На главную Лекции и практикум по психологии Психолого-педагогическая практика Отчет по преддипломной практике психолога в школе
Отчет по преддипломной практике психолога в школе
Лекции и практикум по психологии - Психолого-педагогическая практика
Индекс материала
Отчет по преддипломной практике психолога в школе
Приложения
Все страницы

1.Характеристика образовательного учреждения

Лицей №29 Омска является бюджетным образовательным учреждением. Представляет из себя-3-х этажное кирпичное здание.
Особое внимание педагогический коллектив уделяет вопросам патриотического и нравственного воспитания учеников. Ежегодно проводятся встречи с ветеранами войны и тружениками тыла, на которых учащиеся выступают с концертами и дарят, выполненные своими руками подарки. Лицей уделяет большое внимание пропаганде здорового образа жизни и физическому развитию детей.
Занятия в лицее организованы по 5 дневной учебной неделе. Уроки начинаются в 8 часов утра. Начальная школа обучается по безотметочной системе. Лицей является опорным пунктом проведения единого государственного экзамена. Предметные лаборатории являются центрами исследовательской деятельности и повышения педагогического мастерства.
В лицее работает заслуженный педагог-психолог.


С приходом психолога в школу тесно связаны большие социальные ожидания, о которых он ни на минуту не должен забывать. Определив психолога, в школу пришла психология как насущная потребность школьной жизни.
Содержание психологической службы школы определяется следующими задачами (рис 1):
Рисунок 1.

Задачи психологической службы

задачи службы

Из поставленных задач вытекает вывод о необходимости сочетания диагностики развития личности учащихся и выявления психолого-педагогических причин его нарушения, принятия профилактических, предупредительных мер.
Итак, основными направлениями деятельности школьного психолога являются диагностическая, профилактическая и психокоррекционная, консультативная работа.
Работа психолога в школе неразрывно связана с образовательным процессом. Но школа – это огромный социальный институт. Работая с детьми, психолог проводит консультации с педагогами и родителями.
Рассмотрим основные методы работы психолога в школе.
Кроме уроков психологии, в компетенцию психолога входят диагностирование и коррекционная работа. Это может быть и диагностика познавательных процессов (память, мышление, внимание), и диагностика эмоциональной сферы ребёнка. При низких показателях диагностических методов, с ребёнком проводят коррекционную работу. Эта работа включает в себя элементы игры и рисуночные методы (всё зависит от возраста ребёнка). Проведение внеклассных мероприятий (классный час, КВН) также входят в компетенцию психолога, составление психолого-педагогической характеристики ребёнка, которая раскрывает развитие всех сфер и психических процессов, здоровья. Также характеристика даёт полную картину семейного климата, интересов ребёнка и т.д. Консультирование в школе играет не последнюю роль.
Школа для ребёнка является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений, усвоения знаний, и многого другого – всё это получает ребёнок в школе. Вот именно здесь надо выработать единую линию работы и педагогов, и родителей, и психолога. Только при взаимном принятии решений, при единых целях, школа может претендовать на звание социального института знаний.
Психолог помогает ребёнку усвоить весь этот опыт через освоение поведения и построение собственной позиции, при которой у ребёнка вырабатывается осознанное восприятие мира. Многие ошибочно считают, что психолог занимается только тестированием, а уроки психологии проходят на уровне факультативных занятий и не представляют ничего ценного для знаний ребёнка. Главной позицией психолога служит создание для детей условий жизненных систем и выбор этих систем. У ребёнка, при слаженной работе психолога и педагогического коллектива, формируются условия для создания личностной позиции (осознание собственного Я, уверенность, собственное мнение). Именно психолог выступает тем организационным звеном между детьми и педагогами, которое необходимо для решения интересов и возможностей школьников.
От успешной работы психолога зависят условия формирования педагогических задач. Психолог может разобраться в причинах неуспеваемости, агрессивности детей. Вот тут возникает тесная связь с родителями, которым необходимо идти на контакт с психологом.
Цель и задачи деятельности психолога в данном учреждении:
Основными направлениями деятельности психолога являются: психодиагностика, психокоррекция, психопросвещение, психопрофилактика, психоконсультирование.
Психодиагностика подразумевает выявление агрессии, тревожности, личностных, мотивационных, познавательных и других особенностей детей. Но на этом этапе работа психолога не заканчивается. Он должен разработать рекомендации для каждого ребёнка, письменно оформив их, и провести коррекционные занятия с теми учениками, у которых выявлены отклонения от нормы. Эти занятия проводят индивидуально или с группой в форме тренингов, упражнений или игр для дошкольного и младшего школьного возраста, направленных на устранение проблемы.
Также психолог занимается психопрофилактикой, которая включает в себя объяснение вреда курения и употребления психоактивных веществ, пропаганду здорового образа жизни, предотвращение правонарушений. Кроме того, он ведёт просветительскую работу с родителями и преподавателями, выступая на педагогических советах и родительских собраниях и рассказывая при этом особенности психологии детей определённого возраста по предложенной ему заранее теме. Некоторые психологи в школах индивидуально консультируют родителей и детей по волнующему их вопросу, помогая понять причину проблемы в ходе индивидуальной беседы.
В ходе ознакомления с деятельностью психолога, мы рассмотрели рабочие папки, находящиеся на столе у психолога. Перечень документации, находящейся в папке перечислен ниже:
1 папка
План работы педагога–психолога на 2012-2013 учебный год
Сюда входят следующие разделы:
1.Психодиагностика
-Психологическая коррекция
-Психопрофилактика
-Психологическое консультирование
-Экспертная работа
-Методическая работа
2. График работы педагога-психолога
3. График коррекционно-развивающих занятий на 2012-2013 учебный год, I четверть
4. График диагностических занятий на 2012-2013 учебный год, I четверть
5. Индивидуальный план профессиональной деятельности педагога –психолога на 2012-2013 год
6. Схема помещения I этаж на случай ЧС
7. Должностная инструкция педагога-психолога
2 папка
План работы психолого-медико-педагогического консилиума на 2008-2009 учебный год
1 График плановых заседаний ПМПК
2. Журнал записи детей на ПМПк
3. Журнал регистрации и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк
4. Протокол
Психолога – медико-педагогического консилиума
Решение психолога- медико-педагогического консилиума
5. Приложение
1) Психолога – педагогическая характеристика на учащегося
2) Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования
3) Результаты психологического обследования детей подготовительного класса
4) Выписки из истории развития ребенка
5) Выписка из протокола ПМП к для предоставления на ПМПК
6) Индивидуальное заключение
3 папка
1) Мини-тренинг "Мы команда"
2) "Морские приключения" (психологическая игра для подростков)
3) Формирование коммуникативных навыков для детей с замедлением развития.
4) Анкета
5) Рабочая тетрадь "Я решаю логические задачи"
6) Рабочая тетрадь для детей 2 класса
7) Учебное пособие для детей подготовительного класса
8) Диагностика для педагогов
-Анализ учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности
- Анкета для учителей
- Методика оценки учителя (МОРУ)
- Опросник для учителя по диагностике адаптации учащегося 1-го класса к школе (Ковалевой)
9) Профориентация
-Анкета интересов
-Анкета учащегося по профориентации (10 класс)
-Дифференциально-диагностический опросник
-Тесты
10) Диагностика личностных особенностей подростков
-диагностика личностных особенностей подростков с нарушением слуха
-дифферинциально – диагностический опросник
-опросник социально-психологический
-формы таблиц, рекомендуемых при обобщении данных по диагностике учащихся 9-х классов

2. 1 этап практики Психодиагностика

Цель психодиагностической программы исследования: изучение особенностей агрессивного поведения в младшем школьном возрасте.
Задача: Выявить проявление агрессии у детей в младшем школьном возрасте.
Для исследования применялись следующие методики:
- методика определения агрессивности А. Баса и А Дарки;
- проективная методика «Рисунок несуществующего животного»

Методика Басса–Дарки
Опросник Басса–Дарки – одна из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии. Согласно известным представлениям, агрессия является одним из распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных и трудных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих психическую напряженность.
А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. был предложен опросник, состоящий из 8 субшкал, которые они считают важными показателями агрессии. Этот опросник широко применяется в зарубежной и отечественной практике.
Опросник Басса–Дарки выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:
1.Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная агрессия – под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путем направлена на другое лицо –злобные сплетни, шутки, - так и агрессию, которая ни на кого не направлена – взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.п. Эти взрывы характеризуются отсутствием направленности и упорядоченности.
3. Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении, вспыльчивости, резкости, грубости.
4. Негативизм – оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страд ания.
6. Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).
8,Чувство вины. Этот индекс выражает возможное убеждение обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает злобно, наличие у него угрызений совести.
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые респондент дает ответ «да» или «нет». По числу совпадения ответов респондентов с ключом подчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций.
При составлении опросника использовались принципы:
•Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
•Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Ответы группируются в восемь вышеперечисленных шкал, на основании которых можно судить о характерных способах проявления агрессии. На основании этих шкал вычисляются также две производные шкалы — индекс враждебности (включает в себя 5 и 6 шкалу) и индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) (шкалы 1, 3, 7).
Эти индексы позволяют перейти от абстрактных шкал к конкретным паттернам межличностного взаимодействия. Высокие значения индекса враждебности позволяют предположить, что в новые социальные отношения подросток будет вступать с негативными установками; в случае возникновения конфликтной ситуации он будет приписывать её возникновение другим участникам; отношения будут непрочными и сильно подверженными аффективным поступкам.
Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ).
Методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ) – одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей.
Цель: оценить степень развитости агрессивности у младших школьников.
Ребенку предлагается нарисовать на альбомном листе несуществующее животное и дать ему название, при этом не используя фломастеры и ручки. Далее уточняется, что не желательно рисовать животное из мультфильмов, так как оно уже кем-то придумано, вымершие животные тоже не подходят.
Затем рисунки детей собираются и обрабатываются, за каждый показатель рисунку присваивается 1 балл:
1. Детали на голове (рога).
2. Рот с зубами, зубы четко нарисованы.
3. Острые углы.
4. Выпученные глаза.
5. Ноздри.
6. Сильные лапы.
7. Штриховка от себя.
8. Лапа, как боксерская перчатка.
9. Зубчатые неровные линии.
10. Ногти, иглы, щетина.
11. Оружие.
12. Линии с нажимом.
13. Длинные, большие пальцы без ладони.
14. Тематически угрожающее животное.
15. Угрожающее название рисунка.
После этого по каждому ребенку выявляется его уровень агрессивности:
0-3 балла – низкий уровень агрессивности;
4-6 балла - уровень агрессивности ниже среднего;
7-9 баллов – средний уровень агрессивности;
10-12 балла – уровень агрессивности выше среднего;
13-15 баллов – высокий уровень агрессивности.

2.2 Результаты диагностического исследования и заключение об учащихся одного класса

1. Причина исследования: изучение особенностей агрессивного поведения в младшем школьном возрасте.
2. Разработка плана исследования, построение, обоснование выбора методик психодиагностического исследования.
Исследование проводилось в 3 этапа:
I. этап – Знакомство. Общение. Беседа.
II. этап – Диагностика
III. этап – Анализ результатов исследования
3. Методики, используемые в психодиагностическом исследовании представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Методики, используемые в психодиагностическом исследовании

Название
шкалы

Автор теста,
название теста

Исследуемая функция

Фактор, влияющий на результат

1

2

3

4

5

1

Методика
определения агрессивности А. Баса и А Дарки.

 

А. Баса и А Дарки.

Исследование проявления формы агрессии у детей младшего школьного возвраста

1.Беспокойство у детей 2.Эмоциональное напряжение.
3.Дискомфорт.
4.Наличие враждебности по отношению к взрослым.

2

Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ).

 

Оценить степень развитости агрессивности у младших школьников

Фантазия ребенка

Результаты исследования представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Таблица результатов тестирования

 

№ п/п

 

 

Ф.И.
тестируемого

Результаты выполнения диагностического задания

 

 

Заключение

Методика определения агрессивности А. Баса и А Дарки.

 

Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ).

1

Константин П.

Высокий уровень вербальной агрессии

Уровень агрессивности ниже среднего

Ниже среднего уровень агрессивности показан на рисунке и он носит защитный характер.

2

Яна Л.

Повышен уровень косвенной агрессии

Средний уровень агрессивности

Девочка выражает агрессивность путем злых шуток, взрыве ярости, но направленность агрессии отсутствует.

3

Иван Б.

Преобладает вербальная агрессия

Уровень агрессивности низкий

Ребенок изобразил на рисунке животное с отсутствием частей выражающих агрессивность, что говорит о его вербальной агрессивности, как способе защитить себя.

4

Серге П.

Преобладает склонность к раздражению

Средний уровень агрессивности

Ребенок, при малейшем возбуждении, отличается резкостью, вспыльчивостью.

5

Анна Т.

Преобладает вербальная агрессия и подозрительность.

Уровень агрессивности ниже среднего.

Девочка выявляет недоверие и осторожность по отношению к людям, присутствуют страхи.

6

Александра Г.

Преобладает обида, вербальная агрессия

Уровень агрессивности средний.

По рисунку видно, что у девочки занижена самооценка. Ярко выражено чувство горечи на весь мир.

7

Иван С.

Преобладает вербальная агрессия, чувство вины.

Уровень агрессии ниже среднего.

У ребенка агрессия в большей степени направлена на себя, чувство вины выражает возможное убеждение, что он поступает плохо.

8

Алексей С.

Высокий уровень физической агрессии

Уровень агрессии средний.

Ребенок готов решать любые проблемы при помощи физической силы.

9

Ксения Л.

Преобладает уровень косвенной агрессии.

Уровень агрессии ниже среднего.

У девочки форма агрессии не направлена ни на кого. Она может проявляться в крике, топанью ногами.

10

Станислав Щ.

Преобладает несколько вербальная агрессия.

Уровень агрессии ниже среднего.

Ребёнок выражает свою агрессию через форму слов (угроза, проклятия, ругань)

По результатам проведенного исследования были выделены формы выражения агрессии у младших школьников. Можно сказать, что младшим школьникам свойственно агрессивное поведение, в различных формах его выражения. Проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы и то, что агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание. Видно, что у детей в наибольшей степени выражены такие компоненты агрессивного поведения, как косвенная и вербальная агрессия. Вербальный способ выражения агрессии является социально приемлемой заменой непосредственной, прямой физической агрессии, проявлять которую дети не могут из-за опасности подвергнуться ответному агрессивному акту. Иными словами, дети склонны проявлять вербальную агрессию как самую безопасную для себя. К тому же, вербальная агрессия иногда является своего рода показателем причисления к неформальной "взрослой" культуре, которую 2 классники пытаются активно продемонстрировать.
Косвенный характер агрессии является следствием двойственности натуры с одной стороны, им свойственны смелость, решительность, склонность к риску и общественному признанию, с другой – феминные черты характера: сензитивность, мягкость, уступчивость, зависимость. Кроме того, из-за сензитивности ребята очень плохо переносят критику и замечания в свой адрес, поэтому люди, критикующие их, вызывают у них чувства раздражения, обиды и подозрительности.
По полученным результатам только у одного мальчика физическая агрессия преобладает над вербальной. Агрессия проявляется в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, или наносит вред дерется, ломает, швыряет предметы.

2.3 Психологическая профилактика

Цель программы снижение уровня агрессивности младшего школьника путем снятия эмоционального напряжения, устранения патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других.
Предлагаемая программа предназначена для детей 1–5 классов .
Сроки выполнения программы: 7 занятий рассчитаны 1 месяц. Два занятия в неделю длятся 30-40 минут.
Задачи программы:
- устранить у ребенка неконтролируемые чувства гнева и злости;
- научить его контролировать свою агрессию, выражать недовольство в приемлемой форме;
- повысить самооценку ребенка, нормализовать эмоциональное состояние и развить чувство эмпатии;
- закрепить положительные коммуникативные модели поведения: устранить ругательства и драчливость ребенка.

Таблица 2.Тематический план занятий по программе

Тема занятия

Кол-во часов

1

«Знакомимся играя»

40 мин.

2

«Наши эмоции»

30 мин.

3

«Если я злюсь…»

40 мин.

4

«Люби других»

30 мин

5

«Учимся быть вежливыми и ответственными»

40 мин.

6

«Отношении к своему поведению»

30 мин

7

«Учимся уважать других и сдерживать свой гнев»

40 мин

Ожидаемые результаты по программе: нормализация эмоционального состояния ребенка, повышение уверенности в себе, развитие эмпатии, социализации и позитивного отношения к другим людям, и как следствие устранение вербальной и невербальной агрессии младшего школьника.
Содержание игр и упражнений, включенных в программу.
Занятие 1
Материалы: «дневнички» участников, ручки, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Игра «Знакомство»
Каждому участнику предлагается выбрать себе имя, которым он хочет, чтобы его называли другие. Затем дети по очереди (по кругу) повторяют свои имена, придумывают и зарисовывают их символы-образы, например, в виде пиктограммы. Эти символы ребята изображают на обложке или форзаце своих дневничков, как бы подписывая их. Такие пиктограммы позволяют легче запомнить новые имена членов группы.
Примечание: Эта процедура имеет диагностический смысл. Иногда младшие школьники выбирают не те имена, которыми их называют в реальности. Выбор чужого имени может быть признаком неприятия себя. Таким образом проявляется ощущение собственного неблагополучия у ребенка. На первом занятии не следует выяснять, почему школьник назвал себя по-другому, чтобы не «отпугнуть» его. Сделать это можно позднее, когда психолог полностью войдет в доверие к детям, а сами дети адаптируются к новой форме работы.
2. Игра «Гости»
Игра позволяет запомнить новые имена участников тренинга и выявить характер взаимоотношений детей в группе.
Психолог объясняет детям правила игры. Каждый участник на несколько минут закрывает глаза и мысленно представляет себе какой-либо праздник, недавно прошедший или предстоящий вскоре (чаще всего дети представляют свой день рождения). При этом необходимо воссоздать в памяти все подробности и как бы вновь «побывать» на торжестве, ощутить радостную, праздничную атмосферу (можно закрыть глаза на 1—2 минуты и представить себе этот праздник). Затем детям предлагают внимательно посмотреть друг на друга и назвать по именам (которые были названы детьми в предыдущем упражнении) тех членов группы, которых они пригласили бы в этот день к себе в гости.
3. Подвижная игра «Море волнуется...»
Знакомую всем игру мы несколько изменили в соответствии с целью тренинга. Дети выбирают водящего (например, считалочкой), который поворачивается спиной к остальным и произносит известные слова: «Море волнуется — раз...» На счет «три» дети должны замереть в необычной, невероятной позе, изображающей живое существо, передающее какие-либо эмоции. Водящий по очереди подходит к каждому ребенку, «включает» его и старается отгадать, кого и в каком эмоциональном состоянии тот показал. Затем ребенок сам рассказывает, что он попытался представить. В конце игры психолог вместе с группой анализирует выразительные невербальные средства передачи задуманного образа (мимика, взгляд, жесты, положение туловища, сжатые кулаки, «выпущенные когти» и т.п.), обсуждает, насколько удачным был их выбор.
4. Этюд «Слушаем себя» (упражнение на ауторелаксацию)
Детям предлагается принять удобную позу, на 1—2 минуты закрыть глаза, расслабиться и «прислушаться к себе», как бы «заглянуть в себя» и подумать, что каждый чувствует в данный момент, какое у него настроение. В это время психолог рисует мелом на доске (или использует заранее приготовленный плакат) схематические изображения различных эмоциональных состояний человека: радости, злости, страха, грусти, удивления, спокойствия. Затем тренер просит по очереди каждого из детей, не открывая глаз, рассказать, как он себя чувствует, какое у него настроение (если группа большая, то дети высказываются по желанию). После этого психолог предлагает ребятам открыть глаза и посмотреть на схематические изображения различных эмоциональных состояний. Вместе с психологом обсуждаются особенности лицевой экспрессии в каждом случае: положение и форма бровей, уголков рта, глаз.
Примечание: Упражнение позволяет диагностировать эмоциональное самочувствие участников тренинга, степень принятия ими формы и методов работы в ней. Затем психолог просит детей быстро и схематично изобразить в дневничках свое состояние, настроение (образцом служат рисунки на доске или на плакате).
5. Упражнение «Шестое чувство»
В первой части задания детям предлагается ответить на ряд вопросов, но не от своего лица, а от лица всех членов группы, то есть так, как, по их мнению, ответило бы большинство. Ответы записываются ребятами, но не произносятся вслух, иначе игра не состоится, «не будет интересно». Вопросы могут быть такими:
1) Какой у большинства участников тренинга самый любимый день недели?
2) Какое самое любимое время года?
3) Какое самое любимое число?
4) Какую геометрическую фигуру выбрала бы группа?
5) Что хотели бы участники тренинга сделать в данный момент?
Напротив номеров вопросов необходимо записать или нарисовать (если это геометрическая фигура) только один вариант ответа.
После выполнения первой части задания психолог вновь зачитывает вопросы и ответы на них, а каждый ребенок поднимает руку в том случае, если прозвучал его вариант. Производится экспресс-обработка результатов. Наибольшее количество одинаковых ответов, а опрос считается отражением мнения группы, дети определяют по количеству поднятых рук. Например, тренер говорит: «Понедельник» — и смотрит, сколько учащихся подняли руки; затем: «Вторник», — и вновь подсчитывается количество поднятых рук, и т.д.
Плюс данного задания состоит в том, что дети тут же получают информацию о степени развития у себя «шестого чувства».
Примечание: Это упражнение используется как метод изучения степени единства группы. Оно проводится повторно на заключительном этапе тренинга, чтобы сравнить, насколько выросла групповая сплоченность детей. Вопросы в этом случае должны быть аналогичными по сложности. Если упражнение выполняется среди ребят, которые не знают друг друга, то оно дает первичную информацию об особенностях группы. Если же упражнение выполняется в классе, где дети хорошо знакомы, то может выявить уровень сплоченности коллектива.
6. Рисование на тему «Мой самый счастливый день»
Детям предлагается в течение 2—3 минут вспомнить и нарисовать самый счастливый день в своей жизни, подумать, какие чувства они испытывали в тот день, чем он запомнился, и «поделиться» своей радостью с другими детьми.
Затем группа обсуждает рисунки, после чего психолог желает детям, чтобы в их жизни было побольше счастливых дней, и обращает внимание на то, что часто это зависит от них самих. Примечание: Рисование способствует невербальному выражению переживаний, о которых не каждый ребенок может рассказать другим. Анализ высказываний, цветовых решений и содержания рисунков детей дает возможность отчасти диагностировать уровень их притязаний (что ребенку «надо для счастья»), расширяет объем информации о каждом конкретном ученике, которой владеет психолог.
Доброжелательное обсуждение рисунков, понимание чувств детей и стимулирующая похвала тренера снимают барьеры в общении, эмоциональную напряженность и создают чувство защищенности в группе.
7. Этюд «Радуга» (упражнение на ауторелаксацию)
Дети садятся поудобнее, закрывают глаза и в течение 1—2 минут представляют себе легкую воздушную радугу, прекрасную игру красок и себя в спокойном, приятном состоянии, отдыхающими. Психолог «навеивает» на детей приятные ощущения безмятежности, расслабленности. Затем обсуждается, какие чувства испытывали ребята во время выполнения упражнения, что ощущали, кто «видел» что-нибудь необычное.
Заканчивается упражнение тем, что дети встают, прогнувшись, потягиваются и движениями рук над головой изображают дугу радуги (одновременно разминая мышцы).
8. Этюд «Улыбка по кругу»
Все берутся за руки и «передают» улыбку по кругу: каждый ребенок поворачивается к своему соседу справа или слева и, пожелав чего-нибудь хорошего и приятного, улыбается ему, тот улыбается следующему т.д. Можно образно «взять улыбку» в соединенные ладони и бережно «передавать» ее по кругу, из рук в руки. Это упражнение может стать своеобразным ритуалом прощания на все время работы с группой.
Психолог интересуется впечатлениями детей от занятия, благодарит за работу и приглашает на следующую встречу.
При проведении игровых упражнений мы убедились, что в играх дети не только расходуют накопившуюся энергию и совершенствуют основные двигательные навыки, но и учатся, с одной стороны, самостоятельности, настойчивости, а с другой – умению владеть собой и считаться с партнерами, согласовывать свои действия с действиями других игроков.

Комплекс психологических рекомендаций для педагогов и родителей

Агрессивные дети – это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом.

Принципы общения с агрессивными детьми для учителей

При работе с агрессивным ребенком педагогу важно с уважением относиться к его внутренним проблемам. Агрессивным детям необходимо положительное внимание со стороны взрослого к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций и с которыми самостоятельно они не в состоянии справиться. За агрессивным поведением, как правило, прячется боль, разочарование, отверженность. Агрессия – это реакция на «неудовлетворение базисных психологических потребностей в любви, уважении, принятии и нужности другому человеку» (Гиппенрейтер, 1997).
В целях проведения успешной работы можно выделить следующие принципы, на которых строится взаимодействие педагога с ребенком в ходе совместной работы:
– контакт с ребенком;
– уважительное отношение к личности ребенка;
– положительное внимание к внутреннему миру ребенка;
– безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом;
– сотрудничество с ребенком
– оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля.
У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку.
Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. В результате ребенок лучше владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.

Принципы общения с агрессивными детьми для родителей

1) Родителям необходимо учиться распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемам регуляции психического равновесия.
2) Родителям необходимо учиться навыкам «ненасильственного» общения, «активному» слушанию, в процессе общения необходимо исключать оценочные высказывания, использовать в общении с ребенком «Я-сообщений» вместо «Ты-сообщений»; исключение угроз и приказов.
3) Родителям необходимо выработать единые требования и правила воспитания в семье, а если возникают затруднения, то обратиться за помощью к педагогам и специалистам школы.
4) Родителям необходимо отказаться от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения.
5) Родителям необходимо позаботиться о включении ребенка в работу различных (по интересам) секций, кружков, студий.

2.4 Психологический анализ урока

Урок литературы.
Тема: «"Лошадиная фамилия" А.П.Чехова как юмористический рассказ. Речь героев как источник юмора». Это первый урок изучения творчества А.П.Чехова в 6 классе, он основан на литературоведческих знаниях, приобретенных в 5–6 классах.
Тип урока – комбинированный.
Вид урока – традиционный.
Обучающий аспект триединой цели - продолжить формирование понятия о комическом; раскрыть природу смешного в рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фамилия» и подчеркнуть приоритет юмора в ранних произведениях Чехова; показать особенности чеховского стиля.
Развивающие цели: продолжить развитие коммуникативных компетенций учащихся (умение анализировать, делать выводы), лингвистическую зоркость (сформировать умение видеть красоту, меткость чеховского слова), творческие способности учащихся.
При изучении юмористический произведений Чехова учитель старается убедить учеников, что добрый смех является условием позитивной коммуникативности. Работа в группах (парах) способствовала воспитанию уважения к мнению других, умение слушать. Исходя из задачи урока, в конструировании учитель выделяет следующие этапы: введение в атмосферу урока, актуализация знаний, знакомство с произведением и его анализ, подведение итогов урока.
Учитель выделяет этап введения учащихся в атмосферу урока. Много решают первые минуты. Не уловишь, не почувствуешь пульса класса, и … не получится урок. Задача этого этапа не столько учебно-воспитательная сколько психологическая. А заключается она в следующем: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.
Были поставлены и реализованы учебно-воспитательные задачи: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, повторить понятия о юморе и приемах создания комического. За счет построения серии ситуаций, требующих догадок, практически каждый ребенок упражняется в определении приемов создания комического. Повторение содержания этого материала частично-поисковым методом осуществлялось через индивидуальный и фронтальный опрос, что тоже оправдано, так как позволило: 1) включить в активную познавательную деятельность каждого; 2) воспитывать позитивное отношение к юмору и приоритет добра. Центром следующего этапа и кульминаций урока является художественный текст. Ведь главное богатство каждого урока литературы – звучащий в классе текст художественного произведения. Объяснение нового шло через создание проблемной ситуации (вопроса). Учитель использовал исследовательский метод, учитывая подготовку класса. Использование этого метода оправдало себя, т.к. содержание учебного материала базируется на том, что уже пройдено учащимися, большинство из них способны к анализу, чувствуют меткость слова. Метод обучения предполагал индивидуальную работу, т.к. самостоятельный поиск приемов создания комического в произведениях Чехова, глубина усвоения зависит от того, как будет участвовать в работе каждый. Реализация этого показала, что он прямо влиял на конечный результат урока: все работали и смогли определить природу смешного в рассказах Чехова. Более подробно остановились на таком приеме, как речь героев. Традиционный момент урока - подведение итогов. Учащиеся достаточно хорошо справляются с обобщением. Следующий шаг, имеющий задачу нацелить на осознанное выполнение домашнего задания, готовился всем ходом урока. Домашнее задания дифференцировано: всем – прочитать другие рассказы Чехова, определить в них природу смешного; групповое – инсценировать любой юмористический рассказ Чехова, который ученики могут показать на своем классном часе; по желанию – написать мини-сочинение «О чем заставляют задуматься произведения Чехова?». Структура урока была подчинена ТЦУ и содействовала конечному результату урока. Наиболее удачными считаю этап актуализации знаний и анализ текста, так как в них особенно ярка была взаимообусловленность содержательной, методической и организационной сторон. На протяжении всего урока каждый ученик был включен в поиски решения проблемы, а значит в активную познавательную деятельность. Каждый предшествующий момент урока тесно связан с последующим, продолжает его и сам является базой, продолжением предшествующего. Задачи воспитания осуществлялись через создание дружеской, творческой атмосферы урока, доброжелательные отношения учителя и учеников, через организацию групповых форм работы и создание в этих микро коллективах рабочей дружеской обстановки. На уроке использовались три вида общения: учебное сотрудничество детей между собой, учебное сотрудничество со мной и сотрудничество школьника с самим собой, изменяющимся в процессе учения. На мой взгляд, урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты.

3. 2 этап практики Психологическое консультирование

Дата

Время проведения

Консультируемый

Повод обращения

Проблема

Результат консультирования

Консультант

 

 

Возраст

Пол

Имя

14.05.2013г

10.00

9лет

ж

Евгения

Плохая успеваемость в школе

Замкнутость ребенка.

Дана консультация

 

15.052013г

14.00

15 лет

м

Николай

Поведение

Не находит контакт с некоторыми учителями.

Дана консультация

 

3.2 Анализ собственной профессиональной деятельности в форме «Портрета на себя»

Цели практики достигнута. За время прохождения практики работу строила согласно перспективного плана, составленного совместно с наставником и утвержденным психологом
В ходе прохождения практики осуществлялось знакомство с образовательным учреждением, основными направлениями работы школы, особенностями организации образовательной и воспитательной деятельности педагогическим коллективом.
Проведено углубленное ознакомление специфики содержания, форм и методов, направлений деятельности психолога в школе. Изучены основные формы ведения документации, отчетности, планирования.
Собственная практическая деятельность строилась в соответствии с индивидуальным планом. В содержании практической работы отражаются основные направления и функции деятельности социального педагога.
Практическая работа в качестве социального педагога предполагала не только теоретический анализ организации работы педагога, но и практическое изучение классного коллектива, личности учащихся, семей.
За время прохождения практики были закреплены следующие умения полученные при изучении общепрофессиональных учебных дисциплин и дисциплин предметной подготовки. А также отработала умения использовать различные формы, средства и методы психолого-педагогической деятельности.
Особых трудностей во время прохождения практики не испытывала
В начале практики были небольшие трудности в установлении контакта с детьми, а именно поддержание дисциплины в классе Дети с не всегда выполняли поручения.
Личностные качества, которые мне помогли во время прохождения практики – трудолюбие и любовь к детям.
За время прохождения практики я получила опыт работы практическим психологом в школе , закрепила и расширила теоретические и практические знания, умения, навыки.
За практику я бы могла поставить себе оценку «хорошо».
В процессе прохождения психологической практики у меня проявились организаторские способности, умение общаться, настойчивость, выдержка, эмоциональная устойчивость, артистичность.

Список литературы.

1. Лебедева С.А. Детская практическая психология. – Шуя, ШГПУ, 2003.
2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2000.
3. Немов Р.С. Психология. Кн.3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М., 2005.
4. Овчарова Р.Ф. Семейная академия: вопросы и ответы. - М., 2006.
5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн.1. Система работы психолога с детьми разного возраста. – М., 2006.
6. Регуш Л.А. Наблюдение в практической психологии. – СПб, 2009.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.