Страница 3 из 8
ЗАНЯТИЕ 4.
Тема: "Потребности".
План
- Специфика потребностей ребёнка в условиях приюта и в семье (работа в группах).
- Создание условий для удовлетворения потребностей ребёнка, находящегося на воспитании в приёмной семье.
Краткий ход
- Участников знакомят с основными видами человеческих потребностей:
- физические;
- образовательные;
- эмоциональные;
- этические;
- социальные.
Рассказывается о последствиях неудовлетворения потребностей, главным из которых является нарушение личностного развития.
Участникам предлагается расписать потребности ребёнка, которые удовлетворяются в семье, и которые невозможно удовлетворить в условиях приюта и интерната.
- Знакомство с особенностями удовлетворения потребностей детей на ранних этапах постоянного размещения.
ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ РЕБЁНКА
- Забота о физическом состоянии
Тепло : Кров : Еда : Гигиена : Защита от опасности
Физический контакт : Утешение : Восхищение : Терпение : Признание : Одобрение
Продолжение заботы : Режим : Последовательность правил и контроль : Предсказуемое окружение (среда)
Образовательные возможности игры
- Подготовка к жизни в обществе
Руководство и контроль : Обучение самостоятельности в соответствии с возрастом : Дисциплина в пределах понимания и умственных способностей ребёнка : Ответственность в пределах способности ребёнка её понимать
УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА РАННИХ ЭТАПАХ ПОСТОЯННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ (ИНОГДА ДО ДВУХ ЛЕТ)
- Хорошая ранняя забота, опыт и игра – Это охватывает все аспекты повседневной заботы. Превалирующим в отношении приёмных воспитателей к ребёнку должна быть забота и чёткая посылка на то, что ребёнка принимают и ценят. Определённые моменты дня особенно важны: помощь в том, чтобы встать одеться, подготовиться к школе и проводить в школу, еда и принятие пищи. Предоставляете возможности для игры, как с взрослыми, так и с другими детьми. Включайте игры, создающие беспорядок, и игры с водой, не преследуя никакой другой цели, кроме как удовольствие. Предоставьте личное время перед сном для игры и разговора. Делайте время перед сном спокойным и прочитайте историю. Продолжайте хорошую раннюю заботу неограниченно. Это может привести к проявлению инфантильного поведения. Приёмные воспитатели должны записывать/регистрировать важные наблюдения за игрой.
- Сенсорная работа – Восстановите и укрепите пять чувств, которые, возможно, притупились в результате травматического жизненного опыта – осязание и вкус. Отведите неделю на каждое чувство, продолжайте тренировку на протяжении всей недели.
-
- Кто я есть? – Познакомьте ребёнка и помогите ему работать с книгой "Моя книга обо мне". Одновременно используйте сенсорные упражнения.
-
- Разлука с биологической матерью – Почему меня разлучили? Используйте игрушечные домики, дороги, машины, куклы и игрушечных людей, чтобы представить воспитателей и других взрослых, а также различные перемены и изменения обстоятельств. Используйте кукольные домики, чтобы проиграть всё ещё раз и изучить всё. Используйте блок-схему, чтобы помочь ребёнку понять последовательность перемен и событий. Используйте упражнения со свечами относительно воспитателей, биологических родителей и привязанностей. Специалисты и приёмные воспитатели должны фиксировать и контролировать чувства, которые выражает ребёнок во время упражнений и игры.
-
- Что со мной происходит? – Действительно ли эта семья останется со мной? Если я покапризничаю, прогонят ли они меня? Насколько хорошим мне надо быть, чтобы меня приняли? Помните о поиске внимания, отсутствии концентрации и модели поведения/выживания. Обратите особое внимание на модели привязанности в новой семье. Что необходимо для того, чтобы привязанности развивались?
-
- Работа с историей жизни – Помочь ребёнку понять и жить с травмой их жизни. Развить более полное понимание того, кто они есть, почему они были разлучены и что с ними произойдёт. Используйте ecomap, чтобы показать привязанности. Используйте фотографии важных людей и мест. Изучите чувства, включая фантазии, неправильные представления и вину. Заполните пропуски в "Истории жизни". Используёте лица, выражающие чувства, маски, истории. Сделайте рисунки "Истории жизни". Обсудите то позитивное, что биологическая семья дала ребёнку (саму жизнь, цвет глаз, волосы).
-
- Изучение правовых документов – Показывайте свидетельства о рождении, фотографии рождения, записи о рождении из больницы. Развивайте чувство собственной идентичности.
-
- Чтобы знать свою значимость и развивать осознание своей принадлежности - Я – это кто я есть и это моя семья. Развивайте у ребёнка осознание своей принадлежности к новой семье. Семейные развлечения, фотографии семьи, личные принадлежности и место в новом доме.
|