На главную Лекции и практикум по психологии История психологии Введение в психологию. История развития психологических знаний
Введение в психологию. История развития психологических знаний
Лекции и практикум по психологии - История психологии
Индекс материала
Введение в психологию. История развития психологических знаний
Комментарии
Все страницы

1.Введение в психологию. История развития психологических знаний

1.1 Основные этапы развития психологических знаний

Этап, период и время

Предмет науки

Методы исследования

Основное содержание этапа

Донаучный.
С VII–VI вв. до н. э. до посл. четверти XVI в.

Античности. VII-VI до н. э. – V в. н. э.

Предметом психологических представлений и знаний является душа

Мифы,    наблюдение,     методы философии,  математики  и  др. наук

Развитие представлений о душе в терминах наивного материализма и идеалистических концепций

Средневековья. V в. н. э. – начало XIV

Изучение     священного    писания и других религиозных книг

Создание религиозно-богословской концепции души как божественного предназначения и предопределения человеческого существования

Возрождения. Начало XIV – посл. четверть XVI в.

Социальное   наблюдение,  методы    философии, интроспекция

Возвращение к античным представлениям о сущности человека

Философский.
Посл. четверть XVI в. –
первая половина XIX в.

Предметом научного знания выступает сознание

Философский анализ,    индукция,    дедукция, логика,     интроспекция

Психологические знания развиваются в терминах и концепциях философии. Возникает и становится ведущей теория ассо-цианизма

Экспериментальный.
Первая половина XIX в. -вторая половина XX в.

Предметом психологии как науки является поведение

Естественно-научные методы, психологический эксперимент, психоанализ, интроспекция

Психология становится наукой. Появляются собственный предмет, методы, школы и направления

Современный.
Вторая половина XX в. по настоящее время

Предмет психологии   определяется как закономерности возникновения, становления и развития психики

Методы   психодиагностики, системный подход, новые   экспериментальные  методики и т. д.

В психологии появляется понятие личности. Возникают различные направления и отрасли психологии. Психология проникает во все сферы жизни и деятельности общества

1.2. Развитие психологических знаний в Античности

Суждения о свойствах души были направлены на понимание ее происхождения и изучение того, как она регулирует активность человека и как он познает мир, а также отношения души и тела

развитие знаний

1.3. Развитие психологической мысли в Средневековье

Душа, ее происхождение, отношения души и тела, механизмы влияния на человека рассматриваются в русле богословской концепции

Августин Аврелий
Считая душу орудием, которое правит телом, утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Индивидуальная воля зависит от божественной, управляет движением души и обращает ее к себе самой.

Иоанн Скот Эриугена
Доказывал, что знание, добытое человеком, – наука – является не менее важным авторитетом, чем божественное откровение.

Ибн Сина (Авиценна)
Выдвинул теорию двух истин, в которой доказывалось, что существуют две независимые, как параллельные прямые, истины – вера и знание.

Фома Аквинский
Стремился примирить богословие с наукой. Переделал теорию двух истин и считал, что в случае противоречий истина знания все же уступает вере.

1.4. Философский этап в развитии психологии

Содержание данного этапа обусловлено тем, что психологические знания развивались в контексте философских теорий и концепций.

Вклад философов в развитие психологических знаний

Рене Декарт
Открыл и ввел в научный оборот понятие «рефлекс»; обосновал понятие «сознание» (дуализм Декарта)

Готфрид Лейбниц
Выдвинул идею о бессознательной психике, выделяя в психике сознательный и бессознательный уровни.

Томас Гоббс
Обосновал эмпиризм в теории познания. Идеи – суть, результат опыта человека.

Джон Локк
Разработал эмпиризм как теорию; предложил идею рефлексии; ввел понятие ассоциаций в теории познания

1.5 Научные предпосылки возникновения психологии как науки

развитие знаний2

1.6. Экспериментальный этап в развитии психологии

Содержание этапа характеризуется следующим:
– сформировался предмет психологии как науки, и появились собственные методы его исследования;
– ведущим направлением в исследовании психики человека становится изучение его поведения при помощи эксперимента;
– появляются собственные психологические школы и направления

развитие знаний3

1.7. Современный этап в развитии психологии

Предметом психологии выступают механизмы психики, закономерности ее функционирования, развития и проявления в поведении и деятельности.
Содержание этапа характеризуется:
– превращением психологии в многоотраслевую науку и практику;
– появлением новых научных школ и направлений;
– усилением гуманитарной составляющей в психологии (человек рассматривается как личность)
Основные тенденции развития психологии на современном этапе
Дальнейшее развитие тех теоретических концепций, которые сложились в предыдущий период (необихевиоризм, неопсихоанализ и т.д.) Появление новых теоретических концепций, направлений и школ.
(гуманистическая, когнитивная, возрастная психология, деятельностная теория и т. д.) Развитие психологической практики (количество прикладных исследований доминирует в психологии и превосходит теоретические разработки)
Расширение сферы применения психологических знаний (психология применяется в большинстве решаемых социальных задач)
Появление большого количества отраслей психологии (в настоящее время насчитывается около 4–5 десятков разных фундаментальных и прикладных психологических наук)

1.8. Периодизация развития отечественной психологии

Этапы и периоды
развития отечественной
психологии

Содержание этапов и периодов

Вклад ученых
в развитие отечественной
психологии

Дореволюционный этап развития российской психологии

Характеризуется:    1)    наличием
двух концепций:
– естественно научной,
– религиозно-философской;
2) созданием научной концепции
поведения

– «опытная          психология» (П. Юркевич, В. Соловьев); –    создание    «науки    о    поведении»    (И.    М.    Сеченов, И. П. Павлов, А. А. Ухтомский)

Советский этап развития психологии

 

Характеризуется    бурным    развитием   психологии   на   основе естественнонаучного        подхода (рефлексология В. М. Бехтерева, реактология   К.   Н.   Корнилова, культурно-историческая    теория Л. С. Выготского, теория установки Д. Н. Узнадзе и т. д). Ведутся исследования в сфере инженерной,   организационной,   возрастной психологии и т. д.

– рефлексология (В. М. Бехтерев);
– культурно-историческая теория (Л. С. Выготский); – теория установки (Д. Н. Узнадзе);
– «психология труда», «индустриальная        психотехника» (А.   К.   Гастев,   П.   М.   Керженцев,     Г.     И.     Челпанов, И. Н. Шпильрейн и т. д.)

 

Развитие психологии затормозилось в связи с административным давлением и войной

– изучение факторов, влияющих на развитие личности (А. Р. Лурия, В. Н. Мясищев и т. д.)

 

Происходит восстановление психологической науки. Разрабатывается теория личности, теория деятельности и т. д. Расширяется влияние психологической науки на различные сферы социальной деятельности человека. Развивается прикладная психология

– теория личности (А. Н. Леонтьев,   С.   Л.   Рубинштейн, К. К. Платонов); – теория               деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн);
– возрастная           психология (Д. Б. Эльконин); – педагогическая    психология (П. Я. Гальперин)

Современный       этап развития   российской психологии

Содержание  современного  этапа характеризуют   следующие   тенденции:
–   осмысление   новых   социально-психологических    феноменов (конфликты,  коммуникация,  этнопсихология и т.д); – развитие практической психологии как самостоятельного направления;
– прогнозирование      перспектив психофизиологического развития человека

 

 

1.9. Вклад отечественной психологии в мировую науку
Сеченов Иван Михайлович
Открытия, сделанные им в физиологии и психологии, стали научной основой объективной теории поведения
Павлов Иван Петрович
Логически завершил рефлекторную теорию, дополнив ее теорией высшей нервной деятельности.
Создал учение о второй сигнальной системе
Ухтомский Алексей Алексеевич
Осуществил обоснование принципа доминанты как нового учения о работе мозга
Бехтерев Владимир Михайлович
Опираясь на выдвинутую И. М. Сеченовым рефлекторную концепцию, разработал естественнонаучную теорию поведения
Лазурский Александр Федорович
Предложил концепцию личности, учитывающую биологический, психический и социальный аспекты ее формирования и развития
Выготский Лев Семенович
Создал культурно-историческую концепцию развития высших психических функций, обосновал закономерности развития ребенка
Лурия Александр Романович
Основоположник отечественной нейропсихологии. Продолжал развитие культурно-исторической концепции. Создал отечественную нейропсихологическую школу
Мясищев Владимир Николаевич
Разработал концепцию личности, ядро которой составляет система отношений человека к себе и миру в результате отражения реальности и взаимодействия со средой
Леонтьев Алексей Николаевич
Теоретически разработал и экспериментально обосновал деятельностный подход в психологии
Рубинштейн Сергей Леонидович
Разработал принцип единства сознания и деятельности, являющегося центральным в теоретической системе деятельностного подхода
Узнадзе Дмитрий Николаевич
Разработал и обосновал теорию установки, раскрыл виды установок, их свойства, условия возникновения
Платонов Константин Константинович
Предложил концепцию функциональной структуры личности, интегрирующей в себе ее процессуально-иерархические подструктуры
Ананьев Борис Герасимович
Предложил и обосновал идею создания единой концепции человекознания, синтезирующей достижения широкого круга наук о человеке
Эльконин Даниил Борисович
Выдвинул концепцию периодизации психического развития детей, основанную на понятии «ведущей деятельности»
Гальперин Петр Яковлевич
Разработал концепцию поэтапного формирования умственных действий


 

Комментарии
Наука как область человеческой деятельности, ориентированная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности, не развивается сама по себе. Основными факторами, обусловливающими ее поступательное движение, выступают:
1) социальная практика общества, определяющая степень потребности в научных знаниях, обеспечивающая их применение и проверку истинности;
2) объем накопленных и осмысленных знаний в сфере отрасли науки и смежных с нею областях, а также в фундаментальных науках, позволяющих вывести методологические основания для объяснения основных научных проблем;
3) социальная ситуация, складывающаяся в регионе или государстве, которая может способствовать развитию или торможению знаний в данной научной отрасли;
4) наличие личности ученого или сложившейся научной школы, способных генерировать новые научные знания в той или иной отрасли.
Периодизация истории психологии как науки предполагает разделение единого исторического потока на ряд качественно своеобразных этапов ее развития в зависимости от целей и задач исследования. Достигается это путем выделения ведущего (значимого для исследователя) признака (основания). В истории психологии такими основаниями могут быть: региональные, национальные особенности; особенности исторического этапа региона, государства; изменение предмета науки и т. д. Одной из часто применяемых является периодизация истории психологии, в основу которой в качестве ведущего признака положено изменение предмета психологии. Этот подход использовался в предложенной схеме 1.1 периодизации истории развития психологии как науки. В схеме выделяются четыре основных этапа.
1. Донаучный, который включает в себя довольно большой временной период от эпохи Античности и до эпохи Возрождения. Предметом психологии как совокупности психологических знаний на этом этапе выступает душа.
2. Философский, в котором в качестве предмета психологических исследований выступает изучение сознания.
3. Экспериментальный, в котором предметом психологии является поведение.
4. Современный этап, характеризующийся тем, что предметом психологии выступает изучение закономерностей возникновения, функционирования и развития психических явлений человека и социальных групп.
Необходимо учитывать, что периодизация истории психологии осуществлялась различными авторами, что предполагает разночтения как в хронологии периодов, так и в их содержательных характеристиках.
Период Античности в развитии психологии хронологически и географически включает в себя представление о психическом не только в Древней Греции, но также в Древнем Риме и ряде государств арабского Востока.
Учения о человеке и душе, отличающиеся от мифологических представлений, возникают не в континентальной Греции с ее земледельческим укладом, а в греческих колониях на побережье Малой Азии: в Милете и Эфесе – крупнейших торгово-промышленных и культурных центрах того времени. С утратой этими центрами политической самостоятельности восток древнегреческого мира перестает быть средоточием философского творчества. Им становится запад. Возникают учения Парменида (конец VI в. до н. э.) в Элее и Эмпедок-ла (490–430 гг. до н. э.) в Агригенте на острове Сицилия; распространяется философия полумифического Пифагора с острова Самос.
Два великих мыслителя IV в. до н. э. – Платон и Аристотель – создали системы, которые на протяжении многих веков оказывали глубокое влияние на философско-психологическую мысль человечества. Древний Рим, развитие культуры которого непосредственно связано с достижениями эллинистического периода, выдвинул таких крупнейших мыслителей, как Лукреций (I в. до н. э.) и Гален (II в. н. э.).
Одной из важнейших характеристик средневековой науки, в частности психологии, была ее тесная связь с религией, вернее – полное ей подчинение. Тесный контакт и зависимость от богословия дают основания использовать в качестве временных границ при анализе развития психологии этапы развития религиозной мысли, в которой выделяют этап апологетики, исторически предшествующий Средневековью (II–IV вв.), этап патристики (IV–VIII вв.) и этап схоластики (XI–XIV вв.).
Наследие Аристотеля католическая церковь вначале запретила, но затем принялась его адаптировать соответственно своим нуждам. С этой задачей наиболее тонко справился Фома Аквинский (1225–1274), учение которого получило название томизма. Томизм складывался в противовес стихийно-материалистическим трактовкам Аристотеля, в недрах которых зарождалась концепция двойственной истины (Ибн-Сина, Ибн-Рошд).
К кругу традиционных психологических проблем, исследуемых в средневековой науке, относится, прежде всего, изучение процесса мышления и его взаимосвязи с речью. Психология в этот период, как и на первых этапах развития античной науки, укрепила свою связь с философией. Это объяснялось тем, что, оставаясь в рамках науки о душе (своего собственного предмета), психологии сложнее было избавиться от схоластических догм, отделиться от богословия. Однако ориентация на философию сужала предмет психологии, которая рассматривала в основном общие закономерности развития психики человека, а не живого мира в целом. Развитие же естествознания в то время еще не давало возможности выстроить полноценную концепцию психического (особенно психики человека) на его основе.
Психология как наука о сознании возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Ос новным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. В осознанности души, в разуме, вслед за психологами Средневековья, ученым виделось отличие человека от других живых существ. Так, уточнялся предмет психологии, которая становилась наукой о сознании. При этом из нескольких вопросов, исследовавшихся психологией античности, - о познании, о движущих силах и закономерностях психики, о механизмах регуляции поведения - на первый план выходили именно проблемы познания.
Если в конце XVI в. прежде всего исследовались проблемы предмета психологии, объективности методов исследования психики, анализа полученных данных, которые были центральными для теории Ф. Бэкона, то начиная с Р. Декарта не менее значимыми становятся проблемы функций души, ее роли в познании и поведении.
В исследовании процессов познания ученые исходили из разных положений. Одни считали, что основой всех знаний являются ощущения, другие отдавали приоритет мышлению. Эти направления называются соответственно сенсуализм и рационализм.
Конец XVIII - начало XIX вв. характеризуются крупными достижениями в биологии, физиологии и социологии. В науке, в том числе и психологии, господствует объяснительный принцип, получивший название механистического детерминизма. К концу XIX – началу XX в. психология формируется как самостоятельная наука, предметом которой выступает поведение. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно – поведение, поступки, реакции человека (при этом то, что движет человеком, что происходит у него в душе и голове, а также моти вы, вызывающие поступки, не учитывались). В этот период российскими учеными сделаны важнейшие открытия в области физиологии и психологии, ставшие научной основой поведенческого подхода в психологии.
Содержанием данного этапа являются такие важнейшие явления, как создание экспериментальной, дифференциальной, социальной областей психологии, характеризующих ее практическую деятельность, и формирование психологических школ и направлений. В этот период стали развиваться: психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, функционализм, структурализм; была разработана теория психологического поля.
Появление гуманистической (экзистенциальной) психологии положило начало современному этапу развития психологии, предметом которой становятся закономерности становления, функционирования и развития психики и их проявление в поведении и деятельности человека. Современная психология сформировала собственную концепцию личности, которой во многом придерживаются исследователи. Появились новые направления и школы психологии, изучающие личность как цельное явление, включающее биологическое, социальное и психическое начало. Психология представлена многообразием научных отраслей, отражающих интерес к познанию человека представителями различных наук и сфер практической деятельности.
Вклад отечественных ученых в развитие мировой психологической науки трудно переоценить. Если до 1917 г. российскими учеными была теоретически и экспериментально обоснована психология как наука о поведении, то после Октябрьской революции 1917 г. можно говорить об огромном вкладе ученых нашей страны в создание современных представлений о личности. Отечественными учеными были разработаны такие важнейшие концепции и теории, как культурно-историческая концепция, теория деятельности, теория установки и т. д.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие социальные ситуации могут повлиять на развитие психологии как науки? Приведите примеры.
2. Сравнительный анализ понимания функций и содержания души в идеалистических и материалистических психологических концепциях ученых Древней Греции.
3. В чем состоит разница между позициями рационализма и сенсуализма?
4. В чем состоит сущность ассоциативной теории?
5. Какова роль экспериментальной психологии в развитии психологических знаний (В. Вундт, Ф. Гальтон, В. М. Бехтерев, А. Бине, Г. Эббингауз)?
6. Чем было обусловлено появление психологических школ и направлений в XIX в.?
7. В чем заключаются особенности психоаналитического направления?
8. Чем характерно направление гештальтпсихологии?
9. В чем суть бихевиористского подхода в психологии?
10. В чем проявились основные достижения российской психологии на рубеже XIX–XX вв.?
11. Какие проблемы стояли перед советской психологией?
12. Какие тенденции в развитии отечественной психологии наметились в конце XX – начале XXI вв.?

Источник: Заставенко В. А. Психология : учебное пособие в схемах, таблицах, комментариях / В. А. Заставенко. – СПб. : СПбГИКиТ, 2015. – 177 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.