Страница 2 из 2
Приложения
Психологическая консультация Ситуация 1. Обратилась бабушка Евгении – 9 лет. Девочка плохо учится. Когда с ней начинаешь разговаривать, она опускает голову и замыкается в себе. Последнее время может взять, что-либо без спроса (конфеты, печенье и даже деньги). На контакт не идет. У Жени есть брат-близнец, с ним проблем нет- учиться на отлично, в плаванье ему тоже дается все легко в отличие от Полины. Что делать? Я считаю, что не нужно сравнивать девочку с братом. У каждого свои способности к учению. Если ребенку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным. Не нужно давить на ребенка. Девочка как будто винит себя, что она не такая как брат, что она не оправдывает ожидания родителей. Избегайте завышенных или заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям. Нужно разговаривать с ребенком не только тогда, когда она в чем-то провинится. Чаще говорить ей какая она хорошая, хвалить ее за незначительные успехи. Таким образом повысить ее самооценку. Девочка нуждается во внимании родителей. Вызывающее поведение вашего ребенка – его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени. Нужно посмотреть, что интересует девочку, поддержать ее в этих интересах (видно, что плаваньем ей не нравиться заниматься). Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ей важно ощущать себя умелой и компетентной в какой-либо области. Найдите те занятия, которые бы "удавались" ребенку и повышали ее уверенность в себе. Ситуация 2. Обратился папа Николая – 15 лет. У него не складываются отношения с некоторыми учителями. Ему кажется, что учителя к нему придираются, занижают оценки, а так же могут оскорбить в присутствии всего класса. Из-за этого Коля не хочет ходить в школу, а если идет, не хочет отвечать на уроках. Из-за чего отношения с учителем только усугубляется. Я считаю, нужно побеседовать с мальчиком. Основная задача - дать ему возможность выплеснуть негативные эмоции. Только после подросток сможет принять от вас помощь в конструктивном решении проблемы. В ходе беседы обратите внимание на несколько важных моментов: • когда ребенок будет рассказывать об отношениях с учителем, он может повысить голос, использовать грубые слова и обидные прозвища учителя - не перебивайте, дайте возможность сказать ребенку, то, что он хочет. • после этого попросите его остановиться на нюансах конфликта. Например, предложите вспомнить, когда учитель впервые выразил свою неприязнь к нему, в каких ситуациях педагог начинает повышать голос и т.д.; • в ходе беседы демонстрируйте ребенку свое сочувствие, при этом не выражая агрессии в адрес учителя. Ваша задача – убедить ни у кого нетстремления причинить зло противнику. Просто им трудно понять друг друга. • в конце разговора разработайте совместный план действий. Лучше, если предложения будут исходить от ребенка. Допустим, он может пообещать воздерживаться от тех действий, которые раздражают педагога, более старательно делать домашнее задание и т. д. • убедите ребенка в необходимости вашего разговора с учителем, пообещав прийти в школу после уроков, чтобы одноклассники ни о чем не узнали. Ну нужно обязательно поговорить с учителем. Беседуем с учителем и ищем ним варианты выхода из сложившейся ситуации. Так бывает иногда, что преподаватель не любит ученика, и с этим нужно научиться справляться и жить. Но учитель должен уметь не показывать эту свою нелюбовь к ученику. Такова профессиональная этика. Воздержитесь от претензий и обвинений. Лучше, если разговор будет строиться на основе фактов, а не на обсуждении личности ребенка, личных впечатлениях и эмоциях. Спросите - что именно в поведении, поступках, деятельности вашего ребенка не одобряет педагог. И ничего не бойтесь! Помните - вы защищаете интересы своего ребенка, стремитесь, чтобы в школе ему было комфортно. 1. Социально- психологическая диагностика класса. Провести диагностику социально – психологических характеристик классного коллектива: • сплоченности; • психологического климата; • структуры (наличие одного или нескольких лидеров, аутсайдеров, изгоев); • уровня развития класса как коллектива (высокий, средний или низкий). Для выполнения этого задания необходимо использовать методику исследования социометрии. Список класса: 1. Б***а Е. 2. М***о Е. 3. Пл***а О. 4. Л***к Я. 5. Б***в И. 6. П***в С. 7. М***а А. 8. Г***а А. 9. П***в К. 10. Пе***а А. 11. Ни***а П. 12. Т***к А. 13. Д***в Е. 14. С***в А. 15. Са***в А. 16. С***в И. 17. Г***ев Д. 18. Г***ург Е. 19. С***на С. 20. Р***нко О. Социометрическое исследование. Цель: изучение социально-психологического климата характера отношений и структуры коллектива. Анкета. Убедительно просим ответить на вопросы, которые перечислены ниже. Будем признательны, если ваши ответы будут искренними. Ваши ответы помогут нам лучше познакомиться, дадут интересную и полезную информацию о классе. Вписывая фамилии своих одноклассников, не используйте, пожалуйста, слова «все» или «никого». Фамилия__________________Имя__________________Класс Вопросы: 1а. С кем из одноклассников Вы хотели бы отдыхать? 1б. С кем из одноклассников Вы бы хотели отдыхать в последнюю очередь? 2а. С кем из одноклассников Вы бы хотели делиться своими проблемами и переживаниями? 2б. С кем из одноклассников Вы бы не хотели делиться своими проблемами и переживаниями? 3а. С кем из одноклассников Вы бы хотели советоваться по поводу выполнения учебных заданий? 3б. С кем из одноклассников Вы не стали бы советоваться по поводу учебных заданий? 4а. С кем из одноклассников Вы бы хотели выполнять какую-нибудь совместную работу? 4б. С кем из одноклассников Вы бы не хотели работать вместе? Обработка результатов. Вопрос 1.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
Б.Е.
|
#
|
+
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
М.Е.
|
+
|
#
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П.О.
|
|
|
#
|
|
|
+
|
|
|
|
-
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
Л.Я.
|
|
|
|
#
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
Б.И.
|
|
+
|
|
|
#
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П.С.
|
|
+
|
|
|
|
#
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
М.А.
|
|
|
|
+
|
|
|
#
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Г.А.
|
+
|
|
|
|
|
|
|
#
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
П.К.
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
#
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
П.А.
|
|
|
|
|
|
+
|
|
-
|
|
#
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н.П.
|
+
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
#
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т.А.
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
#
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
Д.Е.
|
+
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
#
|
|
|
|
|
|
|
|
С.А.
|
-
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
#
|
|
|
|
|
|
|
С.А.
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
#
|
|
|
|
|
|
С.И.
|
+
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
#
|
|
|
|
|
Г.Д.
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
#
|
|
|
|
Г.Е.
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
+
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
#
|
|
|
С.С.
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
#
|
|
Р.О.
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
#
|
Вопрос 2.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
Б.Е.
|
#
|
+
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
М.Е.
|
+
|
#
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П.О.
|
|
+
|
#
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Л.Я.
|
|
|
|
#
|
|
|
+
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Б.И.
|
|
|
|
|
#
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
П.С.
|
|
+
|
|
|
|
#
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
М.А.
|
|
|
|
+
|
|
-
|
#
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Г.А.
|
|
|
|
+
|
|
-
|
|
#
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П.К.
|
-
|
|
|
|
|
+
|
|
|
#
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П.А.
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
#
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н.П.
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
#
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
Т.А.
|
|
-
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
#
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д.Е.
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
+
|
#
|
|
|
|
|
|
|
|
С.А.
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
#
|
|
|
|
+
|
|
|
С.А.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
+
|
|
|
#
|
|
|
|
|
|
С.И.
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
+
|
|
|
#
|
|
|
|
|
Г.Д.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
-
|
#
|
|
|
|
Г.Е.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
#
|
|
|
С.С.
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
#
|
|
Р.О.
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
#
|
Вопрос 3.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
Б.Е.
|
#
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
М.Е.
|
|
#
|
|
-
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П.О.
|
|
|
#
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
Л.Я.
|
|
|
|
#
|
|
|
|
|
|
+
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Б.И.
|
|
|
|
|
#
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
П.С.
|
|
|
|
-
|
|
#
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М.А.
|
|
|
|
|
|
|
#
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
Г.А.
|
|
|
|
|
|
|
|
#
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
П.К.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
#
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
П.А.
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
#
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н.П.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
#
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
Т.А.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
#
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
Д.Е.
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
-
|
#
|
|
|
|
|
|
|
|
С.А.
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
#
|
|
|
-
|
|
|
|
С.А.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
#
|
|
|
-
|
|
|
С.И.
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
#
|
-
|
|
|
|
Г.Д.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
#
|
|
|
-
|
Г.Е.
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
#
|
|
|
С.С.
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
#
|
|
Р.О.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
#
|
Вопрос 4
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
Б.Е.
|
#
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
-
|
|
|
М.Е.
|
+
|
#
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
П.О.
|
|
|
#
|
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
Л.Я.
|
|
|
|
#
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
Б.И.
|
|
+
|
|
-
|
#
|
|
+
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П.С.
|
|
+
|
|
|
|
#
|
+
|
+
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М.А.
|
|
|
|
+
|
|
|
#
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Г.А.
|
+
|
|
|
|
|
|
|
#
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
П.К.
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
#
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
П.А.
|
|
|
|
-
|
|
+
|
|
|
|
#
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
Н.П.
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
#
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т.А.
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
#
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д.Е.
|
+
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
#
|
|
|
|
|
|
|
|
С.А.
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
-
|
|
#
|
|
|
|
|
|
|
С.А.
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
#
|
|
-
|
|
|
|
С.И.
|
|
+
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
#
|
|
|
|
|
Г.Д.
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
#
|
|
|
|
Г.Е.
|
|
|
|
|
|
|
+
|
+
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
#
|
|
|
С.С.
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
#
|
|
Р.О.
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
+
|
|
-
|
|
|
|
|
+
|
|
|
#
|
Суммарная матрица.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
Б.Е.
|
#
|
+
|
|
|
|
+
|
|
|
|
+
|
+
|
|
-
|
|
|
|
-
|
-
|
|
|
М.Е.
|
+
|
#
|
|
|
|
|
|
|
|
+/-
|
+
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
П.О.
|
|
+
|
#
|
|
|
+
|
|
|
|
-
|
+
|
|
|
+
|
|
|
|
-
|
|
|
Л.Я.
|
|
|
|
#
|
|
|
+
|
|
|
+
|
-
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Б.И.
|
|
+
|
|
-
|
#
|
|
+
|
|
-
|
|
+
|
-
|
|
-
|
|
|
-
|
|
|
|
П.С.
|
|
+
|
|
-
|
|
#
|
+
|
+
|
|
+
|
|
-
|
-
|
|
|
|
-
|
|
|
|
М.А.
|
|
|
|
+
|
|
-
|
#
|
|
+
|
-
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
-
|
Г.А.
|
+
|
|
|
+
|
|
-
|
|
#
|
|
+
|
|
|
-
|
|
|
|
|
-
|
|
|
П.К.
|
-
|
|
|
+
|
|
+/-
|
|
|
#
|
|
+
|
|
|
|
|
-
|
-
|
|
|
-
|
П.А.
|
|
|
|
-
|
|
+
|
|
-
|
|
#
|
+/-
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
Н.П.
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
-
|
|
+
|
#
|
|
-
|
|
|
|
-
|
|
|
|
Т.А.
|
|
+/-
|
+
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
#
|
|
-
|
|
|
|
-
|
|
|
Д.Е.
|
+
|
|
|
|
-
|
-
|
|
+
|
|
|
|
+/-
|
#
|
|
|
|
|
|
|
-
|
С.А.
|
-
|
|
+
|
-
|
|
|
+
|
-
|
|
|
|
|
|
#
|
|
|
-
|
+
|
|
|
С.А.
|
|
+
|
+
|
|
|
-
|
|
|
|
-
|
+
|
+
|
|
|
#
|
|
|
-
|
|
|
С.И.
|
+
|
+
|
|
|
-
|
+
|
|
-
|
|
+
|
|
-
|
+
|
|
|
#
|
-
|
|
|
|
Г.Д.
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
-
|
-
|
#
|
|
|
-
|
Г.Е.
|
|
|
|
-
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
-
|
|
|
|
|
#
|
|
-
|
С.С.
|
-
|
|
|
|
+
|
+/-
|
|
|
|
+
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
#
|
-
|
Р.О.
|
-
|
|
|
|
|
|
+
|
|
+
|
+
|
|
-
|
|
|
|
+
|
+
|
|
-
|
#
|
2 - 0,52 3 – 0,15 4 - 0,42 5 - 0,15 6 - 0,63 7 - 0,36 8 - 0,36 9 - 0,26 10 - 0,73 11 - 0,52 12 - 0,42 13 - 0,36 14 - 0,15 15 - 0,05 16 - 0,15 17 - 0,97 18 - 0,36 19 - 0,05 20 - 0,31 Шкала для определения статуса (высокий, средний, низкий): Низкий от -1 до -0,33 Средний от - 0,33 до +0,33 Высокий от +0,33 до 1 Б. Степень сплоченности класса Ис.= p(+)+p(-)/N(N-1), где P(+) – сумма положительных выборов в классе; P(-) – сумма отрицательных выборов в классе; N – количество учеников в классе. Ис.= 133/380=0,35 Высокий уровень групповой сплоченности. Низкий от -1 до -0,33; Средн. от - 0,33 до +0,33; Высокий от+0,33 до 1. В. Индекс взаимности Ивв.= К(+)/0.5N(N-1), где К(+)общее число взаимных положительных выборов, сделанными учениками класса; N – количество учеников в классе. Низкий от 0 до 0,33; Средн. от 0,33 до 0,66; Высокий – более 0,66. Ивв= 14/10 *(19)= 0,07 низкий уровень взаимности. 2. Проведение психологического часа. Как вести себя среди людей Цель: нравственное воспитание старшеклассников. Ход классного часа Вступительное слово: В наше время многие молодые люди, как, впрочем, и вполне зрелые, совершенно не знакомы с правилами поведения в обществе. Но так ли нужно их знать? Для чего вообще нужны хорошие манеры? После ответов на вопросы учащихся: Знать и выполнять основные правила этикета не обходимо прежде всего для того, чтобы уметь общаться, наладить контакт с собеседником или партнером; не причинять окружающим беспокойства, которого можно избежать; показать себя человеком цивилизованным, воспитанным, оставить о себе самое приятное впечатление. В каждой культуре, в каждом сообществе людей есть своего рода кодекс взаимных ожиданий, моделей и правил общения. Именно он и составляет основу этикета, который пронизывает все виды официального (служебного, общественного, гражданского), а также неофициального (семейного, бытового, товарищеского) общения. Правила, входящие в этот кодекс, не новы и не сложны. Суть их проста: поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой! Вы улыбнулись - получили улыбку в ответ. Проявили внимание, интерес к собеседнику - он будет вспоминать о вас с теплотой и признательностью. Разве это не приятно? Не нужно делать вид, будто вам безразлично, что о вас подумают: каждый человек в той или иной мере озабочен мнением окружающих о себе, впечатлением, которое он производит. И чтобы это впечатление было благоприятным, надо в первую очередь усвоить несколько правил поведения в общественных местах, которые ни при каких обстоятельствах не должен нарушать воспитанный человек. ♦ Прежде всего, конечно, ни один мужчина (кроме очень пожилых и инвалидов) не должен сидеть в присутствии стоящей женщины и садиться без приглашения. Кроме того, недопустимо начинать разговор с женщиной или кланяться ей прежде, чем она вас узнала. Правда, в этом случае есть небольшое исключение. К примеру, проходя мимо доброй знакомой на улице или в служебном коридоре и видя, что она вас не заметила, вы можете остановить ее и осторожно дотронуться до ее руки или негромко окликнуть по имени. ♦ Ни в коем случае нельзя обращаться в общественном месте к даме по фамилии. Если вашим попутчиком (попутчицей) оказался пожилой человек, недопустимо, чтобы он держал тяжелую поклажу. Если вы не можете уступить ему место, то надо хотя бы забрать у него тяжелую сумку или чемодан. Если, конечно, он не возражает. ♦ Безусловно, непозволительно говорить о неприятных вещах за столом, критиковать чьи-либо религиозные убеждения, унижать или принижать какую бы ни было национальность или страну, смеяться над ошибками или промахами других людей. ♦ Воспитанный мужчина никогда не пройдет в комнату впереди женщины. Но это правило следует нару шить в том случае, когда в комнате темно и там нужно включить свет, чтобы дама случайно не наткнулась настоящую в комнате мебель. Находясь с женщиной на лестнице, мужчина должен следовать таким правилам: при подъеме быть сзади нее, а при спуске — впереди. Таким образом мужчина убережет свою попутчицу от возможного падения. Далее предлагается учащимся продолжить беседу в форме вопросов и ответов: Любое общение начинается с приветствия. Кто должен здороваться первым? Надо ли здороваться с не знакомым человеком, если он находится в комнате? Здороваться надо в любом случае, это никогда не унизит вашего достоинства, а лишь покажет ваше уважение к незнакомому человеку, что всегда приятно. И не нужно ломать голову над вопросом, кто первым скажет «здравствуйте». Ведь правила этикета основаны на всем понятных нормах поведения: уважение к старшим по возрасту, по положению, к женщинам... Естественно, что положено младшему приветствовать старшего, мужчине — даму. А вот пожимать руку при этом не обязательно, рукопожатие предполагает достаточно давнее или тесное знакомство. При этом младший не должен первым протягивать руку, тут инициатива за старшим по возрасту или за дамой, с которой здороваются. При рукопожатии всегда смотрите в глаза друг другу, протянутую руку пожимайте не слишком крепко, однако свою ладонь никогда не держите безвольно, неподвижно: это всегда неприятно. Существуют ли такие ситуации, при которых женщина или пожилой человек должен все-таки здороваться первым с молодым мужчиной? Да, если вы обгоняете его или если присоединяетесь к его компании. А что такое комплименты и как правильно их делать? Делать комплименты — это особое искусство, потому что не все могут естественно и тонко говорить красивые и приятные слова в адрес других, тем более, что неумело сделанный комплимент может быть воспринят как лесть или неискренность. Не считайте, что комплименты делают только мужчины женщинам - это ошибочное мнение. Конечно, женщинам всегда приятно услышать добрые слова в свой адрес, но мужчинам тоже нужно уделять внимание. Как это делается? Если в женщине особенно ценится внешняя красота, то в мужчине прежде всего ум, мужественность. Имен но эти качества можно отмечать, если хотите оказать внимание, завоевать дружбу или просто сделать симпатичному вам человеку приятное. Старайтесь говорить комплименты не только, когда того требует обстановка, но и тогда, когда внутри вас вспыхивает восхищение. Это будут самые удачные комплименты и самая удачная похвала. Очень часто молодые люди и девушки испытывают неловкость, когда нужно сказать приятные слова. Умение говорить красиво и к месту приходит с опытом. Этому можно на учиться, поэтому не стоит отказываться, когда вам предлагают на каком-либо мероприятии произнести поздравительные или приветственные слова, пытайтесь, вам это пригодится в жизни. Как правильно общаться с другими людьми? Мы живем среди людей, и мы одни из всех живых существ имеем уникальную возможность говорить, слушать, делиться впечатлениями, спорить, высказывать свои мысли, шутить, т.е общаться друг с другом с по мощью речи. Вы наверняка уже сталкивались с таки ми ситуациями, когда собеседник вас не понял или неправильно понял. Вполне возможно, это произошло потому, что вы не знали о правилах общения. С собеседником нужно вести себя вежливо, доброжелатель но, внимательно. Тему для беседы следует выбирать интересную для всех участвующих в разговоре. Постоянно говорить о себе неприлично. Нельзя перебивать собеседника. Умение слышать, а не только слушать является важнейшим фактором эффективного общения. К древ негреческому философу Сократу в Афины издалека приехал молодой человек, жаждущий овладеть искусством красноречия. Поговорив с ним несколько ми нут, Сократ потребовал за обучение ораторскому искусству двойную плату. «Почему?» — удивился ученик. — «Потому, — ответил знаменитый философ, — что мне придется обучать тебя не только говорить, но и молчать и слушать». Эти слова, прозвучавшие более двух тысячелетий назад, перекликаются с мнением писателя XX века Л. Фейхтвангера, утверждавшего, что «человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят дет, чтобы научиться держать язык за зубами». Во время разговора следует показать свою заинтересованность к человеку, с которым ведете диалог. Слушающий не только должен воспринимать информацию, но и понимать эмоции, чувства и переживания собеседника. Иногда лучше промолчать, чем сказать лишнее. Например, если знаешь, что произнесенное тобой слово может обидеть собеседника. ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ВАМ БЫТЬ ПРИЯТНЫМ СОБЕСЕДНИКОМ 1. В беседе старайтесь не говорить о вещах, которые могут неприятно задеть собеседника. 2. Не унижайте других, не задевайте чувств своего собеседника, не старайтесь его «подколоть», обидеть, возвыситься за его счет. 3. Не сплетничайте. Неприлично говорить об отсутствующих плохо. 4. Следите за своей речью. Не следует разговаривать слишком громко, привлекая к себе внимание окружающих, но и слишком тихо говорить также не стоит, так как собеседник вынужден будет изо всех сил напрягать свой слух, чтобы вас понять. 5. Если вы чего-то недопоняли или не расслышали, попросите повторить: «Извините, я не расслышал». 6. Очень невежливо отвечать вопросом на вопрос. 7. Если к вашему разговору присоединился третий человек, найдите тему, которая будет интересна всем троим. 8. В споре не стремитесь быть правым, не демонстрируйте свою обиду, если ваша точка зрения не принята всеми. Примите к сведению аргументы других. Это не значит, что вы должны отказаться от своего мнения, но форма несогласия должна быть корректной. 9. Не засоряйте свою речь бранными словами. Помни те, что, употребляя нецензурные выражения, вы не только вызываете брезгливость окружающих, но и совершаете правонарушение. Тест «Хорошо ли вы воспитаны?» Это можно проверить (впрочем, не принимая результаты слишком серьезно), если ответить «Да» или «Нет» на следующие вопросы: 1. Всегда ли вы приветливо здороваетесь с людьми, несмотря на свое настроение? 2. Выходя из здания, придерживаете ли вы тяжелые двери, чтобы они не ударили человека, который идет следом? 3. Продвигаясь в автобусе к выходу, вежливо ли вы обращаетесь к пассажирам: «Пожалуйста, разрешите пройти»? 4. Здороваетесь ли вы везде, куда бы ни пришли, даже в лифте и в магазине? 5. В кинотеатре вы проходите к своему месту, повернувшись лицом к людям, которые уже сидят? 6. Вы считаете, что указательный палец назван так для того, чтобы указывать им направление? 7. Вы пришли в кинотеатр. Должна ли женщина снимать свой головной убор? 8. Может ли левша протягивать для рукопожатия левую руку? 9. При механическом обрыве телефонной связи, если разговор еще не закончен, вновь набрать номер телефона должен тот, кто звонил? Если на большинство вопросов вы ответили положительно, то можете считать себя вполне воспитанным человеком. Главное, чтобы вы всегда помнили о правилах вежливости. Викторина знатоков этикета За столом 1. Следует ли, наливая чай в чашки, наполнять их до краев? (Нет, уровень чая должен быть на 1-1,5 см ниже края чашки.) 2. Можно ли есть варенье из общей вазочки? (Нет. Варенье кладут в специальную розетку и едят из нее.) 3. Как принято есть лимон? (Ломтик лимона кладут в чашку с чаем, ложкой выдавливают сок, остатки извлекают и кладут на край блюдца.) 4. Как следует есть пирожные? (Пирожные берут специальной вилкой или чайной ложкой. Твердые пирожные, которые легко крошатся, можно брать рукой.) 5. Можно ли брать хлеб с общей тарелки вилкой? (Хлеб с общей тарелки берут всегда рукой, стараясь не дотрагиваться до других ломтиков, и, положив на свою тарелку, отламывают кусочки.) На улице, в транспорте 1. Вас случайно толкнули и извинились. Ваш ответ? 2. С какой стороны от женщины должен идти муж чина? (Слева от женщины, военный — справа.) 3. Можно ли познакомить двух людей, просто под ведя их друг к другу и не называя имен, предложить им самим себя представить? (Нет. Чело век, знакомящий их между собой, обязан пред ставить каждого.) 4. Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший.) 5. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.) 6. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? (Да, можно просто кивнуть.) 7. С вами, наверное, такое бывает: вы встречаете человека часто, например, в скверике, через который ходите в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Да.) 8. Может ли юноша, знакомясь с девушкой, свободную руку держать в кармане? (Нет, он дол жен вынуть руку из кармана.) 9. Нужно ли улыбаться, приветствуя человека? (Приветливая улыбка желательна всегда.) 10. Кто здоровается первым: входящий или присутствующий? (Первым здоровается входящий.) 3. Проведение психологической игры. «Потерпевшие кораблекрушение» Участники игры делятся на две команды. У противоположных стен ставятся два ряда стульев — для одной и другой команды. При этом количество стульев заведомо меньшее, чем количество участников. Например, если в одной команде восемь человек, можно поставить четыре стула так, чтобы на них стоя уместилась вся команда. После того, как команды разместятся на стульях, ведущий рассказывает страшную историю о том, что корабль на котором они вышли в «открытый океан» попал в шторм и разбит о рифы... Для спасения необходимо, перемещая стулья вперед, — не ступая при этом на пол! — всей командой перебраться к противоположной стенке, не уронив, конечно, никого в пучину волн. Упражнение способствует повышению сплоченности группы, демонстрирует качества взаимопомощи. Цель не в том, чтобы прийти к противоположной стенке первым, а в том, чтобы в бушующем океане не забывать оказывать помощь друг другу. Анализ проведенной игры. Дети охотно приняли участие в игре. Им было весело и каждый пытался помочь одноклассникам. Для некоторых ребят коллектив новый, а некоторые наоборот знакомы с младшей школы. В следствии этого ребята охотней помогали своим старым друзьям. Но в общем игра прошла хорошо и дети справились с поставленной задачей.
Собственные впечатления и пожелания
Организация практической деятельности позволила выделить направления, функции, задачи работы психолога в школе; познакомиться с рациональными и удобными формами ведения документации; увидеть реальные трудности, с которыми сталкивается педагог; определить круг проблем в оказании психологической помощи участникам педагогического процесса. В ходе психологической практики стало возможным применить теоретические знания в непосредственной работе с детьми и педагогами, развить умение вести наблюдение, фиксировать и анализировать внешние проявления личностных особенностей, поведения, деятельности. Практика способствовала развитию коммуникативных умений, вызванных необходимостью общаться с детьми и педагогами, становлению собственного делового стиля общения. Практическая деятельность в роли психолога-педагога содействовала повышению ответственности, требовательности, критичности к собственному поведению и организации работы; стимулировала самоанализ. Работа с детьми и педагогами дала возможность проявить инициативу, личностные качества – требовательность, настойчивость, выдержку. Организация практики оправдала ожидания реализовать свои теоретические и практические возможности. Общение с детьми и педагогами школы оставило положительные впечатления, укрепилось чувство уважения к педагогическому труду.
|