На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Социально-психологическая помощь семье - Семья как объект исследования
Социально-психологическая помощь семье - Семья как объект исследования
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Социально-психологическая помощь семье
Типологизация семей
Семья как объект исследования
Модели помощи неблагополучной семье. Основные на-правления коррекционной работы с семьёй
Психологическая поддержка ребенка в семье
Психолого-педагогический портрет семьи, воспитывающей ребенка с особенностями психофизического развития
Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ОПФР
Все страницы

Семья как объект исследования

Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Исследование включает два основных процесса:
а) получение и сбор информации;
б) методы её обработки.
Теоретические методы исследования используются при изучении письменных источников и при проектировании практики. Основные теоретические методы исследования: анализ, синтез, классификация, сравнение, абстрагирование, идеализация, схематизация, моделирование и т.д. В качестве теоретических методов исследования применяются целые теории.
Эмпирические методы связаны с действиями исследователя, направленными на преобразование практики, а также с познанием практики посредством совершения действий с самими исследуемыми. К практическим методам исследования относят все виды экспериментов (констатирующих, формирующих), а также наблюдение, опрос, тест, интервью, беседа, изучение продуктов деятельности, сочинение, ролевые игры и т.д.
Основные виды исследований: научные и прикладные.
Прикладные исследования по проблеме "Семья" могут быть 4-х видов:
1. Диагностические исследования, которые помогают сориентироваться в проблеме, обнаружить противоречие и тенденции какого-либо явления, процесса. Кроме того, это может быть диагностика результатов целенаправленных действий, их эффективности.
Примером такого рода диагностических исследований могут быть исследования:
- социально-демографические характеристики семьи;
- материально-бытовые условия семьи;
- соблюдение прав ребенка в семье;
- эмоциональное благополучие – неблагополучие детей в семейной сфере;
- содержание и стиль общения родителей и детей;
- организация и содержание семейного досуга;
- отношение детей к семейной общности, к родителям;
- формы и методы наказания и поощрения детей в семье;
- проблемы – трудности родителей во взаимодействии с детьми;
- удовлетворенность родителей условиями обучения и воспитания ребенка в школе и т.д.
Задачи создания целостной системы мониторинга качества образования требуют системности и организованности диагностических исследований семьи и семейного воспитания, взаимодействие семьи и школы, результативности этого взаимодействия.
2. Поисково-рефлексивные исследования. Такие исследования предполагают установление обратной связи (например, между педагогом-психологом, социальным педагогом и родителями, между детьми и родителями, между учителем и родителями и др.) для налаживания общения, позволяющего обмениваться мнениями, знаниями, сомнениями, информацией и т.д. Важно, что сама ситуация поиска в таком поиске стимулирует активность людей. Исследование становится способом актуализации самопознания и саморазвития, так как сопоставление точек зрения позволяет человеку по-новому осмыслять свою позицию.
Примеры в работе с детьми:
Опросники: "За что родители нами недовольны?", "Знаем ли мы своих родителей?".
В работе с родителями:
Опросники: "Какие мы воспитатели?", "Герб семьи", "Характеристика моего ребенка" и д.р.
3. Проектировочные исследования. Такие исследования осуществляются посредством моделирования, проектирования, формирующего эксперимента.
Например: Программа совместной деятельности педагогических коллективов школы и детского дошкольного учреждения "Преемственность во взаимодействии с родителями". Проект-программа работы с родителями "В школу – с радостью". Проект-программа оптимизации семейных отношений "Семейные тайны". Проект-программа повышение родительской эффективности "Вместе учимся, отдыхаем, живем" и т.д.
4. Эмоционально-установочные исследования – эти исследования носят вспомогательный характер, помогают создать настрой на размышления и работу, актуализируют определенную тему, способствуют включению в разговор.
Пример: обращение к родителям с вопросом: "Кто считает, что детям нужны дети?", "Поднимите руку, кто в детстве ни разу не нарушил родительского запрета?" и т.д.

Психологические критерии неблагополучия семьи.

  • Низкий уровень автономии членов семьи.
  • Недифференцированность членов семьи, преобладание понятия "МЫ" над понятием "Я".
  • Закрытие границы семьи с окружающим миром.
  • Ригидность норм и правил, стереотипность поведения.
  • Низкий уровень эмоциональной поддержки членов семьи.

При изучении семьи и её проблем используют шестиуровневую модель диагностики семейной системы:
Уровень 1. Проблемы с внешним социальным окружением.
Этот уровень рассматривает проблемы семьи в контексте социальных связей (занятия в школе, работа членов семьи, жилищные условия, доходы, отношения с друзьями, соседями и т.д.) Это область социальной работы.
Уровень 2. Проблемы в семейной системе.
На этом уровне рассматриваются проблемы семьи как естественной группы. Акцент делается не на индивидуальных характеристиках членов семьи, а на их взаимодействиях и структурных особенностях семейной организации.
Уровень 3. Когнитивные и поведенческие проблемы.
Они охватывают нарушения или трудности в области эмоций, когнитивных функций или поведения, объясняемые с позиции теории обучения, например, низкая самооценка, неразвитость социальных навыков, отставание в учении. Основными видами помощи здесь являются поведенческая и когнитивная терапия.
Уровень 4. Эмоциональные конфликты.
Для данного уровня наиболее частым диагнозом являются "невроз", "невротический конфликт". Эмоциональные расстройства имеют как осознаваемую, так и неосознаваемую основу.
Уровень 5. Нарушения развития и личностные расстройства.
На этом уровне формируются длительные и глубинные свойства личности и отклонения в её развитии. Это касается темперамента, характера, нарушений и специфических аномалий развития. Гипотезы этого уровня в меньшей степени оптимистичны и требуют длительной психотерапии.
Уровень 6. Биологические нарушения.
В семье имеется ребенок с особенностями психофизического развития, члены семьи имеют инвалидность или тяжелые заболевания.
Полезную информацию о семье или о некоторых аспектах её жизнедеятельности психолог может получить во время проведения психологической консультации, от классных руководителей, социального педагога, учителей-предметников, медицинских работников, родственников. В вопросах психологической диагностики семьи актуальной является проблема взаимодействия психолога с педагогическим коллективом школы, дошкольными учреждениями, государственными и общественными институтами.
При сравнении внешней и внутренней информации о семье нередки противоречия. Для повышения надёжности внешнего наблюдения разрабатываются стандартные схемы наблюдения, в которых пробуют раскрыть постоянные, повторяющиеся или характерные для семейного взаимодействия моменты семейной жизни. Основным способом получения субъективных данных о семье является самонаблюдение членов семьи. Обычно они имеют соответствующее их самоконцепциям объяснение отношений.
Чтобы расширить свойственное им понимание семьи, психолог, исследующий семью, предлагает более подробные схемы самонаблюдения, метафорически интерпретирует наблюдаемую картину отношений и изучает реакции на свои интерпретации. Данные внешнего и внутреннего наблюдения могут дополнять друг друга. Заметные их различия позволяют выдвигать гипотезы, объясняющие отношения в семье, и предусматривать дальнейшую стратегию познания семьи.

Организация работы по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, в учреждениях образования

Предлагаем вашему вниманию основные рекомендации по использованию в работе инструкции "О порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите".
К несовершеннолетним, нуждающимся в государственной защите, относятся:
1. Несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей.
2. Несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении.
К несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, относятся несовершеннолетние:
- у которых умерли оба или единственный родитель;
- которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишения родителей родительских прав;
- отобранные у родителей без лишения родительских прав;
- чьи родители признаны недееспособными;
- чьи родители признаны безвестно отсутствующими;
- чьи родители объявлены умершими;
- чьи родители находятся в розыске;
- чьи родители вследствие болезни не выполняют родительских обязанностей;
- чьи родители находятся в местах содержания под стражей, отбывания наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, ограничения свободы, ареста;
- оставленные родителями в организациях здравоохранения, а также вследствие их подкидывания;
- чьи родители отказались от их воспитания и др. (в установленном законом порядке).
К несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся несовершеннолетние, которые:
- воспитываются в семье, где родители или другие их законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми;
- вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия;
- являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;
- пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф;
- оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях.
Процесс выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, рассматривается как комплекс профессиональных действий органов, учреждений и иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия.
Основные задачи деятельности по выявлению и учету несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите:
1. Выявление и устранение причин и условий, приводящих к нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних.
2. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений или иных антиобщественных действий несовершеннолетних.
3. Оказание социально-психолого-педагогической и медицинской помощи несовершеннолетним.
4. Реабилитация несовершеннолетних, являющихся жертвами насилия, военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф.
Органы, осуществляющие выявление несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите:
1. Органы опеки и попечительства.
2. Комиссии по делам несовершеннолетних, управления (комитеты) и отделы образования, здравоохранения местных исполнительных и распорядительных органов.
3. Органы по труду и социальной защите.
4. Органы внутренних дел.
5. Отделы записи актов гражданского состояния.
6. Иные органы, учреждения и организации в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Основные направления деятельности учреждения образования по выявлению и учету несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении:
1. Обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетних.
2. Анализ участия родителей в жизнедеятельности учреждений образования.
3. Анализ обращений близких родственников, соседей, других граждан.
4. Учет посещения несовершеннолетними учреждений образования.
5. Выявление несовершеннолетних, не получающих общего базового образования.
6. Учет и анализ совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений.
7. Контроль за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними.
Учреждения образования информируют:
- управления (отделы) образования и комиссии по делам несовершеннолетних местных исполнительных и распорядительных органов о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- управления (отделы) образования местных исполнительных и распорядительных органов о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей (в течение суток);
Учреждения образования проводят воспитательно-профилактическую работу с несовершеннолетними, их родителями.
Учет несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, ведут органы опеки и попечительства:
- учет несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей (управления, отделы образования);
- учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (комиссии по делам несовершеннолетних).
Учреждения образования обладают правом пользования банком данных о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите.
Несовершеннолетние могут быть сняты с учета в комиссии по делам несовершеннолетних решением местного исполнительного и распорядительного органа. Основанием для снятия является выполнение межведомственного индивидуального плана защиты прав несовершеннолетнего.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.