На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Социально-психологическая помощь семье - Типологизация семей
Социально-психологическая помощь семье - Типологизация семей
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Социально-психологическая помощь семье
Типологизация семей
Семья как объект исследования
Модели помощи неблагополучной семье. Основные на-правления коррекционной работы с семьёй
Психологическая поддержка ребенка в семье
Психолого-педагогический портрет семьи, воспитывающей ребенка с особенностями психофизического развития
Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ОПФР
Все страницы

Типологизация семей

К середине 80-х годов ХХ века в советской педагогической науке были обозначены пять основных типов неблагополучных семей:
- семьи, где сложилась объективно неблагоприятная для воспитания детей обстановка (плохие жилищные условия, неполные семьи, длительная болезнь родителей с госпитализацией, профессии родителей связаны с длительными командировками);
- семьи с аморальным поведением родителей (пьянство, тунеядство, хулиганство и др.);
- семьи с затяжным конфликтом в отношениях, сохраняющие брак ради детей;
- семьи, в которых господствовал вещизм (низкие духовные потребности, господствующее стремление к материальным благам);
- семьи, в которых сильны религиозные предрассудки.
В связи с изменением социально-экономической ситуации изменяется и приведенная классификация. Даже по причине того, что религия в настоящее время считается носителем духовности, а последствия сексуальной революции и падение престижа семьи также способствуют ослаблению эмоциональных связей между представителями разных поколений, возникла необходимость уточнить классификацию семей. Очевидно, что единой классификации семей нет и быть не может, и что в течение времени классификация будет меняться.
Например, российские учёные предлагают следующие классификации семей:
1. Известный учёный Г.В. Семья делит неблагополучные семьи на:
- проблемные; - невротические;
- конфликтные; - педагогически слабые;
- кризисные; - дезорганизованные.
2. Ведущий специалист по социальной работе доктор наук И.А. Липский все семьи делит на:
- стабильные;
- перспективные;
- проблемные.
Причём перспективные семьи способны перемещаться как вверх к стабильным семьям, так и вниз к проблемным.
Известно много вариантов градации и дифференциации семей: по количеству детей, семейному стажу, взаимоотношениям в семье, характерным признакам распада семьи и т.д.
Исходя из факторов риска, степени деформации и др., разные авторы называют неблагополучные семьи по-разному: "социально незащищённые", "семьи социального риска", "семьи. подверженные социальному давлению". К ним относятся и семьи, нуждающиеся в социальной поддержке и находящиеся в трудной жизненной ситуации (многодетные, неполные, малообеспеченные, имеющие ребёнка-инвалида, находящиеся на грани развода, семьи безработных, вынужденных переселенцев, семьи с асоциальным поведением её членов, с деструктивными взаимоотношениями и т.д.), криминогенные, социально дезадаптированные, злоупотребляющие спиртным, семьи, лишённые родительских прав.
Если за основание для дальнейшего разделения семей на группы принять характеристику положения детей в семье, то применяется следующая классификация семей, нуждающихся в социально-психолого-педагогической поддержке:
- семья "группы риска", которая может быть определена по ряду признаков: многодетность, отсутствие в семье одного из родителей, потеря взрослыми постоянного места работы, малообеспеченность и др. Для этих семей особенно значима материальная поддержка, которую могут оказать благотворительные фонды и неправительственные организации;
- проблемные семьи образуются из семей "группы риска", когда к перечисленным выше объективным факторам прибавляются субъективные, с которыми семья самостоятельно справиться неспособна. Проблемной может быть и материально обеспеченная семья, но в которой существует эмоциональная отчуждённость между мужем и женой, родителями и детьми;
- неблагополучные семьи представляют собой следующую ступень распада межличностных отношений. В таких семьях оказывается постоянное физическое и психическое давление на ребёнка;
- асоциальные семьи характеризуются противоправным поведением взрослых, чаще на фоне алкоголизма. В таких семьях существует прямая угроза жизни и здоровью ребёнка.
Целесообразно, классифицируя семьи, использовать социально-педагогическую дифференциацию, основанную на дееспособности семьи и характере семейных проблем. При этом все семьи можно разделить на 3 группы:
- благополучные (адекватные) семьи. Они вполне гармоничны, и ребёнок чувствует себя дома комфортно;
- деструктурные семьи (неполные, опекунские, замещающие и т.п.), которым присущи изменения и смешения традиционных ролей членов семьи. Эти семьи не могут считаться полностью адекватными в силу существующих родительских проблем, хотя они могут быть согласованными, и в таких семьях дети чувствуют заботу и любовь. Но в деструктурных семьях часто возникают сложные проблемы, которые могут привести к неблагополучию;
- неблагополучные семьи, в свою очередь, делятся на:

  • асоциальные семьи, в которых один или оба родителя ведут аморальный образ жизни, не занимаются воспитанием детей, жилищные условия не соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям;
  • семьи, в которых кто-то из членов семьи подвержен физическому или психическому нездоровью (инвалид, хронически больной человек);
  • материально-финансово необеспеченные семьи, которые могут выйти из категории неблагополучных только в случае социальной помощи семье;
  • семьи, допускающие антисоциальные проявления (акты насилия, алкогольная и наркотическая деградация, вовлечение детей в преступный бизнес, сексуальная эксплуатация и т.д.);
  • семьи, в которых возникла проблема взаимоотношений (повзрослевший подросток и родители, взрослые, в том числе и родители, между собой);
  • семьи, в которых сложились разрушающие взаимоотношения (глубоко конфликтные и кризисные семьи, находящиеся на грани распада).

С учетом сказанного выше, социально-педагогическая дифференциация поможет разобраться не только в проблемах семейного воспитания, но и в любых отклонениях в функционировании семьи, так как подавляющее большинство детей, нуждающихся в государственной защите, живут в неблагополучных семьях.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.