Страница 6 из 8
ЗАНЯТИЕ 8.
Тема: "Создание книги истории жизни ребёнка. Использование блок–схем".
План
- Зачем необходима "Книга жизни"?
- Использование блок-схем для составления таблиц "Основные моменты жизни человека".
- Способы сбора информации для книги истории жизни.
- Сегодня поговорим о важности создания книги истории жизни ребёнка.
Зачем необходима "Книга жизни"?
"Книга жизни" (или её ещё называют "История жизни") по определению Веры Фалберг – это описание жизни ребёнка в словах, картинках, фотографиях и приложенных документах, сделанных самим ребёнком с помощью взрослого. Дети, которые живут со своими родителями, имеют возможность спросить у них о своём прошлом, а также выяснить некоторые происшедшие в прошлом события, имеющие связь с настоящим. Дети же, находящиеся под опекой, зачастую лишены такой возможности. Они разлучены со своими родителями и семьёй; они могли находиться в нескольких приёмных семьях, быть под наблюдением нескольких социальных работников, жить в разных домах. Они могли "потерять" своё прошлое, а многое просто забыть. Когда дети забывают своё прошлое, наблюдаются трудности в их эмоциональном и социальном развитии. Если взрослые не хотят обсуждать с детьми их прошлое, детям кажется, что было в нём что-то плохое в этом прошлом. "Книга жизни" - это своеобразная попытка для ребёнка, находящегося под опекой, попасть обратно в своё прошлое, собрать информацию и обсудить с ребёнком значительные факты в его жизни, а также людей, которые играли важную роль в ней. Книга также помогает ребёнку лучше понять всё то, что было у него в прошлом и заставляет думать о будущем. Уже доказано, что большинство детей говорят о своём прошлом, настоящем и будущем с тем взрослым, который относится к ним с пониманием и это очень помогает детям. Создание вместе с ребёнком "Книги жизни" позволяет правильно построить такого рода беседу. Ребёнок, находящиёся под опекой, будь это детский дом, либо приёмная семья, или даже в том случае, когда он возвращается обратно в свою родную семью, ему необходимо понять, почему он находился под опекой и почему взрослые всё время подводили его и разочаровывали. А мы зачастую упускаем этот шанс в отношении детей, за которых несём ответственность. Опыт работы с детьми показывает, что в процессе общения с детьми при создании "Книги жизни", дети "раскрываются" и это играет очень большую роль для них самих. Все дети имеют право знать о своём прошлом и о своей семье. Это право есть у каждого ребёнка в любой семье, но, пользуясь им, он не осознаёт насколько это важно и необходимо. Это право для детей, которые находятся под опекой является очень важным, так как это необходимо не только для их собственного спасения, но и также для их будущих детей.
КНИГА ИСТОРИИ ЖИЗНИ
Информация, которую приёмные родители должны собрать, включает следующее:
- Основные вехи в развитии ребёнка (когда, прорезался первый зуб, первый шаг и т.п.)
- Информация об основных травмах, болезнях или пребывании в больнице.
- Любимые виды деятельности.
- Любимые Рождественские подарки и подарки на день рождения.
- Каким образом ребёнок отмечал специальные праздники.
- Любимые друзья.
- Информация о домашних животных в семье.
- Информация о том, как ребёнок проявлял чувства.
- Фотографий биологической семьи и дома, где жил.
- Фотографии приёмных родителей.
- Фотографии ребёнка с приёмной семьёй.
- Милое "озорное" поведение
- Способы, при помощи которых ребёнок любил проявлять свою любовь.
- Особенные поездки или каникулы, проведённые с приёмными родителями.
- Информация о реакции и о частоте визитов биологических родителей.
- Любые родственники, которые занимали особое место в жизни ребёнка.
- Имена учителей и название школы, которую посещал ребёнок.
- Карточки с информацией об успехах ребёнка в школе.
- Специальные мероприятия, например, участие в мероприятиях клубов, пребывание в загородных лагерях.
- Церковь, которую посещал.
Все значимые события люди включают в историю жизни.
2. Основные этапы (моменты) жизни человека можно описывать с использованием блок – схем.
Использование блок – схем для составления таблиц "Основные этапы / моменты жизни человека"
Блок – схемы – это удачный способ записи последовательности всех самых важных и значимых этапов жизни человека в хронологическом порядке. Некоторые события жизни важны сами по себе, например, рождение, замужество/ женитьба и т.п. Другие – более субъективны, человек сам определяет их значимость, потому что они произошли в какое – то определённое время в каком-то определённом контексте. Необходимо отметить, что существуют различные формы представления таблиц при помощи блок-схем. Блок=схемы имеют две основные цели. Во-первых, они помогают делать записи об основных этапах жизни человека. Незаполненную блок-схему на первой странице файла можно быстро и легко заполнить по мере того, как происходят события, её можно легко создать при переселении или в период кризиса; её будет проще использовать в случае необходимости, чем письменный отчёт. Вторая цель является менее очевидной, хотя, возможно, более значимой. Блок-схема помогает вызвать/пробудить чувства. При составлении своей блок – схемы взрослый человек будет заново переживать отдельные чувства радости и боли, которые сопровождали описываемые события. Эти чувства иногда претерпевают изменения, когда они воспринимаются в ряду с другими событиями, которые вносятся в блок-схему по мере её составления; в результате такого упражнения усиливается осознание человеком чувств, которые он испытывал в детстве. При составлении блок-схемы многие взрослые мысленно видят яркие картинки, которые они могут перенести на блок-схему при помощи всего лишь нескольких слов. Дети могут более чётко описать свои чувства и переживания в картинках и рисунках, поэтому блок-схемы, которые они создают, представляют собой серию импрессионистских представлений о событиях. Социальному работнику, который курирует данного ребёнка, для благоприятного толкования картинок необходимо проявить особую чуткость. Хотя блок-схема (она никогда не завершена) в конечном итоге представляет последовательность событий, она не обязательно должна составляться в хронологической последовательности. Многие, а особенно дети, предпочитают начинать таблицу "Основные этапы моей жизни" с момента жизни в настоящем, а затем двигаться постепенно назад, к событиям прошлого, или, наоборот, начинают с самого значимого и важного в их жизни события. Иногда дети могут представить или изобразить что – то важное в их жизни через картинку, модель, схему или даже через игру, и это может помочь социальному работнику подсказать ребёнку с чего начать составление таблицы. Детей нельзя торопить составлять таблицы "Основные этапы жизни". Многим детям сначала необходима помощь в виде, например, "Книги чувств", "Картины жизни" или некоторого количества отдельных рисунков, прикреплённых на стену или хранящихся в определённом месте, чтобы они смогли почувствовать, насколько значима для них эта последовательность. Некоторые таблицы создаются на отдельных листах, соединённых лентой с тем, чтобы их можно было растянуть вдоль комнаты; другие рисуются на рулоне бумаги. В таком случае рулон раскручивают с одной стороны и закручивают с другой. Есть варианты, когда изображается длинная улица с домами или дерево с многочисленными ветками – всё зависит от воображения и фантазии ребёнка. Блок-схема/таблица принадлежит её создателю. Многие дети используют эти блок-схемы как основу для создания "Книги жизни", которую в силу её специфики проще открыть и показать другим людям. Некоторые дети хотят уничтожить свои таблицы, как только они приступили к созданию "Книги жизни", другие, напротив, берегут и дорожат ими.
Для примера представляется своя схема жизни. Это не фотоальбом. В фотоальбоме не описывается, как чувствует себя ребёнок на отдельных этапах жизни. Использование блок-схем важно и для прослеживания эмоционального развития – поможет проходить с приёмными родителями стадии скорби. Можно проследить и развитие ребёнка, все стадии его развития, не застрял ли он на какой-либо из этих стадий, не наступил ли регресс. Поведение ребёнка будет индикатором Вашей работы. Если у восьмилетнего ребёнка истерии трехлетнего – значит, он находится на этапе развития трехлетнего. И Вам необходимо работать с ним так же как с трёхлетним.
3. Способы сбора информации.
- Важнейший момент – медицинская карта ребёнка (начинаем заполнение с неё).
- Если знаем, кто биологические родители – изучаем медицинские карты родителей. Важно проследить генетическую наследственность, заболевания, психические явления.
- Информация социальных работников о ребёнке, о его семье.
- Успеваемость ребёнка (из бесед с учителями).
- С другими членами семьи ребёнка, с людьми, у которых есть информация о жизни ребёнка.
- Посещение мест, которые помнит ребёнок. Или не помнит, а вы знаете. Не посещать в одно время несколько мест. Может вызвать переживание бурных чувств у ребёнка.
- От работников детского учреждения, где был ребёнок.
- Каждый день, когда собираем информацию – делаем анализ того, что собрали.
- Не давать почувствовать вину ребёнку за происшедшее. Найти как можно больше счастливых моментов, которые можно поместить в "Книгу жизни".
4. Далее раздаётся бумага и участникам предлагается создать "Книгу истории жизни" определённого ребёнка. Даются ножницы, бумага, предлагаются журналы с фотографиями, картинками, которые можно вырезать. Участники разбиваются на группы и делают "Книгу истории жизни", но очень подробно. Затем делятся своими историями.
|