Социально-психологическая помощь семье
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Социально-психологическая помощь семье
Типологизация семей
Семья как объект исследования
Модели помощи неблагополучной семье. Основные на-правления коррекционной работы с семьёй
Психологическая поддержка ребенка в семье
Психолого-педагогический портрет семьи, воспитывающей ребенка с особенностями психофизического развития
Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ОПФР
Все страницы

Семья как фактор социализации, субъект воспитания личности ребенка

Семья является важнейшим фактором социализации, субъектом воспитания и условием саморазвития ребенка. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия, открывает для себя мир человеческих отношений, становится субъектом самовоспитания.
В современной литературе семья определяется как малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях, объединенная общностью быта и ведения хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей.

Семья как первичная группа отличается следующими признаками:

  • Её влияние на любого члена семьи первично как во времени, так и по содержанию.
  • Семья формирует личность в целом, а вторичные группы (детский сад, школа, компании друзей, армия и т.д.) воздействуют на неё лишь в незначительной степени.
  • Семья представляет собой ассоциацию, которая сама себя воспроизводит.
  • Члены семьи находятся в постоянной взаимозависимости, поэтому любое изменение поведения одного из них влечет за собой изменения в поведении остальных.
  • Семья, как маленькое независимое государство, имеет свои тщательно охраняемые и обороняемые границы, т.е. представляет собой относительно тесную, ограничивающую себя определенными пределами единицу.
  • Она удовлетворяет жизненно важные потребности людей, в том числе те, которые не может удовлетворить вторичная группа.

Характеризуя семью, можно выделить следующие элементы:

  • Структура семьи:

- супружеская подсистема (отношения между супругами);
- родительская подсистема (связана с функцией ухода за детьми);
- детская подсистема (её образуют братья и сестры).

  • Правила и нормы семьи. Положение каждого члена в семье. Кому принадлежит главенствующая роль в семье? Гласные и негласные правила в семье. Роли членов семьи.
  • Внешние границы семьи, степень открытости семьи.
  • Динамика, история развития семьи. Семейные истории и традиции.
  • Общий культурный уровень, идеология семьи, семейные ценности, мифы.

Важнейшие функции семьи в обществе:

  • функция общения (она возникает еще до образования семьи);
  • функция организации быта и ведения хозяйства;
  • функция поддержания физических и духовных сил, создание условий для полноценного развития каждого члена семьи;
  • функция создания условий для полноценного развития каждого члена семьи;
  • функция создания условий для профессиональной деятельности, творческой работоспособности субъектов индивидуально-трудовой деятельности;
  • функция организации досуга;
  • функция создания гармонии интимных отношений супругов;
  • функция продолжения рода (в биологическом и духовно-нравственном смысле): рождение и воспитание детей.

Семейное воспитание - целенаправленная, управляемая и открытая система взаимодействий взрослых и детей, основанных на специфике семьи, в течение которых происходит освоение социального опыта и культуры, формирование его мотивов, ценностей, способов поведения, становление ребенка как субъекта собственной жизни.
Специфика семейного воспитания:
1. Семейное воспитание является изначальным звеном в системе воспитания человека.
2. Семейное воспитание характеризуется непрерывностью, широким временным диапазоном.
3. Семейное воспитание дает возможность укреплять связи поколений, обеспечивать преемственность прошлого, настоящего и будущего.
4. В семье есть возможность глубокого и систематического изучения и учета индивидуальных особенностей ребенка.
5. Семейное воспитание органически сливается со всей жизнедеятельностью семьи. Здесь ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности.
6. Семейное воспитание неформально, оно основывается на положительных традициях, обычаях, привычках, правах, укладе жизни, родословной семьи.
7. Семейное воспитание по природе своей основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви.
Современные исследователи указывают, что на семью и, соответственно, на семейное воспитание, влияют новые политические, социально-экономические и экологические условия, проявление которых характеризуется так:
а) значительное улучшение материально-бытовых условий одной категории семей и резкое ухудшение второй, что привело к социальной и межсемейной напряженности;
б) рост социальной тревожности, неуверенности, безразличия, агрессивности, жестокости, криминализации сознания и поведения большого числа взрослых и детей;
в) изменение ценностных ориентаций, стандартов, норм и правил подрастающих поколений, исчезновение из характера определенной категории родителей и детей таких качеств, как уживчивость, сострадание, скромность, бескорыстие, прямодушие.
г) ухудшение физического и психического здоровья, рост хронических заболеваний взрослых и детей и др.
Внутренние (внутрисемейные) факторы, которые оказывают положительное или отрицательное влияние на семейное воспитание, нередко зависит от внешних, взаимосвязаны и взаимодействуют с ними. Среди этих факторов выделяются:
- жилищные и материально-бытовые условия семьи;
- структура семьи и количество её членов;
- наличие в семье обоих родителей – отца и матери;
- выполнение родителями функции отцовства и материнства;
- отношение родителей с детьми;
- моральный и эмоциональный, психологический климат семьи;
- образ жизни семьи, её уклад, традиции;
- трудовой характер семьи, содержание деятельности родителей;
- авторитет родителей, их личный пример;
- культурно-образовательный уровень членов семьи;
- уровень педагогической и психологической культуры родителей;
- культура общения в семье и т.д.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.