Страница 6 из 7
Психолого-педагогический портрет семьи, воспитывающей ребенка с особенностями психофизического развития
В идеале семья – это место, где человек может чувствовать себя абсолютно защищенным и любимым, несмотря ни на что. Особое значение это имеет для детей с особенностями психофизического развития. Именно для них семья является первым институтом социализации, активно воздействующим на формирование особенностей личности. Поэтому очень важно, чтобы в семье сложились благоприятные условия и доброжелательные отношения. Воспитывать и обучать всякого ребенка трудно. Трудности резко возрастают, если у ребенка имеются те или иные отклонения в развитии. И часто родители не знают, как помочь ребенку в плане коррекции имеющегося недостатка, и что не менее важно, как помочь себе и своей семье преодолеть психологические проблемы. Поэтому в систему социально-психологической помощи необходимо включать набор услуг не только детям, но и их родителям. Процесс реабилитации родителей требует специального обсуждения, где на первый план должны выноситься вопросы отношения родителей к факту наличия ребенка с особенностями психофизического развития в семье и психологической помощи в построении этих отношений. Для решения данных вопросов необходимо, в первую очередь, определить, на каком этапе процесса адаптации находится семья. Большинство исследователей фиксируют пять основных психологических реакций: шок, отрицание, агрессия, депрессия, принятие. Сам факт рождения ребенка с отклонениями в развитии всегда вызывает у родителей глубокие переживания, шок, а часть из них воспринимает такое событие как полное крушение надежд. Например, сообщение об умственной отсталости ребенка у 65,7% матерей вызвало острые эмоциональные расстройства, суицидальные намерения. Для второй стадии – стадии отрицания, характерно несогласие, неверие, отрицание очевидного. Родители отказываются от обследования ребенка и проведения каких-либо корригирующих мероприятий. Для данного периода характерны две стратегии родительского поведения: "врачебный супермаркет" (обращение к различным знахарям и целителям, бесчисленному количеству разных специалистов) и "поиск чудесного исцеления" (обращение к Богу с просьбой об исцелении). Далее наступает период агрессии, который длится недолго, но носит взрывоопасный характер. Родители обрушивают свой гнев на всех окружающих, на тех, кто еще вчера лечил, учил их ребенка. В семье растет напряженность, ухудшается социально-психологический климат. Период депрессии характеризуется наличием тревожного компонента, не утихающей боли от осознания неполноценности родного человека. В этот период наблюдается "фаза скорби" — скорби по желанному здоровому ребенку. Стадия принятия характеризуется социально-психологической адаптацией всех членов семьи. Родители в состоянии правильно оценивать ситуацию, устанавливать адекватные эмоциональные контакты со специалистами и разумно следовать их советам. Показателями адаптации являются такие признаки, как уменьшение чувства печали, усиление интереса к окружающему миру, появление готовности активно решать проблемы с ориентацией на будущее. Следует отметить, что все перечисленные стадии не располагаются в строгом порядке и могут менять очередность. Чаще всего на проживание данных периодов уходит от полугода до 2-3 лет. В зависимости от дефекта ребенка могут потребоваться знания и опыт различных специалистов и результат этой помощи зависит от множества факторов, объективных (уровень развития психодиагностики, подготовленность специалистов) и субъективных. К последним можно отнести личностные и интеллектуальные особенности родителей, предубеждения и ожидания, с которыми они приходят на консультацию, их эмоциональное состояние в этот момент. Поэтому работа по оказанию помощи должна быть направлена в первую очередь на создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с проблемами в развитии, вооружение родителей знаниями по возрастной и специальной психологии. При этом целесообразно решать следующие задачи: - формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности; - развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению; - формирование позитивных установок в сознании родителей; - оптимизация родительско-детских отношений; - гармонизация супружеских отношений; - совершенствование коммуникативных форм поведения; - формирование навыков адекватного общения с окружающим миром. Решать данные задачи можно как традиционными, так и нетрадиционными средствами коррекции. Наиболее распространенные (традиционные) – это игра, учеба, труд, внеклассная работа, общественно полезная деятельность, режим, лечебно-профилактические мероприятия (сбалансированное питание, витаминизация, закаливание, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение) и др. В последнее время приобретают популярность такие (нетрадиционные) средства коррекции, как сенсорный и психомоторный тренинг, леготека (лего – игры конструктивного содержания), ароматерапия, арттерапия (лечение искусством, включающее в себя музыкотерапию, изотерапию и др.), натуротерапия (лечение природой), кинезиотерапия (лечение или коррекция средствами движения). Эти направления работы могут использоваться как в комплексе, так и по отдельности. Каждое занятие может содержать несколько этапов работы:
- Разминка. На этом этапе идет подготовка к психологической работе. Для этой цели используются специальные психогимнастические упражнения, направленные на создание позитивного настроения, помогающие участникам настроиться на доброжелательное отношение к себе и друг другу, на доверительный стиль общения. На этом этапе применяются упражнения на внимание, на снятие напряжения и раскрепощение, на сокращение эмоциональной дистанции, на тренировку способностей выражения своих чувств с помощью мимики и жестов.
- Основная часть. На этом этапе идет основная психокоррекционная работа по переоценке и переосмыслению жизненных позиций и установок родителей. Этому помогают следующие формы:
- Разыгрывание ролевых ситуаций. Участникам предлагается проигрывать различные ситуации, причем роли подбираются соответственно личностным особенностям и установкам участников. Разыгранные ролевые ситуации затем также подвергаются обсуждению и анализу участниками группы.
- Аутотренинг.Применяется техника релаксации по Э.Джейкобсону и И.Шульцу, направленная на выработку способности к расслаблению мышц в состоянии покоя, снятию в них локального напряжения. В целом занятия аутотренингом формируют у членов группы способность к переключаемости с травмирующих переживаний к гармоничным состояниям.
- Упражнения арттерапии. Применяется индивидуальное, групповое рисование, рисование в парах, на заданную тему или тема не оговаривается, и в этом случае создаются "групповые фрески", когда участники рисуют все, что хотят на общем рисунке. Упражнения направлены на работу с эмоциями, на создание образов, ассоциаций к понятиям (моя семья, надежда). Рисунки обсуждаются участниками в процессе рисования и повторно после окончания работы.
- Танцтерапия. Танец является средством выражения мыслей и чувств, которые нелегко перевести в слова, вербализировать, помогает снять эмоциональное напряжение и увеличить подвижность участников группы.
- Музыкальные релаксации. Преследуемые цели могут быть различны: снижение тревожности, укрепление веры в себя, переоценки прошлого опыта. Во время релаксации участники сидят или лежат в расслабленной позе с закрытыми глазами. После окончания упражнения осуществляется опрос членов группы для выяснения тех образов, которые возникли в их сознании при проведении этого этапа работы.
- Подведение итогов занятия. Используется упражнение-анкета "Мнение", участники получают домашнее задание (аутотренинг, зарядка позитивного мышления, предложенная В.В.Ткачевой).
- Таким образом, родители получают не только поддержку и квалифицированную помощь специалистов, но и самое главное, находят в себе силы оказывать самое эффективное воздействие на воспитание, адаптацию своего ребенка в окружающем мире.
|