Семейное консультирование, его особенности
Психологическое консультирование - Консультирование психолога в школе

Семейное консультирование, его особенности

В качестве "клиента" в семейном консультировании выступает не отдельная личность, проявляющая те или иные нарушения, а семья.
Все закономерности индивидуального консультирования, о которых шла речь ранее, продолжают действовать и в более сложной системе "консультант - семья", но, безусловно, это усложняет консультационный процесс.
В современном обществе огромное количество семей испытывают трудности во взаимоотношениях. Как результат этих трудностей – большое количество разводов, возрастающее число  семей с одним родителем.
Для преодоления этих трудностей существует семейное консультирование. Работа практического психолога в сфере семейного консультирования направлена на оказание психологической помощи в период создания семьи, семьям, находящимся в кризисе, а также оказание помощи в вопросах воспитания детей.


Часто понятие "семейное консультирование" используют слишком узко – как помощь семье сохраниться, препятствовать ее распаду. Суть подхода к семейному консультированию много шире. По словам Витакера, классика семейного консультирования, не имеет смысла говорить об индивиде как о некоей самодостаточной целостности: все мы представляем собой как бы фрагменты семейных систем. Вся индивидуальная и социальная патология имеет внутрисемейную природу, считает Витакер. Поэтому так важна для практического психолога работа с семьями.
Существуют семьи здоровые, их еще называют функциональными, и проблемные (дисфункциональные).
Каждый человек, создавая семью, делает это для того, чтобы удовлетворить свои потребности. Если в семейной группе потребности человека удовлетворяются полностью, то человек счастлив, если же, удовлетворяя свои потребности, ему приходится прилагать усилия, то для него это проблема,
3доровая семья удовлетворяет потребности в росте каждого члена семьи. Это достигается уважением друг к другу, сходством интересов и ценностей, терпимостью друг к другу у всех членов семьи, но одновременно четкостью межпоколенных границ, гибкой структурой власти.
Проблемная семья не позволяет личностно расти каждому из своих членов. Представители проблемных семей испытывают недостаток тепла, чувство стыда за кого-либо из своих членов, необходимость создания семейных мифов.
Трудности, которые возникают у семей, можно охарактеризовать как:
1. Внезапные – потеря одного из членов сёмьи, измена, изменение социального статуса.
2. Хронические – постоянные конфликты, плохие жилищные условия.
3. Кризисные периоды в жизни – наблюдаются они между 3-м и 7-м годами совместной жизни и между 17-м и 25-м годами. Первый кризис связан с напряжением в отношениях, возникшим по причине неоправданных ожиданий по отношению к супругу. Второй – связан с отделением детей от семьи и нарастающим чувством пустоты жизни.
Эти трудности ведут к конфликтам и противоречиям, результатом этого будет низкая адаптивность семьи, неспособность ее членов к совместной деятельности, разногласия в воспитании детей. Напряжение будет только нарастать, если не гармонизировать отношения. Чисто теоретически любую проблемную семью возможно сделать счастливой, при желании членов семьи и их уступчивости.

Направления и техники в коррекционной работе с семьей

Семья и достаточно острые семейные проблемы существуют, но четкой теории и практики семейного консультирования пока нет. Каждый исследователь, работающий с семьей, создает свою теорию семьи, пусть даже опираясь на какую-либо теорию. В настоящее время существует несколько направлений в коррекционной работе с семьей. Наиболее распространенные – психодинамическое и системное.

Психодинамическое направление

Для этого подхода характерно внимание к прошлому каждого члена семьи, к прошлым психологическим проблемам, проекциям, проявившимся на разных этапах существования семьи. Большое значение в психодинамическом направлении придается осознанию того, что нерешенные в прошлом семейные проблемы влияют на теперешние отношения в семье и поведение вне семьи каждого члена семейного коллектива.
Представители психодинамического направления утверждают, что члены семьи часто из-за груза прошлого не могут действовать независимо друг от друга, что, собственно, и приводит к внутрисемейным проблемам. Роль психолога здесь подобна позиции тренера, который учит членов семьи налаживать внутрисемейное общение.

Системное направление в семейном консультировании

Работа психолога в рамках системного направления направлена прежде всего на преодоление неадекватной близости, нечеткости границ между членами семьи. Теоретики этого направления (Дж. Хейли, К. Маданес, П. Вацдавик, Л. Хоффман и др.) утверждают, что семейные проблемы возникают из-за непродуктивной организации семьи, а не из-за ее истории. Прошлое не является предметом рассмотрения системной семейной терапии, она исследует структуру семьи – альянсов и коалиций членов семьи.

Техники коррекции семейных проблем

Сейчас все возрастает количество техник и процедур, используемых в работе практического психолога. Наиболее традиционная и распространенная форма семейного консультирования – беседа.
В этой главе мы предлагаем альтернативные формы проведения семейного консультирования. Многие из них становятся возможными благодаря применению новейших технологических средств, таких как видеомагнитофон, одностороннее зеркало, телефон, компьютер, средства быстрой транспортировки. Другие создаются с помощью введения в семейную систему новых членов (как это, например, происходит в котерапии), образования группы из супружеских пар, группы из множества семей, суррогатной семейной группы (когда в работе с проблемами семьи принимают участие родственники, друзья, сослуживцы членов семьи).
Само применение психологом альтернативных форм семейного консультирования предоставляет возможность творческого подхода в оказании психологической помощи клиенту.

Котерапия

Котерапия – это одновременное участие в работе с клиентами двух или более психологов. Использование данной техники поможет значительно увеличить эффективность консультирования, потому что взгляд на ситуацию в семье двух профессионалов более объективный. К преимуществам котерапии относится также то, что психологи помогают друг другу, обращая внимание на разные аспекты взаимоотношений в семье. Когда один "застревает", у другого, вероятно, может появиться хорошая идея. Каждый из консультантов может предложить совершенно новые пути выхода клиентов из трудной ситуации.
При использовании данной техники психологи могут обсуждать между собой ситуацию в данной семье, давая возможность клиентам побыть в роли наблюдателей, а также узнать, какое впечатление они производят на других. Таким образом, используя технику котерапии, психологи взаимодополняют друг друга, что чрезвычайно важно для достижения результата.
В процессе котерапии особенно актуально применение парадоксальных техник. В то время как один психолог работает с семьей, способствуя изменениям в семейной системе, другой говорит о том, что время для изменений еще не наступило. В дополнение к этому консультанты могут помочь позитивным изменениям в семье, зеркально отражая внутрисемейные образцы поведения. Приведенный ниже пример применения этого подхода взят из работы Ханнум (1980).
Джон и Сью – супруги с десятилетним стажем, обратились с проблемой постоянных ссор и неудовлетворенности браком со стороны Сью. Им обоим было немного за тридцать, у них двое детей – семилетний сын и четырехлетняя дочь. Джон – довольно преуспевающий адвокат, работающий в местной адвокатской компании. Выйдя замуж, Сью прервала свое образование, но затем вернулась в местный университет для завершения работы над диссертацией.
Во время описываемой консультации супруги спорят о разделении обязанностей по воспитанию детей. Оба недовольны друг другом.
Вначале подход двух консультантов заключался в том, чтобы создать зеркальное отражение настроения супругов. Они начали со следующей ролевой игры.
Консультант 1: Послушай, Джон, у меня и так много дел, о которых я должна заботиться. Тебе придется пересмотреть твое расписание так, чтобы ты смог пойти в следующий вторник на открытое занятие сына. Ты ведь знаешь, что на этот раз профессор Джонс будет обсуждать именно его случай.
Консультант 2: Я не смогу. В шесть часов я встречаюсь с Джимом по поводу дела Смита. Прости, Сью, но в этот раз я не смогу тебе помочь.
К 1: Но разве так не происходит каждый раз? Твоя работа всегда важнее моей.
К 2: Ну, моя работа позволяет обеспечить семью.
К 1: Я знала, что ты мне так ответишь. Ты всегда так отвечаешь, когда не можешь придумать ничего получше. Посмотри, мы только злимся друг на друга, неужели нельзя попытаться прийти к какому-то решению?
К 2: Ну, хорошо... давай. Может быть, я смогу немного изменить свое расписание. Я попрошу Джима встретиться со мной в восемь утра. Тогда я смогу уйти с работы в пять часов.
К 1: Хорошо, тогда у тебя будет более чем достаточно времени, чтобы вовремя добраться до места.
К 2: Сью, было бы хорошо, если бы в будущем ты предупреждала меня заранее. Мне очень неудобно в последнюю минуту менять свои планы.
К 1: Это разумно. Если хочешь, может быть, мы составим расписание на следующую неделю сегодня вечером? У меня записаны все важные дела.
К 2: Давай займемся этим после ужина.
(Пауза.)
Консультант (обращаясь к супружеской паре): Ну, а теперь смогли бы вы вдвоем попытаться разрешить свою проблему?

Мы видим, что консультанты вначале создали зеркальное отражение настроений своих клиентов. Это было сделано для образования альянсов. Однако в середине диалога специалисты изменили свою стратегию и показали пример совсем другого подхода к проблеме – решение проблемы путем сотрудничества. Когда супруги продолжили разговор, они сразу же начали искать пути реального разрешения проблемы вместо того, чтобы пытаться выиграть очки во взаимной борьбе или победить в споре, кто является большей жертвой.
Консультация, проведенная методикой котерапии, используется в том случае, если один из членов семьи вовлечен в другие отношения, вне семьи, мешающие внутрисемейным отношениям.

Следующий пример показывает это.
Мать, ее двенадцатилетняя дочь и бабушка с материнской стороны обратились за психологической помощью из-за сложностей, с которыми дочь сталкивалась в школе. Во время первой встречи стало ясно, что бабушка слишком тесно вовлечена в отношения с внучкой. Консультанты, обсудив эту ситуацию, решили выбрать следующую стратегию.
Консультант 1 обратился к бабушке:
"Сегодня я был бы благодарен вам, если бы вы поработали вместе со мной. В это время ваши дочь и внучка обсудят некоторые свои проблемы с Консультантом 2, вы же просто посидите здесь со мной, мы будем слушать и наблюдать". Во время беседы, когда бабушка пыталась вмешаться, ей напоминали: "Помните, наша с вами работа заключается в том, чтобы слушать и наблюдать".
Приостановив вмешательство бабушки в отношения матери с дочерью путем союза "консультант – бабушка", консультант разрушил внутрисемейный треугольник и создал границу между поколениями. Бабушке отводится особое место в союзе с Консультантом 1, так что она не чувствует себя просто исключенной из семьи. Теперь она – наблюдатель, имеющий особое задание. Вследствие этого маневра мать, дочь и Консультант 2 смогли прийти к совместному решению по поводу обсуждавшейся ими проблемы.
Котерапия может оказаться весьма полезной, когда в роли консультантов выступают мужчина и женщина. Техника также широко используется в тренинговых центрах, где она служит учебным целям. Например, начинающий психолог работает со своим наставником.
В процессе котерапии важно, чтобы оба психолога сотрудничали, а не мешали друг другу. Не страшно, если иногда профессионалы не соглашаются друг с другом, главное – преодолеть свои разногласия, подавая пример клиентам в плодотворном разрешении своих собственные конфликтов.
Технику котерапии можно организовать так, что один из консультантов будет находиться за односторонним зеркалом, взаимодействуя с коллегой, работающим с семьей, при помощи телефонных звонков, стуков в дверь и т. д. Подробнее о технике телефонных звонков далее.

Просмотр видеозаписей
Видеомагнитофон может оказаться полезным не только как средство для запоминания психологом и клиентами тех или иных событий, происходящих во время консультации, но и в качестве собственно терапевтического инструмента. Предполагается, что если члены семьи и психолог будут наблюдать на экране свое поведение, то это поможет как той, так и другой стороне. Консультант поймет, что в действительности происходит в семье, в частности, он лучше представит роль каждого в семье. Кроме того, просмотр видеозаписей поможет воочию увидеть конфронтацию в семье, и ее уже трудно будет кому-либо отрицать. Члены семьи имеют возможность с помощью видеомагнитофона наблюдать собственное поведение. Можно обсуждать, анализировать и после коррекции переигрывать отдельные моменты. Это очень помогает в работе с теми семьями и супружескими парами, члены которых по-разному смотрят на мир.
Данная техника разработана Алджером (1976). Семье сообщается о том, что психолог планирует записать работу на видеомагнитофон. Указывается, что пленка не будет показана никому до тех пор, пока клиенты не дадут на этот счет своего разрешения. Клиентов заранее нацеливают на то, чтобы они не очень переживали от несоответствия представления о себе самих и того, что увидят на телеэкране. Главное внимание при просмотре видеозаписи психологу нужно уделять внутрисемейным взаимодействиям. Фрагменты записи выбирает или сам психолог, или же члены семьи,
Супруги А. обратились к психологу по поводу супружеских проблем. Они были женаты уже восемь лет, имели двоих детей. Жена жаловалась на депрессию, в то время как муж полагал, что они жили бы гораздо счастливее, если бы она беспрекословно его слушалась.
Психолог: Уважаемая А., вы только что сказали, что ваш муж ведет себя так, как будто он вас не уважает. Что вы имеете в виду?
Муж: Я не понимаю, почему ей пришло в голову сказать такую глупость и бессмыслицу.
Психолог: Вопрос задан вашей жене. Дайте ей, пожалуйста, возможность ответить.
Жена: Мой муж совершенно не прислушивается к моим словам, не спрашивает у меня совета, даже по поводу домашних дел.
Муж: Ты же прекрасно знаешь, почему так происходит. Я работаю. На мне держится дом. И я больше разбираюсь в том, что происходит в мире и как он устроен.
Жена: Ты считаешь, я ни в чем не разбираюсь?
Муж: Я пытаюсь заботиться о тебе и детях, делаю для тебя только хорошее. Не знаю, что тебе не нравится. Если бы ты поступала так, как я тебе говорю, у нас все было бы чудесно.
Жена: Ты же относишься ко мне как к ребенку!
Муж: Я же должен заботиться о тебе, я отвечаю за тебя.
Жена: Ты же мне муж, а не отец и не господь Бог...
Муж: Ты сказала очень глупую вещь.
Психолог дал возможность супругам просмотреть этот эпизод. Ниже приведена запись последовавшего за просмотром обсуждения.
Психолог: Что вы думаете по поводу только что увиденного?
Жена: Неужели это действительно я?
Психолог: Имейте в виду, что ваш образ на экране не совсем соответствует тому, как вы выглядите в реальной жизни. На экране люди выглядят гораздо хуже, чем в жизни.
Жена: Надеюсь.
Муж: Я тоже выглядел довольно неуклюже.
Психолог: Что же вы думаете по поводу только что увиденного?
Муж: Я не задумывался раньше, над тем, что выгляжу так беспардонно.
Психолог: В чем беспардонность?
Муж: Я вмешивался в вашу беседу с женой. И еще я заметил, что говорю слишком громко.
Психолог: А как вы разговариваете дома? Что можете сказать по поводу тона и содержания своих слов?
Муж: Я назвал ее замечания глупыми.
Жена: Да, именно так. Держу пари, ты не отдаешь себе отчет в том, насколько часто так поступаешь. Кроме того, заметил ли ты, что совсем не смотрел на меня, когда говорил?
Психолог: А на кого смотрели вы, когда разговаривали с мужем?
Жена: Я не смотрела ни на кого. Я сидела, уставившись в пол.
Психолог: Почему?
Жена: Я просто вся сжимаюсь, когда он разговаривает со мной подобным образом. Я вела себя просто как ребенок, но именно так я себя чувствую всегда, когда он на меня орет.
В данном случае просмотр видеомагнитофонной записи оказался особенно полезным в прояснении того поведения, которое отрицается одним из членов супружеской пары. Муж смог признать права жены высказывать свое мнение. Кроме того, жена сделала весьма важные наблюдения, свидетельствует о том, что ее собственное поведение влияет на то, как муж с ней обращается.
Техника просмотра видеозаписей используется везде, где имеется соответствующая аппаратура. Его с успехом можно применять не только в работе со взрослыми клиентами, но и с детьми, особенно с подростками.

Телефонные звонки

Использование телефона в процессе семейного консультирования впервые было описано Копперсмитом в 1980 г. Первоначально телефонные звонки использовались для того, чтобы осуществлять наставничество и контроль со стороны более опытного коллеги. Вместе с тем, телефонные звонки могут выполнять коррекционные функции: включать в консультирование новых членов, в том числе и наблюдателей за односторонним зеркалом, или же членов семьи, которые в этот момент находятся в другом месте. 3вонки могут обратить внимание психолога на то, что он, возможно, упустил (часто профессионалы замечают больше, наблюдая со стороны, по сравнению с непосредственно работающим с семьей их коллегой). Они также могут вызвать любопытство у клиентов, помочь клиентам и психологу отвлечься на время от текущего обсуждения и взглянуть на проблему с другой стороны; облегчить образование новых альянсов; давать возможность наблюдателям принимать сторону различных членов семьи и т. д.
Психотерапевт Копперсмит говорит о трех различных типах телефонных звонков, используемых в семейном консультировании. Первый тип – звонок консультанту от наставника или какого-то другого члена, который производится из комнаты за односторонним зеркалом. Его целью может быть стремление придать работе новое направление – наблюдатель почувствовал, что консультант не касается, хотя и должен, очень важного вопроса. 3а односторонним зеркалом может находиться и референтная группа из членов семьи. Эта группа тоже может сообщить психологу, что разочарована тем, как настроена на работу семья, или, наоборот, довольна тем прогрессом, который достигнут. Психолог может занять позицию, противоположную команде наблюдателей, надеясь при этом на поддержку семьи.
Второй тип – телефонный звонок от члена команды наблюдателей непосредственно какому-нибудь члену семьи. Результат, как и в первом случае, может быть самым неожиданным, т. к. звонок нарушает устоявшуюся на момент консультации атмосферу, внося в нее новые элементы. Кроме того, телефонный звонок может быть особенно полезен тогда, когда консультант пытается включить в обсуждение какого-либо вопроса отмалчивающегося члена семьи.
Третий тип – звонок от члена семьи, который ранее покинул кабинет психолога или присоединился к наблюдателям за односторонним зеркалом. Его звонок и разговор со своим родственником также может изменить атмосферу и перенести внимание членов семьи на другой аспект проблемы.

Следующие два примера описаны в работе Копперсмита (1980).

Муж, жена и двое их детей проходили семейную терапию. Супруги огромное внимание уделяли поведению дочери. Создавалось впечатление, что на сына семья не обращает никакого внимания. С другой стороны, самый младший член семьи не очень-то хотел участвовать в консультировании. Во время одной из консультаций, беседуя с родителями, психолог занял сына рисованием. Сразу же после того, как он начал выполнять это задание, один из членов референтной команды позвонил мальчику по телефону и похвалил его за работу. Звонок вызвал любопытство у других членов семьи, они стали расспрашивать ребенка, кто это ему звонил, и ответы мальчика помогли вербально вовлечь его в работу психолога с семьей. За этим последовало сокращение дистанции между мальчиком и родителями, а также уменьшилась слишком сильная включенность родителей в жизнь дочери.

Следующий пример демонстрирует телефонное общение между консультантом и наставником.
Во время работы психолог столкнулся с большим сопротивлением семьи. Домашние задания постоянно игнорировались. Наставник позвонил консультанту и спросил, хочет ли семья работать и имеет ли смысл тратить на нее время; точка зрения наставника состояла в том, что не имеет. Консультант передал сказанное семье и прибавил, что он не согласен с наставником, так как достаточно хорошо знает семью и считает, что занятия рано или поздно принесут пользу. Семья объединилась вокруг консультанта, и работа пошла более интенсивно.

Техника телефонных звонков применяется в работе со всеми членами семьи, за исключением совсем маленьких детей. Она особенно полезна для перестройки семейной системы. Телефонные звонки могут прояснить границы и организацию семьи, облегчить формирование альянсов. То, что члены команды могут занять позицию, отличную от позиции работающего с семьей консультанта, создает парадоксальную "двойную связь". И неважно, что конкретно они делают, они должны с кем-то кооперироваться. Звонки могут также помочь психологу присоединиться к семье.
Описанная техника может также использоваться для того, чтобы включить в консультирование отсутствующего члена семьи, связавшись с ним по телефону. Также эта техника может быть использована как тренинг. Например, прямо из кабинета психолога стеснительный член семьи может позвонить о приеме на работу, или кто-то здесь и сейчас сможет позвонить родственникам и решить с ними наболевшие проблемы.

Домашние визиты

С помощью этой техники психологу будет легче понять атмосферу семьи, если он, хотя бы изредка, сможет наблюдать своих клиентов в их домашнем окружении, более естественном для них, чем кабинет. Домашние визиты могут помочь включить в работу всех членов семьи.
В тот момент, когда психолог решил использовать технику домашних визитов, он информирует семью о своем желании посетить их дома, согласовывает время, удобное для визита. Ни о каких неожиданных визитах психолога в семью не может быть и речи. Количество таких визитов в каждом конкретном случае будет разное. Большинство психологов включают один домашний визит в план работы с семьей. Во время визита члены семьи и консультант могут просто разговаривать, играть, выполнять упражнения. В любом случае цель домашних визитов состоит в оценке устройства семьи и помощи ее членам в том, чтобы их общение стало более продуктивным.
Женщина 30 лет обратилась к семейному консультанту по поводу трудностей, которые возникли у ее сына, мальчика одиннадцати лет, в школе... Она была сильно встревожена и, кроме того, глубоко переживала свою материальную несостоятельность. Консультант предложил провести работу в доме клиентки, та согласилась. Хотя клиентка описала свои жилищные условия как весьма приемлемые, консультант отметил, что здание, в котором находилась квартира клиентки, было в плохом состоянии, хотя сама квартира была безукоризненна. Мебель – старая, но очевидно, что за ней тщательно ухаживали. В единственной комнате была установлена ширма, и за ней располагалась постель мальчика. В ходе предыдущих бесед клиентка говорила, что ее мать больна диабетом и недавно ей ампутировали ногу. Как только вся семья собралась, стало очевидно, что бабушке принадлежит власть в доме, она находится в центре всех семейных событий и именно ее слушается мальчик. С точки зрения клиентки, бабушка очень авторитарна. До ампутации ноги бабушка была вполне самодостаточна: работала, содержала собственную квартиру в идеальном порядке. Но после ампутации ноги она сосредоточила свою жизнь на дочери и внуке.
Информация, полученная во время домашнего визита, оказалась очень ценной. Психолог прояснил для себя, что в действительности происходит в семье – об этом клиентка совсем не говорила, а во время домашнего визита все вышло на поверхность. Консультант понял сложности, с которыми приходится сталкиваться ежедневно клиентке и ее сыну.
Несмотря на все проблемы этой семьи и напряженность в отношениях, консультант отметил, что его клиентка активно заботится о своих близких, поддерживает чистоту и порядок в доме, где, по сути дела, нет нормальных условий для существования, создала для сына его личный уголок, чтобы он мог уединиться (она считала это важным для его здорового развития). Это позитивные моменты, на которые можно будет опираться в процессе работы с этой семьей.

Техника домашних визитов наиболее эффективна в тех случаях, когда члены семьи не хотят или не могут прийти в кабинет психолога или же когда он замечает большие различия между тем, что говорят члены семьи, и тем, что он видит.
Понять атмосферу отдельно взятой семьи поможет знакомство с семейными реликвиями, фотографиями и т. д.

"Семейная фотография"

На основе данной методики можно определить силу влияния прошлого семьи на ее настоящее.
Психолог дает задание каждому члену семьи принести несколько фотографий, которые расскажут об эпизодах, значительных для семьи. На следующей встрече каждому дается по 15 минут, чтобы рассказать, почему именно эти фотографии были выбраны и какие чувства они вызывают. Психолог задает уточняющие вопросы: "Кто изображен на снимке?", "Какие чувства вы испытывали в этот день?", "Кто сделал фото?", "Что происходило после?" и т. д.
Психолог обращает внимание на очередность показа фотографий, время на каждую, чувства, вызываемые фотографией, а также реакцию членов семьи. Во время обсуждения консультант анализирует внутрисемейные отношения, зависимость членов семьи друг от друга, обладание властью, тревожность, семейные роли.
Техника может быть использована в работе с любой семьей. Применяется для определения семейных ролей, мифов, правил взаимоотношений, для изучения структуры семьи. Все это выясняется для дальнейшей коррекции.

"Семейная скульптура"

Эта техника дает психологу возможность увеличить активность каждого члена семьи, преодолеть сопротивление клиента, определить место каждого члена во внутрисемейных отношениях, осознать реальную ситуацию в семье и идеальную.
Основное достоинство этой методики – ее невербальный характер, который позволяет снять разнообразные психологические защиты, проекции и обвинения.
Перед началом работы психолог объясняет, что многие вещи бывает труднее рассказать, чем показать. Поэтому будет целесообразно заняться живой скульптурой, а позы и местоположение каждого члена семьи расскажут об их действиях и чувствах друг к другу. Тот, кто выступает в роли скульптора, обращается с другими членами семьи, словно они сделаны из глины. В этой роли побывает каждый и создаст свою скульптуру, отражающую реальную и идеальную эмоциональную ситуацию в семье.
Некоторые консультанты просят скульпторов дать каждому персонажу фразу, которая охарактеризовала бы поведение этого человека.
Во время работы каждого скульптора психолог отмечает реальные и символические семейные конфликты, альянсы.
Каждую составленную скульптуру семья обсуждает. Психолог задает вопросы как скульптору, так и членам семьи. Скульптора он может просить подобрать название своему произведению, предложить возможные перспективы развития в жизни семьи; семью – охарактеризовать свои ощущения по поводу увиденного, согласиться или опровергнуть взгляд скульптора на семейную ситуацию и т. д.
Технику семейной скульптуры можно использовать не только в семейном консультировании, но и в индивидуальном. В этом случае воображаемыми членами семьи выступают большие предметы, мебель.

"Семейно-терапевтический марафон"

Данная техника описана Бреслоу и Хроном (1977) и предназначена для использования при работе с теми семьями, которые не могут обратиться за помощью к семейному консультанту, т. к. живут далеко от того места, где ведется прием, сопротивляются регулярным встречам или считают, что процесс консультирования нарушает их служебное или школьное расписание.
Беседа длится в пределах от трех до семи часов и направлена на предотвращение разрушения семейной структуры, обеспечение позитивных изменений в семье. Сама проблема определяет продолжительность консультации. Такой большой отрезок времени, проведенный семьей вместе, будет способствовать прорыву семьи к более функциональному состоянию.
Консультант оценивает, когда удобно использовать данную технику, и количество времени, необходимое для семейно-терапевтического марафона. 3атем обсуждается с семьей, есть ли необходимость в таком виде техники, а также – кто именно будет участвовать.
Перед началом использования данной техники можно провести традиционное консультирование, чтобы изучить потребности семьи и той ситуации, в которой она оказалась к настоящему моменту. Эту технику не стоит использовать, если семья еще не установила доверительных взаимоотношений с психологом или если семья испытывает сильные эмоциональные перегрузки, например, после смерти близкого человека.
В том случае, когда предполагается, что встреча займет более трех часов, и на нее приглашаются члены семьи, живущие на значительном расстоянии от места проведения марафона, суббота будет наиболее удобна для ее проведения. Один или несколько членов семьи должны взять на себя ответственность за явку всех приглашенных на семейный марафон.

На семейно-терапевтическом марафоне применяются различные приемы, соответствующие теоретической ориентации данного профессионала, которые можно использовать для диагностики именно в ситуации марафона (например, беседа, ролевые игры, семейная скульптура). Консультанту лучше применять разные техники, а не ограничиваться какой-нибудь одной.
Приведенный ниже случай взят из работы Бреслоу и Хрона (1977).
Супруги мистер и миссис Л. обратились за консультацией. Каждый в прошлом потерял супруга. Диагностика показала, что супружеская пара функционировала в рамках чрезвычайно ригидной системы взаимоотношений. Каждый верил в то, что, если другой изменится, все их проблемы будут решены. Свои взгляды на жизнь и на партнера супруги не изменили и после третьей консультации. Марафон проводился с целью сориентировать каждого супруга на ответственность за свое собственное поведение. В течение марафона выяснилось, что взаимодействие между супругами практически прекратилось после того, как каждый потребовал изменений от другого. Супруги не спорили и не скандалили, но жили с постоянным чувством неудовлетворенности друг другом, оба поддерживали семейный миф: "В хорошем браке не бывает конфликтов". Когда им об этом сказали, супружеская пара поделилась своими опасениями о том, что споры могут привести к разводу. Это высветило тяжелые чувства потери и одиночества, которые каждый из них испытывал в связи со смертью своего бывшего супруга.
В процессе семейно-терапевтического марафона супружеская пара, имея достаточно времени для этого, обсудила противоречия в отношениях друг с другом и начала работать над их устранением.

Семейно-терапевтический марафон можно использовать в работе:
1) с крайне закрытыми семьями, у которых имеется множество защит;
2) семьями, сопротивляющимися изменениям;
3) семьями, которые после начала встреч с психотерапевтом зашли в своих взаимоотношениях в тупик;
4) семьями, у которых имеется страх изменений;
5) семьями, которым трудно собраться вместе, их свободное время не совпадает, они живут далеко друг от друга.

Это далеко не полный перечень техник семейного консультирования – их огромное множество. Какую методику выбрать, решает психолог, исходя из особенностей консультируемой семьи, ее проблем и личностных особенностей самого психолога.

Источник: Ежова Н.Н. рабочая книга практического психолога (Психологический практикум) / Н.Н. Ежова.- Изд. 4-е, - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.