Макеева Мария Дмитриевна магистрант Ожигова Людмила Николаевна д-р психол. наук, профессор ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» г. Краснодар, Краснодарский край
МОТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Аннотация: в статье обсуждается проблема изменения мотивации личности студентов, находящихся на разных этапах обучения и обучающихся на гуманитарном и естественно-научном направлениях. По результатам диагностики мотивации личности к профессии у студентов 1 и 3 курсов, обучающихся по направлению «Психология» и направлению «Химия и высокие технологии», выявлены различия в мотивации к получению образования. Студенты-психологи больше ориентированы на овладение профессией, а химики - на получение диплома. Ключевые слова: мотивация личности, потребности, профессиональное обучение, образование в вузе, профессиональное образование. В связи с мобильностью социально-экономических условий в стране, кризисным состоянием ряда экономических рынков и профессий в условиях пандемии COVID-19 все острее возникает проблема изучения внешних и внутренних переменных, обеспечивающих профессиональное образование в вузе. Студент приходит в вуз уже с определенной образовательной, профессиональной или личностной мотивацией, которая в ходе обучения может оставаться статичной или корректироваться в процессе обучения. Именно мотивация личности определяет успешность и качество профессионального становления будущего специалиста. «Мотивация определяет содержательную избирательность в учебной деятельности. Для обеспечения эффективности обучения необходимо, чтобы особенности построения и организации учебного процесса на разных этапах образования отвечали мотивационной сфере студента» [3]. Проблема мотивации и мотивов является ключевой в психологии, ей посвящено не поддающееся учёту количество публикаций и среди них - монографии российских авторов: В.Г. Асеева, С.Л. Рубинштейна, В.Н. Мясищева; а также зарубежных авторов: А.Г. Маслоу, К. Халла. Большинство исследователи отмечают, что понятие мотивации связано с понятием потребность. Потребность - это положение нужды человека или животного в конкретных обстоятельствах, которых им так не хватает до стандартного существования и развития. Потребность равно как состояние личности постоянно связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, сопряженного с недостатком того, что необходимо организму (личности). Потребность определяет энергетический (организмический) потенциал мотивации. Мотивация - это побудительная основа психической жизни человека, совокупность причин психологического характера, определяющих активность поведения человека. В.Г. Асеев анализирует мотивацию посредством представления понятия важности. Согласно его мнению, под мотивацией понимается детерминация поведения в целом. Мотивация включает в себя все виды побуждений - мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, установки или диспозиции и т. д. [1, с. 7]. С.Л. Рубинштейн понимал под мотивацией опосредованную процессом ее отражения субъективную детерминацию поведения человека миром или через психику реализующуюся детерминацию [11, с. 370]. В.Н. Мясищев отмечает, что личность наиболее полно раскрывается в том, что для нее значимее, к чему она стремится. Личность ярко проявляется в критические моменты, особенно при решении жизненно важных для нее задач [8, с. 71]. А.Г. Маслоу исходил из того, что мотивация непрерывна, бесконечна и изменчива, она является универсальной характеристикой практически любого организмического состояния. Единственным надежным основанием для построения теории мотивации является классификация неосязаемых целей и потребностей человека. К. Халл представил свою теорию S-R, то есть стимула-реакции. Он считал, что человек сам поддерживает свое внутреннее состояние. Изменения во внутреннем состоянии ведут к какой-либо реакции. Итак, мотивация - данное единое наименование для действий, методов, средств, побуждения обучающихся к познавательной деятельности, инициативному изучению содержания образования. Мотивация базируется в темах, под какими имеются в виду определенные побуждения, стимулы, принуждающие человека действовать и совершать поступки [5]. Развитие мотивов у личности как правило подразумевает усвоение социального опыта, индивидуальный персональный опыт, его понимание, позитивные достижения в данной деятельности, хорошее отношение социального окружения к данной деятельности (этому поведению). Вопрос исследования мотивации к обучению у студента является актуальным как для самой личности, так и для образовательной системы. Мотивы считаются двигающими силами процесса обучения и освоения использованного материала, поэтому исследование мотивации личности студента к обучению находится в фокусе внимания психологов и педагогов. Учебная деятельность включает в себя множество возможностей для студента, чтобы добиться более высокого уровня достижений. Следовательно, личности, обладающие развитым мотивом творческого достижения, должны получать большее удовлетворение от учебы, прилагать еще больше усилий в процессе профессиональной подготовки. Это позволит достичь более высоких результатов, повысить успеваемость учащегося [9]. В исследовании А.Р. Халфиевой, где автор проводила сравнительный анализ познавательных состояний и мотивационной структуры студентов 2 и 4 курсов, выявлено, что в ходе учебного занятия студенты испытывают одинаковые познавательные состояния размышления и задумчивости, в то время как мотивации достижения и избегания неудач у студентов 4 курса выше, чем у 2. Учебно-профессиональная мотивация складывается из оценки студентами различных аспектов учебного процесса, его содержания, форм, способов организации с точки зрения их личных индивидуальных потребностей и целей, которые могут совпадать или не совпадать с целями обучения. Необходимо создать механизм повышения мотивации обучения - это совокупность методов и приёмов воздействия на студента со стороны преподавателя, которые побуждали бы студентов к определённому поведению в процессе обучения для достижения целей обучения, основанных на необходимости удовлетворения личных потребностей студентов [3]. Итак, мотивация к учебе довольно сложной и неоднозначный процесс изменения отношения личности как к отдельной дисциплине исследования, так и к целому учебному процессу. В свою очередь преподаватель, ориентируясь на образовательные приоритеты личности студента, может выстраивать свои психолого-педагогические стратегии с большей эффективностью, если имеет представление об этих приоритетах. Таким образом, цель нашего исследования - изучение мотивации в вузе у студентов разных профессиональных направлений (гуманитарного и естественно-научного) на разных этапах обучения (1 и 3 курс). Выборку составили 77 студентов в возрасте 18-22 года. Среди них: 1 курс - 25 человек - психологи, и 25 человек - студенты факультета химии и высоких технологий; 3 курс - 11 психологов и 11 студентов факультета химии и высоких технологий. Экспериментальной базой выступил один из классических университетов г. Краснодара. Методика «Мотивация обучения в вузе» исследования предложена Т.И. Ильиной. В ней имеются три шкалы: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). В ходе полученных результатов, выявлено, что студенты 1 курса психологи в большей степени ориентированы на «приобретение знаний» - 60,5%, «овладение профессией» - 60%, «получение диплома» - 46,4%. А студенты 1 курса, химики, считают приоритетным «приобретение знаний» - 54,6%, «получение диплома» - 47%, «овладение профессией» - 44%. К 3 курсу складывается такая картина: студенты психологи ориентированы - «приобретение знаний» - 54,1%, «овладение профессией» - 44,5%, «получение диплома» - 38,1%. У химиков 3 курс химики - «приобретение знаний» - 67%, «получение диплома» - 65%, «овладение профессией» - 45%. Итак, судя по результаты можно сделать вывод, что на первом курсе у психологов все три шкалы намного выше, чем на третьем курсе. Возможно, первокурсники больше заинтересованы в учебном процессе, чем третьем курс. Но иерархия шкал остается прежней. А результаты опроса студентов-химиков, наоборот, иллюстрируют, что мотивация в обучении на первом курсе ниже, чем на третьем. Очевидно, что интерес в обучении растет. Так же сохранилась иерархия шкал. Таким образом, можно сказать, что у психологов мотивация в обучении снижается, а у химиков, наоборот, возрастает. Если сравнить студентов - химиков и психологов - между собой, то оказалось, что: - по шкале «приобретение знаний» у 1 курса разница составила 22,6 баллов (5,9%) в пользу психологов. Эта разница относительно не большая, но все-таки указывает на то, что не все студенты химики заинтересованы в получении знаний. А вот у 3 курса разница составила 12,9% в пользу химиков, что может говорить о том, что к третьему курсу студенты-химики более осознанно и ответственно стали подходить к получаемым знаниям; - по шкале «овладение профессией» у 1 курса разница составила 16% в пользу психологов, а на 3 курсе всего лишь 0,5%. Таким образом, можно сделать вывод, о том, что на первом курсе студентам-химикам может не хватать достаточной мотивации; - по шкале «получение диплома» на 1 курсе с результатом всего 0,6% опережают студенты-химики. На 3 курсе дела обстоят так, что студенты- химики увеличивают разницу до 26,9%. Это может говорить о том, что студенты-химики больше заинтересованы в получении диплома, чем студенты-психологи. Таким образом, можно сделать вывод о том, что приобретение знаний для первокурсников студентов факультета химии и высоких технологий важны, но скорее всего им не хватает мотивации. Можно предположить, что это связанно с малым количеством профильных научных дисциплин, так как на 3 курсе у студентов-химиков появляется большая мотивация для изучения и приобретения знаний. А у студентов-психологов этот показатель снизился к 3 курсу, что может свидетельствовать о том, что мотивация к приобретению знаний снизилась. Интерпретация этого результата требует дальнейшего изучения. Так же овладение профессией доминирует у студентов психологического факультета, пусть разница не большая, но все же присутствует. Возможно, заинтересованность в мотивации овладение профессией у психологов связанно с более специфичной (помогающей) ориентацией личности в профессии. А вот, получение диплома преобладает у представителей естественнонаучной направленности (химиков). Студенты гуманитарной направленности (психология) на первом курсе тоже заинтересованы в этом, что, скорее всего, связанно с тем, что в данное время при устройстве на работу требуется подтверждение о высшем образовании. То есть наличие диплома - это одна из важных мотиваций для студентов обоих факультетов, так как в современной профессиональной среде отсутствует понятие «молодой специалист», а работодатель чаще всего хотел бы видеть сотрудника с дипломом и опытом. Таким образом, мотивация в обучении на 1 курсе у психологов выше, чем на 3 курсе. Мотивация химиков на 1 курсе, наоборот, ниже, чем на 3. В приобретении знаний все студенты заинтересованы примерно одинаково. Небольшие различия связаны с тем, что овладением профессией преимущественно заинтересованы больше психологи, а химики - в получении диплома.
Список литературы 1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. - М.: Мысль, 1976. - 7 с. 2. Вербицкий А.А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении / А. А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева // Вопросы психологии. - 1997. - №3. - С. 12-22. 3. Лаврентьева И.В. Выявление учебно-профессиональной мотивации в процессе обучения в вузе (на материале тестирования студентов-дефектологов 1-3 курсов) / И.В. Лаврентьева, К.М. Игнатенко // Молодой ученый. - 2015. - №6. - С. 778-783. 4. Мясищев В.Н. Личность и неврозы / В.Н. Мясищев. - Ленинград: Изд-во Ленингр. унта, 1960. - 426 с. 5. Пахомова Л.Ю. Психологические условия развития мотивационной готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности в образовательном пространстве вуза: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2011. - 189 с. 6. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков. - М.: УРАО, 2002. - 160 с.; С. 108-110. 7. Рубинштейн С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн // Методические и теоретические проблемы психологии. - 1969. - С. 348-374. 8. Халфиева А.Р. Исследование познавательных состояний и мотивационной структуры личности студентов в процессе учебного занятия // Материалы съезда Российского психологического общества Т. 2. / сост. Л.В. Артищева; под ред. А.О. Прохорова, Л.М. Попова, Л.Ф. Баяновой [и др.]. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. -С. 331-333. 9. Юрьева О.В. Профессиональная мотивация как фактор успешного обучения студентов в вузе / О.В. Юрьева, А.Р. Хазиев // Вопросы экономики и права. - 2015ю - №6. - С. 69-73.
Источник: Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 мая 2020 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. - 180 с. |