целом и психологического образования в частности) противоречие между теорией и практикой» [68], которое порождает тесную взаимосвязь и взаимозависимость между ними. Взаимосвязь академической и практической психологии основана, прежде всего, на том, что эти психологические области имеют единые методологические основания и теоретическую базу. По словам Ж. Годфруа, солидная базовая подготовка психолога, в какой бы области он ни работал, является единственной гарантией качественной практической работы с людьми [45]. Характеризуя отношения между теоретической и практической психологией, Ф. Е. Василюк также отмечает, что в гуще психологической практики возникает жизненная потребность в психологической теории, и психологическая практика, в свою очередь, может стать краеугольным камнем психологии как науки [36]. А. Л. Журавлев указывает, что «Есть ситуации, в которых психологическая практика пользуется достижениями фундаментальной науки, а есть ситуации, где фундаментальная наука черпает материал для своих обобщений из практики» [53, с. 56]. Практическая психология опирается на накопленные теоретические знания и, в то же время, дает толчок к новым фундаментальным исследованиям. О. Г. Носкова и В. Д. Шадриков делают вывод о том, что «практическая психологии (психотехника) остается главной движущей силой и источником развития психологической науки» [108, с. 214]. Тем не менее, несмотря на явственные предпосылки единого функционирования теоретической и практической психологии, принципиальные разногласия между ними не разрешены и порождают проблемы разного методологического уровня. Ф. Е. Василюк [35] назвал современное состояние психологии «схизисом» (от греч. — раскол), имея в виду разделение между научной психологией и психологической практикой, определенную их автономию. A. В. Юревич, анализируя данную проблему, указывает, что существующие представления о «схизисе» во многом порождены неадекватными ожиданиями в отношении академической психологии, а также недооценкой различия социальных функций фундаментальной и прикладной науки, и «при всех расхождениях между академической и практической психологией, можно разглядеть и некоторые тенденции к их сближению» [162, с. 92]. Противостояние научной и практической психологии отмечает И. Е. Гарбер [44, с. 106]. М. А. Иванов и В. А. Штроо выделяют основные дискуссионные направления данной проблемы: «1. Является ли практическая психология частью или направлением психологической науки? Могут ли практическая и академическая психология составить некую целостность? 2. Где проходят границы практической и академической психологии? Что представляет собой их пересекающаяся область, если таковая существует? 3. Как должны взаимодействовать между собой академическая и практическая психология? 4. Как и в каких объёмах должна преподаваться практическая психология в вузах? И должна ли?» [61, с. 139]. Все эти проблемы требуют своего дальнейшего обсуждения. Рассмотрим выделяемые многими психологами проблемы интеграции психологического знания (А. А. Пископпель, 2007; И. А. Мироненко, 2004, 2017; В. А. Мазилов, 2003, 2012; B. А. Мазилов, Ю. Н. Слепко, 2018; и др.). И. А. Мироненко указывает, что «проблема интеграции психологической науки является остро актуальной для отечественного профессионального сообщества» [99]. В. А. Мазилов и Ю. Н. Слепко подчеркивают, что «идеи интеграции представляют несомненную ценность в глазах представителей психологического сообщества, и вместе с тем существуют объективные тенденции к интеграции как самого сообщества, так и психологического знания» [87]. Огромный объем материала (в первую очередь теории и концепции разного уровня, многочисленные психологические техники и практики), тем не менее, не позволяет в настоящее время получить общей картины психического. Создание такого рода картины формулировалось как одна из важнейших задач психологии, но она до сих пор осталась нерешенной [82, 99]. Существует насущная потребность во всеобъемлющих обобщениях, и, в конечном счете — в единой психологической теории, способной синтезировать многообразие фактов, выработать предельно общую концептуальную платформу для описания, объяснения и прогнозирования поведения человека и функционирования его психики [107]. В. А. Мазилов отмечает, что «механизмов интеграции явно недостаточно. Нужна разработка специального методологического аппарата, позволяющего такую интеграцию осуществлять» [82]. Как указывает И. А. Мироненко, проблема интеграции различных направлений психологии может найти свое решение на пути разработки «общенаучного контекста, своего рода общей системы координат, в рамках которой могут быть соотнесены и сопоставлены различные направления и школы» [99]. С. Янчер и Б. Слайф (Yanchar S., Slife B.) указывают, что дисциплинарная фрагментация психологии препятствует накоплению знаний [166]. Ускорение роста научного психологического знания, которое связано с переработкой огромного количества информации (её объём удваивается каждые пять-десять лет), и увеличение роста научной продукции затрудняет обмен научными идеями, поскольку большую часть времени учёные тратят на поиск информации, а не на творческое решение проблем. Важными для дальнейшего развития психологии являются и проблемы ее взаимосвязи с другими науками, прежде всего с науками о человеке. Идеи интеграции психологического знания не новы для истории психологии, достаточно вспомнить разработки С. Холла, пытавшегося создать педологию, как всеобщею науку о ребенке. Н. В. Бордовская говорит о том, что вследствие процессов интеграции происходит обогащение состава знания внутри уже сложившихся и развивающихся научных отраслей и научноэмпирических областей, возникновение новых научных направлений или течений [27]. Проблема взаимосвязи психологии и других гуманитарных наук постоянно находится в центре внимания ученых и всесторонне рассматривается: как взаимодействие наук в структуре человека на разных этапах его жизнедеятельности. В последнее время все большее распространение получает такая форма взаимодействия психологии и других наук как комплексные или междисциплинарные исследования. А. Л. Журавлев также отмечает важность междисциплинарных исследований в современной психологии [55] и говорит о том, что они в большей мере становятся приоритетными. В связи с этим возникают проблемы борьбы психологии за место в системе наук. Д. И. Фельдштейн отмечает наличие своеобразного вызова со стороны других научных направлений и дисциплин, изучающих человека и его развитие — экзистенциализма, социальной антропологии, феноменологии, когнитологии, культурологии, социологии, семиотики, информатики [158, с. 5]. С проблемой интеграции тесно связана также и проблема ее глобализации, которая становится характерной тенденцией развития современной психологии (Г. В. Акопов, 2014; В. А. Мазилов, 2012; В. А. Мазилов и Ю. Н. Слепко, 2018). Отечественные методологи выделяют и ряд других, чрезвычайно актуальных проблем современной психологии. Так, А. В. Юревич отмечает проблемы сохранения самобытности отечественной психологической науки и ее позиций по отношению к западной психологии, гармонизации национального и интернационального [164]. Остановимся также на актуальных проблемах современной психологии, не связанных непосредственно с содержанием психологического знания. К ним относятся, прежде всего, проблемы функционирования самой науки в современном обществе, проблемы материального обеспечения теоретических и практических исследований в психологии, среди которых выделяются следующие проблемы: - Финансовая поддержка незначительного количества исследований; - Трудности технического (аппаратурного) характера; - Текучесть кадров профессиональных психологов вследствие невысокой заработной платы; Все перечисленные проблемы сдерживают развитие психологии, порождают, в свою очередь, значительные трудности в поиске подходов разрешения собственно психологических проблем.
2. Основные подходы к систематизации проблем современной теоретической и практической психологии
Систематизация актуальных проблем и тенденций развития современной психологии сама по себе является важной и актуальной проблемой для науки, и может быть проведена по различным основаниям. Как уже отмечалось, систематизация актуальных проблем психологии до настоящего времени не завершена, исследований в этом направлении практически не проводится, можно найти лишь обоснования актуальности отдельных проблем психологической науки в связи с тем или иным конкретным исследованием. В большинстве случаев актуальные проблемы классифицируются по отношению к отдельным отраслям психологии. В связи с этим, обратимся к классификациям отраслей и направлений развития современной психологии. Разделы и отрасли психологии в настоящее время чрезвычайно многочисленны. В. Н. Дружинин отмечает, что на сегодняшний день не имеется общепринятого рубрикатора психологических дисциплин [50]. Отрасли психологии выделяются по множеству оснований и критериев. По критерию цели научной деятельности (получение или применение нового знания) отрасли психологии разделяются на фундаментальную и прикладную психологию; по критерию выделения предмета исследования разграничиваются психология развития, творчества, личности и т. д. А. Л. Журавлев выделяет в психологической науке социально ориентированные отрасли психологии, к которым отнесены отрасли, сформировавшиеся в результате междисциплинарных связей психологии с социальными науками [54]. К таким отраслям относятся историческая, экономическая, социальная, организационная психология, психология управления и другие. В качестве критериев такой систематизации мы предлагаем, во-первых, выделение актуальных проблем по отношению к теоретической и практической психологии; во-вторых, выделение актуальных проблем отдельных отраслей психологии, и наконец, выделение современных актуальных проблем психологии, появляющихся как запросы со стороны общества и имеющих непредсказуемый, спорадический характер, однако практически всегда требующих поиска немедленного разрешения. Рассмотрим данные возможные классификации актуальных проблем современной психологии более детально. 1) Актуальные проблемы современной теоретической и практической психологии. Среди актуальных проблем современной теоретической психологии, при всем их многообразии, можно выделить методологические проблемы современной психологии и проблемы ее предметного содержания. Методологические проблемы современной психологии касаются как поиска методологических оснований в целом, так и отдельных направлений методологии психологии. Многие ученые отмечают такую глобальную проблему как кризис отечественной психологии (Аллахвердов В. М., 2005, 2010; Гагарин А. В., 2015; Двойнин А. М., 2016; Мироненко И. А., 2008; Серкин В. П., 2019; Сусоколова И. А., 2018; Юревич А. В, 1999 и др.). Требует тщательного анализа проблема методологических принципов психологической науки, которые определяют как направления, так и характер психологических исследований. Все более актуальными становятся проблемы категориального строя психологии. Проблемным полем методологии является анализ и обобщение разнообразных психологических теорий. Многочисленные дискуссии вызывает и проблема методов психологической науки, особенно по отношению к приоритету качественных и количественных методов, номотетического и идеографического подходов. Проблемы предметного содержания современной психологии. В этой группе актуальных проблем выделяются, прежде всего, проблема предмета современной психологии, проблема личности, проблема деятельности. Активно развиваются психология действия; психология образа и других психологических категорий. Характерной чертой развития научной психологии во второй половине XX века стало то, что границы между разными научными школами и направлениями постепенно стираются (В. Н. Карандашев, 2003). Происходит активный поиск специфического психологического содержания предметного поля отдельных психологических наук, борющихся за свое своеобразие и автономию. Среди актуальных проблем современной практической психологии необходимо выделить актуальные и злободневные проблемы и тенденции развития направлений практической психологии, число которых возрастает за счет расширения развития практики современной психологии в образовании, в здравоохранении, в сфере социальной защиты, в спорте высоких достижений, силовых структурах и других отраслях народного хозяйства и сферах общественной жизни. И. А. Мироненко отмечает, что в российской науке в настоящее время обозначился крен в сторону преимущественного развития прикладных направлений [101, с. 201]. Необходимо выделить и целый ряд актуальных проблем различных видов деятельности практического психолога, появление новые направлений психологической работы, различных приемов и техник. Методы и технологии работы практического психолога являются комплексной этико-профессиональной проблемой. Многие психологи отмечают в качестве актуальной в практической психологии и проблему социального заказа. В. И. Лебедько говорит о том, что любое направление психологии выполняет определенный социальный заказ, опирающийся на ту или иную идеологическую позицию, Причем, если специалист не задумывается, какой идеологии он служит, то в этом случае он служит идеологии доминирующей [74]. Известный философ и исследователь науки В. С. Степин подчеркивает необходимость экспликации связей фундаментальных, внутринаучных ценностей с ценностями общесоциального характера [152]. Д. И. Фельдштейн подчеркивал, что в современных условиях, все новых и новых «вызовов времени», появления непредсказуемых нестандартных ситуаций, общество ждет от психологов поиска нестандартных решений реально возникающих проблем, прорыва в понимании новых реалий образования и развития растущего человека [157]. Для современной практической психологии характерны и актуальные профессионально-этические проблемы. Данная группа проблем касается, прежде всего, содержания и границ применения этических принципов работы психолога, таких как научная компетентность, социальная и личная ответственность, конфиденциальность и др. Этические принципы во многом определяют параметры личной и профессиональной ответственности и психологической безопасности профессионального психолога. Этические проблемы охватывают всех направления и виды деятельности практического психолога. Одной из них является проблема способов предъявления результатов клиенту. Множество актуальных проблем порождают этически сложные и противоречивые ситуации в практической работе психолога. Многообразие подходов и моделей практической в деятельности психолога порождает проблемы профессионального самоопределения психолога, в решении которых важное значение приобретают личностные свойства и профессиональное сознание психолога, гуманистическая позиция психолога по отношению к клиентам на всех этапах психологической работы. 2) Актуальные проблемы становления отдельных отраслей психологии на современном этапе. Как отмечал В. Н. Дружинин, современная психология является чрезвычайно дифференцированной наукой. Различные авторы насчитывают от 50 до 100 относительно самостоятельных ее отраслей, претендующих на статус «полноценных» научных дисциплин [50, с. 10]. Для систематизации актуальных проблем отраслей психологии целесообразно разделение отдельных отраслей и направлений психологии в зависимости от периода их формирования и существования. На основании этого критерия можно выделить: — Актуальные проблемы устоявшихся классических отраслей психологической науки. — Актуальные проблемы развивающихся отраслей психологической науки. — Актуальные проблемы новых и новейших отраслей психологической науки. Психология -достаточно молодая наука, которая находится в постоянном развитии. Как отмечал В. Н. Дружинин, процессы дифференциации и интеграции психологического знания приводят к возникновению новых отраслей, направлений, и, соответственно, проблемных областей [50, с. 12]. Среди новых отраслей психологической науки можно, в свою очередь, выделить следующие направления: — Отрасли психологии, формирующиеся на основе новых видов деятельности человека. — Отрасли психологии, формирующиеся на основе социально-значимых видов деятельности человека. 3) Актуальные проблемы различных сфер развития современного общества, требующие внимания со стороны психологической науки. Д. И. Фельдштейн подчеркивает, что появились новые характеристики процесса психического развития, требующие скорейшего исследования. Среди них Д. И. Фельдштейн [158] выделяет: 1. Проблема маркетизации, представляющая собой усиление ориентациии современных людей на потребление; 2. Проблема адопции, (адопция — от лат. adoptio — усыновление) — установление искусственного родства как реалия современного общества, возникающая вследствие повторных браков, в которых появляются дети, возникают дополнительные родственные связи с родственниками супругов. Таким образом, адопция представляет собой включение человека или нескольких лиц в какую-либо родственную группу или семью, отрывающая его от культурных традиций общества и затрудняющая его идентификацию; 3. Проблема маргинализации, то есть неравного доступа к образовательным и культурным ресурсам в городе и провинции; 4. Проблема роста физических и психических девиаций людей; 5. Проблема низкого уровня родительской мотивации; слабое владение навыками общения с детьми, плохая организация бытовой стороны жизни ребенка, его режима. Множественные неудачи в семейной, профессиональной и иной сферах, серьезные профессиональные и личностные проблемы. Таким образом, систематизация актуальных проблем современной психологии может быть проведена по разным основаниям, выделенные по данным критериям отдельные направления требуют дальнейшего более тщательного рассмотрения и анализа.
Источник: Матяш Н. В., Павлова Т. А. Актуальные проблемы теории и практики современной психологии: монография / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. — 124 с. |