Страница 1 из 2 1.Введение в психологию. История развития психологических знаний
1.1 Основные этапы развития психологических знаний
Этап, период и время
|
Предмет науки
|
Методы исследования
|
Основное содержание этапа
|
Донаучный. С VII–VI вв. до н. э. до посл. четверти XVI в.
|
Античности. VII-VI до н. э. – V в. н. э.
|
Предметом психологических представлений и знаний является душа
|
Мифы, наблюдение, методы философии, математики и др. наук
|
Развитие представлений о душе в терминах наивного материализма и идеалистических концепций
|
Средневековья. V в. н. э. – начало XIV
|
Изучение священного писания и других религиозных книг
|
Создание религиозно-богословской концепции души как божественного предназначения и предопределения человеческого существования
|
Возрождения. Начало XIV – посл. четверть XVI в.
|
Социальное наблюдение, методы философии, интроспекция
|
Возвращение к античным представлениям о сущности человека
|
Философский. Посл. четверть XVI в. – первая половина XIX в.
|
Предметом научного знания выступает сознание
|
Философский анализ, индукция, дедукция, логика, интроспекция
|
Психологические знания развиваются в терминах и концепциях философии. Возникает и становится ведущей теория ассо-цианизма
|
Экспериментальный. Первая половина XIX в. -вторая половина XX в.
|
Предметом психологии как науки является поведение
|
Естественно-научные методы, психологический эксперимент, психоанализ, интроспекция
|
Психология становится наукой. Появляются собственный предмет, методы, школы и направления
|
Современный. Вторая половина XX в. по настоящее время
|
Предмет психологии определяется как закономерности возникновения, становления и развития психики
|
Методы психодиагностики, системный подход, новые экспериментальные методики и т. д.
|
В психологии появляется понятие личности. Возникают различные направления и отрасли психологии. Психология проникает во все сферы жизни и деятельности общества
|
1.2. Развитие психологических знаний в Античности
Суждения о свойствах души были направлены на понимание ее происхождения и изучение того, как она регулирует активность человека и как он познает мир, а также отношения души и тела
1.3. Развитие психологической мысли в Средневековье
Душа, ее происхождение, отношения души и тела, механизмы влияния на человека рассматриваются в русле богословской концепции
Августин Аврелий Считая душу орудием, которое правит телом, утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Индивидуальная воля зависит от божественной, управляет движением души и обращает ее к себе самой.
Иоанн Скот Эриугена Доказывал, что знание, добытое человеком, – наука – является не менее важным авторитетом, чем божественное откровение.
Ибн Сина (Авиценна) Выдвинул теорию двух истин, в которой доказывалось, что существуют две независимые, как параллельные прямые, истины – вера и знание.
Фома Аквинский Стремился примирить богословие с наукой. Переделал теорию двух истин и считал, что в случае противоречий истина знания все же уступает вере.
1.4. Философский этап в развитии психологии
Содержание данного этапа обусловлено тем, что психологические знания развивались в контексте философских теорий и концепций.
Вклад философов в развитие психологических знаний
Рене Декарт Открыл и ввел в научный оборот понятие «рефлекс»; обосновал понятие «сознание» (дуализм Декарта)
Готфрид Лейбниц Выдвинул идею о бессознательной психике, выделяя в психике сознательный и бессознательный уровни.
Томас Гоббс Обосновал эмпиризм в теории познания. Идеи – суть, результат опыта человека.
Джон Локк Разработал эмпиризм как теорию; предложил идею рефлексии; ввел понятие ассоциаций в теории познания
1.5 Научные предпосылки возникновения психологии как науки
1.6. Экспериментальный этап в развитии психологии
Содержание этапа характеризуется следующим: – сформировался предмет психологии как науки, и появились собственные методы его исследования; – ведущим направлением в исследовании психики человека становится изучение его поведения при помощи эксперимента; – появляются собственные психологические школы и направления
1.7. Современный этап в развитии психологии
Предметом психологии выступают механизмы психики, закономерности ее функционирования, развития и проявления в поведении и деятельности. Содержание этапа характеризуется: – превращением психологии в многоотраслевую науку и практику; – появлением новых научных школ и направлений; – усилением гуманитарной составляющей в психологии (человек рассматривается как личность) Основные тенденции развития психологии на современном этапе Дальнейшее развитие тех теоретических концепций, которые сложились в предыдущий период (необихевиоризм, неопсихоанализ и т.д.) Появление новых теоретических концепций, направлений и школ. (гуманистическая, когнитивная, возрастная психология, деятельностная теория и т. д.) Развитие психологической практики (количество прикладных исследований доминирует в психологии и превосходит теоретические разработки) Расширение сферы применения психологических знаний (психология применяется в большинстве решаемых социальных задач) Появление большого количества отраслей психологии (в настоящее время насчитывается около 4–5 десятков разных фундаментальных и прикладных психологических наук)
1.8. Периодизация развития отечественной психологии
Этапы и периоды развития отечественной психологии
|
Содержание этапов и периодов
|
Вклад ученых в развитие отечественной психологии
|
Дореволюционный этап развития российской психологии
|
Характеризуется: 1) наличием двух концепций: – естественно научной, – религиозно-философской; 2) созданием научной концепции поведения
|
– «опытная психология» (П. Юркевич, В. Соловьев); – создание «науки о поведении» (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. А. Ухтомский)
|
Советский этап развития психологии
|
|
Характеризуется бурным развитием психологии на основе естественнонаучного подхода (рефлексология В. М. Бехтерева, реактология К. Н. Корнилова, культурно-историческая теория Л. С. Выготского, теория установки Д. Н. Узнадзе и т. д). Ведутся исследования в сфере инженерной, организационной, возрастной психологии и т. д.
|
– рефлексология (В. М. Бехтерев); – культурно-историческая теория (Л. С. Выготский); – теория установки (Д. Н. Узнадзе); – «психология труда», «индустриальная психотехника» (А. К. Гастев, П. М. Керженцев, Г. И. Челпанов, И. Н. Шпильрейн и т. д.)
|
|
Развитие психологии затормозилось в связи с административным давлением и войной
|
– изучение факторов, влияющих на развитие личности (А. Р. Лурия, В. Н. Мясищев и т. д.)
|
|
Происходит восстановление психологической науки. Разрабатывается теория личности, теория деятельности и т. д. Расширяется влияние психологической науки на различные сферы социальной деятельности человека. Развивается прикладная психология
|
– теория личности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов); – теория деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн); – возрастная психология (Д. Б. Эльконин); – педагогическая психология (П. Я. Гальперин)
|
Современный этап развития российской психологии
|
Содержание современного этапа характеризуют следующие тенденции: – осмысление новых социально-психологических феноменов (конфликты, коммуникация, этнопсихология и т.д); – развитие практической психологии как самостоятельного направления; – прогнозирование перспектив психофизиологического развития человека
|
|
1.9. Вклад отечественной психологии в мировую науку Сеченов Иван Михайлович Открытия, сделанные им в физиологии и психологии, стали научной основой объективной теории поведения Павлов Иван Петрович Логически завершил рефлекторную теорию, дополнив ее теорией высшей нервной деятельности. Создал учение о второй сигнальной системе Ухтомский Алексей Алексеевич Осуществил обоснование принципа доминанты как нового учения о работе мозга Бехтерев Владимир Михайлович Опираясь на выдвинутую И. М. Сеченовым рефлекторную концепцию, разработал естественнонаучную теорию поведения Лазурский Александр Федорович Предложил концепцию личности, учитывающую биологический, психический и социальный аспекты ее формирования и развития Выготский Лев Семенович Создал культурно-историческую концепцию развития высших психических функций, обосновал закономерности развития ребенка Лурия Александр Романович Основоположник отечественной нейропсихологии. Продолжал развитие культурно-исторической концепции. Создал отечественную нейропсихологическую школу Мясищев Владимир Николаевич Разработал концепцию личности, ядро которой составляет система отношений человека к себе и миру в результате отражения реальности и взаимодействия со средой Леонтьев Алексей Николаевич Теоретически разработал и экспериментально обосновал деятельностный подход в психологии Рубинштейн Сергей Леонидович Разработал принцип единства сознания и деятельности, являющегося центральным в теоретической системе деятельностного подхода Узнадзе Дмитрий Николаевич Разработал и обосновал теорию установки, раскрыл виды установок, их свойства, условия возникновения Платонов Константин Константинович Предложил концепцию функциональной структуры личности, интегрирующей в себе ее процессуально-иерархические подструктуры Ананьев Борис Герасимович Предложил и обосновал идею создания единой концепции человекознания, синтезирующей достижения широкого круга наук о человеке Эльконин Даниил Борисович Выдвинул концепцию периодизации психического развития детей, основанную на понятии «ведущей деятельности» Гальперин Петр Яковлевич Разработал концепцию поэтапного формирования умственных действий
|