На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Понятие личности в психологии, её структура
Понятие личности в психологии, её структура
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Основные термины:
Общие: субъект, индивид, личность, индивидуальность, свойства личности, состояние, процессы, уровень притязаний и уровень ожиданий личности, самоутверждение личности, самооценка, социализация, образ «Я», отклоняющееся поведение.
Деятельность в психологии: деятельность, сознание, поведение.
Мотивы и мотивация поведения: направленность личности: интересы, стремления, убеждения, установки и стереотипные формы поведения.

Задачи для обучающихся:

1. Систематизируйте теоретические сведения, предоставляемые такими науками, как философия, социология, психология о понятии «личность».
2. Уточните структуру личности с позиции отечественной и зарубежных научных школ в психологии.
3. Сформируйте свою позицию к понятию личности и ее компонентов.
4. Уточните взаимосвязь оценки, самооценки, уровня притязаний и ожиданий личности с процессом формирования личности.
5. Сформируйте общее представление о норме поведения и видах отклоняющегося поведения.
6. Используйте изученный материал для решения практико-ориентированных задач по данному разделу.

Рекомендованная литература для изучения:

Базовые учебники:
1. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.,
2010. – 432с.
Основная литература:
2. Немов Р.С. Общая психология – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2014. – 583 с.
Дополнительная литература:
4. Анастази А.Л. Психологическое тестирование. – М., 1982.
5. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1988.
6. Введение в психологию / Под. общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.
7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 1988.
8. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. – М., 1992.
9. Дерябин. В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность. – Ленинград, 1980.
10. Клейберт Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001.
11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1983.
12. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. – М., 1975.
13. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия по психологии. / Под. ред. Гиппенрейтер. Ю.Б. – М., 2000.
14. Психология личности в трудах зарубежных психологов. М., 1987.
15. Христенко. В.Е. Психология жертвы. – Харьков, 2001.

Контрольные вопросы по изученной теме:

1. Дайте общераспространенное толкование понятия «личность» в психологии.
2. Каким образом взаимосвязано изучение психики с изучением личности?
3. Какие компоненты входят в структуру личности?
4. Раскройте суть понимания личности отечественными психологами (С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, В.Н. Мясищев).
5. Дайте краткую характеристику личности с точки зрения различных зарубежных научных школ в психологии и отдельных ее представителей: функционализм (У. Джемс), фрейдизм, аналитическая психология (К. Юнг).
6. Что такое «установки и стереотипные формы поведения личности»?
7. Каким образом взаимосвязаны теории мотивации и личности в психологии?
8. Что такое «уровень притязаний» и «уровень ожиданий личности»? Почему это важно учитывать, когда речь идет о личности?
9. Что такое «отклоняющееся поведение»?
10. Дайте краткую характеристику видов отклоняющегося поведения личности.

Практические задания по изученному тематическому разделу:

Задание № 1. Составьте словесную паутину по теме «Структура личности». Основание для составления паутины – отечественная научная школа.
Задание № 2. Систематизируйте теоретические сведения по проблеме «Личность в понимании зарубежных психологов» в виде таблицы (см. табл. 7).
Таблица 7
Личность в понимании зарубежных психологов
Научная    Суть трактовки                            Ваше мнение


школа

личности

В какой сфере производства эта трактовка актуальна?

Каким образом данная
информация может
быть использована в
вашей деятельности?

Задание № 3. Прочитайте предлагаемую ниже краткую справку теоретического  характера  о  существующих  группах  мотивов,  отражающих  потребно

стную модель личности. Затем ответьте на ряд вопросов в письменной форме, представив убедительные аргументы своей позиции.
Группы мотивов с позиции содержания потребностей личности
В психологической литературе можно встретить классификацию мотивов по различным основаниям. Ниже представлена краткая характеристика мотивов, согласующихся с пирамидой потребностей, разработанной А. Маслоу.

Пирамида потребностей представлена на рисунке.

пирамида потребностей

Пирамида потребностей по А. Маслоу

В соответствии с указанной иерархией потребностей, которые испытывает человек, можно выделить шесть групп мотивов деятельности и поведения.

Группа 1. Мотивы стремления к безопасности выражены главным образом мотивами избегания неприятностей или наказаний. В основе поведения личности лежит сознательное стремление избежать выполнения определенных действий, которые могут повлечь за собой ряд неприятностей или некоторых неудобств для самой личности. Другой вариант действия данных мотивов – сознательное выполнение действий, направленных на минимизацию возможных негативных последствий.
Группа 2. Социальные мотивы представлены:
- Мотивом идентификации. Стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность. Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для детей и молодежи, которые пытаются наследовать других людей в своих действиях.
- Мотивом аффилиации, т.е. стремлением к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремлением к контакту и общению с ними. Часто его обозначают в непосредственной связи с мотивом стремления получить одобрение других людей.
- Мотивом стремления получить высокий социальный статус.
- Мотивом власти.
Группа 3. Общественно-значимые мотивы оперируют следующими мотивами:
- Чувство долга, ответственности перед группой или обществом.
- Осознание значимости собственного труда для общества.
Группа 4. Мотивы самоуважения и самоактуализации включают:
- Мотив самоутверждения (стремление утвердить себя в социуме). Связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием.
- Мотив саморазвития.
- Мотив достижения (стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности). Данный мотив проявляется в выборе личностью сложных заданий и в стремлении их выполнить. Ученые выделяют четыре фактора, влияющие на выбор личностью мотива достижения: 1) значимость достижения успеха; 2) надежда на успех; 3) субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха; 4) субъективные эталоны достижения.
Группа 5. Процессуально-содержательные мотивы основаны на внутренних факторах побуждения личности к активности. Человеку нравится сам процесс и содержание деятельности, в которую он вовлечен.
Группа 6. Эстетический мотив.

Вопросы для обдумывания:

1. Какие мотивы будут ведущими у подростка, входящего в группу сверстников, злоупотребляющих алкогольными напитками, замеченными в мелком хулиганстве и попытках к воровству?
2. Какой мотив или группа мотивов движет личностью, который отличается повышенным уровнем конформности к мнению большинства?
3. Какие мотивы преобладают в поведении человека, если он стремится всё делать правильно, точно и без единого изъяна. Личность испытывает чувство ущемленного самолюбия, если кто-то делает замечания по поводу выполненной им работы?
4. Какие мотивы движут личностью, когда он говорит о том, что он может сделать то же самое, что и другие («Если это смог сделать товарищ Н., то и я это сделать в состоянии хорошо»)?
5. Составьте краткое описание личности, чьим основным мотивом деятельности является процессуальный мотив.
Задание № 4. Проведите самообследование. Определите:
- какой вид мотивации у вас преобладает: мотивация успеха или мотивация боязни неудач (см. приложение 1, тест «МУН»9);
- какие факторы мотивации высоко оцениваются вами как работником, а какие - менее значимые (см. приложение 1, тест «Мотивационный профиль»10).
Согласны ли вы с результатами тестов? Обоснуйте свой ответ.
Задание 5. Проведите самообследование. Определите свой уровень самооценки (см. приложение 1, Методика изучения самооценки с помощью ранжирования11).
9 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. – СПб., 2000. – С. 180-181.
10 Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией: Учеб. пособие для вузов /Пер. с англ, под ред. проф.
Е.А. Климова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 15-26.
11 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. – СПб., 2000. – С. 269-271.
Источник: Игумнова О.В. Основы психологии и педагогики : практикум. – Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2015. – 95 с

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.