На главную Психологическое консультирование Теория Предметная область психологического консультирования и место в системе видов психологической помощи
Предметная область психологического консультирования и место в системе видов психологической помощи
Психологическое консультирование - Теория

1. Содержание: цели, задачи (современные основания для них), место в системе видов психологической помощи, история возникновения и современное состояние.

1.1. Психологическое консультирование (ПК) как вид и способ психологической помощи

Психологическая помощь есть область и способ деятельности профессионального психолога, предназначенная для содействия человеку и сообществу в решении широкого круга проблем, порождаемых душевной жизнью человека в социуме. Содержание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки человеку или сообществу в ситуациях затруднений, возникающих в процессе личностного и социального бытия. В основе психологической помощи - общая способность к самоорганизации, свойственная различным уровням существования живого.

Психологическая помощь может включать в себя:
• психодиагностику,
• психологическую коррекцию,
• психологическое консультирование,
• психотерапию.

Выделяются следующие направления, основные области и ситуации, где осуществляется психологическая помощь человеку:
1) Психическое (и духовное) развитие человека (преодоление комплекса неполноценности, удовлетворение эмоциональных запросов в обретении личностной идентичности, помощь при эмоциональных травмах и выработка устойчивых моральных норм и др.).
2) Экзистенциальные и личностные проблемы человека (возрастные, профессиональные и личностные кризисы, проблемы идентификации и отчуждения, борьба за личностный и социальный статус и др.).
3) Помощь семье (добрачное консультирование, семейная и супружеская психотерапия, психологическая помощь одиноким людям, разведенным, поддержка при вступлении в повторный брак).
4) Профилактика психического и личностного здоровья (традиционная превентивная и текущая помощь при психическом и соматическом заболевании, душевных страданиях, алкоголизме, разрешении конфликтов и т. п.).
5) Психологическая помощь умирающему человеку и психотерапия горя (малоразработанная и почти совершенно отсутствующая сфера психологической деятельности в России).
6) Проблемы пожилого возраста (изменение образа жизни в связи с выходом на пенсию, взаимоотношения с взрослыми детьми, неизбежный дефицит эмоциональных контактов, подведение и осмысление итогов прожитой жизни).
7) Проблемы личностной и групповой идентичности, общее психическое состояние (места заключения, больницы, казармы, студенческие городки).
8) Психологическая помощь и поддержка в кризисных ситуациях (внезапная смерть, попытка суицида, изнасилование, измена, потеря любви и др.).
9) Школьное консультирование (подготовка ребенка к школе, вопросы адаптации в классном коллективе, трудности в обучении, взаимодействие семьи и школы).
10) Профессиональное консультирование (выбор профессии, профессиональное самоопределение, удовлетворенность трудом).
11) Психологическая помощь, относящаяся к кросс-культурной проблематике: проблемы в адаптации, преодоление этнических предрассудков и стереотипов у эмигрантов, поддержка консультантов в работе с этническими меньшинствами.
12) Управленческое консультирование (совершенствование практики управления, повышение индивидуальной производительности и эффективности организации в целом, гуманитарная экспертиза, консультации по структурным изменениям в организации, обеспечение психологической поддержки в ситуациях нововведений).

1.2. Многообразие определений

Психологическое консультирование, как область психологической практики, возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь в связи с переживанием трудностей в повседневной жизни. Психологическое консультирование – это, прежде всего, превентивная, упреждающая помощь, предотвращающая развитие нежелательных осложнений, в которой особое значение имеет диагностика. Психологическое консультирование признает право человека на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезненных проявлений.
Существует многообразие определений ПК:
– консультирование – это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений (лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США);
– консультирование – это отрасль науки и практики, основными функциями которой являются, во-первых, оказание помощи людям, которые испытывают какие-либо трудности в настоящий момент; во-вторых, профилактика трудностей, которые могут возникнуть в будущем; в-третьих, содействие людям в открытии и реализации их потенциала;
– консультирование – это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно осуществляется в системе личность – личность (хотя иногда в нем участвуют более двух человек), для помощи последнему в понимании происходящего в его жизненном пространстве и осмысленном достижении поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера (H. Burks, В. Stefflre);
– консультирование – это процесс, при котором человек, берущий на себя регулярно или временно роль консультанта, открыто и определенно предлагает и соглашается посвятить свое время, внимание и уважение другому человеку или людям, выступающим временно в роли его клиентов (устав Британской Ассоциации Консультирования);
– консультирование – это помощь индивидууму в исследовании его проблемы, прояснении конфликтующих между собой точек; поиск новых, альтернативных способов совладения с ситуацией, «помощь людям в их помощи самим себе» (М.А. Гулина);
– консультирование – это восстановление логики индивидуальной жизни клиента и оказание профессионального воздействия, не нарушающего эту логику (Г.С. Абрамова);
– консультирование – это анализ психического состояния клиента или пациента с использованием различных методов психологической диагностики (интервьюирования, эксперимента) с предоставлением ему объективных данных и научных интерпретаций результатов; они должны способствовать разрешению стоящих перед человеком проблем, формированию новых представлений о различных подходах к решению психологических проблем, вариантах их предотвращения и методах психологической защиты и компенсации, развитию психологической культуры и личностному росту (В.Д. Менделевич);
– консультирование как форма оказания профессиональной психологической помощи – это процесс взаимодействия между профессионально компетентным консультантом и клиентом, ориентированный на научение и личностный рост последнего, в ходе которого консультант с помощью адекватных методов и средств стремится помочь человеку узнать больше о себе самом, научиться связывать эти знания со своими целями, чтобы достигнуть более полного и гармоничного «бытия-в-мире».

1.3. Основные функции и цели ПК

Основные функции:
1. Разрешение актуальных жизненных проблем.
2. Развитие, социализация и самореализация личности.
3. Достижение более полной внутриличностной интеграции путем согласования личных и социальных интересов.
4. Выработка альтернативных способов поведения, адекватных определенным жизненным ситуациям.
5. Осуществление выбора и принятие ответственности за этот выбор.
Цели психологического консультирования формулируются исходя
из теоретико-методологических основ психологического консультирования, которые представлены как теориями и методами психотерапии, так и достижениями современной научной психологии (социальной, общей, возрастной психологии). Ориентация в процессе психологического консультирования на использование достижений именно научной психологии особенно характерна для отечественной традиции психологического консультирования.
Выделяются универсальные цели, которые упоминаются теоретиками разных школ (George и Cristiani, 1990):
1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.
2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.
3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п.

Таблица 1
Цели психологического консультирования согласно основным теоретическим
направлениям

Направление

Цели консультирования

Психоаналитическое направление

Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность

Адлерианское направление

Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми

Терапия поведения

Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению

Рационально-эмоциональная терапия (A. Ellis)

Устранить «саморазрушающий» подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем

Ориентированная на клиента терапия (C. Rogers)

Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность

Экзистенциальная терапия

Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы

4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений.
5. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. По мнению Blocher (1966), в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением. В школах, ориентированных на перестройку личности, акцентируются перспективные цели, а в школах, ориентированных на изменение поведения, большее значение придается конкретным целям.
Таблица 2
Цели и задачи психологического консультирования в отечественных подходах к психологическому консультированию
Автор Цель Задачи


Алешина Ю.Е. (1994)

Помощь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими. (результат – фокус жалобы клиента должен быть переведен на него самого, человек должен ощутить свою ответственность и вину за происходящее)

– Выслушивание клиента, (результат -расширяется его представление о себе и собственной ситуации, возникнуть пища для размышлений). – Облегчение эмоционального состояния клиента
– Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. – Помощь психолога в определении того, что именно и как можно изменить в ситуации

Абрамова Г.С. (2001)

Культурно-продуктивная личность клиента, обладающая возможностями:
1. Возможность находить мак
симально большое число вариан
тов поведения при общении с
самим собой и другими в контек
сте культуры.
2. Возможность применять мак
симально большое количество
вариантов понятий, мыслей и
поступков с тем, чтобы общаться
с возможно большим числом
людей и групп внутри и вне
собственной культуры.
3. Способность формулировать
планы, действовать в
соответствии с возможностями
культуры и рефлексировать

Создать условия, чтобы человек:
-   обладал чувством перспективы;
-   действовал осознанно;
-  был способным разрабатывать раз
личные стратегии поведения;
-  умел анализировать ситуацию с раз
личных точек зрения

Кочюнас Р.Б. (1999)

Появление у клиента черт зрелой личности

– Появление черт зрелой личности у самого психолога-консультанта; – развитие разнообразия стилей личной и профессиональной жизни у психолога-консультанта

Обозов Н.Н. (1993)

Прояснять клиенту причины и следствия жизненных ситуаций.

– Доведение до клиента имеющей отношение к его проблемам психологической информации; – изучение индивидуально-психологических особенностей клиента, чтобы, исходя из них, правильно доводить эту информацию; – учет того, в какой форме человек готов это принять

Флоренская Т.А. (1994) духовно ориентированный подход.

Помочь клиенту осознать реальность своего «Духовного Я»

-  Участливое выслушивание клиента с
целью вернуть на позиции своего «Ду
ховного Я»:
-  встать в диалоге на предполагаемую
позицию «Духовного Я» клиента для
пробуждения и подтверждения соб
ственного духовного знания клиента;
-  важным условием работы является
«позиция вненаходимости» - психолог
не должен опускаться до доводов «Эм
пирического обыденного Я» клиента,
становиться на предлагаемую ими
позицию»

Копьев А.Ф. (1992) диалогический подход к консультированию

Достижение высших степеней диалогического общения, когда можно зафиксировать момент самообнаружения личности в максимально искреннем обсуждении значимых личностных проблем

-   Побуждение к диалогу;
-  способстовать смене самозамкнутости у клиента состоянием диалогической интенции - готовности серьезно и
с полной самоотдачей обсуждать и
решать свои проблемы здесь и сейчас с
данным консультантом;
-  достижение «диалогического проры
ва», то есть момента, когда происходит
преодоление болезненной самозамкну
тости личности в отношении суще
ственных сторон бытия

Капустин С.А. (1993)

Разрушение полярности оценочной позиции. (Оценочная позиция – пристрастное отношение человека к своей жизни, задающее ее целевую направленность, субъективную значимость реализации для самого человека тех или иных жизненных целей. Полярность оценочной позиции означает, что человек признает для себя реализацию только каких-то одних жизненных требований и обесценивает реализацию противоположных)

-  Расширение поля восприятия проблемы;
-   работа с полярностями;
-  снятие стереотипов и развитие гибкости в установках, оценках и поведении

Горностай П.П. и Васьков-ская С.В. (1995) проблемный подход к консультированию

Решение клиентом своих психологических проблем (в результате преодоления проблем человек обогащает свой опыт, гармонизирует свою жизнь)

– Помочь клиенту найти положительный смысл проблемной ситуации: – помочь человеку в процессе преодоления проблем обогатить свой опыт, сгармонизировать свою жизнь

Мастеров Б.М. (1998) реконструктивный подход к психологическому консультированию

Помочь клиенту получить новый опыт в реконструированной реальности

– Способствовать реконструкции в ситуации «здесь и теперь» фрагмента субъективной картины мира клиента, имеющей отношение к его проблеме; – привлечь внимание клиента на какие-либо аспекты его субъективной картины мира и опыта, которые он ранее не замечал, не анализировал, не рассматривал;
– облегчить и систематизировать процесс вычленения в тексте клиента глубинных категорий (пространство, время и оценка)

Юпитов А.В. (1995)

Опосредование текущих инструментальных действий в разных ситуациях в опоре на ведущие ценности личности и коррекция текущего поведения в соответствии с этими ценностями

– Изучение ценностно-смысловых ориентаций личности на диагностическом этапе консультирования; – воздействие на сферу ценностно-смысловых ориентаций личности

Меновщиков В.Ю. (1998)

Ааптация к жизни за счет активации жизненных ресурсов -решение задачи, ориентированной на мышление.

– Помочь осознать, что новые цели, новые обстоятельства и условия деятельности в жизни человека требуют новых средств и способов деятельности, необходимых для их достижения; – с помощью умственной деятельности, берущей начало в проблемной ситуации, создать новые способы, средства достижения целей и удовлетворения потребностей. – помочь овладению специальными знаниями по психологии мышления, навыками активизации мышления. (этапы психологического консультирования в рамках этого подхода совпадают с этапами мыслительного процесса)

Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия

В соответствии с базовой теорией переживания имеет специфическую ценность и цель – осмысленность

– Видение пациента не сквозь призму категорий «болезни», «характера», «поведения» и пр., а как уникальный жизненный мир, аналитика которого осуществляется с помощью представленной в схеме системы понятий; – помощь человеку в совладании с критическими жизненными ситуациями; – создать условия для активного продуктивного переживания человека, которое рассматривается как процесс смыслопорождения; – специфическая активность психотерапевта представлена процессом «сопереживания», как целостной творческой работой психотерапевта, протекающей на разных уровнях (эмоциональном, рефлексивном, личностном, коммуникативно-выразительном) и направленной на содействие продуктивному ходу и развитию переживания клиента

Главная цель консультирования – помочь клиенту понять, что именно он сам и есть тот человек, который должен решать, действовать, изменяться, актуализировать свои способности. Информирование клиента о продолжительности бесед и вообще о том, что обычно происходит во время консультативных встреч, позволяет клиенту понять возможности и ограничения консультирования. Наличие разных теорий требует от психолога размышления, анализа и выбора уместного подхода и методов.

1.4. Место в системе видов психологической помощи

Различные виды психологической помощи применимы на различных стадиях, возможно, единого процесса. Для обозначения динамики такого процесса были введены условные понятия: хорошая норма (нормальный здоровый человек), пограничная норма (начальное отклонение в психике), болезнь (патологические психические явления). С этими понятиям были соотнесены виды психологической помощи (см. табл. 3).
Таблица 3
Виды психологической помощи в зависимости от динамики процесса изменений

Состояние психики

Вид помощи

Болезнь

Психиатрия. Медицинская психотерапия

Пограничная норма

Психологическая психотерапия. Коррекция

Хорошая норма

Консультирование. Обучение. Развитие

Термин «психотерапия» является международным и в большинстве стран мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами (Алешина, 1994). В России существуют, по крайней мере, четыре близких по содержанию понятия: психотерапия, психокоррекция, неврачебная психотерапия, психологическое консультирование. Их сходство и различие представлены в табл. 4.
Таблица 4
Основные сходства и различия методов работы, осуществляемых психологами

Направление       Субъект           Объект               Цель

Психотерапия

А. клинически-ориентированная

Врач (психиатр, психотерапевт)

Больной, пациент

Ликвидация симптомов

В. личностно-ориентированная

Врач, психолог, социальный работник

Больной, клиент

Личностные и межличностные изменения

Психокоррекция

Врач, психолог

Больной, клиент

Исправление тех или иных расстройств, нормализация психической деятельности

Неврачебная психотерапия

Психолог

Клиент

Оптимизация взаимоотношений (например, в проблемных семьях)

Консультирование

Консультирующий психолог, социальный работник

Клиент, семья, группа

Адаптация к жизни за счет активизации личностных ресурсов

Основные отличия психологического консультирования от психокоррекции и психотерапии, отражающие сущность указанного метода оказания психологической помощи состоят в следующем:
1. Психологическое консультирование – это «первичная психотерапия» (П.П. Горностай, С.В. Васьковская) или «начальный этап психотерапии» (В.Ю. Меновщиков).
2. Более широкая сфера применения по сравнению с клинической практикой, обращенность к проблемам психически здоровых людей. Психологическое консультирование стало использоваться в образовании, менеджменте и промышленности, для решения индивидуальных и семейных проблем.
3. Ориентация на более широкое использование данных, полученных в эмпирических исследованиях, организованных по экспериментальному плану, с использованием для анализа результатов методов математической статистики.
4. Работа преимущественно с ситуационными проблемами, решаемыми на уровне сознания, в отличие от ориентации на глубинный анализ проблем и работу с бессознательным в психотерапии.
5. Большая субъект-субъектность, диалогичность общения психолога-консультанта и клиента. Подразумевается, что клиент – здоровый человек, которому можно делегировать больше ответственности за свою жизнь.
6. Ориентация на здоровые стороны личности клиента, отказ от концепции болезни в процессе работы с ним, признание прав клиента на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезненных явлений.
7. Ориентация на большую активность и самостоятельность клиента в процессе работы с ним, пробуждение внутренних ресурсов человека.
8. Допустимость в психологическом консультировании более широкого спектра разнообразных профессиональных моделей деятельности психолога-консультанта, чем в психотерапии.

Процедурные отличия психологического консультирования от психотерапии:
1. Отличия, связанные с характером жалобы клиента. В случае психологического консультирования клиент жалуется на трудности в межличностных отношениях или осуществлении какой-либо деятельности. В случае, ориентированном на психотерапию, клиент жалуется на невозможность контролировать себя.
2. Отличия, связанные с процессом диагностики. В психологическом консультировании диагностика преимущественно направлена на события настоящего и недалекого прошлого. При этом значительное внимание уделяется конкретному поведению, межличностным отношениям. В значительной части психотерапевтических подходов диагностика преимущественно направлена на события далекого детства и юности (вероятное время получения психологической травмы). Значительное внимание также уделяется анализу бессознательного – исследуются сны, ассоциации.
3. Отличия, связанные с процессом оказания воздействия. Основой психологического консультирования является, прежде всего, изменение установок клиента на других людей и на различные формы взаимоотношений с ними. Следующим этапом работы является изменение поведения клиента. В значительной части психотерапевтических подходов гораздо большее внимание уделяется взаимоотношениям между клиентом и психотерапевтом, анализ которых в терминах переноса и контрпереноса является одним из важнейших средств углубления и расширения возможностей воздействия, тогда как для консультирования это может даже выступать как нежелательное побочное явление, затрудняющее работу. Под переносом здесь понимается склонность клиента переносить (проецировать) на специалиста, оказывающего воздействие, и свои отношения с ним свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты. Под контрпереносом – склонность специалиста, оказывающего воздействие, проецировать свои отношения со значимыми людьми, основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с клиентом.
4. Отличия, связанные со сроками работы. Психологическое консультирование чаще всего является краткосрочным и редко превышает 5– 6 встреч с клиентом. Психотерапия зачастую ориентирована на десятки, а то и сотни встреч в течение ряда лет.
5. Отличия, связанные с типом клиентов. Клиентом в психологическом консультировании может быть практически любой человек. Большинство направлений психотерапии ориентировано на невротиков с высоким уровнем развития склонности к самонаблюдению и самоанализу, способных оплачивать часто дорогой и длительный курс лечения, обладающих для этого достаточным количеством времени и мотивацией.
6. Отличия в требованиях к уровню подготовки специалиста, оказывающего воздействие. Психологу-консультанту необходим психологический диплом (удостоверяет его знание достижений научной психологии) и некоторая дополнительная специальная подготовка в области теории и практики психологического консультирования, которая может быть не особенно длительной. Практическая подготовка будущего психолога-консультанта подразумевает наблюдение за работой опытного психолога-консультанта (лучше нескольких) и самостоятельный опыт работы под наблюдением опытного психолога-консультанта с последующим анализом деятельности. Психотерапевту необходимо получить документ, удостоверяющий его право работать в рамках того направления психотерапии, которое он избрал. В отличие от психолога-консультанта психотерапевту в большинстве направлений необходим длительный опыт собственной психотерапии (для того, чтобы понять, что ощущает клиент во время работы с ним, разбираться в особенностях своего контрпереноса) и длительный период самостоятельной работы под наблюдением опытного руководителя.
7. Выбор консультирования как формы психологической помощи предполагает нахождение клиента в условных границах «нормы психического здоровья».
Подходы в консультировании, альтернативные психиатрическому подходу и нозологическим категориям, позволяют консультанту выработать свою позицию, собственную систему оценки клиента в терминах психологии – «индивидуальность», «проблема», «психологическая помощь» и пр.:
– проблемно-ориентированный;
– решение-ориентированный;
– клиент-центрированный.
Проблемно-ориентированный подход – интегративный подход, разработанный (А. Блазер, Э. Хайм, Х. Рингер, М. Томмен) путем синтеза элементов психоанализа, гештальт-терапии, поведенческой и телесно-ориентированной терапии. Проблемно-ориентированные психологи отказываются от диагноза, так как сам по себе диагноз не содержит указаний относительно необходимых действий, показаний к психотерапии. При выборе стратегии психотерапии в проблемно-ориентированном подходе руководствуются проблемой, а не диагнозом. Стратегия содержит различные психотерапевтические методы, а те включают в себя различные психотерапевтические интервенции. Выбору методов работы в проблемно-ориентированной терапии предшествует вопрос: «Что могу 1) я как психотерапевт с моими умениями и ограничениями 2) предложить в качестве психотерапевтической помощи 3) этому клиенту как личности 4) с его теперешними проблемами, чтобы 5) добиться совместно сформулированной цели?" Проблемно-ориентированная терапия базируется на ше-стиступенчатой структурной модели взаимодействия с клиентом. Первая ступень направлена на построение конструктивных рабочих и межличностных отношений. На второй основной акцент направлен на детальное описание проблемы с точки зрения клиента. Третья ступень предполагает проведение непосредственного проблемного анализа, предполагающего определение: а) актуальных условий существования проблемы; б) биографических условий ее появления; в) ее функционального значения для клиента. На четвертой ступени происходит идентификация проблемы, выдвигаются цели консультирования, разрабатывается план консультативного взаимодействия. Пятая ступень направлена на проработку проблемы при помощи совокупности адекватных методов и закрепление полученных позитивных результатов в реальной жизни клиента. Шестая ступень является завершающей фазой психотерапии.
Решение-ориентированный подход – интегративный подход, направленный на изучение индивидуальности клиента, истоков его проблем и потребности в психологической помощи (А. Айви, М. Айви, Л. Саймэк-Даунинг). В качестве альтернативы диагнозу – пятишаговая модель принятия решений рассматривает нахождение ответа на вопрос: Какая техника психотерапии, в какое время, при каких условиях нужна для данного человека?
Клиент-центрированный подход (К. Роджерс и др.) как альтернатива медицинской модели предполагает, что сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям. Конструктивна, реалистична и заслуживает доверия. Основополагающим в подходе является Я-концепция. Личностные расстройства и психопатология объясняются как несоответствие между действительным переживанием человека и его Я-концепцией относительно этого переживания. Задача психолога – понять клиента и помочь ему отразить, что он в действительности говорит и чувствует.

1.5. История развития психологического консультирования

Начало истории развития психологической помощи относят к глубине веков. В медицинском папирусе Эберс (XVI в. до н.э.), содержащем около тысячи прописей целебных снадобий и зелий, приводятся слова заклинаний, необходимых при применении лекарств. Античные короли принимали услуги «консультантов», античные книги «консультировали».
В далекие времена своеобразными специалистами в области психического здоровья являлись шаманы, жрецы, колдуны. В древних Греции, Риме, Персии, Месопотамии первыми консультантами были врачи, философы и священники. Среди тех, кто помогал современникам решать свои проблемы, находить ответы на непростые вопросы бытия, можно назвать Моисея, Лао-Цзы, Будду, Конфуция, Сократа, Платона, Аристотеля. Философы и пророки выступали как консультанты, стимулируя личностный, эмоциональный и интеллектуальный рост своих последователей и учеников. Именно от них унаследованы следующие важные принципы, на которые и сегодня опирается консультативная психология: отсутствие единственно правильного выхода, абсолютной истины при поиске ответа на жизненно важные вопросы; наличие множества альтернатив, возможностей для решения одной и той же проблемы.
Одним из предшественников консультативной психологии исследователи считают Гиппократа (ок. 460 – ок. 370 до н.э.), который говорил о необходимости построения доверительных отношений с пациентом, об анализе истории всей его жизни для понимания специфики болезни. Он же разработал первую классификацию психических расстройств, а его обозначениями темперамента мы пользуемся по сегодняшний день.
С конца XVII в. делаются попытки научно объяснить психические методы лечения, предлагаются все новые и новые их варианты. Начиная с «магнетического флюида» венского врача А. Месмера, гипноза Джеймс Бреда и психоанализа З. Фрейда в XIX столетии были заложены основы медицинского (психиатрического) консультирования. Великие философы – С. Кьеркегор, Г. Гегель, Ф. Ницше – оказали огромное влияние на эту зарождающуюся науку.
В начале XX в. развивалось медицинское консультирование, основанное на диагностике психопатологии. Людей, нуждающихся в психологической помощи, рассматривали как психически больных и лечили в основном медицинскими средствами. Таким образом, вплоть до середины 40-х годов XX в. психологи-консультанты занимались чаще всего диагностикой индивидуальных особенностей клиентов.
В 1942 г. вышла книга К. Роджерса «Консультирование и психотерапия», положившая начало отделению консультирования от смежных отраслей, таких, как психиатрия, психотерапия и др. К. Роджерс писал о том, что люди, испытывающие затруднения в общении, взаимодействии, эмоциональной сфере, не являются психически больными. Большинству из них необходима поддержка, а не медикаментозное лечение. Он подчеркивал, что эта задача успешно решается в рамках психотерапевтических отношений между психологом и человеком, обратившимся за помощью.
К 50–60-м гг. XX в. клиент-центрированная терапия К. Роджерса превратилась в теоретическую базу для большинства программ подготовки психологов-консультантов. В то же время бурно развивались такие направления, как бихевиоральное консультирование, рационально-эмотивный подход, гештальт-терапия, транзактный анализ. Представители этих направлений конкурировали между собой, пытаясь доказать превосходство своего подхода относительно остальных.
Сравнительное исследование различных подходов показали приблизительно одинаковый уровень их эффективности. Р. Каркуфф и его коллеги предложили использовать системный подход, описали навыки, которыми должен обладать психолог-консультант, разработали методы оценки эффективности, сделав упор на развитии умений и навыков, позволяющих психологу строить эффективные взаимоотношения с клиентом. А.Н. Леонтьев говорил о том, что психология XXI века – это психология не метода, а проблемы.
Выделение консультативной психологии как профессионального поля относят к 1951 г., когда в США Северо-западная конференция рекомендовала наименование «консультативная психология», или к 1952 г., когда была учреждена новая позиция консультирующего психолога и Американская психологическая Ассоциация изменила наименование специальности «Консультирование и руководство», которое использовалось также не психологами, на «Консультативная психология» (Dawis, 1992). Второй причиной подобного изменения была потребность дифференцировать консультативное поле от клинической психологии, ориентированной на психотерапию и лечение психопатологий. Уайтли (Whitely), упомянутый в работе Р. Дэвиса, называет «корнями» консультативной психологии во-первых, психологию индивидуальных различий и такие ее ответвления, как психометрические или психологические измерения; во-вторых, прикладную психологию.
До 1950-х гг. поле прикладной психологии понималось в первую очередь как граница клинической и экспериментальной психологии и состояло почти исключительно в приложении психологии индивидуальных различий. Двумя другими ветвями прикладной психологии в то время были образовательная психология и промышленная психология, представляющие психологию индивидуальных различий применительно к школе и трудовой деятельности. Консультативная психология в процессе развития разделилась на работу с персоналом учебных заведений и студенческое консультирование, а из промышленной психологии – в формы профессиональной психологии и профессионального консультирования (Dawis, 1992).
В.П. Пахомовым подчеркивается значение культурно-исторического опыта консультирования для становления профессиональной практики консультирования. Ученый отмечает, что всякая социальная профессиональная практика, каковой и является психологическое консультирование, начинает зарождаться, а затем вступать в стадию своего зрелого и целостного развития в первую очередь в силу того фактора, что она становится востребована появлением какой-либо вполне определенной потребности – психологической, социальной, социально-психологической. В культурно-историческом плане практика консультирования базировалась на потребностях исключительно психологического характера, а профессиональная практика в большей степени вырастает из потребностей уже социального характера. Между содержанием культурно-исторического и профессионального периодов практики психологического консультирования существует как органичная связь, так и существенные различия. Каждый период внес и вносит свой вклад в развитие человека «культурного». В культурно-исторический период формирования практики консультирования сложилось структурно-содержательное ядро этой практики, ее базовые идеи, цели и задачи, в профессиональный – в большей степени операциональные моменты и т.д.
Без культурно-исторических «корней», без своей истории профессиональная практика консультирования не может иметь своего действительного категориального поля, становясь лишь полем индивидуально-авторских интерпретаций или приложений других дисциплинарных практик (например, психиатрии, религиозной помощи). Исключительное значение для дальнейшего развития практики консультирования представляет сам процесс перехода ее из социально-культурного, исторического контекста в профессиональный. Он формирует свои базовые точки роста, точки развития, которые имеют значение для формирования профессионального мышления консультанта. Сам этот момент трансформации, перехода становится тем системообразующим фактором, в котором соединяется и накопленный бесценный психотехнический опыт прошлого и конструируются новые психологические феномены.
В XIX в. появляются первые профессиональные консультанты, пытающиеся в самостоятельную дисциплину психологическое консультиро- вание оформилось только 50 лет тому назад, главным образом – в США. В.П. Пахомов отмечает, что обращение к истории консультирования заключает зерно проектирования консультативной деятельности. Уникальность консультирования заключается в том, что его корни можно найти во всем множестве дисциплин и духовных практик, таких как философия, религия, педагогика, медицина, психиатрия, социальная работа, психология семьи. Развитие этих дисциплин и, соответственно, практики консультирования шло неравномерно. Органично психологическое консультирование входило в развитие, жизнь и распространение философских, религиозных учений. Практически его можно найти в любой социальной, духовной практике, где оно присутствует как необходимый элемент существования и развития таковой практики. Во времена палеолита, как пишут Дж. Коттлер и Р. Браун, первыми специалистам в области психического здоровья были служители племенных языческих культов. Главным врачующим средством стало то обстоятельство, что служители культа для своих соплеменников фактически были носителями истин, ставших жесткими и незыблемыми. Эти истины способны были объяснить устройство мира и место в нем самого человека. От других соплеменников требовалось принятие этих истин как данности. Наличие мировоззренческой философии регулировало внутреннюю жизнь человека, делало ее более устойчивой. Но с развитием человека и общества чем более традиционными и устоявшимися были культовые обряды, тем меньше они могли просветлять и поддерживать человека, эту функцию могла выполнить уже только свободная, не заформализованная, не канонизированная практика. И в древней Мессопотамии и Персии, Греции и Риме, прежде всего, практикой психологического консультирования занимались уже не только служители культа, но и философы, врачи, подвижники духовных первоучений.
Первыми настоящими консультантами можно назвать людей, пытающихся оказывать влияние на других людей посредством своих нравственных учений. К их числу следует отнести в первую очередь родоначальников мировых религий, таких как Моисей (1200 лет до н.э.), Мухаммед (570–362 г. до н. э.), Будда (500 лет до н. э.), а также великих философов древности: Лао-Цзы (600 лет до н. э.), Сократ (450 лет до н. э.), Платон (400 лет до н. э.), Аристотель (350 лет до н. э.), и др. Их «консультативная деятельность» опиралась на потребности человека в духовном и познавательном объяснении мира, соответственно – в на потребности человека в духовной, познавательной поддержке. Эту потребность в первую очередь психологически могли удовлетворить мифологические описания, религиозные учения, философские объяснения и доктрины, а затем уже и научные исследования.
В отношении людей, жаждущих получить духовную истину и внутреннее просветление, большинство этих философов действовали как подлинные «консультанты»: они оказывали влияние на учеников своими необычными идеями, не только удовлетворяя при этом познавательную жажду учеников, решая их духовно-познавательные проблемы, но обязательно стимулировали при этом и их эмоциональный, интеллектуальный, психологический рост, открывая для человека новые духовные, жизненные, познавательные, психологические пространства и горизонты. Эта практика по своим методам не всегда может быть названа психологической, психотерапевтической, но она, несомненно, является психологической, психотерапевтической по своему характеру, ориентированности и результатам. И хотя подходы духовных учителей в оказании помощи своим ученикам, последователям и просто людям, конечно же, значительно отличаются от подходов, используемых современными консультантами, все же современная практика консультирования унаследовала их основные духовно-познавательные принципы: истина оказывает целительное воздействие на человеческую душу, обретение истины и связанного с ней душевного успокоения, является высокой ценностью; истина заключена не только в точном и безукоризненном знании, но и самом процессе ее поиска, в том бесценном опыте, который обретает ищущий человек; истина является открытой для всех ее ищущих, ни у кого нет права владеть ею, запрещать или разрешать ее, просто есть люди, сами более открытые для истины, более приблизившиеся к истине больше, чем другие; ни на один вопрос нет единственно верного ответа и, следовательно, на открытые другими истины нужно полагаться так же, как и на собственный духовный опыт; один и тот же познавательный опыта может иметь множество возможных интерпретаций; если на философское или духовное учение нельзя опираться в своей повседневной жизни, связать со своей жизнью и опытом, то его можно считать абсолютно бесполезным. Такого рода принципы, сложившиеся в практике философов Древней Греции, Рима, Месопотамии, являются важной идейной основой работы современного консультанта, который не столько учит своих клиентов, сколько помогает им найти свой путь к обретению внутреннего покоя и просветления. Просветление, обретение человеком ощущения ясности своего движения в жизни является глубинной целью психологического консультирования. Психологический эффект просветления оказывает огромное, ни с чем не сравнимое влияние на всю человеческую жизнь. «Просветление, – пишет в заключение своей известной книги «Искусство психологического консультирования» Р. Мэй – приносит с собой редкое ощущение раскрепощенности. Испытавшие это чувство наконец обретают себя, своих собратьев и находят свое место во вселенной». Наиболее глубоко эта тенденция – путем учения и проповеди привести человека к тому, чтобы он обрел внутренний покой и просветление – выражена в мессианской деятельности Иисуса Христа. Так, в Евангелии от Марка отведено важнейшее место именно целительской деятельности Христа, чрезвычайно содержательной и разнообразной. Здесь описывается тот исторический период, когда люди еще только начинают знакомиться со словом Христовым. И здесь примеры целительства приводятся раньше, чем раскрываются сами нравственно-философские стороны учения Христа, ибо именно цели-тельство души и тела, обретение душевного и телесного здоровья является подлинной целью самого учения, отражением его содержательной глубины и истинности. В своем конкретном и символическом значении Христос является в первую очередь врачевателем душ человеческих («И послал меня исцелять сокрушенных сердцем»).
Духовное целительство имеет первостепенное значение перед цели-тельством телесным, когда с освобождением души излечивается и плоть (например, изгнание бесов). Само спасение человека в вере в учение Христа заключается в уходе человека от внутренних распрей, вражды, несогласия, в обретении внутреннего спокойствия, душевного равновесия, здоровья. Именно на эти положения раннего христианства впоследствии и станет опираться практика религиозной поддержки личности, обретшая свое самостоятельное значение. Развитие тактики собственно профессионального терапевтического вмешательства в состояния психически нездорового человека в первую очередь связывают с именем Гиппократа (более тысячи лет назад). Выдвинутые им идеи и приемы лежат в основе большинства используемых в наши дни психотерапевтических техник и подходов: системное диагностическое интервью, сбор анамнеза, построение доверительных терапевтических отношений и даже интерпретация снов и осознание подавленных чувств. Практические терапевтические подходы, предложенные Гиппократом, стали дорабатываться лишь около двухсот лет назад.
Иное отношение к психическим потребностям человека, к психической жизни в целом, а тем более к отклонениям от психической нормы со стороны медицины и общества наблюдается в средние века. В эпоху жестоких феодальных и религиозных войн, безраздельного господства религии над массовым сознанием, беззакония, эпидемий, неурожая, голода проблемы внутренней жизни человека, его устойчивости, целостности стали отходить на задний план, а сами же психические расстройства носили уже довольно распространенный характер, нередки были случаи и массового психоза.
Христианское учение в этот период в общепознавательном плане уже перестало быть открытием для человека, оно фактически оформилось в мощно организованный религиозный институт, выполняющий самые различные социальны функции: поддержания государственной власти, создания государственной идеологии, собственного властного давления, ведения образовательно-просветительской деятельности, создания и поддержания морали и нравственности и т.д. И в этот период с теми, кто испытывал сомнения в правильности религиозной картины мира, кто страдал психическими расстройствами и заболеваниями, чаще всего поступали уже радикально и просто – их обвиняли в «бесоодержимости», что могло стать основанием для сжигания на кострах либо изгнанию из сообщества.
Таким образом, в этот период психические болезни и расстройства получили довольно четкий религиозно-теологический аналог своего описания. Благодаря такому всеобщему распространению религиозных доктрин, контроля со стороны церкви за их идейной «чистотой» никогда, как в средние века, познавательно-психическое существование большинства людей не было столь бесконфликтным, благостно ясным, простым и беспроблемным. Соответственно, потребность в консультативной деятельности просто исчезла, ибо просветляющее слово божественного учения фактически уже стало догмой, объясняющей все и вся в этом и том мире, и предполагалось, что одно лишь следование божественной вере могло спасти человека от всех познавательных мучений, интеллектуальных соблазнов и жизненных сомнений. На каждый факт своей жизни человек мог получить четкое, безукоризненно ясное, системное объяснение со стороны церковного учения. Но внутри самой религиозно-теологической среды наряду с обрядовой рутиной непрерывно шел живой нравственно-философский поиск ответа на вопросы: что есть человеческая душа? Способна ли она сама осуществлять поиск божественного? Как душа приходит к пониманию Бога, почему она нуждается в божественной истине? Ответ на эти вопросы затрагивал понимание глубинных основ человеческой психики, он имел огромное влияние на развитие понимания религиозного подхода к психологической поддержке человека. Дальнейшее развитие религиозных учений в ключе этого нравственно-философского поиска могло идти уже не только путем прямого развития признанных теософских основ самого учения, а психологическим путем: индивидуального исследования объективного характера религиозных переживаний, исследования психологических возможностей оптимальной поддержки и наставления человека «словом божьим».
В истории каждого народа есть и отдельные фигуры (старцы, святые, монахи) и целые религиозные течения, внесшие свой значительный исследовательский и практический вклад в этом направлении. Они открывали возможности духовной, психологической помощи человеку «словом божьим», возможности религиозной деятельностью облегчить существование других, поднять их дух человеческий, оскудевший в каждодневной борьбе за свою жизнь. Значение такого опыта для понимания культурно-антропологической сути консультативной практики имеет огромное и непреходящее значение. В житейской конкретике и эпохальном звучании феномен духовно-психологической поддержки просматривается в деяниях и житии Сергия Радонежского, названного впоследствии «отцом русской нации». А история о духовном наставлении отцом Сергием Дмитрия Донского накануне Куликовской битвы является как конкретно-историческим фактом, так и носит архетипический характер. Дошедшие до нас деяния, духовно-психологическая практика каждого из этих поборников дела православия основаны на общей религиозной парадигме, а так же на тех особенностях, что связаны с этническим образом жизни и миросозерцания народа, духовной «доминанты» по определению Л.Н. Гумилева. Интереснейшим материалом для понимания того, каким богатым и разнообразным историческим опытом располагает практика консультирования, представляет отношения православных русских «старцев» со своими учениками и монастырскими прихожанами. В этом живом явлении и факте его исторического образования заключено много драгоценных мыслей и интересного духовно-психологического опыта, которые, несомненно, могут принести пользу и богатить мышление и даже непосредственную практику тех профессионалов, которые собираются строить со своими клиентами отношения оказания психологической помощи. Много интересных художественно-психологических наблюдений, глубоких раздумий об этом духовно-психологическом явлении можно найти в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», где отношения старца Зосимы и главного героя романа (Алеши Карамазова) фактически составляют идейную суть этого художественного произведения.
На православном Востоке и на Синае старчество существовал уже более тысячи лет. «Утверждают, что существовало старчество и у нас Руси во времена древнейшие или непременно должно было существовать, но вследствие бедствий России, татарщины, смут, перерыва прежних сношений с Востоком после покорения Константинополя установление это забылось у нас и старцы пресеклись» (Ф.М. Достоевский). Возрождено оно было опять с конца ХVIII – начала ХIХ столетия одним из великих православных подвижников Паисием Величковским и учениками его. Это возрождение было внутренним ответом русского православия на его фактический запрет, установленный Александром I в начале своего царствования, который, будучи воспитан в либеральном духе, считал все религии равноправными.
Для России, в которой православная религия была основной и испо-ведывалось более 4/5 населения, такого рода религиозный либерализм носил характер рискованного исторического эксперимента «сверху», а для православия, бывшего идеологической основой русской государственности, этот запрет стал испытанием его духовной устойчивости и внутренней силы. Паисий Величковский побывал во многих русских монастырях, изучая и проникаясь монашеской жизнью. Монастыри, отшельнические обители возникли как стремление человека уйти от «суеты мира» в попытке своего духовно-нравственного самоусовершенствования, дабы приблизиться к образу и подобию божию. Эта идея во многом была тогда уже утрачена, оставаясь уделом только отдельных сподвижников, т.к. монастыри, по сути, стали своеобразным и значимым элементом официальной государственной власти. Утратив же официальную поддержку государственной власти, система монастырского духовного воспитания оказалась в тупике. Необходимо было найти нравственно-духовную альтернативу официальной поддержке православия, но русское православие, долгое время бывшее столпом государственной власти, уже не могло самостоятельно и полно развить в себе эти внутренние источники. И Паисий Величковский нашел их не на родной земле, а в древних греческих рукописях одного из греческих монастырей на Афонской горе, на которые он наткнулся, живя в строгом сподвижничестве в русском монастыре на Афонской горе. В этих книгах непосредственно самими монахами-сподвижниками излагался опыт их духовного самоусовершенствования, и драгоценные переводы рукописей стали перевозиться в Россию. Обращение русских монахов к величайшему опыту духовно-нравственного самоусовершенствования, само живое слово Паисия, дух Афонской обители – все это могло восстановить прерванную некогда на Руси традицию духовного старчества.
Отношения в монашеской среде, ставшие образовываться после старческого установления, неоднозначно были приняты церковной властью и самой монашеской братией, а в некоторых местах подвергались притеснениям и даже гонениям как неслыханное по России новшество. Но живые ростки полнокровной нравственно-духовной жизни уже стали давать живые всходы. Постепенно у учеников старца Паисия появились свои ученики, а у тех – свои. В строгом соответствии с духом трудов, переведенных Паисием, жили отшельниками в рославлевских лесах братья Путиловы. Их-то и пригласил епископ Калужский и Боровский Филарет в древний монастырь под названием Оптина Пустынь, который к 20-м гг. ХIХ столетия уже пришел в упадок. С возрождением этого монастыря и связано возрождение и признание старчества на Руси.
В самые трудные моменты своей жизни и творчества в Оптиной Пустыне бывали Гоголь, Толстой, Достоевский. Старец исполнял свою миссию духовного наставничества и поддержки в двух направлениях: во-первых, он имел «учеников», добровольно, но раз и навсегда избравших его в свои духовные наставники; в первую очередь это были монахи, а затем – уже светские люди, нуждающиеся в духовном руководстве. Во-вторых, за советом, утешением, беседой помогал всякому страждущему, который к нему обращался.
В психологическом плане помощь старцев монашеской братии, взявшейся как и они за трудное дело отрешенного служения, состояла не столько в традиционном руководстве более мудрого человека над развивающимся, сколько в глубокой сознательной идентификация духовного ищущего ученика с человеком религиозно зрелым, духовно мудрым, уже преодолевшим искусы и испытания мирской жизни, с человеком уже обретшим собственную духовную идентификацию, обретшим аутентичное поведение в невероятных для обычного человека духовных муках и испытаниях.
«Старец – это берущий вашу душу, вашу волю в свою душу и в свою волю. Избрав старца, вы от своей воли отрешаетесь и отдаете ее ему в полное послушание, с полным самоотрешением. – замечает Ф.М. Достоевский в романе «Братья Карамазовы», – Этот искус, эту страшную школу жизни обрекающий себя принимает добровольно в надежде после долгого искуса победить себя, овладеть собою до того, чтобы мог, наконец, достичь, чрез послушание всей жизни, уже совершенной свободы, т.е. свободы от самого себя, избегнуть участи тех, которые всю жизнь прожили, а себя в себе не нашли».
Помощь светским ученикам состояла в даче им наставлений и руководства, основанного на следовании воле божьей, в трудные для тех моменты своей жизни. И в этой сфере отношений старец, если можно так выразиться, мог ошибаться, идти по простому «директивному» пути, как, например, Ржевский священник Матвей Константиновский в отношениях с Гоголем, когда он посоветовал последнему сжечь некоторые главы второго тома «Мертвых душ», содержащие в себе духовные сомнения их великого автора.
В отношениях со страждущими прихожанами, т.е. почти повседневной практике, старцев отличала удивительная проницательность и прозорливость, «сердечное» знание внутренних основ человеческой жизни. На этих качествах, развитых и поддерживаемых своей духовной миссией и зиждется то, что можно назвать «психотехническая способность» старца помогать людям, поддерживать их. «Он (т.е. старец Зосима), допуская к себе столь многие годы всех приходивших к нему исповедывать сердце свое и жаждавших от него совета и врачебного слова, – до того много принял в душу свою откровений, сокрушений, сознаний, что под конец приобрел прозорливость уже столь тонкую, что с первого взгляда на лицо незнакомого, приходившего к нему, мог угадывать: с чем тот пришел, чего тому нужно, и даже какого рода мучение терзает того совесть». Эта прозорливость старца, знание тайны людей, смущала, почти пугала, изумляла людей, а в соединении с его чудесной силой она приносила измученному человеку и действительное исцеление. Эта сила старца заключается в его святости, безгреховности и в вере в возможность обновления мирской жизни. Но это особенность его является все же не типической, а индивидуальной, достижением его ума и сердца, «сердечного ума». Алеша Карамазов так поясняет влияние на него Зосимы, видя в нем грезы своего сердца: «… он свят, в его сердце тайна обновления для всех, та мощь, которая, наконец, установит правду на земле, и будут все святы и будут любить друг друга, и не будет ни богатых ни бедных, ни возвышающихся ни униженных, а будут все как дети божии, и наступит настоящее царство Христово».
Именно в нравственно-философской и нравственно-духовной практиках психологическое консультирование в течение многих веков (до конца ХIХ в.) развивалось как составной элемент целостной деятельности, как тот элемент, который в дальнейшем сам станет целостной деятельностью. Исчезновение этого религиозно-философско-этического «генетического следа» из практики психологического консультирования неизбежно приведет его самого к содержательно-концептуальному вымиранию, превращению в сферу определенного рода услуг. Конечно же, и сама по себе консультативная практика нравственно-философского и нравственно-духовного наставления, поддержки на сегодня не исчезла и содержательно не исчерпала себя и, надеемся, не исчезнет никогда из социальной жизни человека.
С конца ХIХ в. под влиянием культурно-исторического развития, определенных социально-культурных изменений в психологической поддержке образовалась уже самая настоящая, реальная общественная нужда. И с этой поры психологическая поддержка начинает формироваться уже не как элемент, аспект, необходимо входящий в содержание нравственно-философской и нравственно-духовной практики, а как самостоятельное понятие (об этом пойдет речь в главе, содержащей описание специфики психологической помощи). После чего начинает складываться уже и соответствующая этой общественной нужде профессиональная социальная практика – это практика консультирования и психотерапии, для которых основополагающей целью становится оказание личности психологической помощи как таковой. Профессиональная практика консультирования и психотерапии, оформленная как практический и научный метод, начинает складываться в рамках психоанализа, аналитической и индивидуальной психологии, затем наиболее акцентировано в контексте неофрейдизма. Именно здесь впервые обозначились те процедурные аспекты консультирования, которые стали строиться на основах межличностной коммуникации. Их развитие этого аспекта в итоге и позволило обозначившейся практике психологической поддержки личности в дальнейшем стать самостоятельной профессиональной деятельностью.
Классификация психологических отраслей, принятая организаторами XXVI Международного конгресса, состоявшегося в августе 1996 г. в Монреале (Канада), включала категорию «24.0. Клиническая и консультативная психология». Министерство общего и профессионального образования России использует перечень специализаций по специальности 020400 «Психология», в которую входят 14 отраслей с разделением отрасли 9 («Клиническая (медицинская) психология») и отрасли 14 («Психологическое консультирование»). Современная консультативная психология как наука находится на этапе становления.

Литература
1. Андронникова О.О. Основы психологического консультирования : учеб. пособие. М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 415 с.
2. Гулина М.А., Зинченко Ю.П. Консультативная психология : учебник для вузов. СПб.: Питер, 2015. 336 с.
3. Василюк Ф.Е. Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии. Курс лекций. М., 2012. 126 с.
4. Венгер А.Л. Культуральный подход в психотерапии // Культурно-историческая психология. 2006. № 1. С. 32–39.
5. Немов Р.С. Психологическое консультирование : учебник для академического бакалавриата. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2015. 440 с.
6. Пахомов В.П. Из истории консультирования // Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига. Томское отделение.
7. Семенова О.В. Психологическое консультирование : Конспект лекций. Москва : А-Приор, 2010. 159 с.

Контрольные вопросы
1. Какие виды помощи оказываются человеку в повседневной жизнедеятельности?
2. Дайте определение психологической помощи.
3. Назовите классификацию психологической помощи с учетом выполнения профессиональных обязанностей консультанта.
4. Выделите области оказания психологической помощи человеку.
5. Сформулируйте определение психологического консультирования как вида психологической помощи.
6. Определите базовую цель психологического консультирования.
7. Каковы отличительные признаки психологического консультирования от психотерапии и психологической коррекции?
8. Каковы процедурные отличия психологического консультирования от психотерапии?
9. Какие подходы в консультировании считаются альтернативными психиатрическому подходу и нозологическим категориям?
10. Каковы основные функции психологического консультирования?
11. Какие культурно-исторические основания становления теории и практики психологического консультирования отмечаются исследователями?



Тестовые задания
1. Приведите в соответствие направление и цели психологического
консультирования:
1) Психоаналитическое направление
2) Адлерианское направление
3) Терапия поведения
4) Рационально-эмоциональная терапия (A. Ellis)
5) Ориентированная на клиента терапия (C. Rogers)
6) Экзистенциальная терапия
а) Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможно сти; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы
б) Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению
в) Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность
г) Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми
д) Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность
е) Устранить «саморазрушающий» подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем
2. Для каждого состояния психики выберите соответствующий вид помощи:
1) Болезнь
2) Пограничная норма
3) Хорошая норма
а) Психологическая психотерапия. Коррекция
б) Консультирование. Обучение. Развитие
в) Психиатрия. Медицинская психотерапия
3. Определите по характеристикам название подхода к психологическому консультированию:
A) Интегративный подход, разработанный путем синтеза элементов психоанализа, гештальт-терапии, поведенческой и телесно-ориентированной терапии. При данном подходе психологи отказываются от диагноза, так как сам по себе диагноз не содержит указаний относительно необходимых действий, показаний к психотерапии. При выборе стратегии психотерапии психологи руководствуются проблемой, а не диагно
зом.
Б) Альтернативный медицинской модели подход предполагает, что сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям. Конструктивна, реалистична и заслуживает доверия. Основополагающим в подходе является Я-концепция. Личностные расстройства и психопатология объясняются как несоответствие между действительным переживанием человека и его Я-концепцией относительно этого переживания. Задача психолога – понять клиента и помочь ему отразить, что он в действиетельности говорит и чувствует.
B) Интегративный подход, направленный на изучение индивидуальности клиента, истоков его проблем и потребности в психологической помощи. В качестве альтернативы диагнозу – пятишаговая модель принятия решений рассматривает нахождение ответа на вопрос: Какая техника психотерапии, в какое время, при каких условиях нужна для данного человека?
4. На анализе индивидуальных, личностных причин проблемы клиента, процесса складывания деструктивных личностных стереотипов, а также предотвращении подобных проблем в будущем основано консультирование:
а) личностно-ориентированное;
б) проблемно-ориентированное;
в) клинически-ориентированное;
г) решение-ориентированное.
5. На анализе внешних причин проблемы, модификации поведения клиента основано консультирование:
а) личностно-ориентированное;
б) проблемно-ориентированное;
в) клинически-ориентированное;
г) решение-ориентированное.

Практические задания
Изучите рынок услуг по психологическому консультированию в районе (городе) вашего проживания, учебы. Выявите основные цели данных организаций, организацию работы по психологическому консультированию.
Бохан Т.Г., Стоянова И.Я., Ульянич А.Л., Шабаловская М.В., Скавинская Е.Н., Кузин А.Ю., Терехина О.В., Боженкова К.А. Психологическое консультирование : учебно-методическое пособие. – Ч. 1: Методологические и методические основы психологического консультирования. – Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2017. – 98 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.