Страница 2 из 2
Комментарии Наука как область человеческой деятельности, ориентированная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности, не развивается сама по себе. Основными факторами, обусловливающими ее поступательное движение, выступают: 1) социальная практика общества, определяющая степень потребности в научных знаниях, обеспечивающая их применение и проверку истинности; 2) объем накопленных и осмысленных знаний в сфере отрасли науки и смежных с нею областях, а также в фундаментальных науках, позволяющих вывести методологические основания для объяснения основных научных проблем; 3) социальная ситуация, складывающаяся в регионе или государстве, которая может способствовать развитию или торможению знаний в данной научной отрасли; 4) наличие личности ученого или сложившейся научной школы, способных генерировать новые научные знания в той или иной отрасли. Периодизация истории психологии как науки предполагает разделение единого исторического потока на ряд качественно своеобразных этапов ее развития в зависимости от целей и задач исследования. Достигается это путем выделения ведущего (значимого для исследователя) признака (основания). В истории психологии такими основаниями могут быть: региональные, национальные особенности; особенности исторического этапа региона, государства; изменение предмета науки и т. д. Одной из часто применяемых является периодизация истории психологии, в основу которой в качестве ведущего признака положено изменение предмета психологии. Этот подход использовался в предложенной схеме 1.1 периодизации истории развития психологии как науки. В схеме выделяются четыре основных этапа. 1. Донаучный, который включает в себя довольно большой временной период от эпохи Античности и до эпохи Возрождения. Предметом психологии как совокупности психологических знаний на этом этапе выступает душа. 2. Философский, в котором в качестве предмета психологических исследований выступает изучение сознания. 3. Экспериментальный, в котором предметом психологии является поведение. 4. Современный этап, характеризующийся тем, что предметом психологии выступает изучение закономерностей возникновения, функционирования и развития психических явлений человека и социальных групп. Необходимо учитывать, что периодизация истории психологии осуществлялась различными авторами, что предполагает разночтения как в хронологии периодов, так и в их содержательных характеристиках. Период Античности в развитии психологии хронологически и географически включает в себя представление о психическом не только в Древней Греции, но также в Древнем Риме и ряде государств арабского Востока. Учения о человеке и душе, отличающиеся от мифологических представлений, возникают не в континентальной Греции с ее земледельческим укладом, а в греческих колониях на побережье Малой Азии: в Милете и Эфесе – крупнейших торгово-промышленных и культурных центрах того времени. С утратой этими центрами политической самостоятельности восток древнегреческого мира перестает быть средоточием философского творчества. Им становится запад. Возникают учения Парменида (конец VI в. до н. э.) в Элее и Эмпедок-ла (490–430 гг. до н. э.) в Агригенте на острове Сицилия; распространяется философия полумифического Пифагора с острова Самос. Два великих мыслителя IV в. до н. э. – Платон и Аристотель – создали системы, которые на протяжении многих веков оказывали глубокое влияние на философско-психологическую мысль человечества. Древний Рим, развитие культуры которого непосредственно связано с достижениями эллинистического периода, выдвинул таких крупнейших мыслителей, как Лукреций (I в. до н. э.) и Гален (II в. н. э.). Одной из важнейших характеристик средневековой науки, в частности психологии, была ее тесная связь с религией, вернее – полное ей подчинение. Тесный контакт и зависимость от богословия дают основания использовать в качестве временных границ при анализе развития психологии этапы развития религиозной мысли, в которой выделяют этап апологетики, исторически предшествующий Средневековью (II–IV вв.), этап патристики (IV–VIII вв.) и этап схоластики (XI–XIV вв.). Наследие Аристотеля католическая церковь вначале запретила, но затем принялась его адаптировать соответственно своим нуждам. С этой задачей наиболее тонко справился Фома Аквинский (1225–1274), учение которого получило название томизма. Томизм складывался в противовес стихийно-материалистическим трактовкам Аристотеля, в недрах которых зарождалась концепция двойственной истины (Ибн-Сина, Ибн-Рошд). К кругу традиционных психологических проблем, исследуемых в средневековой науке, относится, прежде всего, изучение процесса мышления и его взаимосвязи с речью. Психология в этот период, как и на первых этапах развития античной науки, укрепила свою связь с философией. Это объяснялось тем, что, оставаясь в рамках науки о душе (своего собственного предмета), психологии сложнее было избавиться от схоластических догм, отделиться от богословия. Однако ориентация на философию сужала предмет психологии, которая рассматривала в основном общие закономерности развития психики человека, а не живого мира в целом. Развитие же естествознания в то время еще не давало возможности выстроить полноценную концепцию психического (особенно психики человека) на его основе. Психология как наука о сознании возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Ос новным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. В осознанности души, в разуме, вслед за психологами Средневековья, ученым виделось отличие человека от других живых существ. Так, уточнялся предмет психологии, которая становилась наукой о сознании. При этом из нескольких вопросов, исследовавшихся психологией античности, - о познании, о движущих силах и закономерностях психики, о механизмах регуляции поведения - на первый план выходили именно проблемы познания. Если в конце XVI в. прежде всего исследовались проблемы предмета психологии, объективности методов исследования психики, анализа полученных данных, которые были центральными для теории Ф. Бэкона, то начиная с Р. Декарта не менее значимыми становятся проблемы функций души, ее роли в познании и поведении. В исследовании процессов познания ученые исходили из разных положений. Одни считали, что основой всех знаний являются ощущения, другие отдавали приоритет мышлению. Эти направления называются соответственно сенсуализм и рационализм. Конец XVIII - начало XIX вв. характеризуются крупными достижениями в биологии, физиологии и социологии. В науке, в том числе и психологии, господствует объяснительный принцип, получивший название механистического детерминизма. К концу XIX – началу XX в. психология формируется как самостоятельная наука, предметом которой выступает поведение. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно – поведение, поступки, реакции человека (при этом то, что движет человеком, что происходит у него в душе и голове, а также моти вы, вызывающие поступки, не учитывались). В этот период российскими учеными сделаны важнейшие открытия в области физиологии и психологии, ставшие научной основой поведенческого подхода в психологии. Содержанием данного этапа являются такие важнейшие явления, как создание экспериментальной, дифференциальной, социальной областей психологии, характеризующих ее практическую деятельность, и формирование психологических школ и направлений. В этот период стали развиваться: психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, функционализм, структурализм; была разработана теория психологического поля. Появление гуманистической (экзистенциальной) психологии положило начало современному этапу развития психологии, предметом которой становятся закономерности становления, функционирования и развития психики и их проявление в поведении и деятельности человека. Современная психология сформировала собственную концепцию личности, которой во многом придерживаются исследователи. Появились новые направления и школы психологии, изучающие личность как цельное явление, включающее биологическое, социальное и психическое начало. Психология представлена многообразием научных отраслей, отражающих интерес к познанию человека представителями различных наук и сфер практической деятельности. Вклад отечественных ученых в развитие мировой психологической науки трудно переоценить. Если до 1917 г. российскими учеными была теоретически и экспериментально обоснована психология как наука о поведении, то после Октябрьской революции 1917 г. можно говорить об огромном вкладе ученых нашей страны в создание современных представлений о личности. Отечественными учеными были разработаны такие важнейшие концепции и теории, как культурно-историческая концепция, теория деятельности, теория установки и т. д. Вопросы для самоконтроля 1. Какие социальные ситуации могут повлиять на развитие психологии как науки? Приведите примеры. 2. Сравнительный анализ понимания функций и содержания души в идеалистических и материалистических психологических концепциях ученых Древней Греции. 3. В чем состоит разница между позициями рационализма и сенсуализма? 4. В чем состоит сущность ассоциативной теории? 5. Какова роль экспериментальной психологии в развитии психологических знаний (В. Вундт, Ф. Гальтон, В. М. Бехтерев, А. Бине, Г. Эббингауз)? 6. Чем было обусловлено появление психологических школ и направлений в XIX в.? 7. В чем заключаются особенности психоаналитического направления? 8. Чем характерно направление гештальтпсихологии? 9. В чем суть бихевиористского подхода в психологии? 10. В чем проявились основные достижения российской психологии на рубеже XIX–XX вв.? 11. Какие проблемы стояли перед советской психологией? 12. Какие тенденции в развитии отечественной психологии наметились в конце XX – начале XXI вв.?
Источник: Заставенко В. А. Психология : учебное пособие в схемах, таблицах, комментариях / В. А. Заставенко. – СПб. : СПбГИКиТ, 2015. – 177 с.
|