На главную Работа с родителями Приемная семья Курс занятий с кандидатами в приёмные семьи - Занятие 9,10 Тема: Роль игры в работе с приемным ребенком
Курс занятий с кандидатами в приёмные семьи - Занятие 9,10 Тема: Роль игры в работе с приемным ребенком
Работа с родителями - Приемная семья
Индекс материала
Курс занятий с кандидатами в приёмные семьи
Занятие 3 Тема: Прерванное развитие
Занятие 4 Тема: Потребности
Занятие 5-6 Тема: Развитие связей: привязанность. Создание доверия
Занятие 7 Тема: Разлука и потеря
Занятие 8 Тема: История жизни ребенка
Занятие 9,10 Тема: Роль игры в работе с приемным ребенком
Занятие 11,12 Тема: Поведение. Вызывающее поведение в семье
Все страницы

ЗАНЯТИЕ 9.
(практическое занятие)

Тема: "Роль игры в работе с приёмным ребёнком".

Цель: познакомить приёмных родителей с терапевтическими упражнениями и играми.

ЗАНЯТИЕ 10.

Тема: "Насилие в семье".

План

  • Что такое "оскорбление ребёнка" (насилие над ребёнком)?
  • Эмоциональное насилие.
  • Физическое оскорбление.
  • Определение сексуального оскорбления. Признаки.
  • Психологические особенности детей, подвергшихся оскорблению.
  • Оказание помощи.

Насилие в семье

1. Определение эмоционального насилия.
Ребёнок, подвергнувшийся оскорблению/ насилию – это любой мальчик или девочка в возрасте до 18 лет, который/ которая перенесли или, вероятно, находятся под серьёзной угрозой физического насилия, запущенности, эмоционального или сексуального оскорбления/ насилия.
Прерванное эмоциональное развитие детей, подвергшихся оскорблению.
Рассматривается с точки зрения Эриксона об этапах эмоционального развития.
Вместо обычного доверия ребёнок, подвергшийся оскорблению, научился не доверять.
Вместо независимости/ автономии ребёнок научился испытывать стыд.
Вместо инициативности ребёнок приобрёл чувство вины.
Вместо трудолюбия ребёнок приобрёл комплекс неполноценности.
К моменту достижения отрочества ребёнок испытывает смятение относительно своей роли вместо развития чувства идентичности.
Определение эмоционального насилия.
Эмоциональное оскорбление/ насилие – враждебное или безразличное поведение родителей, которое наносит вред самооценке ребёнка, уменьшает осознание успеха, ослабляет чувство принадлежности, препятствует здоровому и полноценному развитию и лишает ребёнка благополучия.
Эмоциональное оскорбление/ насилие – постоянное эмоциональное нездоровое обращение с ребёнком с целью оказания сильного и неблагоприятного воздействия на эмоциональное развитие ребёнка. Оно может включать сообщение детям, что они никчемные или что их не любят, что они неспособные или полезны лишь тогда, когда они удовлетворяют потребности другого человека. Оно может заключаться в том, чтобы заставить детей часто чувствовать себя испуганными или в опасности, оно может включать эксплуатацию или развращение детей. Эмоциональный ущерб всегда в некоторой степени присутствует во всех видах нездорового обращения с детьми, хотя эмоциональное оскорбление может встречаться как самостоятельная форма.
Существует всё больше свидетельств тому, что если дети были подвержены длительному эмоциональному насилию, то это может иметь неблагоприятные длительные последствия для развития детей. Эмоциональное оскорбление/ насилие оказывает серьёзное воздействие на развитие психики ребёнка, его поведение и самооценку. Это может быть особенно разрушительным в раннем детском возрасте. Основное эмоциональное оскорбление/ насилие может быть таким же серьёзным, если не более серьёзным, чем другие видимые формы оскорбления / насилия, с точки зрения воздействия, которое оно оказывает на ребёнка.

2. Физическое оскорбление / насилие.
Группе предлагается отметить места на фигуре, где можно найти следы насилия.

Место для рисунка.

Физическое оскорбление/ насилие :

Реальная или вероятная физическая травма, нанесённая ребёнку, или неудача в предотвращении физической травмы (страдания). Физическое насилие может включать нанесение ударов, встряску, бросание, отравление или нанесение ожогов, попытки утопить, задушить ребёнка или другими словами – причинение физического вреда ребёнку. (Синдром Мюнхаузена по Прокси)
У детей могут быть случайные синяки, но следующие типы синяков следует рассматривать как имеющие отношение к признакам насилия:

  • синяки во рту или вокруг рта, особенно у младенцев;
  • синяки, похожие на отпечатки пальцев, например, пятна от крепкого сжатия на руках, груди или лице;
  • синяки разного цвета, что свидетельствует о том, что ушибы были нанесены в разное время;
  • одновременно два синяка под глазами без синяков на лбу, что редко бывает случайностью. Синяк под одним глазом может быть случайным или нанесённым умышленно.
  • синяки, имеющие очертания использованных предметов, например, следы от ремня, отпечатки рук или расчёски;
  • синяки или разрывы на мочке уха или вокруг уха, свидетельствующие о травме, нанесённой тем, что ребёнка тянули за ухо или тем, что ухо крутили;
  • повторяющиеся или множественные синяки на голове.

Ожоги: Любой ожог, имеющий чёткий контур, может быть подозрительным:

  • круглые ожоги от сигарет;
  • линейные ожоги от горячих металлических прутьев или частей электрокамина;
  • одинаковые по глубине ожоги на большой площади;
  • ожоги от трения, как свидетельство того, что ребёнка тащили по полу;
  • ожоги, которые имеют линии, свидетельствующие о погружении в жидкость или о том, что жидкость лили;
  • пятна от брызг горячей жидкости, которую плеснули;
  • старые шрамы, свидетельствующие о предыдущих ожогах, которые не лечились соответствующим образом.

Переломы: Переломы сопровождаются болью, опухолью и изменением цвета вокруг кости или сустава. Очень трудно родителям не знать о том, что ребёнок ушибся. Распространенные неслучайные переломы происходят на "длинных" костях, например, руках, ногах и рёбрах. Большинство неслучайных переломов встречается у младенцев и детей дошкольного возраста.

3. Определение сексуального оскорбления (насилия).

Какие признаки подсказывают, что ребёнок подвергся сексуальному насилию?
Упражнение. Разбейтесь по парам. В течение пяти минут вспомните ваше последнее сексуальное сближение с кем-то и обсудите подробно это в парах.
Встаньте тот, только честно, кто обсуждал эту тему.
Кто обсуждал посторонние темы.
Встаньте те, кто может всё это рассказать при всех.
Очень часто проводятся такие упражнения, но сейчас это шутка. Мы понаблюдали за вашими реакциями. Кто-то из вас был смущен, кого-то это вогнало в краску.
А мы, взрослые, часто хотим, чтобы ребёнок рассказывал нам об этом. Ребёнок испытывает такие же чувства, как и мы.
Многие дети справляются с насилием, вычёркивая его из памяти и забывая его. В результате многие из тех, кто пережил насилие, не помнят того, что они были ему подвергнуты. Затем что-то происходит в их жизни, что пробуждает их память.
Забывая о насилии и затем, вспоминая о нем, является инструментом выживания, который имеет смысл. Ты забываешь до тех пор, пока обстоятельства становятся достаточно безопасными для воспоминания. Ваш разум защищает вас.
Дети замыкаются, уходят в себя и можно лишь по каким-то признакам обнаружить, подвергнулся ли ребёнок насилию.
"Ребёнок подвергается сексуальному насилию в том случае, когда человек, обладающий большей силой, чем жертва (благодаря своему возрасту и/или эмоциональной зрелости, и/или интеллекту, и/или полу, и/или физической силе) подвергает ребёнка любым из следующих действий:

  • половой связи (анальной, оральной, вагинальной);
  • сексуальному прикосновению;
  • обнажению половых органов;
  • показу порнографического материала или разговору о вещах в эротической манере".

Однако, при любом определении сексуального насилия необходимо принимать во внимание то, каким образом насилие воспринимается жертвой. Например, "единичный" инцидент может иметь такие же серьёзные последствия для одного человека, как повторяющееся насилие – для другого.

Признаки сексуального оскорбления / насилия

Ни один из этих индикаторов "не подтверждает" того, что было совершено сексуальное насилие. Однако, если ребёнок демонстрирует любое из них, следует серьёзно обратить внимание на вероятность сексуального насилия.
Сильные индикаторы:
А) физические / медицинские

  • Зуд, выделения, кровоподтёки или кровотечения из влагалища, ануса.
  • Беременность, особенно если ребёнок отказывается назвать отца.
  • Присутствие болезни, передающейся половым путём.
  • Присутствие семени.

Б) поведенческие

  • Обнаружение сексуального насилия ребёнка.
  • Проституция.
  • Преждевременные сексуальные знания.
  • Побеги из дома.
  • Обнажение половых органов.

В) эмоциональные

  • Недоверие взрослым (особенно мужчинам).
  • Выражение стыда, вины, отчаяния, гнева.

Умеренные индикаторы:
А) физические / медицинские

  • Постоянные инфекции мочеиспускательной системы.
  • Постоянный энурез.
  • Частые головные боли, неопределённые боли в брюшной полости, частые боли горла.

Б) поведенческие

  • Внезапное ухудшение успеваемости в школе.
  • Внезапные изменения отношений в группе своих сверстников.
  • Чрезмерная опрятность/заброшенность.
  • Ребёнок закрывается на ключ/баррикадирует дверь своей спальни.
  • Анорексия или булемия.
  • Проявление родительских чувств у ребёнка.
  • Псевдозрелость.
  • Употребление наркотиков / вдыхание растворителей / злоупотребление алкоголем.
  • Самоубийство /членовредительство.
  • Чрезмерная сексуальная активность.
  • Отказ спать в одиночестве.
  • Отвращение к еде определённого типа / структуры.

В) эмоциональные

  • Внезапное проявление депрессии, апатии, замкнутости.
  • Слабое представление о себе.

Слабые индикаторы:
А) поведенческие

  • Трудности в установлении дружеских отношений.
  • Ложь/обман.
  • Воровство.
  • Скрытность.
  • Чрезвычайное внимание/податливость.
  • Бессонница.
  • Ночные кошмары.
  • Депрессия.
  • Прогулы в школе.
  • Очень большие успехи в школе/недостаточные успехи в школе.
  • Чрезмерная привязанность в школе.

Вред, причинённый детям в результате
сексуального оскорбления/ насилия

Ребёнка предали – специалисты и приемные воспитатели должны вернуть ребёнку веру в людей.
Ребёнок бесчестен, чувствует себя "другим" и создаёт себе отрицательный образ самого себя, а также недоброжелательные способы общения с другими. Ребенок хочет знать: "Почему я?" и "Что я сделал?" Ребёнок не чувствует себя виновным в том, что он не остановил насилие, и в равной степени чувствует себя виновным в том, что он его раскрыл. Потеря чувства собственного достоинства глубока и чрезвычайно разрушительна. Детям необходимо знать, что их не винят за то, что произошло, что они правы, что говорят об этом, что они не ответственны за то, что происходит с их семьёй и что у них есть право на защиту. Специалисты и приёмные родители должны восстановить детские чувства, что они обычные дети.
Ребёнок чувствует себя бессильным, потеряв тот маленький контроль, который есть у детей над своим телом и жизнью. В то время, как некоторые остаются пассивными и замерзшими "жертвами", другие проявляют силу, какую только могут, и сами становятся хулиганами и насильниками. Специалисты и приёмные родители должны усилить у ребёнка чувство контроля за тем, что соответствует его возрасту и этапу развития.

Гнев как реакция на оскорбление

Гнев – естественная реакция на насилие. Если детям не разрешить выразить свой гнев, оно будут подавлять его. Самооценке детей будет нанесён серьёзный ущерб. Многие дети более старшего возраста будут винить себя за насилие, и это в результате может привести к злоупотреблению алкоголем, едой и наркотиками. Некоторые дети будут злиться на себя настолько, что будут наносить себе повреждения или попытаются совершить самоубийство.
Детей необходимо учить тому, что их гнев не должен причинять боль им и людям, которых они любят. Они должны знать, что гнев и любовь совместимы. Временами многие из нас сердятся на тех, кого мы любим. Им следует разрешить чувствовать гнев по отношению к человеку, оскорбившему их, однако, они должны понимать, что, хотя они и чувствуют гнев к этому человеку, это не должно стереть все положительные воспоминания и чувства, которые у них также могут быть.
Обращение своего гнева на поведение человека, оскорбившего их, снимает гнев с самих детей.
Это расчищает путь к восстановлению разрушенной детской самооценки.
Ребёнок пережил сексуальную травму. Дети могут чувствовать себя грязными или страдать от обусловленной обстоятельствами боязни сексуальности, или они становятся неуместно сексуальными. Вполне вероятны плохие взаимоотношения и несоответствующие формы проявления внимания или любви. Они могут прятать все чувства и в конечном счёте лишиться истинных чувств и ощущений. Специалисты и приёмные родители должны помочь ребёнку восстановить его способность чувствовать, выражать и справляться с чувством гнева, страха, отвращения и печали, в итоге создавая возможность для развития нормальных отношений взаимного участия и заботы.
Работа с детьми, которые были подвергнуты сексуальному насилию, очень болезненная для детей и всего круга специалистов и воспитателей, которые с ними работают. Сексуальное насилие ребёнка не может не оказывать сильного эмоционального воздействия на всех, кто имеет к этому отношение. Степень текущего эмоционального вызова никогда не стоит недооценивать. Она огромна для приёмных родителей и без поддержки может оказать влияние на их собственные отношения. Необходимо также поддерживать биологических детей приёмных родителей.
Помогая молодым людям выразить свои чувства и управлять своим поведением:

  • Будет правильным разрешить молодым людям выражать свои чувства; неправильно заставлять молодых людей говорить о своих чувствах.
  • Молодой человек может повторяться, возможно, каждый раз раскрывая чуть больше. Так же как и с нормальным "горем" человеку, перенесшему тяжёлую утрату, возможно, необходимо будет испытать те же переживания много раз. Им нужно дать возможность это сделать.
  • Приёмным родителям следует быть чуткими к "намёкам". Им нужно знать какая из ситуаций может "побуждать" подобные "намёки". Их работа заключается в том, чтобы слушать и слышать ребёнка.

Чтобы дать возможность детям излечиться от сексуального насилия, их необходимо научить поверить, что они были жертвами. Для многих детей это очень трудно сделать, они часто верят, что они, должно быть, в некоторой степени виноваты сами.
Когда дети впервые узнают, что они были сексуально оскорблены, они одновременно чувствуют облегчение и испуг. Реакция человека, которому они открываются, очень важна. Приёмных родителей необходимо учить тому, как справиться со своими собственными чувствами, узнав о насилии над ребёнком, с тем, чтобы они могли эффективно справиться с детскими чувствами. Им следует сдерживать свои чувства по отношению к раскрытому насилию с тем, чтобы ребёнок ни в коем случае не почувствовал, что воспитателям трудно справиться с тем, о чём им рассказали.
Приёмные родители должны уметь слушать с уважением и вниманием, им следует постоянно заверять ребёнка в том, что разоблачение никак не повлияет на любовь, которую они чувствуют к ребёнку.
Как дети говорят, что они были подвергнуты сексуальному насилию:

  • через поведение;
  • через игру;
  • через слова;
  • через рисунок.

Дети показывают в игре, рисунке свой опыт (показать 2 игрушки – одна насилует другую).
Взрослые должны (написать):

  • наблюдать;
  • слушать;
  • понимать.

Сейчас я зачитаю вам три истории из литературы, связанные с эмоциональным, физическим и сексуальным насилием. Внимательно слушайте. Затем будут вопросы.
1. Однажды Джон и Майкл прогуливались вместе. Выпал снег, они медленно шли по территории заведения.
"Послушай это", сказал Джон. Он позвал мальчика, проходившего мимо. "Смит".
"Да, сэр", сказал Смит и принял стойку смирно.
"Ты ведь знаешь кое-что о птицах, не так ли?"
"Да, сэр, немного".
"Только послушай эту скромность. Ты знал об этом, Майкл?"
"Нет".
"Итак, Смит является нашим экспертом. Не так ли, Смит?"
"Да, сэр".
"Его зовут с некоторой мягко иронией "Птичником Алькатраса". Смит, ты видел следы там?" Он указал на землю, покрытую свежим снегом, на котором какие-то птицы оставили свои следы.
"Да, сэр".
"Скажи Майклу чьи это следы" Майкл наклонился вперёд, ожидая с интересом, что скажет мальчик.
"Это следы воробья, сэр".
"Ммм". Джон почесал подбородок, "Я не эксперт в этих вопросах, Смит, но я бы сказал… мммм…, что это следы орла".
Мальчик пристально посмотрел на них. Майкл наблюдал.
"Нет, сэр, это не могут быть следы орла. Они слишком маленькие…" Мальчик вопросительно посмотрел на Майкла.
"Ты мне возражаешь, Смит?" - сказал он громко со злой насмешкой.
"Нет. Сэр".
"Хорошо. А теперь скажи Майклу, чьи это следы".
"Это следы орла", тихо сказал мальчик.
"Очень хорошо, Смит. Ещё один хорошо выученный урок. А теперь исчезни и займись делом". Джон фыркнул от смеха и поднял глаза на Майкла. Инцидент произвёл неприятное впечатление на Майкла, хотя в то время он ничего не сказал. В дальнейшем в подобных ситуациях Майкл видел, как мальчики становились дерзкими, а Джон по-настоящему сердился и хлестал детей. Он был единственным человеком в этом сражении, у кого были боевые патроны.
2. Инспектор милиции продолжал разговаривать с Дмитрием Васильевичем в течение долгого времени… Милиционер сказал: "Он слишком мал, чтобы против него возбуждать дело, но пришло время что-то сделать. В КДН поступила жалоба, что он не получает должного воспитания и внимания. Что его недостаточно контролируют".
Милиционер продолжал: "Владельцы магазинов, возможно, подадут на вас в суд. Он разбил стекла практически во всех магазинах на улице".
Дмитрий Васильевич сказал: "Войди".
Он шагает назад и вперёд, три шага в одну строну, три шага- в другую.
"Где ты был?" Вперёд.
"То, что ты будешь дуться, тебе не поможет. Отвечай". Назад.
"Отвечай". Вперёд.
"Почему ты это сделал?" Назад.
"Отвечай". Вперёд.
"Отвечай" Назад.
"Отвечай". Вперёд, назад к двери, и гневное: "Сними свою рубашку" - в то время, как он выходит из комнаты. Дверь хлопнула.
Когда Дмитрий Васильевич возвращается в кухню, он несёт свой ремень за кожаный конец.
Пряжка блестит и раскачивается, едва не касаясь, пола.
Он говорит низким, полным страдания голосом: "Ты опозорил меня".
Он говорит: "Ты опозорил всех, ты, дрянь".
Он больше ничего не говорит, но, повернув стул к столу, сказал: "Садись".
Коля бросается с кулаками вперёд, но удар кажется глупым и хилым. Дмитрий Васильевич пронзительно кричит.
Первый удар пришёлся по голове Коли.
Удары продолжают сыпаться, и сыпаться, и сыпаться.

Подумайте о детях в каждой из историй. В первом примере мы прочитали не только об эмоциональном насилии. Что будет чувствовать ребёнок, который перенёс такую жестокость и унижение, о себе и о взрослых вокруг?
Что вы думаете о ребёнке из второго примера?
Ребёнок испытывает не только боль, но и страх рассказать кому-нибудь. Приходится делать вид, что ничего не случилось и жить с этим.
Эта реальная история и женщине, прожившей в Америке в течение 5 лет, оставаясь, немой.
И, наконец, подумайте о ребёнке, который был подвергнут сексуальному насилию в третьем отрывке.
Запишите свои мысли по поводу целого спектра эмоций и реакций, которые вы можете ожидать от оскорблённого ребёнка.

Нет двух одинаковых детей, которые будут одинаково реагировать на насилие и оскорбление. Однако, есть некоторые эмоции, общие для многих детей в подобных обстоятельствах. Можно ожидать, что ребёнок будет чувствовать злость или будет подавленным. Очень часто ребёнок будет испытывать чувство вины, никчемности, и будет осуждать себя. Эти чувства поочерёдно будут проявляться в трудном поведении, таком, как ярость, агрессия или нанесение увечий себе. Дети, подвергшиеся сексуальному насилию, сами могут проявлять сексуальное поведение, неподходящее их возрасту.

Стадии насилия в семье

  • Фантазия (представляет как будет хорошо, проигрывает ситуации).
  • Выделяет ребёнка (или балует, или терроризирует в отличие от других).

Дети Жертва

  • Подготовка матери (наговаривает, что она такая или наоборот).
  • Насилие (отправляет мать и насилует, последующий акт – заслужить хорошее отношение).

Как бы вы помогли ребёнку восстановить уверенность в себе и начать чувствовать себя лучше?
Составьте список того, что вы будете делать, чтобы достичь этого.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.