На главную Психологическое консультирование Теория Основные категории: консультант, клиент, процесс, методы
Основные категории: консультант, клиент, процесс, методы
Психологическое консультирование - Теория
Индекс материала
Основные категории: консультант, клиент, процесс, методы
Процесс консультирования
Все страницы

Содержание: основные составляющие консультирования; консультант – профессия психолога-консультанта, личностные качества, система ценностей, профессиональная этика, общие правила консультанта, типы консультирования, позиции консультанта; клиент – типы клиентов, чувства клиентов, психологическая проблема; процесс – структура модели процесса консультирования, стадии консультирования, контакт, постановка гипотез, сопротивления клиента, обобщение результатов взаимодействия и выход из контакта, консультативные приемы, оценка эффективности психологического консультирования; методы.


Таблица 5
Содержание основных составляющих процесса оказания психологической помощи в психологическом консультировании и психотерапии

 

Клиент Консультирование Психотерапия

Клинически здоровая личность, имеющая трудности и проблемы в повседневной жизни, жалобы невротического характера, а также люди, чувствующие себя хорошо и ставящие перед собой цель дальнейшего личностного роста и развития: больной человек, имеющий подтвержденный диагноз, может в состоянии ремиссии обращаться к консультанту для решения проблем межличностных отношений

Больной человек, имеющий ту или иную психопатологию, психические или поведенческие расстройства: здоровый человек, находящийся в кризисе, иногда идет за помощью к психиатру либо психотерапевту.

Проблема

определенная психологическая дисгармония, которая вызывает психологические трудности, сложности в адаптации, межличностных отношениях и т.п.: может анализировать «корни» проблемы и находить, как они повлияли на предъявляемую проблему

симптом какого-то нарушения, психического или поведенческого расстройства

Длительность

краткосрочная помощь (от 5 до 15 встреч) и является упреждающей, превентивной работой, предотвращающей развитие нежелательных осложнений: может продолжаться дольше

долговременная коррекция краткосрочная психотерапия (manage care) рассчитана на 20 сеансов

Глубина

направлено «вширь», проблемы более разноплановы, широкий круг проявлений социального поведения человека, возникающих при взаимодействии личности и среды: внимание (например, психоаналитическое) – на глубинных неосознаваемых процессах

глубокая перестройка личности, проработка сложных и специфических интраперсональных проблем: внимание на изменениях в поведении и межличностных отношениях

Концепция здоровья / болезни

Признание за человеком права на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезненных проявлений. Цель: помощь здоровым людям в преодолении трудностей, нахождении выхода из затруднительных положений

Человек, рассматривается как пациент, нуждающийся в адекватном лечении. Цель: возвращение человеку психического здоровья, определяемого как отсутствие психопатологических синдромов, а процесс лечения направлен на их устранение: отдельные направления психотерапии не рассматривают клиента как больного.

Диалогичность и ответственность

Общение между консультантом и клиентом как равными партнерами по взаимодействию. Ответственность за успешность консультирования несут обе стороны

Директивная, регламентированная практика, в которой психотерапевт является авторитетным лицом, принимающим решение о лечении и несущим ответственность за его эффективность: ряд направлений психотерапии базируются на идее диалога и ответственности

Ориентация на линию времени жизни клиента

Настоящее и будущее клиентов, помощь в решении проблем, моделирование нового поведения, новых способов взаимодействия клиента с окружением взамен привычных паттернов

Прошлое клиентов, проработка неразрешенных ранних конфликтов, анализ давних травматических событий, поиск скрытых мотивов

2.1. Консультант

Личность консультанта выделяется во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования (Р. Кочюнас). По общему мнению исследователей (M. Balint, З. Фрейд, А. Адлер), эффективность консультанта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками.

Характеристики, необходимые для качественного консультанта:
– незаурядные умственные способности и рассудительность;
– оригинальность, находчивость и разносторонность;
– любознательность и самообучаемость;
– интерес к личности, уважение личности другого человека;
– понимание своих личных характеристик, чувство юмора;
– чувствительность к сложностям мотивации;
– терпимость, отсутствие надменности;
– способность занимать «терапевтическую» позицию, способность устанавливать гибкие взаимоотношения;
– настойчивость, методичность в работе, способность выдерживать напряжение;
– готовность принять на себя ответственность;
– чувство такта и способность к сотрудничеству;
– цельность натуры, самоконтроль и уравновешенность;
– способность различать моральные ценности;
– широта культурного горизонта, образованность;
– глубокий интерес к психологии (Американская комиссия по профотбору психологов)

Свойства личности важные для психолога-консультанта (Национальная ассоциация профессиональной ориентации США цит. по Р. Кочюнасу):
– проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними;
– чувствительность к установкам и поведению других людей;
– эмоциональная стабильность и объективность;
– способность вызвать доверие других людей;
– уважение прав других людей.

Личностные черты эффективного консультанта в гуманистическом подходе (К. Роджерс и все представители гуманистического подхода):
- аутентичность;
- открытость собственному опыту;
- стремление к самопознанию;
- идентичность;
- толерантность к неопределенности;
- принятие личной ответственности;
- безоценочный характер и глубина отношений с другими людьми;
- способность к постановке реалистичных целей;
- эмпатичность.

Необходимые качества консультанта в отечественном подходе (Н.Н. Обозов):
- безоценочное отношение к индивидуальным различиям людей;
- чуткость к эмоциональному состоянию человека;
- пластичность - способность легко переключаться с одной темы на другую, выходить из тупиков, быстро менять различные точки зрения;
- эмоциональная сдержанность и терпимость как способность избегать невротических и субъективных отклонений в собственных оценках и поведении;
-поддержка общей культуры поведения - в результате этого формируются своеобразные штампы речевых оборотов, форм общения, предпочтений относительно близости в контактах;
- умение выстраивать и выдерживать до конца свою линию поведения;
- умение придерживать определенную стратегию в беседе, необходимую для прояснения проблемы, умение перенаправить клиента в нужное русло, умение сохранить рамки объективности.

Оценка показателей эмоционального контроля и психической стабильности, как принцип отбора практических психологов (Ю.В. Емельянов), осуществляется по шкалам:
• надежность - непредсказуемость;
• сдержанность - импульсивность;
• теплота - враждебность;
• оптимизм - пессимизм;
• открытость - подозрительность;
• непринужденность - скованность;
• энергичность - вялость;
• приспособляемость - неприспособляемость.
Модель личности эффективного консультанта (Р. Кочюнас):
1. Аутентичность (подлинность, искренность, конгруэнтность). Аутентичный психолог может озвучивать свои чувства и сомнения, если это помогает продвинуться в консультировании. Он позволяет себе не знать ответа на все вопросы, может говорить о своих переживаниях и собственном опыте, проявляет свое истинное «Я» как в своих непосредственных реакциях, так и в поведении в целом. Три основных признака аутентичного существования: полное осознание настоящего момента; выбор способа жизни в данный момент; принятие ответственности за свой выбор (Д. Бьюдженталь).
2. Открытость собственному опыту. Открытость понимается как искренность в восприятии собственных чувств. Социальный опыт учит нас отбрасывать отрицательные чувства («Нельзя обижаться на родителей!»; «Мальчики не плачут!» и т.д.). Эффективный консультант не должен вытеснять чувства, которые в этом случае становятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения.
3. Развитие самопознания. Ответ на вопрос о возможности помощи другому человеку кроется в самооценке консультанта, адекватности его отношения к собственным способностям и вообще к жизни.
4. Сила личности, или сильное «ego» – обязательное условие успешной деятельности. Психолог делает выбор, понимая как свои чувства и желания, так и общественные нормы, ценности, социокультурные факторы, требования среды.
5. Профессиональная и личностная идентичность. Именно идентичность позволяет обеспечить личности целостность, тождественность и определенность. Идентичность означает тождество между тем, что имеется в сознании, и тем, какое это находит выражение во внешнем поведении. Идентичность человеку не дана, ее развитие описывается не термином «формирование», а терминами «достижение» и «становление». Таким образом, психолог-консультант должен знать, кто он, кем может стать, чего хочет от жизни, что на самом деле для него важно, а что – нет.
6. Толерантность к неопределенности. Консультанту необходима уверенность в себе в ситуациях неопределенности, так как невозможно предугадать, с каким клиентом, с какой ситуацией он столкнется. Переносить напряжение в ситуации неопределенности помогают уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений.
7. Принятие личной ответственности. Многие ситуации в консультировании возникают под контролем консультанта, и он несет ответственность за свои действия. Понимание этой ответственности и разделение ее с клиентом позволяют свободно осуществлять выбор – соглашаться с позицией клиента или вступать в продуктивную конфронтацию.
8. Глубина отношений с другими людьми. Для чувства, взгляды, своеобразные черты, особенности взаимодействия с другими людьми, для более глубокого понимания их способа «бытия-в-мире». Важно делать это без осуждения и наклеивания ярлыков.
9. Возможность выражения чувств. Эффективный консультант не боится свободно выражать свои чувства перед другими людьми, в том числе перед клиентами. Такое поведение является проявлением аутентичности. В то же время консультант способен к сдерживанию тех чувств, выражение которых неуместно, может испугать либо оттолкнуть клиента.
10. Постановка реалистичных целей. Консультант с самого начала должен осознавать наличие ограничений, как объективных, связанных с внешней средой, так и субъективных, связанных с личностью клиента. Если консультант ставит нереальные цели, это может привести его к разочарованиям.

Этические принципы психолога
Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Идеалы свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого, гуманного, процветающего общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, и при которых усилия психолога приносят реальную пользу.
Принципы Этического кодекса психолога
1. Принцип уважения включает:
1.1. Уважение достоинства, прав и свобод личности
1.1.1. Психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований.
1.1.2. Беспристрастность Психолога не допускает предвзятого отношения к Клиенту. Все действия Психолога относительно Клиента должны основываться на данных, полученных научными методами. Субъективное впечатление, которое возникает у Психолога при общении с Клиентом, а также социальное положение Клиента не должны оказывать никакого влияния на выводы и действия Психолога.
1.1.3. Психолог избегает деятельности, которая может привести к дискриминации Клиента по любым основаниям.
1.1.4. Психологу следует так организовать свою работу, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили вреда здоровью и социальному положению Клиента и связанных с ним лиц.
1.2. Конфиденциальность.
1.2.1. Информация, полученная Психологом в процессе работы с Клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий.
1.2.2. Результаты исследования должны быть представлены таким образом, чтобы они не могли скомпрометировать Клиента, Психолога или психологическую науку.
1.2.3. Психодиагностические данные студентов, полученные при их обучении, должны рассматриваться конфиденциально. Сведения о Клиентах также должны рассматриваться конфиденциально.
1.2.4. Демонстрируя конкретные случаи своей работы, Психолог должен обеспечить защиту достоинства и благополучия Клиента.
1.2.5. Психолог не должен отыскивать о Клиенте информацию, которая выходит за рамки профессиональных задач Психолога.
1.2.6. Клиент имеет право на консультацию Психолога или работу с ним без присутствия третьих лиц.
1.2.7. Неконтролируемое хранение данных, полученных при исследованиях, может нанести вред Клиенту, Психологу и обществу в целом. Порядок обращения с полученными в исследованиях данными и порядок их хранения должны быть жестко регламентированы.
1.3. Осведомленность и добровольное согласие Клиента.
1.3.1. Клиент должен быть извещен о цели работы, о применяемых
методах и способах использования полученной информации. Работа с Клиентом допускается только после того, как Клиент дал информированное согласие в ней участвовать. В случае, если Клиент не в состоянии сам принимать решение о своем участии в работе, такое решение должно быть принято его законными представителями.
1.3.2. Психолог должен сообщать Клиенту обо всех основных шагах или лечебных действиях. В случае стационарного лечения Психолог должен информировать Клиента о возможных рисках и об альтернативных методах лечения, включая непсихологические.
1.3.3. Видео- или аудиозаписи консультации или лечения Психолог может делать только после того, как получит согласие на это со стороны Клиента. Это положение распространяется и на телефонные переговоры. Ознакомление третьих лиц с видео-, аудиозаписями консультации и телефонными переговорами Психолог может разрешить только после получения согласия на это со стороны Клиента.
1.4. Самоопределение Клиента.
1.4.1. Психолог признает право Клиента на сохранение максимальной автономии и самоопределения, включая общее право вступать в профессиональные отношения с психологом и прекращать их.
1.4.2. Клиентом может быть любой человек в случае своей несомненной дееспособности по возрасту, состоянию здоровья, умственному развитию, физической независимости. В случае недостаточной дееспособности человека решение о его сотрудничестве с Психологом принимает лицо, представляющее интересы этого человека по закону.
1.4.3. Психолог не должен препятствовать желанию Клиента привлечь для консультации другого психолога (в тех случаях, когда к этому нет юридических противопоказаний).
2. Принцип компетентности включает:
2.1. Знание профессиональной этики
2.1.1. Психолог должен обладать исчерпывающими знаниями в области профессиональной этики и обязан знать положения настоящего Этического кодекса. В своей работе Психолог должен руководствоваться этическими принципами.
2.2. Ограничения профессиональной компетентности
2.2.1. Психолог обязан осуществлять практическую деятельность в рамках собственной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте.
2.2.2. Только Психолог осуществляет непосредственную (анкетирование, интервьюирование, тестирование, электрофизиологическое исследование, психотерапия, тренинг и др.) или опосредованную (биографический метод, метод наблюдения, изучение продуктов деятельности Клиента и др.) работу с Клиентом.
2.2.3. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на уровне, достаточном, чтобы поддерживать у Клиента чувство симпатии, доверия и удовлетворения от общения с Психологом.
2.2.4. Если Клиент болен, то работа с ним допустима только с разрешения врача или согласия других лиц, представляющих интересы Клиента.
2.3. Ограничения применяемых средств
2.3.1. Психолог может применять методики, которые адекватны целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию Клиента, условиям эксперимента. Психодиагностические методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизованными, нормализованными, надежными, валидными и адаптированными к контингенту испытуемых.
2.3.2. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Выбор методов не должен определяться научными пристрастиями Психолога, его общественными увлечениями, личными симпатиями к Клиентам определенного типа, социального положения или профессиональной деятельности.
2.3.3. Психологу запрещается представлять в результатах исследования намеренно искаженные первичные данные, заведомо ложную и некорректную информацию. В случае обнаружения Психологом существенной ошибки в своем исследовании после того, как исследование было опубликовано, он должен предпринять все возможные действия по исправлению ошибки и дальнейшему опубликованию исправлений.
2.4. Профессиональное развитие
2.4.1. Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности и свою осведомленность в области этики психологической работы (исследования).
2.5. Невозможность профессиональной деятельности в определен
ных условиях.
2.5.1. Если какие-либо обстоятельства вынуждают Психолога преждевременно прекратить работу с Клиентом и это может отрицательно сказаться на состоянии Клиента, Психолог должен обеспечить продолжение работы с Клиентом.
2.5.2. Психолог не должен выполнять свою профессиональную деятельность в случае, когда его способности или суждения находятся под неблагоприятным воздействием.
3. Принцип ответственности включает:
3.1. Основная ответственность.
3.1.1. Решение Психолога осуществить исследовательский проект или вмешательство предполагает его ответственность за возможные научные и социальные последствия, включая воздействие на лиц, группы и организации, участвующие в исследовании или вмешательстве, а также непрямой эффект, как, например, влияние научной психологии на общественное мнение и на развитие представлений о социальных ценностях.
3.1.2. Психолог должен осознавать специфику взаимодействия с Клиентом и вытекающую из этого ответственность. Ответственность особенно велика в случае, если в качестве испытуемых или клиентов выступают лица, страдающие от медикаментозной зависимости, или лица, ограниченные в своих действиях, а также, если программа исследования или вмешательства целенаправленно ограничивает дееспособность Клиента.
3.1.3. Если Психолог приходит к заключению, что его действия не приведут к улучшению состояния Клиента или представляют риск для Клиента, он должен прекратить вмешательство.
3.2. Ненанесение вреда.
3.2.1. Психолог применяет только такие методики исследования или
вмешательства, которые не являются опасными для здоровья, состояния Клиента, не представляют Клиента в результатах исследования в ложном, искаженном свете, и не дают сведений о тех психологических свойствах и особенностях Клиента, которые не имеют отношения к конкретным и согласованным задачам психологического исследования.
3.3. Решение этических дилемм.
3.3.1. Психолог должен осознавать возможность возникновения этических дилемм и нести свою персональную ответственность за их решение. Психологи консультируются по этим вопросам со своими коллегами и другими значимыми лицами, а также информируют их о принципах, отраженных в Этическом кодексе.
3.3.2. В случае, если у Психолога в связи с его работой возникли вопросы этического характера, он должен обратиться в Этический комитет Российского психологического общества за консультацией.
4. Принцип честности включает:
4.1. Осознание границ личных и профессиональных возможностей.
4.1.1. Психолог должен осознавать ограниченность как своих возможностей, так и возможностей своей профессии. Это условие установления диалога между профессионалами различных специальностей.
4.2. Честность.
4.2.1 Психолог и Клиент (или сторона, инициирующая и оплачивающая психологические услуги для Клиента) до заключения соглашения оговаривают вопросы вознаграждения и иные существенные условия работы, такие как распределение прав и обязанностей между Психологом и Клиентом (или стороной, оплачивающей психологические услуги) или процедура хранения и применения результатов исследования.
Психолог должен известить Клиента или работодателя о том, что его деятельность в первую очередь подчиняется профессиональным, а не коммерческим принципам.
При приеме на работу Психолог должен поставить своего работодателя в известность о том, что:
– в пределах своей компетенции он будет действовать независимо;
– он обязан соблюдать принцип конфиденциальности: этого требует закон;
– профессиональное руководство его работой может осуществлять только психолог;
– для него невозможно выполнение непрофессиональных требований или требований, нарушающих данный Этический кодекс.
4.2.2. Публичное распространение сведений об оказываемых Психологом услугах служит целям принятия потенциальными Клиентами информированного решения о вступлении в профессиональные отношения с Психологом. Подобная реклама приемлема только в том случае, если она не содержит ложных или искаженных сведений, отражает объективную информацию о предоставляемых услугах и отвечает правилам приличия.
4.2.3. Психологу запрещается организовывать рекламу себе или какому-либо определенному методу вмешательства или лечения. Реклама в целях конкуренции ни при каких условиях не должна обманывать потенциальных Клиентов. Психолог не должен преувеличивать эффективность своих услуг, делать заявлений о превосходстве своих профессиональных навыков и применяемых методик, а также давать гарантии результативности оказываемых услуг.
4.2.4. Психологу не разрешается предлагать скидку или вознаграждение за направление к ним нему Клиентов или заключать соглашения с третьими лицами с этой целью.
4.3. Прямота и открытость.
4.3.1. Психолог должен нести ответственность за предоставляемую им информацию и избегать ее искажения в исследовательской и практической работе.
4.3.2. Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег. При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ литературных данных по поставленному вопросу.
4.3.3. В случае возникновения искажения информации психолог должен проинформировать об этом участников взаимодействия и заново установить степень доверия.
4.4. Избегание конфликта интересов.
4.4.1. Психолог должен осознавать проблемы, которые могут возникнуть в результате двойственных отношений. Психолог должен стараться избегать отношений, которые приводят к конфликтам интересов или эксплуатации отношений с Клиентом в личных интересах.
4.4.2. Психолог не должен использовать профессиональные отношения в личных, религиозных, политических или идеологических интересах.
4.4.3. Психолог должен осознавать, что конфликт интересов может возникнуть после формального прекращения отношений Психолога с Клиентом. Психолог в этом случае также несет профессиональную ответственность.
4.4.4. Психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими Клиентами.
4.5. Ответственность и открытость перед профессиональным со
обществом.
4.5.2. Психолог обязан уважать своих коллег и не должен необъективно критиковать их профессиональные действия.
4.5.3. Психолог не должен своими действиями способствовать вытеснению коллеги из его сферы деятельности или лишению его работы.
4.5.4. Если Психолог считает, что его коллега действует непрофессионально, он должен указать ему на это конфиденциально.
Общие принципы психологического консультирования, выделенные различными авторами (Ю.Е. Алешина, П.П. Горностай, С.В. Васьков-ская, А.Н. Моховиков, Р. Кочюнас):
1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.
Доброжелательность реализуется при внимательном и чутком отношении к клиенту. Оно противопоставляется как излишней благородной и деятельной (иногда навязанной) активности консультанта, так и примитивному, но великодушному сочувствию, сопереживанию. Безоценочность – один из самых труднореализуемых принципов. По нашему мнению, на его полное воплощение в процесс консультант затрачивает лет 17. Безоценочность не значит равнодушие, оно предполагает «внимательный» нейтралитет и спокойное отношение к сообщаемым фактам.
2. Ориентация на нормы и ценности клиента.
В процессе консультирования психологу важно определиться, что значит то или иное событие не для него (консультанта), а для клиента. Компетентным в своей жизни может быть только сам клиент, психолог за него жить, думать, действовать не может. Но следует заботиться о том, чтобы понять, что значит тот или иной факт жизни для самого, обратившегося за помощью. Мастерство консультанта в этом случае – подарить человеку возможность говорить о себе правду.
3. Отношение к возможности давать советы
• Давайте советы, если вы их знаете. Нередко психолог и рад бы дать совет, да он его не знает.
• Человек вправе выслушать совет и поступить по-своему (если бы их еще и брали).
• Некоторые жизненные понятия (любовь, внимание, счастье и др.) в обыденном сознании людей имеют очень разные толкования. Поэтому даже очень хорошие советы могут воплощаться в редакции «кто как понял».
• Совет должен быть востребованным, своевременным (что толку после драки махать кулаками или давать совет «под руку») и уместным. Мастерство и искусство психолога-консультанта состоит в том, чтобы дать правильным образом верный совет нужному лицу и в нужное время.
4. Уважение к личности, анонимность и конфиденциальность.
Человек имеет право на анонимность обращения и не разглашение его сокровенных мыслей. Уважение к личности человека следует соблюдать беспрекословно, независимо от возраста, национальности, вероисповедания, пола, профессии и пр.
5. Разграничение личных и профессиональных отношений.
Это принцип обусловлен как процессуальными аспектами консультативного процесса, так и результативными. Процессуально и входить в контакт, и выходить из контакта легче, если нет никаких эмоциональных «сцепок» с клиентом. Результативно также лучше не иметь контактов вне консультативного взаимодействия с клиентом.
6. Активизация клиента, принятие им ответственности за проис
ходящее.
Человек обращается в консультацию в ситуациях жизненного неблагополучия. Но это его жизнь, и компетентным в ней может быть только он сам. Образно выражаясь, психолог не тащит на себе клиента из тупика, он не оставляет клиента в тупике наедине, однако ходит-то клиент сам. Иногда встречаются клиенты с пассивной позицией, жаждущие, чтобы за них воспитывали, действовали, решали и пр., они даже готовы это высоко оплачивать, но чтобы психолог избавил бы их от всех забот и обязательно добился качественного результата. В процессе консультирования нужна обоюдная активность и ответственность – клиента и консультанта – для достижения позитивного результата.
7. Не навреди.
Этот принцип напоминает об ответственности, но в практике и особенно в супервизии стоит дополнять его четкими комментариями, что можно делать в консультировании, а чего делать нельзя никогда.
Принципы жизненного и профессионального кодекса, сформулированного студентами-психологами МГУ:
– Авторитарность исключи – включи доверие с любовью;
– Быть всегда внимательным и чутким к проблемам других людей;
– Важно не то, что ты имеешь в виду, а то, как тебя понимают другие;
– Главное быть человечным;
– Действовать достойно, давая положительный заряд клиенту;
– Жизненный путь сложный, и пройти его нужно достойно;
– Знать, чтобы уметь, и использовать это на благо людей;
– Искать себя везде и всегда;
– Кроме войн и разрушений, в мире должны существовать гармония и счастье;
– Люби и уважай личность другого;
– Можно существовать, но жить – этому нужно долго учиться;
– Никогда не решайте свои проблемы за счет других;
– Овладевая теоретическими знаниями, не забывайте применять их на практике;
– Не обещать того, чего не сможешь выполнить;
– Переделывая мир, помни, каким он был раньше;
– Постарайтесь понять чувства другого человека и «влиться» в их глубину;
– Результат зависит от твоих усилий и твоего стремления к достижению цели.
Правила эффективного консультирования.
1. Правило уникальности: все люди отличаются друг от друга, поэтому каждая ситуация консультирования уникальна и неповторима.
2. Правило динамичности: консультирование – не статичный, а динамический процесс, поэтому клиент и консультант постоянно изменяются в соответствии с их отношениями.
3. Правило ответственности: лучший эксперт проблемы – сам клиент, поэтому необходимо помочь ему принять ответственность за решение его проблем.
4. Правило безопасности: чувство безопасности клиента важнее, чем представления консультанта о необходимости прояснить те или иные аспекты ситуации, т.е. неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента.
5. Правило профессиональной компетентности и включенности: помогая клиенту, консультант должен использовать все свои профессиональные и личностные возможности.
6. Правило нестабильности: в процессе консультирования улучшения часто сменяются ухудшениями, поэтому не следует ожидать успеха от каждой отдельно взятой встречи.
7. Правило профессиональных ограничений: компетентный консультант осознает уровень своей профессиональной квалификации и собственные ограничения, отвечает за соблюдение этических норм и оказание необходимой помощи клиентам.
8. Правило мультипарадигмальности: для решения каждой проблемы можно использовать различные теоретические подходы, поэтому психолог должен развивать обобщенную теорию.
9. Правило безоценочности: консультант не должен оценивать клиента или давать ему советы; его задача – дойти с клиентом до уровня осознания им своей проблемы.
10. Правило принятия неразрешимых проблем: некоторые проблемы в принципе невозможно решить (например, проблему экзистенциальной вины). В таких случаях задача консультанта - помочь клиенту понять неизбежность ситуации и смириться с ней.

2.2. Типы (стили, позиции) и уровни консультирования

В основе выделения типов консультирования положены следующие критерии:
- возраст - учет возрастных особенностей в психологическом консультировании;
- пространство - выделяются два вида консультирования: очное и заочное (телефонное и письменное);
- количество клиентов, одновременно консультируемых одним консультантом - выделяются две формы консультирования: индивидуальная и групповая (беседа консультанта с двумя и более клиентами);
- сферы приложения - выделены следующие виды консультирования: школьное, профессиональное, семейное, супружеское консультирование и пр.;
- показания - развивающее консультирование в противоположность консультированию в ситуации кризиса, переживаемого клиентом.
Л. Д. Демина выделяет два основных стиля (позиции) консультативной работы - «внимающий» и «влияющий». Для внимающего консультирования характерны:
• закрытые вопросы и открытые вопросы,
• минимальные поощрения,
• парафраз,
• концентрация на чувствах,
• обобщение.
Для влияющего стиля работы характерно:
• указание,
• информационное сообщение и (или) интерпретация,
• выражение своих чувств,
• влиятельное обобщение.
Позиции консультанта, обусловленные содержанием: 1. Консультант-советчик - дает клиенту информацию, прямые советы. Несмотря на пренебрежительное отношение к советам среди большинства российских психологов, следует признать, что совет иногда является единственным возможным решением ситуации.
2. Консультант-помощник – оказывает помощь клиенту в нахождении «инсайта», внутреннего решения, в актуализации имеющихся внутренних резервов и т.п. Эта позиция наиболее приветствуема как в литературе, так и в современной практике психологического консультирования.
3. Консультант-эксперт – показывает клиенту возможные варианты решения проблемной ситуации, оценивает их совместно с клиентом и помогает ему выбрать наиболее адекватные.
Позиции, обусловленные эмоциональным тоном действий консультанта:
1.Директивный подход – взаимодействие с позиции "сверху".
2. Недирективный подход – взаимодействие с позиции "снизу"
3. Промежуточный подход – взаимодействие на равных.
Уровни консультирования зависят от уровня вмешательства кон
сультанта в жизнь клиента или группы:
1. Индивидуальное развитие и изменение (на этом уровне проводится индивидуальная консультация с психодиагностикой и коррекцией с целью оптимизации жизнедеятельности клиента).
2. Оптимизация межличностных отношений (может проводиться групповая консультация с элементами тренинга).
3. Организационное развитие (управленческое консультирование).

2.3. Личность клиента

Запрос клиента психологу – явно выраженная человеком просьба, первое словесное формулирование им своих трудностей, в разрешении которых он ожидает найти помощь у психолога.
Виды запроса – неконструктивный и конструктивный.
К неконструктивным запросам относят:
– запрос с предельным обобщением – клиент формулирует свои трудности, исходя из установки не на решение проблем, а на их избегание («Я хочу всем нравиться», «Мне нужно, чтобы мой ребенок всегда меня слушался», «Хочу, чтобы он учился лучше всех в школе»). Форма избегания, которую выбирает клиент, – перфекционизм, который выступает как стремление к достижению, но на глубинном уровне выражает тревожность и мотивацию избегания неудачи;
– манипулятивный запрос – клиент формулирует свои трудности как потребность изменить кого-то, он жаждет помощи в управлении кем-то без его согласия («сделайте так, чтобы он меня полюбил» и пр.). Такой запрос рассматривается как неэтичный и консультанту следует тактично и однозначно отказаться (исключение составляет запрос родителей относительно ребенка с тяжелыми поведенческими и психическими нарушениями).
К конструктивным запросам относят:
– запрос об информации – клиент запрашивает информацию о границах нормы, о возможностях психологического изменения и его прогнозе, о вариантах дальнейшего развития ситуации;
– запрос о помощи в самопознании – клиент интересуется выявлением у себя определенных способностей; пытается разобраться в своей роли по поводу происходящего с ним; нуждается в помощи по самопринятию и самопониманию;
– запрос о помощи в саморазвитии – клиент достаточно полно осознает свою проблему и четко ее формулирует («помогите научиться общаться», «помогите улучшить память», «научите управлять своими эмоциями» и т.д.);
– запрос о трансформации – у клиента обнаруживается потребность начать жить как бы «с чистого листа», отказавшись от жесткого детерминизма своей личной истории, обрести новый смысл жизни, отделить в себе свое подлинное от чуждого и наносного я, запрос на достижение личностной целостности;
– запрос о снятии симптом – клиент формулирует свои трудности через описание определенных симптомов, жалуется на эмоциональные и когнитивные нарушения, описывает коммуникативные трудности, энергетические проблемы.
Типы клиентов. Определение типологии клиентов обусловлено необходимостью учитывать индивидуальные особенности, дифференцированно подходить к выбору способов взаимодействия, методов и приемов.

Типы клиентов по критерию основных ориентаций (В.В. Столин):
1. Деловая ориентация:
а) адекватная – клиент искренне заинтересован в решении проблемы («Вы сделаете все возможное...» и «Я сам готов делать все, что вы мне скажете»);
б) неадекватная - клиент преувеличивает возможности консультанта («Я уверен, что только вы могли бы мне помочь... Вы - маг...»).
2. Рентная ориентация
а) «обаятельный рантье» - клиент считает, что его откровенность,
его страдание, его обаяние и доверие к консультанту - тот капитал, с которого он неизбежно получит процент в виде переложения ответственности на плечи консультанта («Ну, теперь вы все знаете и скажете мне, что
делать дальше»);
б) «требовательный рантье» - клиент хочет получить процент уже с самой позиции посетителя консультации («Ну вот, теперь вы все знаете, и теперь это ваша забота - вам за это деньги платят»).
3. Игровая ориентация.
Впечатление, что клиент обратился лишь для того, чтобы вступить в определенные отношения с консультантом (например, игры, в которые играют люди с медицинским (психологическим) образованием, входящие в качестве пациентов (клиентов) в состав психотерапевтических групп, например «Оранжерея», игры, в которые играют пациенты и клиенты: «Неимущий», «Крестьянка», «Дурачок» и «Калека» (Берн, 1992).
Наиболее эффективная для консультирования - деловая адекватная ориентация. Задача - вывести клиента на данную ориентацию

Типы клиентов по критерию диалогической интенции (А.Ф. Копьев):
1. «Закрытые» клиенты - блокируют диалог с психологом. Они не настроены на искреннее взаимодействие с консультантом, всячески избегают диалога, контролируя жанр и темы общения, стремясь навязать их консультанту. У клиента практически отсутствуют попытки бороться со своими защитами, и он сохраняет внутреннюю «стабильность» вопреки декларируемому намерению «изменить свою жизнь», «решить проблему», «понять, что со мной происходит». Три подгруппы закрытого типа:
- «психологической интоксикации» - клиенты этой подгруппы - клинически здоровые люди с прагматическим интересом к психологии, которая является эффективным средством оправдания любых их поступков понятиями из тех или иных психологических концепций. Обращение к психологу выполняет важную защитную роль: с одной стороны, отражает неудовлетворенность собственной жизнью, с другой - позволяет ничего в ней не менять;
– «эстетизации личностных проблем» – клиенты стремятся к сокрытию собственного «Я»; невзгоды и проблемы прибавляют личности клиента глубину и значимость; состояние эстетизации достаточно широко распространено в повседневной жизни и относится к числу наиболее «популярных» психологических механизмов адаптации;
– «манипуляции-пристрастия» - основной мотив обращения клиентов в консультацию: поиск путей для достижения поставленной цели в отношении тех или иных людей. Эти клиенты деятельны, энергичны и ищут у психолога не сочувствия и поддержки, а конкретных знаний, направленных на успешное манипулирование своим окружением.
2. «Открытые» клиенты – прилагают большие усилия по преодолению собственного сопротивления. Об открытости клиента можно говорить, когда присутствует борьба с внедиалогическими, защитными импульсами, когда клиент, побуждаемый реальным страданием, нуждой или искренним стремлением к установлению истины о самом себе, готов к серьезному, глубокому общению.
Консультирование будет строиться по-разному в зависимости от того, «открытый» или «закрытый» клиент пришел к психологу.
Типы клиентов по критерию ведущей модальности ментального опыта. Данная типология клиентов базируется на разделении нашего опыта на три категории, или три модальности: зрение, слух, ощущения. Зрительные образы, воспоминания об увиденном определяют визуальную модальность. Услышанное и сохраненное в слуховой памяти – основа аудиальной модальности. Опыт прикосновений, телесных ощущений, движений составляет базу кинестетической модальности. Учет данной типологии позволяет использовать для клиентов «понятный язык» в процессе консультирования (например, одно и то же слово психолога – «продемонстрируйте», обращенное к клиенту, должно по-разному звучать в зависимости от ведущей модальности: «покажите» – для визуала, «объясните» – для аудиала, «рассортируйте», «продемонстрируйте», «проиграйте» – для кинестетика).

Типы клиентов по способу работы со своими проблемами
(А.Н. Елизаров):
1. Клиент, который в ситуации затруднения стремится перестроить свое поведение, стиль деятельности, образ жизни, но не знает как, сталкивается с трудностями в этом плане. Это наиболее желательный для психологов-консультантов тип клиентов.
2. Клиент, который в ситуации затруднения стремится создавать многообразные субъективно-личностные версии, призванные сохранить у него о себе хорошее мнение в своих глазах и в глазах других людей. Версии не успешности чаще всего связываются с внешними обстоятельствами либо с низкой личной заинтересованностью в данном виде деятельности. Например, студент, не сдавший, как следует экзамены и отчисленный из вуза, может объяснять это невозможностью для него учиться вследствие необходимости зарабатывать деньги или же тем, что профиль вуза не соответствовал его интересам. Недовольство собой, порождаемое низкой самооценкой, может усложнять субъективно-личностную версию. Этот феномен заключается в том, что субъективно-личностная версия начинает расслаиваться на несколько – «для себя» (которых может быть много) и «для других». Например, в случае неудачи на экзамене студентка может объяснять себе эту неудачу тем, что попался плохой преподаватель, а преподавателю объяснять свою неудачу физическим недомоганием. При этом противоречивость ситуации, которая часто возникает в случае создания субъективно-личностных версий, может не замечаться (Р. Бэндлер, Дж. Гриндер, 1994). Затем можно, например, использовать прием самораскрытия.

Типы клиентов по критерию отношения к консультации
(Н.Н. Обозов):
а) неуверенный в себе клиент (часто причина обращения за помощью – желание снять с себя ответственность, в консультации такой клиент взвешивает доводы «за» и «против», поэтому психолог должен создать у клиента полную уверенность в решении вопроса);
б) уверенный в себе клиент (для подтверждения правильности своего уже готового понимания затруднительного положения, психолог должен выступить в роли «ведомого, который только подсказками, предположениями сможет разобраться в ситуации»);
в) клиент, все знающий и доверяющий только себе (клиенты такого типа редки, они противоречивы, подвергают все сомнению и убеждены в своей правоте; они запускают решение своей проблемы или переходят в пограничные невротические состояния или уже имеют соматические заболевания, требующие терапевтического, а иногда и полного медицинского вмешательства).



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.