На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Актуальные методологические проблемы современной психологии
Актуальные методологические проблемы современной психологии
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

1. Методология психологии и кризис отечественной психологии

Методологические основания психологии как науки традиционно рассматриваются в отечественной психологии как вырастающие из философии, поскольку именно философия является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и человека [142]. Д. И. Фельдштейн писал, что философские законы, категории, принципы, теории всегда служили основой методологии психологии [158, с. 3]. Практически общим местом стало положение о философском уровне методологии психологии.
В связи с этим, можно отметить, что методологические проблемы психологии во многом определяются развитием современного философского знания, поскольку на философском уровне методологии психологии происходят значительные изменения.

Д. И. Фельдштейн указывал, что в настоящее время происходит серьезная перестройка философского уровня методологии психологии: «Логически выстроенная система, базирующаяся на фундаментальных философских завоеваниях, подверглась в нашей стране не только заслуженной, из-за изменения и расширения сферы знаний, но и не заслуженной критике» [158, с. 3].
Можно перечислить множество философских направлений, ставших актуальными для современной отечественной философии и психологии:
- неклассическая философия,
- классическая философия,
- постнеклассическая философия,
- постнеклассический рационализм,
- постмодернизм,
- постструктурализм,
- постпозитивизм.
Классические философские принципы (законы) «не утратили своего эвристического потенциала, но хорошо вписываются в общий контекст современных знаний и новых научных подходов» [158, с. 3]. Главными среди них являются:
- Принцип единства и борьбы противоположностей, сформулированный Ф. Энгельсом: «Движение и развитие в природе, обществе и мышлении обусловлено раздвоением единого на взаимопроникающие противоположности и разрешением возникающих противоречий между ними через борьбу» [60].
- Принцип перехода количества в качество: «Развитие осуществляется путём накопления количественных изменений в предмете, что неизбежно приводит к нарушению его меры (стабильного состояния) и скачкообразному превращению в качественно новый предмет» [60].
- Принцип отрицания отрицания: «Развитие идёт через постоянное отрицание противоположностей друг другом, их взаимопревращение, вследствие чего в поступательном движении происходит возврат назад, в новом повторяются черты старого» [60] и др.
Столь же серьезное влияние на конкретно-научную методологию психологии оказывает и общенаучный уровень методологии. Выражается это прежде всего в применении общенаучных подходов (системный подход [23], моделирование и др.) в психологическом познании.
Наиболее популярным и многообещающим в этом направлении был системный подход (или принцип системности, как его называют в некоторых исследованиях), представлявший собой рассмотрение изучаемого объекта как системы, и, вследствие этого, попытки обнаружения у данного объекта свойств и характеристик системы [22, 71].
В. С. Степин отмечает, что «идея системного рассмотрения объектов оказалась весьма эвристической прежде всего в науках о живых объектах, где она привела к разработке проблемы структурных уровней организации живой материи, анализу различного рода связей как в рамках определенной системы, так и между системами разной степени сложности [152, с. 333].
Столь же известным и популярным в психологии является общенаучный принцип детерминизма (в некоторых исследованиях он прямо определяется как принцип конкретно-научной методологии психологии) [29, 71, 134]. Принцип детерминизма т. е. причинной обусловленности явлений, предстает в научных исследованиях как детерминизм разного уровня:
1. Биологический детерминизм.
2. Механистический детерминизм.
3. Психологический детерминизм.
4. Микро и макросоциальный детерминизм.
5. Целевой детерминизм.
6. Детерминизм обратной связи.
7. Статистический детерминизм.
8. Системный детерминизм
Психологический детерминизм как направление развития принципа детерминизма и определенный уровень его развития был разработан в трудах В. Вундта как учение об особой психической причинности, противостоящей материальной, как принцип взаимообусловленности явлений психики.
Е. Ю. Завершнева показывает «в современной психологии одновременное сосуществование жестких причинных схем со схемами «нетипичными» с точки зрения новоевропейского представления о каузальности» [58, с. 32].
B. С. Степин обосновывает в качестве общенаучных принципы универсального эволюционизма, объединяющие идеи системного и эволюционного подходов, позволяющие выработать общую картину единого процесса развития природы и общества [152, с. 325].
Универсальный (глобальный) эволюционизм — характеризуется часто как принцип, обеспечивающий экстраполяцию эволюционных идей, получивших обоснование в биологии, а также в астрономии и геологии, на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса [152, с. 322].
Перейдем к актуальным проблемам уровня конкретно-научной методологии психологии, то есть собственно методологии психологии. Практически все содержание методологии психологии — методологические принципы построения психологического исследования, основные понятия и категории психологии, и, тем более, психологические теории являются предметом нескончаемых научных дискуссий, вызывают значительный интерес со стороны научного психологического сообщества.
C. Д. Смирнов [144, с. 280-281] выделяет следующие основные методологические направления в современной психологии:
1. Методологический нигилизм. Часть психологического сообщества (особенно значительная среди практикующих психологов) полагает, что всякая методологическая рефлексия уводит от сути дела в безрезультатные рассуждения. Методологическая позиция не нужна в психологической работе.
2. Методологический ригоризм, или методологический монизм (ригоризм — от франц. rigorisme, от лат. rigor — твёрдость, строгость), (монизм — от греч. monos — один, единый) — строгое следование одному определенному методологическому принципу, исключающее компромиссы; тип организации философского знания, определяющийся наличием в нем одного основного принципа). Методологический ригоризм считает единственно подлинной научная методология, строго следующую критериям научности и требует централизации вокруг «единой теории психического». Позиция «методологического монизма» призывает к созданию единой директивно-жесткой иерархической системы.
3. Методологический либерализм. Сторонники «методологического либерализма» полагают, что разные типы психологического объяснения релевантны разным уровням детерминации психического, при этом каждый уровень или слой обладает самостоятельной значимостью и принципиально не заменим ни одним другим, т. е. предполагают построение комплексного психологического знания на основе межуровневых связей. Возможно существование разных типов методологических объяснений.
4. Методологический плюрализм (от лат. pluralis множественный). Необходимо увеличение методологий и теорий для развития психологического знания. Сторонники полагают, что в принципе нельзя рассчитывать на создание единой психологической теории за счет связывания принципиально различных предметов анализа. Методологический плюрализм — признание права психологии на полипарадигмальность.
Позиции методологического либерализма» и «методологического плюрализма» среди выделенных признают самостоятельную значимость и независимость различных психологических теорий.
М. С. Гусельцева связывает типы методологических установок в психологии с этапами развития психологии и появлением разных типов рациональности: классической, неклассической и постнеклассической рациональности [47].
Д. И. Фельдштейн выделил две основные позиции в развитии психологической методологии [158, с. 3]:
1. В первом случае имеет место попытка сохранить достижения советской психологии;
2. Во втором — вместе с марксизмом отказаться от методологии психологии вообще, взяв на вооружение принципы позитивизма.
Характеризуя в целом состояние методологии психологии, В. А. Мазилов выделяет следующие позиции в методологии отечественной психологической науки [84]:
1. Радикальная позиция, которая состоит в том, что старая методология не годится совершенно, поэтому необходимо разрабатывать новую методологию, соответствующую современным задачам психологии. Такой методологии в настоящее время пока еще нет, она пока находится в состоянии становления.
2. Консервативная позиция. Она состоит в том, что методологические функции вполне успешно выполняла традиционная методология. Д. И. Фельдштейн указывал по этому поводу, что утрата отечественной психологией официальной идеологии привела и к утрате методологических оснований построения системы психологического знания [157].
3. Умеренная позиция. Состоит она в признании того, что старая методология во многом непригодна в новых условиях, но при формировании основ новой методологии необходимо учитывать и использовать накопленные наработки.
И. Е. Гарбер в качестве альтернативе сложившейся психологической методологии обосновывает систему метапсихологии, т. е. психологическую дисциплину, изучающую научную психологию, которая требует особых методов анализа [43].
Таким образом, современные методологи в основном признают необходимость разработки новых методологических оснований современной психологии.
Как упоминалось ранее, отсутствие единой позиции и общих методологических оснований современной психологии объективируется многими психологами как кризис современной психологии [41, 48, 49, 56, 69, 71, 98, 113, 119, 154, 158, 159, 165 и др.]. А. М. Двойнин отмечает, что практически с момента осознания психологией себя в качестве отдельной науки ощущение кризиса не покидает многих ученых [49, с. 45].
Кризис характеризуется как затяжной и глубокий [41]. Д. И. Фельдштейн отмечал по этому поводу: «в одну кучу» сброшены различные научные направления и идеи, причем, наблюдается путаница теоретических положений и конкретных подходов, методологии и методов» [158, с. 12].
В качестве критериев кризисного состояния современной психологии выделяются отсутствие единой общепсихологической теории, значительное количество альтернативных моделей понимания и изучения психических явлений, раскол между теоретической и практической психологией, конкуренция со стороны псевдонауки, околонаучного знания [151].
А. Ф. Корниенко дает характеристику таких фундаментальных проблем психологии как «проблемы определения сущности психики и сознания, соотношения психических и физиологических процессов, а также выделения базовых категорий психологии» [70, с. 47]. Л. Е. Ильина выделяет в числе актуальны проблем психологии методологическую, психофизиологическую и психосоциальную проблемы [63].
Р. В. Овчарова [109] выделяет следующие методологические проблемы психологии:
1. Проблема отсутствия единой научной парадигмы (кризис методологических основ, методологический дуализм).
2. Проблема соотношения физиологического и психологического (психофизическая проблема, психофизический параллелизм).
3. Проблема соотношения биологического и социального (проблема индивид-личность). И. А. Мироненко и П. С. Сорокин характеризуют данную проблему как вечную проблему мировой психологии [102].
4. Проблема внутреннего и внешнего (объективно наблюдаемого и субъективно познаваемого).
5. Представление о движущих силах развития психики и личности
6. Проблема единства внешней (материальной) и внутренней (психической) деятельности
7. Проблема социальной обусловленности развития психики
Таким образом, современная психология выделяет и разрабатывает ряд серьезных методологических проблем, имеющих как общенаучный, так и конкретно-научный характер.

2. Методологические принципы психологической науки

Методологические принципы любой науки выступают как ее основополагающие положения, направляющие как фундаментальные, так и прикладные исследования. Методологические принципы психологической науки определяются уровнями методологического знания, и философский и общенаучный уровни методологии психологии были рассмотрены выше.
Остановимся на методологических принципах психологии, относящихся к ее конкретно-научному уровню. К классическим методологическим принципам психологической науки относятся принцип развития, принцип активности, принцип единства сознания и деятельности.
Принцип активности опирается на положение о том, что активность — всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром; присущая живому существу способность к «самостоятельной силе реагирования» (Ф. Энгельс).
Принцип активности предполагает, что личность является активным субъектом преобразования мира. В психологии активность характеризуется спецификой внутренних состояний субъекта непосредственно в момент действия, в отличие от реактивности, когда действия обусловливаются предшествующей ситуацией, т. е. обусловленностью наличной целью субъекта, в отличие от приспособления как ограничения действий субъекта узкими рамками заданного [71, 130].
Актуальными направлениями исследований активности являются поиск источников активности и выявление механизмов возникновения и становления активности.
Принцип единства сознания и деятельности (принцип деятельности, принцип деятельностного опосредствования, деятельностный подход) — методологический принцип, отражающий детерминацию умственных процессов в сознании индивида (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев), а также межличностных процессов в группах (А. В. Петровский) содержанием, целями и социальной ценностью осуществляемой деятельности, в котором подчеркивалась ведущая, определяющая роль деятельности [71, 131].
Деятельность — условие возникновения, фактор формирования и объект приложения сознания человека.
Принцип деятельностного подхода в психологии означает применение понятия «деятельность» и деятельностного подхода к разным психическим явлениям.
Принцип развития (генетический принцип) опирается на положение о том, что развитие психики представляет собой закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Развитие психики характеризуется определенной направленностью (т. е. способностью к накапливанию изменений,
«надстраиванию» новых изменений над предшествующими) и их закономерным характером (например, воспроизводимостью однотипных изменений у представителей одного вида).
Можно выделить следующие уровни развития:
- Филогенетический — становление структур психики в ходе биологической эволюции вида;
- Исторический — становление структур психики в ходе истории человечества в целом и отдельных его этнических, социальных, культурных групп;
- Онтогенетический — формирование психических структур в течение жизни отдельного организма — человека или животного.
Принцип развития Л. С. Выготский называл принципом метаморфоз [40], т. е. качественным превращением одной формы в другую, и сравнивает развитие ребенка с превращением гусеницы в куколку, а куколки — в бабочку.
Актуальной методологической проблемой для современной психологии является само по себе последовательное применение классических принципов в теоретических и практических исследованиях. Достаточное их обоснование в содержании работ практически не представлено, во многих случаях все ограничивается декларацией какого-либо из принципов (или их системы), их перечислением в методологическом разделе исследования, однако построение и содержание исследования не соответствует им, не основывается на классических методологических принципах. Наиболее ярко такая тенденция проявляется в авторефератах диссертационных работ.
Кроме того, в современные исследованиях разного уровня обобщения и разных направлений психологии расширяют круг методологических принципов психологии, дополняют и обосновывают систему методологии психологии. Среди упоминающихся методологических принципов психологии можно отметить:
- принцип историзма,
- принцип предметности,
- принцип интериоризации-экстериоризации как механизмов усвоения общественно-исторического опыта,
- принцип взаимодействия,
- принцип целостности,
- принцип субъектности,
- принцип дополнительности в психологическом исследования,
- принцип реконструкции.
Помимо общепсихологических методологических принципов выделяются и методологические принципы отдельных направлений и отраслей психологии. В. А. Мазилов [81] отмечает, что методология психологии может быть неоднородной:
1) методология (система принципов и методов построения) практической психологии, практико-ориентированной психологии;
2) методология (система принципов и методов построения) теоретической научной психологии;
3) методология как концепция, учение о методологии.
Таким образом, система методологических принципов современной психологии развивается и наполняется новым содержанием, хотя зачастую такое развитие носит противоречивый и непоследовательный характер.


3. Психологическая теория как проблемное поле и категориальный строй психологии


Психологические теории и категории психологии относятся непосредственно к содержанию конкретно-научной психологической методологии.
В общенаучном плане теория представляет собой систему обобщенного достоверного научного знания о действительности, описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности элементов [142].
Психологические теории могут быть, в соответствии с философскими представлениями о методологии, разделены на классические, постклассические и новые теории.
К классическим психологическим относятся теории, которые сформировались в начале ХХ века: психоанализ Фрейда, теории его последователей и учеников: аналитическая психология
К. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера; классический бихевиоризм Д. Уотсона, гештальт-психология М. Вертгеймера, В. Келера и К. Левина, функционализм У. Джеймса.
К постклассическим психологическим относятся теории, которые оформились в период 1930-1955 гг.: неофрейдизм — теория личности Э. Фромма, социокультурная теория личности К. Хорни, эго-психология Э. Эриксона, гуманистическая теория А. Маслоу, необихевиоризм Б. Скиннера, теория черт личности Г. Олпорта, факторная теория черт личности Р. Кеттела, теория личности Г. Айзенка.
Новые теории личности начали формироваться после 1950 г.: когнитивная психология (Дж. Миллер, Дж. Брунер), НЛП (Р. Бэндлер, Дж. Гриндер), трансактный (трансакционный) анализ (Э. Берн).
Ведущие концепции психологии образуют определенные направления, традиционно относящиеся в той или иной мере к психоанализу, бихевиоризму, и гуманистической психологии.
Каждое из этих направлений представляет собственную методологию, определяющую принципы и содержание, объект и предмет психологии, адекватные им методы психологического исследования, то есть, говоря словами Т. Куна, определенную психологическую парадигму.
Так, гуманистическая психология выделяет в качестве предмета личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. Основные положения гуманистической психологии, которые можно назвать ее методологическими принципами:
- человек должен изучаться в его целостности;
- каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
- человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью;
- человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
- человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;
- человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
- человек — это активное, творческое существо.
В отечественной психологии выделяются такие известные теории как культурно-историческая психология Л. С. Выготского, теория деятельности А. Н. Леонтьева, теория установки
Д. Н. Узнадзе, теория отношений личности В. Н. Мясищева и др.
Каждая из этих теорий выступает как конкретно-научная методология для отдельных отраслей психологии (возрастной, педагогической, инженерной, медицинской и т. п.).
Культурно-историческая теория (психология) — концепция психического развития человека, разработанная в 20-30-е гг. Л. С. Выготским при участии А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия. Согласно культурно-исторической теории, главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, знаково-символической (т. е. совместной с взрослым и опосредствованной знаками) деятельности. В итоге прежняя структура психических функций как «натуральных» изменяется — опосредствуется интериоризованными знаками, психические функции становятся «культурными». Внешне это проявляется в том, что они приобретают осознанность и произвольность. Тем самым интериоризация выступает и как социализация.
В ходе интериоризации структура внешней деятельности трансформируется и «сворачивается», с тем, чтобы вновь трансформироваться и «развернуться» в процессе экстериоризации, когда на основе психической функции строится «внешняя» социальная деятельность.
В качестве универсального орудия, изменяющего психические функции, выступает языковой знак — слово. Здесь намечается возможность объяснения вербального и символического характера когнитивных (познавательных) процессов человека. Частным следствием культурно-исторической теории является важное для теории обучения положение о «зоне ближайшего развития» — периоде времени, в котором происходит переструктурирование психической функции ребенка под влиянием интериоризации структуры совместной со взрослым, знаково-опосредствованной деятельности.
Теория деятельности А. Н. Леонтьева рассматривает психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов. При этом исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в процессе деятельности, исследуемой в ее филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном развитии [131].
В контексте деятельностного подхода разработаны представления:
- о ведущей деятельности как основе и движущей силе развития психики в онтогенезе,
- об уподоблении как механизме формирования образа,
- о структуре деятельности (деятельность, действие, операция, психофизиологические функциональные системы),
- о значении, личностном смысле и чувственной ткани как образующих сознания,
- об иерархии мотивов и личностных смыслов как единицах строения личности.
- выделены критерии возникновения психики и стадии развития психики в филогенезе,
В современной психологической науке существует многообразие теоретических подходов, назовем некоторые из теорий, получивших известность и признание:
- Теория социального научения Дж. Роттера, А. Бандуры;
- Теория интеллекта Ж. Пиаже;
- Теория личных конструктов Дж. А. Келли;
- Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера;
- Теория социального обмена Дж. Хоманса;
- Теория привязанности Д. Боулби;
- Теория приватности И. Альтмана [106];
- Теория социальных представлений С. Московичи;
- Концепция личных проектов Б. Литтла.
- Концепция личностных стремлений Р. Эммонса.
- Теория идентичности личности Д. Мак-Адамса.
- Концепция диалогического «Я» Г. Херманса и др.
Психологические теории не являются застывшими образованиями, они постоянно дополняются, развиваются, подвергаются критике и ищут пути разрешения своих противоречий и решения актуальных проблем.
Категории и понятия психологического знания составляют ее конкретно-методологическую основу. Психология представлена в совокупности взаимосвязанных понятий, закрепленных в терминах, признаки которых указывают на признанное наукой существенным для данного типа явлений. М. Г. Ярошевский указывал, что категории — рабочие принципы мысли, ее содержательные формы, организующие процесс психологического исследования. Категориальный аппарат науки развивается только благодаря тому, что ассимилирует достигнутое в сфере теоретических исследований.
К основным категориям психологии относятся категории: деятельность, действие, отражение, образ, личность, сознание и общение, мотив, потребность [127]. Не смотря на длительный период их разработки и обоснования, дискуссии и обсуждения базовых психологических категорий продолжается [117, 119. 121].
В. Д. Шадриков рассматривает с методологических позиций соотношение категорий «деятельность», «поведение» и «жизнь» [160].
Т. Д. Марцинковская считает, что за многими психологическими подходами стоит единая система категорий, выстроенная, в разные иерархические структуры.
Изменение тезауруса современной психологии происходит достаточно интенсивно благодаря формулированию новых научных гипотез и проблем, формированию научных направлений, обоснованию новых теоретических подходов и т. д. В связи с этим, отмечает А. Л. Журавлев, возникла важная теоретическая задача: проанализировать результаты развития системы понятий, имевшего место последние десятилетия [53].
Развитие системы понятий происходит в самых разных формах:
1. Уточнение содержания известных понятий, возникает новое (или уточненное) содержание известных понятий, которое может становиться более глубоким, объемным и т. д.;
2. Предлагаются новые понятия, но близкие по смыслу и содержанию старым;
3. Описание и обоснование новых понятий. Появляются новые понятия, отражающие не изучавшиеся ранее явления, хотя степень их новизны тоже может быть различной, и др.
Среди привлекающих в последнее время обсуждений содержания новых и уточнение устоявшихся психологических понятий и категорий можно отметить обосновываемое И. Н. Андреевой понятие «эмоциональный интеллект» [17], И. Г. Дубов анализирует содержание категории «активность» [52], А. С. Моисеев определяет понятие «социальная активность» [105], М. И. Киселева и
Н. Н. Нечаев обсуждают категорию развития [66], А. В. Юревич анализирует содержание понятия «нравственность» [163] и др.
Т. Д. Марцинковская отмечает, что возрастает потребность в методологии современной психологии, создании гибкой и легко трансформируемой сети категорий и исследовательских конструктов, которые могут изучать различные аспекты психики, изменяя их и изменяясь вместе с ними [90].
Существуют также тенденции развития категориальнопонятийного аппарата отдельных отраслей психологии.

4. Проблема методов психологической науки

Научное знание наращивается и систематизируется с помощью специальных методов его изучения, вырабатывающихся и совершенствующихся в рамках парадигмы соответствующей отрасли науки.
Метод (в переводе с греческого) означает путь, способ познавательной и практической деятельности. Совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности — такое определение понятия «метод» можно встретить чаще всего.
Среди методологических проблем психологической науки проблема методов занимает особое место, поскольку психические явления нематериальны. Б. Г. Ананьев указывал, что методы психологического исследования — это системы операций не только с материальными объектами, но и с объектами познания психологии. Характер выбора, и формы применения методов, выступают составной частью методологии исследования [158, с. 3].
И. Е. Гарбер отмечает, что решение проблемы научного метода в психологии тесно связано с вопросом о предмете психологии [44, с. 107].
На сегодняшний день в психологии существует множество классификаций методов исследования по различным основаниям. Эмпирические данные как результаты применения психологических методов зависят, с одной стороны, от структуры того или иного метода, а с другой — от типа методики как средства или «техники» экспликации гипотетически рассматриваемых базисных процессов, имеющих предметно-специфический характер. Разделение методик на общие и специальные подразумевает, что какие-то показатели более тесно или более однозначно связаны
с конкретными проявлениями психологической реальности либо с так называемыми базисными процессами, реконструируемыми на их основе.
Проблема методов психологии имеет множество аспектов. Основные ее проявления (по В. А. Мазилову) [84]:
1. Проблема классификации методов психологической науки.
2. Проблема теоретических методов в психологии.
3. Роль и место методов (эмпирических и теоретических) в структуре психологической науки.
4. Специфика психологического метода в различных психологических парадигмах.
5. Проблема метода в психологической практике.
6. Проблема взаимосвязи эмпирических и теоретических методов в психологии.
7. Общенаучные методы и специфика методов психологии.
8. Специфика эмпирических и теоретических методов психологии в условиях использования компьютерных технологий.
9. Специфика методов объяснения и интерпретации в психологии.
10. Проблема методов интеграции психологического знания.
Одним из важных направлений методологических проблем
методов психологической науки является соотношение номотети- ческого и идеографического подходов в современной психологии и перспектив их развития, соотношения общего и индивидуального, качественного и количественного, нормативно-ориентированного и уникального, естественнонаучной и гуманитарной парадигмы исследования [34, 113].
Идеографический и номотетический подходы — (от греч. idios — особенный, своеобразный, и grapho — пишу; греч. nomothetike — законодательное искусство) - способы представления и исследования предметов, отличающиеся тем, что первый выявляет в предмете его индивидуальность, а второй - его включенность в законосообразные, общие связи и зависимости.
Идеографический подход, целью которого является изучение объекта как единого уникального целого, представляет собой попытку отказаться от естественнонаучно-ориентированной психологии. Главной особенностью идеографического метода является постижение индивидуального в его однократности, уникальности и неповторимости. Идеографический подход к анализу полученных результатов позволяет и более глубоко проследить обнаруженные групповые тенденции, построить обобщенный и многогранный портрет личности. Идеографический подход в психологии имеет черты непозитивистской методологии (индуктивная логика, четкая ценностная ориентация, подчеркивание субъективной точки зрения, отказ от выявления причинно-следственных отношений, опора на качественные методы исследования).
Д. И. Фельдштейн писал по этому поводу: «Необходимость подчеркнуть уникальность, ценность, непредсказуемость человека, не дает понять его по образу технических и биологических систем, опора на методологию гуманитарных наук, отличную от методологии и естественных, и общественных наук» [158, с. 4].
В противоположность этому, номотетический метод имеет целью установление общего, имеющего форму закона, установление общих закономерностей. В рамках номотетического подхода прослеживается стремление к формированию универсальных теорий и опора на количественные методы психологических исследований. Номотетический подход в психологии включает особенности позитивистской методологии (опора на измерение и статистические методы исследования, стремление к воспроизводимости результатов, дедуктивная логика построения теории, свободное от ценностей исследование, жесткая каузальность). В целом номотетический подход опирается на исследовательские принципы естественных и точных наук.
Особенно ярко это проявляется в применении сложных статистических методов в психологическом исследовании, таких как:
- регрессионный анализ — статистический метод исследования влияния одной или нескольких независимых переменных на зависимую переменную,
- конфиматорный факторный анализ — определяет, соответствует ли количество факторов и нагрузки измеряемых переменных (индикаторов) тому, что ожидается, на основе предварительной теории,
- нелинейное моделирование — свойство нелинейности состоит в том, что о результат взаимодействия нескольких факторов не равен простой алгебраической сумме их действий,
- нейросетевые модели — математические модели, построенные по принципу организации и функционирования биологических нейронных сетей.
Современная психология не представляет своего функционирования без опоры на математические и, в особенности, на статистические методы обработки результатов, интерпретации, моделирования [46, 144].
Новые информационно-коммуникационные технологии обработки данных делают возможным их широкое использование, в том числе и для психологов, не имеющих серьезной подготовки в этой области.
В связи с этим, Д. И. Фельдштейн отмечал: «Оборотной стороной доступности математических методов оказывается отсутствие ... понимания их сути. Расчеты зачастую выполняются механически по заученным схемам с использованием ограниченного репертуара статистических средств. Результаты, выданные компьютером, фетишизируются и принимаются безоговорочно даже в случае их противоречия здравому смыслу» [158, с. 4].
Таким образом, проблема соотношения номотетического и идеографического подходов в психологических исследованиях является до сих пор не решенной и чрезвычайно актуальной.

Источник: Матяш Н. В., Павлова Т. А. Актуальные проблемы теории и практики современной психологии: монография / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. — 124 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.