На главную Психологическое консультирование Теория и практика Основные методологические подходы – теоретические принципы и практические аспекты
Основные методологические подходы – теоретические принципы и практические аспекты
Психологическое консультирование - Теория и практика

3.1. Психодинамический подход

Берет начало от принципов и методов психоанализа, исходящего из динамического понимания психических явлений «…как проявления борьбы душевных сил, как выражения целенаправленных тенденций, которые работают согласно друг с другом или друг против друга» (З. Фрейд, 1915). Цель психотерапии – понять и разрешить внутренние эмоциональные конфликты, возникшие в наиболее ранних отношениях, определяющие субъективное значение последующего опыта и воспроизводящиеся в последующей жизни. Терапевтические отношения используются для того, чтобы выявить, объяснить и изменить эти субъективные значения. Отношения «терапевт-пациент» рассматриваются как отражение восходящих к раннему опыту субъективных значений, эмоциональных конфликтов.

В ходе терапевтических отношений пациент бессознательно переносит на терапевта сложившиеся в раннем опыте значения и чувства, которые таким образом становятся доступны осознанию. В свою очередь, терапевт может также неосознанно переносить на пациента свои субъективные значения и чувства. Осознавание системы переносов и контрпереносов, возникающих сопротивлений и образует основную ткань психодинамического подхода. Он представлен различными школами: 3. Фрейда, А. Адлера, К.Г. Юнга, К. Хорни, Ж. Лакана и др., а в детской психотерапии – школами А. Фрейд, М. Кляйн, Г. Хак-Хельмут и др. В рамках этого подхода можно рассматривать гештальт-терапию Ф. Перлза, трансактный анализ Э. Берна, психодраму Дж. Морено и др. методы.

Приемы, их характеристика с учетом психодинамической теории:
1. Анализ символов повседневности, например направленная ассоциация клиента на заданное слово.
2. «Фрейдовская ошибка» – это ошибка, описка, обмолвки клиента, которые рассказывают его подсознательные чувства. Свободное ассоциирование является лучшим способом понять смысл этих ошибок.
3. Анализ сновидений через поток свободных ассоциаций по поводу содержания сна.
4. Анализ сопротивления как проявление более широкого механизма вытеснения. Сопротивление – психоаналитический термин, обозначающий закрытость пациента процессу терапии, которая вызвана нежеланием заново переживать неприятные чувства, связанные с вытесненными конфликтами. Сопротивление означает своеобразную оппозицию клиента, его силы, противодействующие процессу и процедурам психоанализа. Сопротивление проявляется по-разному: клиент может молчать, его ответы однозначны, сухи и невыразительны, он может избегать определенной темы, опаздывает на встречу и т.п. Анализ сопротивления помогает выяснить действительные истоки проблем клиента.
5. Анализ содержания переноса клиента. Перенос (трансфер) – психоаналитический термин, обозначающий особое эмоциональное отношение между психотерапевтом и клиентом, характеризующееся перенесением в процесс психоаналитического взаимодействия эмоционального опыта пациента, в частности проекцию на консультанта черт личности другого (значимого) человека Перенос может быть положительным (чувство симпатии и привязанности) и отрицательным (чувство дискомфорта от общения с психологом).

Таблица 8
Содержание защитных психологических механизмов

Преимущества

Отрицательные стороны

Идентификация (бессознательное уподобление себя другой личности; неосознаваемое следование образцам и идеалам, позволяющее преодолеть собственные слабость и чувство неполноценности)

Благодаря формированию Сверх-Я перенимаются нормы, приносящие освобождение от конфликтов

Контролер (Сверх-Я) становится внутренним тираном. Человек делается рабом интроеци-рованных норм и поэтому несвободен. Через идентификацию с агрессором и авторитетом дальше распространяется принцип: что мне делают, то делаю другим я

Вытеснение (перевод неприемлемых для индивида мыслей, воспоминаний, чувств из сознания в сферу бессознательного)

Неисполнимые желания и неприемлемые представления вытесняются из сознания ради спокойствия, это приносит моментальное освобождение

Вытеснение требует энергии для его поддержания. Проблема не решается, она остается, и это – угроза психическому здоровью

Проекция (импульсы и чувства, неприемлемые для личности, приписываются внешнему объекту и проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира)

Можно не видеть бревна и в собственном глазу и критиковать его в глазу другого. Можно бороться с собственными ошибками, ничего не делая с самим собой

Затрудняется самопознание и созревание личности. Невозможно объективное восприятие внешнего мира. Проекция с трудом различима личностью, это лишает ее реалистичности

Образование симптомов (образование психических или неорганических нарушений и заболеваний, выступающих символами и следствием аффективных переживаний и стремлений и «отстраняющих» больного от реального мира)

Агрессия против самого себя – самоагрессия, которая ведет к ущемлению собственной жизни и поиску сочувствия

Симптомы становятся хроническими; это медленное умирание

Замещение (процесс и результат замены вытесненного влечения или представления какой-либо тенденцией или символом. Выделяются: замещение потребности; замещение объекта; замещение деятельности)

Замещение - более «здоровый» защитный механизм, чем образование симптомов, так как осуществляется не на собственном теле, а переносится на замещаемый объект

Отреагировавший чувствует освобождение, а замещающий объект часто страдает. Замещение может иметь социально-негативные последствия, отреагировавший получает новую фрустрацию – круг замыкается, и бумеранг вернется к нему

Сублимация (преобразование энергии сексуального влечения, агрессивного характера на цель более отдаленную или социально более ценную и приемлемую)

Энергия напряжения полностью отреагируется в социально полезной деятельности: творчество, спорт и т.д.

Упускаются причины напряжения. Сублимированное напряжение не исчезает, поэтому возникает более или менее осознанное состояние фрустрации

Образование реакций (изменение неприемлемой для сознания тенденции на какой-либо способ поведения)

Маскировка уже имеющихся чувств, уменьшение напряжения за счет новых видов взаимодействия

Образование реакций приводит ко лжи, которая затягивает и самого человека и окружающих его людей

Бегство (от реальности) (стремление избежать неприемлемой информации, переживаний, решений путем погружения в болезнь, регрессии в поведении к более ранним стадиям возрастного развития как средству и способу защиты от конфликта и реальности)

Человек избегает критики и благодаря этому – фрустрации

Позиция наблюдателя уменьшает продуктивность и активность человека, в будущем возникают проблемы с саморегуляцией

Рационализация (бессознательное стремление к рациональному обоснованию и объяснению своих идей и поведения, даже когда они иррациональны)

Подыскиваются обоснования своих действий, скрывающие истинные мотивы.

Рационализация служит сохранению самоуважения и самоутверждения против внешней критики, обеспечивает состояние внутреннего комфорта

Деловое и конструктивное обсуждение проблемы устраняется, человек сам создает себе препятствие, чтобы с точки зрения других выглядеть лучше

Оглушение (стремление снять переживания за счет употребления алкоголя, наркотиков и т.п.)

Благодаря алкоголю или наркотикам устраняются конфликты, фрустрации, страхи, вина, достигается ощущение силы. Это спасение от пугающей действительности

Зависимость от алкоголя и наркотика. Изменение органических структур организма, болезнь

Экранирование (эмоциональное дистанцирование от неприятных событий и вызванных ими переживаний)


Отгораживание от психических нагрузок, депрессивных настроений, страхов, беспокойства происходит в короткий срок.

Симптомы исчезают без устранения причин. Это приводит к накоплению отрицательных переживаний

Толкование бессилием (объяснение причин неподобающего поведения, мыслей, поступков объективными обстоятельствами, сложившимися против воли человека)

«Я ничего не могу сделать - таковы обстоятельства» - таким образом человек избегает
решения проблем

Психологические проблемы не устраняются, а распространяются дальше. Появляется опасность манипуляций

Играние ролей (формы поведения, применяемые человеком для достижения целей в зависимости от обстоятельств вопреки тенденции к самовыражению)

Маска роли приносит безопасность. Потребность в безопасности сильнее, чем блокированная свобода самовыражения индивидуальности

Неспособность найти себя за надетой маской, запрограммированной ролью

3.2. Поведенческий (бихевиоральный) подход

Суть этого подхода, восходящего к теориям И.П. Павлова и Б. Скин-нера, состоит в модификации поведенческих стереотипов через использование принципов теории научения. Исходная методологическая позиция психологов этого направления заключается в следующем:
1) отношение психолога и клиента (психолог-бихевиорист делится своими планами с клиентом, надеясь на активность клиента во взаимодействии с собой);
2) определение проблем через операционализацию поведения. Цель операционализации поведения – перевести неясные слова в объективные, наблюдаемые действия. При этом психолог-бихевиорист задает и решает вопрос: «Могу ли я видеть, чувствовать, осязать понятия, которые употребляет мой клиент?»;
3) понимание контекста проблемы через функциональный анализ. Функциональный анализ предполагает исследование событий, предшествующих поступку и его последствия, то есть результат. Так выясняются причинно-следственные связи в последовательности событий, определяющих внешнее поведение клиента;
4) установление социально важных целей для клиента. Психолог совместно с клиентом выбирает и вырабатывает достижение для него целей, предполагающих конкретный план действий на будущее.
Поведенческие и эмоциональные проблемы понимаются как закрепленные в результате поощрения и подкрепления дезадаптивных ответов на средовые раздражители. Задача психотерапии состоит в их ликвидации или модификации. Поведенческий терапевт отвечает на 4 вопроса:
1. Какое поведение является мишенью для изменений и что в наблюдаемом поведении подлежит усилению, ослаблению, поддержке?
2. Какие события поддерживали и поддерживают это поведение?
3. Какие изменения в среде и систематические вмешательства могут изменить это поведение?
4. Как может однажды установившееся поведение быть поддержано и/или распространено на новые ситуации за ограниченное время?
Терапевт не стремится проникнуть в истоки конфликта (симптома, проблемы) – он изменяет наблюдающиеся поведенческие стереотипы. Психотерапия начинается с детального анализа поведения. Цель анализа – получить как можно более подробный сценарий возникновения симптома, описываемый в наблюдаемых и измеряемых понятиях что, когда, где, при каких обстоятельствах, в ответ на что, как часто, как сильно и т.д. Затем вместе с пациентом анализируются запускающие и поддерживающие симптом факторы. Затем составляется и реализуется в совместной и самостоятельной работе детальный пошаговый план действий. По сравнению с психодинамическим этот подход отчетливо директивен.

3.3. Когнитивный подход

Восходит к работам А. Бэка и опирается на представления о решающей роли мышления, познавательных (когнитивных) процессов в происхождении нарушений. Подобно психодинамическому подходу он обращается к неявным, скрытым причинам нарушений и подобно бихевио-ральному – к дезадаптивным поведенческим стереотипам. Но фокус внимания этого подхода сосредоточен не на динамике основных психических сил и переживаний и не на стимул-реактивных цепочках, а на схемах мышления: любой ответ на внешние обстоятельства опосредован внутренней организацией психических процессов, паттернами мышления. Сбой этих паттернов запускает «негативные познавательные схемы», что принципиально сравнимо с ошибками программирования и вирусными искажениями компьютерных программ.
Различные школы в рамках этого подхода подчеркивают значение индивидуальных когнитивных стилей, когнитивной сложности, когнитивного баланса, когнитивного диссонанса и т. д. Цели и задачи психотерапии ориентированы на «перепрограммирование» мышления и когнитивных процессов как механизма возникновения проблем и образования симптомов. Круг методов очень широк – от рациональной психотерапии по П. Дюбуа до рационально-эмотивной психотерапии А. Эллиса. Подобно поведенческому, когнитивный подход базируется на директивной позиции терапевта.

3.4. Гуманитарный (экзистенциально-гуманистический) подход

Берет начало в гуманистической психологии и работах ее основателей – К. Роджерса, Р. Мэя, А. Маслоу и др. Сущностное ядро этого подхода – в понимании человека как неделимого и принципиально целостного единства тела, психики и духа, а соответственно – в обращении к интегральным переживаниям (счастья, горя, вины, утраты и т.д.), а не к отдельным изолированным аспектам, процессам и проявлениям. Категориальный аппарат гуманитарного подхода включает в себя представления о «Я», идентичности, аутентичности, самореализации и самоактуализации, личностном росте, экзистенции, смысле жизни и т.д. Методический аппарат связан с гуманистически-экзистенциальным переосмыслением жизненного опыта и психотерапевтического процесса. С этим подходом связан широкий круг методов: недирективная клиент-центрированная психотерапия (К. Роджерс), психологическое консультирование (Р. Мэй), биоэнергетика (В. Райх), сенсорное осознание (Ш. Сильвер, Ч. Брукс), структурная интеграция (И. Рольф), психосинтез (Р. Ассаджиоли), лого-терапия (В. Франкл), экзистенциальный анализ Р. Мэя и Дж. Бугенталя, и др. Сюда же можно отнести арттерапию, поэтическую терапию, терапию творческим самовыражением (М.Е. Бурно), музыкотерапию (П. Нордофф и К. Роббинс) и др.

3.5. Системный подход

Определяется не ориентацией на теоретические модели, а сфокусированностью на партнерстве, семье, супружестве, группах как самостоятельных организмах, целостных системах со своей историей, внутренними закономерностями и динамикой, этапами развития, ценностными ори-ентациями и т.д. Терапия в рамках этого подхода исходит из того, что дисфункциональная система отношений определяет дезадаптацию ее участников. Терапевт занимает позицию включенного наблюдателя или играющего тренера. Системный терапевт в достаточной мере директивен: он задает вопросы, наблюдает и контролирует, структурирует коммуникацию участников, драматизирует отношения и моделирует конфликты, дает домашние задания и т.д.

3.6. Интегративный подход

Становится все более определяющей тенденцией, внутри которой выделяют методический эклектизм, теоретическую интеграцию. В практической плоскости интеграция направляется принципом Г. Пауля (1967): какая психотерапия и кем проводимая наиболее эффективна для этого человека с его специфическими проблемами в его обстоятельствах и окружении или - по выражению М. Эриксона (1975): для каждого пациента – своя психотерапия. В то же время отмечаются и негативные риски, что смешение разных факторов и стилей интеграции создает «дикую психотерапию», чреватую, как подчеркивает А. Лазарус (1995), непредсказуемыми эффектами.


Таблица 9
Модели психологической помощи на основе психотерапевтических школ

Направление

Фокус исследования и объект вмешательств

Цель и способы – результат (личностный рост)

Психодинамическое

Бессознательные механизмы детерминации поведения

Развитие и укрепление «Эго» (осознавание)

Гуманистическое

Человеческий потенциал в условиях его реализации

Развитие и реализация человеческого потенциала (самоактуализация)

Экзистенциальное

Индивидуальное переживание бытия-в-мире в ракурсе экзистенциальных проблем

Открытое отношение к бытию и понимание личного смысла существования (индивидуация)

Когнитивно-бихевиоральное

Внешние и внутренние (когнитивные) детерминанты поведения

Управление изменениями поведения (самоэффективность)


Литература
1. Гулина М.А., Зинченко Ю.П. Консультативная психология: учебник для вузов.
СПб. : Питер, 2015. 336 с.
2. Пыжьянова М.А., Морозова Л.Б. Практические задания на освоение техник психологического консультирования: учебно-методическое пособие. Нижний Новгород : Мининский университет, 2014. 115 с.
3. Журнал Практического психолога. М. : Русское психоаналитическое общество, 2011–2015.
4. Психологическое консультирование: учебно-методический комплекс / авт.-сост. Е. В. Есликова. СПб. : ИВЭСЭП, 2012. 37 с.
5. Крылова Н.В. Психологическое консультирование: учебно-методический комплекс. Калининград, 2010. 22 с.
Контрольные вопросы

1. Какой механизм лежит в основе формирования психологических проблем, согласно психоаналитическому направлению?
2. Какова основная цель психотерапии в психодинамическом направлении?
3. Какое значение имеют отношения «психотерапевт–клиент» для психотерапевтического процесса в психодинамическом направлении?
4. Какие основные психотерапевтические приемы имеются в психодинамическом подходе?
5. Каким образом, согласно бихевиоральному подходу, образуются поведенческие и эмоциональные проблемы человека?
6. Каковы основные методологические позиции в поведенческой психотерапии?
7. В чем отличие психотерапевтической стратегии в поведенческом подходе от психоаналитического?
8. Какие методы используются в поведенческой психотерапии?
9. Что общего и различного в когнитивном подходе по сравнению с психоаналитическим и поведенческим подходами в психотерапии?
10. Что, согласно когнитивному подходу, лежит в основе формирования психологических проблем человека?
11. Каковы цели и задачи когнитивной психотерапии?
12. Какие методы и техники используются в процессе когнитивной психотерапии?
13. Какие методологические положения лежат в основе гуманистического подхода в психотерапии?
14. Каковы цели и задачи гуманистической психотерапии?
15. Какие методы используются в процессе гуманистической психотерапии?
16. Какова позиция психотерапевта по отношению к клиенту в психоаналитической, бихевиоральной, гуманистической психотерапии?
17. Что характеризует системный подход в психотерапии?
18. Какова позиция психотерапевта по отношению к клиенту в системном психотерапевтическом подходе в психотерапии?
19. Чем обусловлена тенденция развития интегративного подхода в психотерапии?
20. Что предполагает интегративный подход в психотерапии?



Тестовые задания
1. Возлагается максимальная ответственность на психолога и минимальная – на клиента в консультативной практике:
а) психоанализа;
б) когнитивной терапии;
в) гипноза;
г) гуманистической психотерапии.
2. Возлагается минимальная ответственность на психолога и максимальная – на клиента в консультативной практике:
а) психоанализа;
б) когнитивной психотерапии;
в) логотерапии;
г) поведенческой психотерапии;
г) гуманистической психотерапии.
3. Возлагается равная ответственность на психолога и клиента в консультативной практике:
а) психоанализа;
б) гипноза;
в) гештальттерапии;
г) гуманистической психотерапии.
4. Основной метод консультативной психологии – это:
а) эксперимент;
б) наблюдение;
в) интервью;
г) тестирование.
5. Выбрать соответствующее: инсайт, новое знание о себе, доверие к другому, доверие к себе – это основной механизм воздействия в практике:
а) психоанализа,
б) рациональной психотерапии;
в) бихевиоризма;
г) гуманистической психотерапии, гештальттерапии.
6. Выбрать соответствующее: новый навык, новый образ, доверие к другому и к себе – это основной механизм воздействия в практике:
а) психоанализа, логотерапии;
б) гипноза,
в) бихевиоризма;
г) гуманистической психотерапии, гештальттерапии.
7. Выбрать соответствующее: катарсис, принятие чувств, доверие к себе больше, чем к другому, новый эмоциональный опыт, эмпатия – это основной механизм воздействия в практике:
а) психоанализа,
б) рациональной психотерапии;
в) бихевиоризма;
г) гуманистической психотерапии, гештальттерапии.
Бохан Т.Г., Стоянова И.Я., Ульянич А.Л., Шабаловская М.В., Скавинская Е.Н., Кузин А.Ю., Терехина О.В., Боженкова К.А. Психологическое консультирование : учебно-методическое пособие. – Ч. 1: Методологические и методические основы психологического консультирования. – Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2017. – 98 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.