На главную Работа с родителями Приемная семья Социальная и психологическая помощь приёмной семье.
Социальная и психологическая помощь приёмной семье.
Работа с родителями - Приемная семья

Сирота в дом – счастье в дом.
Помочь сироте, что к Богу прикоснуться.

Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. В Беларуси существует феномен социального сиротства - так называется сиротство при живых родителях. В 2006 году в Республиканском банке данных об усыновлении (удочерении) детей сиротской категории находилось 11995 детей-воспитанников интернатных учреждений, годных по социально-правовому статусу к различным формам семейного устройства. Из них:

621 ребёнок в возрасте от рождения до 2 лет;
647 детей от 3 до 7 лет;
5250 детей от 8 до 12 лет;
5477 подростков от 13 до 18 лет.
За 2005 год белорусскими гражданами было усыновлено 368 детей. В подавляющем большинстве усыновлённые – это дети до 2, от силы до 3 лет. В связи с этим актуальной проблемой является обеспечение детей в возрасте от 3 до 18 лет возможностями семейной адаптации [4].
Конвенция о правах ребенка закрепляет за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в семье. Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы. Актуальной формой устройства "взрослых" детей в семьи является создание приёмных семей.
В конце 80-х годов прошлого века возникла идея создания детских домов семейного типа. Детские дома семейного типа имели некоторые признаки патроната. В их основу был положен принцип семейного воспитания. Представляется, что именно они стали прообразом современной приемной семьи. Приемная семья является самостоятельной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее основу, как показывает практика, составляют супруги, пожелавшие взять чужих детей в семью на воспитание. Как правило, это заботящиеся друг о друге и о своих близких лица, которые осознают свою ответственность за судьбу чужих детей. Они понимают сложность и ответственность своей роли как приемных родителей. Взаимоотношения между приемными родителями, а также между приемными родителями и приемными детьми в будущем могут стать моделью семьи приемного ребенка. В силу этого очень важен подбор приемных родителей.
Оказанием помощи приёмным родителям занимаются многие учреждения и организации. Социально-педагогическая и психологическая служба Центра творчества детей и молодёжи "Ранак" Московского района также оказывает комплексную помощь приёмным семьям. Мы проводим психологическое обследование кандидатов в приёмные родители. Диагностика приемной семьи позволяет выявить проблемы семьи в различных контекстах. Конкретные методы диагностики семейной системы позволяют определить ресурсы семьи для организации заботы, эффективность ее функционирования в процессе приема. Нами составлена программа по обучению лиц, желающих взять ребёнка.
Необходимо отметить, что дети сироты имеют особые депривационные нарушения в развитии. При отсутствии усилий для их компенсации они, как правило, превращаются в стойкие личностные нарушения, влияющие на всю будущую жизнь ребенка. Многим сиротам необходима не просто семья, а родители, обладающие определенными ресурсами для их интеграции в семью и общество, родители, подготовленные к профессиональной работе с ребенком, имеющим депривационные нарушения развития [3]. При этом условия в приёмной семье должны быть отличны от условий сиротских учреждений, в которых ребенок является частью детской группы, а взрослые эмоционально далеки от него. Вне отношений привязанности компенсировать депривационные нарушения и воспитать здорового ребенка практически невозможно. Поэтому задачи программы:
- представить приемным родителям информацию о принципах обеспечения воспитания в приемной семье;
- помочь приемным родителям прояснить их собственные возможности, разобраться с трудностями, возникающими при сотрудничестве с приемными детьми;
- помочь создать атмосферу установления партнерских отношений в группе родителей для осуществления дальнейшей взаимной поддержки и обмена опытом после размещения детей в семьи.

Обучающий курс предназначен для кандидатов в приемные родители; сочетаются формальное (теоретическое) обучение и тренинговые (практические) занятия.
Обучающий курс состоит из 10 занятий продолжительностью по 2,5 часа; всего 25 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Количество человек в группе – 7-10.

Тематический план обучающего курса

Содержание

всего

теор.

практ.

Занятие 1.
Тема: "Приемная семья как форма социальной опеки над ребенком".
- Знакомство участников друг с другом.
- Рассказ о себе
- Какие они приемные родители и что они могут дать детям?
- Почему дети оказываются в приемной семье?
- Вопросы для обсуждения

Занятие 2.
Тема: "Первые месяцы жизни ребенка в семье".
- Введение.
- Детский опыт у каждого разный.
- Чувство потери (беседа).
- Сохранение воспоминаний.
- Завершение.

Занятие 3.
Тема: "Возрастные закономерности психического и социального развития ребенка".
- Период грудного возраста.
- Ребенок в возрасте до 5 лет.
- Ребенок в возрасте до 10 лет.
- Подросток.
- Вопросы для обсуждения.

Занятие 4.
Тема: "Быть приемным родителем – это профессия".
- Введения.
- Сохраняйте идентичность (беседа).
- Как мы воспитываем (беседа).
- Некоторые стратегии воспитания (мозговой штурм).
- Обсуждение.

Занятие 5.
Тема: "Трудное поведение детей и подростков".
- Введение.
- Понимание "трудного" поведения (беседа).
- Проблемы дисциплины (упражнения)
- Завершение.

Занятие 6.
Тема: "Управление "трудным" поведением".
- Введение.
- Как бы вы поступили? (ролевая игра).
- Это живые дети! (создаем правила сами).
- Завершение.

Занятия 7 – 8.
Тема: "Развитие связей: привязанность. Создание доверия".
- Стадии эмоционального развития.
- Значение привязанности.
- Травмы. Разлука.
- Модели привязанности и поведения ребенка.
- пути формирования привязанностей.

Занятие 9.
Тема: "Создание книги истории жизни ребенка. Использование блок-схем".
- Зачем необходима "Книга жизни"?
- Использование блок-схем.
- Способы сбора информации для "Книги жизни".

Занятие 10.
Тема: "Работаем вместе. Чему мы научились".
- Чему мы научились? (обсуждение, анкетирование).
- Становление (дискуссия).
- Завершение (ритуал прощания с группой).

Итого:

2,5

 

 

 

 

2,5

 

 

 

2,5

 

 

 

 

2,5

 

 

 

2,5

 

 

 

2,5

 

 

 

5,0

 

 

 

 

2,5

 

 

 

2,5

 

 

25,0

1,5

 

 

 

 

1,5

 

 

 

2,5

 

 

 

 

1,5

 

 

 

1,5

 

 

 

1,0

 

 

 

2,0

 

 

 

 

1,0

 

 

 

0,5

 

 

13,0

1,0

 

 

 

 

1,0

 

 

 

0

 

 

 

 

1,0

 

 

 

1,0

 

 

 

1,5

 

 

 

3,0

 

 

 

 

1,5

 

 

 

2,0

 

 

12,0

Специалисты СППС центра осуществляют и дальнейшее сопровождение приёмных семей. В 2006 году была разработана программа "Лад". Психологи оказывают различную помощь детям и их родителям в процессе их адаптации друг к другу. А с февраля 2007 года начал свою работу клуб замещающих семей "Гармония", цель которого - гармонизация внутрисемейных отношений. На наш взгляд семейный клуб поможет решать трудные проблемы, связанные с интеграцией детей, с помощью межличностной поддержки и путём совместного решения возникающих задач, а также помочь детям и родителям развить навыки преодоления семейного стресса.
За последнее время в стране удалось достичь значительных позитивных результатов в решении проблем сиротства. Формируется государственная политика по профилактике сиротства, идёт активный законотворческий процесс, направленный на обеспечение защиты прав и законных интересов детей. Тем не менее, существуют факторы, тормозящие развитие института приемных семей. Во-первых, ограничены финансовые ресурсы для оплаты труда приемных родителей, во-вторых, отсутствует необходимый жилищный фонд для предоставления жилплощади приемным семьям, в-третьих, данная форма семейного воспитания недостаточно рекламируется и пропагандируется средствами массовой информации. На наш взгляд необходимо решить данные вопросы, так как приемная семья дает возможность максимально приблизить воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к реальной жизни. Она формирует у детей навыки преодоления трудных жизненных ситуаций, психологическую защиту и правильное поведение при стрессах, а также морально-этическую установку на создание собственной стабильной семьи. Это важно и для некоторых взрослых граждан, прежде всего для тех, кто видит в воспитании детей свое призвание, кто небезразличен к судьбе обездоленных детей и считает, что у него хватит сил, умения и опыта воспитывать чужих детей.

Литература:

1. Дуновски И. Воспитание приёмных детей. - М.: Прогресс, 1980г.
2. Маглыш В.А. Организация и содержание работы с кандидатами в усыновители: Метод. пособ.- Мн.: Мэджик бук, 2005.
3. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей сирот. - М. 2006
4. Поспелова Н.С., Рафальская Е.А. Социальная реклама в сфере семейного устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - Мн. 2006.
5.Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишёнными родительского попечительства: Книга для психологов. –Мн.: Тесей, 1999.

Подготовила: Зав.СППС ЦТДиМ "Ранак"
Вощило Л.А.


 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.