Сирота в дом – счастье в дом. Помочь сироте, что к Богу прикоснуться.
Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. В Беларуси существует феномен социального сиротства - так называется сиротство при живых родителях. В 2006 году в Республиканском банке данных об усыновлении (удочерении) детей сиротской категории находилось 11995 детей-воспитанников интернатных учреждений, годных по социально-правовому статусу к различным формам семейного устройства. Из них:
621 ребёнок в возрасте от рождения до 2 лет; 647 детей от 3 до 7 лет; 5250 детей от 8 до 12 лет; 5477 подростков от 13 до 18 лет. За 2005 год белорусскими гражданами было усыновлено 368 детей. В подавляющем большинстве усыновлённые – это дети до 2, от силы до 3 лет. В связи с этим актуальной проблемой является обеспечение детей в возрасте от 3 до 18 лет возможностями семейной адаптации [4]. Конвенция о правах ребенка закрепляет за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в семье. Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы. Актуальной формой устройства "взрослых" детей в семьи является создание приёмных семей. В конце 80-х годов прошлого века возникла идея создания детских домов семейного типа. Детские дома семейного типа имели некоторые признаки патроната. В их основу был положен принцип семейного воспитания. Представляется, что именно они стали прообразом современной приемной семьи. Приемная семья является самостоятельной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее основу, как показывает практика, составляют супруги, пожелавшие взять чужих детей в семью на воспитание. Как правило, это заботящиеся друг о друге и о своих близких лица, которые осознают свою ответственность за судьбу чужих детей. Они понимают сложность и ответственность своей роли как приемных родителей. Взаимоотношения между приемными родителями, а также между приемными родителями и приемными детьми в будущем могут стать моделью семьи приемного ребенка. В силу этого очень важен подбор приемных родителей. Оказанием помощи приёмным родителям занимаются многие учреждения и организации. Социально-педагогическая и психологическая служба Центра творчества детей и молодёжи "Ранак" Московского района также оказывает комплексную помощь приёмным семьям. Мы проводим психологическое обследование кандидатов в приёмные родители. Диагностика приемной семьи позволяет выявить проблемы семьи в различных контекстах. Конкретные методы диагностики семейной системы позволяют определить ресурсы семьи для организации заботы, эффективность ее функционирования в процессе приема. Нами составлена программа по обучению лиц, желающих взять ребёнка. Необходимо отметить, что дети сироты имеют особые депривационные нарушения в развитии. При отсутствии усилий для их компенсации они, как правило, превращаются в стойкие личностные нарушения, влияющие на всю будущую жизнь ребенка. Многим сиротам необходима не просто семья, а родители, обладающие определенными ресурсами для их интеграции в семью и общество, родители, подготовленные к профессиональной работе с ребенком, имеющим депривационные нарушения развития [3]. При этом условия в приёмной семье должны быть отличны от условий сиротских учреждений, в которых ребенок является частью детской группы, а взрослые эмоционально далеки от него. Вне отношений привязанности компенсировать депривационные нарушения и воспитать здорового ребенка практически невозможно. Поэтому задачи программы: - представить приемным родителям информацию о принципах обеспечения воспитания в приемной семье; - помочь приемным родителям прояснить их собственные возможности, разобраться с трудностями, возникающими при сотрудничестве с приемными детьми; - помочь создать атмосферу установления партнерских отношений в группе родителей для осуществления дальнейшей взаимной поддержки и обмена опытом после размещения детей в семьи. Обучающий курс предназначен для кандидатов в приемные родители; сочетаются формальное (теоретическое) обучение и тренинговые (практические) занятия. Обучающий курс состоит из 10 занятий продолжительностью по 2,5 часа; всего 25 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Количество человек в группе – 7-10.
Тематический план обучающего курса
Содержание
|
всего
|
теор.
|
практ.
|
Занятие 1. Тема: "Приемная семья как форма социальной опеки над ребенком". - Знакомство участников друг с другом. - Рассказ о себе - Какие они приемные родители и что они могут дать детям? - Почему дети оказываются в приемной семье? - Вопросы для обсуждения
Занятие 2. Тема: "Первые месяцы жизни ребенка в семье". - Введение. - Детский опыт у каждого разный. - Чувство потери (беседа). - Сохранение воспоминаний. - Завершение.
Занятие 3. Тема: "Возрастные закономерности психического и социального развития ребенка". - Период грудного возраста. - Ребенок в возрасте до 5 лет. - Ребенок в возрасте до 10 лет. - Подросток. - Вопросы для обсуждения.
Занятие 4. Тема: "Быть приемным родителем – это профессия". - Введения. - Сохраняйте идентичность (беседа). - Как мы воспитываем (беседа). - Некоторые стратегии воспитания (мозговой штурм). - Обсуждение.
Занятие 5. Тема: "Трудное поведение детей и подростков". - Введение. - Понимание "трудного" поведения (беседа). - Проблемы дисциплины (упражнения) - Завершение.
Занятие 6. Тема: "Управление "трудным" поведением". - Введение. - Как бы вы поступили? (ролевая игра). - Это живые дети! (создаем правила сами). - Завершение.
Занятия 7 – 8. Тема: "Развитие связей: привязанность. Создание доверия". - Стадии эмоционального развития. - Значение привязанности. - Травмы. Разлука. - Модели привязанности и поведения ребенка. - пути формирования привязанностей.
Занятие 9. Тема: "Создание книги истории жизни ребенка. Использование блок-схем". - Зачем необходима "Книга жизни"? - Использование блок-схем. - Способы сбора информации для "Книги жизни".
Занятие 10. Тема: "Работаем вместе. Чему мы научились". - Чему мы научились? (обсуждение, анкетирование). - Становление (дискуссия). - Завершение (ритуал прощания с группой).
Итого:
|
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
5,0
2,5
2,5
25,0
|
1,5
1,5
2,5
1,5
1,5
1,0
2,0
1,0
0,5
13,0
|
1,0
1,0
0
1,0
1,0
1,5
3,0
1,5
2,0
12,0
|
Специалисты СППС центра осуществляют и дальнейшее сопровождение приёмных семей. В 2006 году была разработана программа "Лад". Психологи оказывают различную помощь детям и их родителям в процессе их адаптации друг к другу. А с февраля 2007 года начал свою работу клуб замещающих семей "Гармония", цель которого - гармонизация внутрисемейных отношений. На наш взгляд семейный клуб поможет решать трудные проблемы, связанные с интеграцией детей, с помощью межличностной поддержки и путём совместного решения возникающих задач, а также помочь детям и родителям развить навыки преодоления семейного стресса. За последнее время в стране удалось достичь значительных позитивных результатов в решении проблем сиротства. Формируется государственная политика по профилактике сиротства, идёт активный законотворческий процесс, направленный на обеспечение защиты прав и законных интересов детей. Тем не менее, существуют факторы, тормозящие развитие института приемных семей. Во-первых, ограничены финансовые ресурсы для оплаты труда приемных родителей, во-вторых, отсутствует необходимый жилищный фонд для предоставления жилплощади приемным семьям, в-третьих, данная форма семейного воспитания недостаточно рекламируется и пропагандируется средствами массовой информации. На наш взгляд необходимо решить данные вопросы, так как приемная семья дает возможность максимально приблизить воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к реальной жизни. Она формирует у детей навыки преодоления трудных жизненных ситуаций, психологическую защиту и правильное поведение при стрессах, а также морально-этическую установку на создание собственной стабильной семьи. Это важно и для некоторых взрослых граждан, прежде всего для тех, кто видит в воспитании детей свое призвание, кто небезразличен к судьбе обездоленных детей и считает, что у него хватит сил, умения и опыта воспитывать чужих детей.
Литература:
1. Дуновски И. Воспитание приёмных детей. - М.: Прогресс, 1980г. 2. Маглыш В.А. Организация и содержание работы с кандидатами в усыновители: Метод. пособ.- Мн.: Мэджик бук, 2005. 3. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей сирот. - М. 2006 4. Поспелова Н.С., Рафальская Е.А. Социальная реклама в сфере семейного устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - Мн. 2006. 5.Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишёнными родительского попечительства: Книга для психологов. –Мн.: Тесей, 1999.
Подготовила: Зав.СППС ЦТДиМ "Ранак" Вощило Л.А.
|