На главную Психологическое консультирование Теория и практика Основные категории: консультант, клиент, процесс, методы - Процесс консультирования
Основные категории: консультант, клиент, процесс, методы - Процесс консультирования
Психологическое консультирование - Теория и практика
Индекс материала
Основные категории: консультант, клиент, процесс, методы
Процесс консультирования
Все страницы

2.4. Процесс консультирования

Процесс консультирования относят к креативному воссозданию форм культурного филогенетического опыта, закрепленных в известных способах разрешения этих проблем личности для осознания, разрешения и преодоления этих проблем в онтогенезе.
Предмет взаимодействия клиента с консультантом – внутренний мир клиента,
цель взаимодействия – изменение отношения клиента к нему, нахождение альтернатив действий, переживаний и мыслей.
Задачи взаимодействия клиента с консультантом (Г.С. Абрамова):
1. Основная задача консультанта – вызвать переживания клиента, основанные на безоценочном отношении к поступающей информации.
2. Социальные задачи, когда человек оценивает свои переживания и информацию о других людях, ориентируясь на социальные критерии и нормы («правильно – неправильно»). На этом этапе требуется изменение системы оценки клиента, что позволит увидеть (клиенту) цель с другой стороны, позволит отойти от шаблонного поведения и переживания.
3. Этические задачи, когда клиент формулирует свое отношение к цели взаимодействия, заранее осуществляя выбор своего отношения («хорошо – плохо») с ориентацией переживаний на критерии добра и зла, которые требуют осуществления выбора. Необходимо показать клиенту условность этих критериев, подвести его к осознанию многообразия этих критериев для разных людей.
4. Личностные задачи. Они характеризуются тем, что клиент ставит вопрос о значении для себя той или иной информации, когда он открыт для освоения других форм поведения.
Основная стратегия работы консультанта – совместно с клиентом переформулировать актуальную проблему в личностную задачу, что позволяет действительно оказать помощь, а не ориентировать клиента в системе оценок.
Общая схема деятельности консультанта в процессе консультирования: выявление проблемы – диагноз – анализ фактов – план вмешательства – вмешательство в виде консультирования –оценка результатов совместной деятельности консультанта и клиента.

Эклектическая модель структуры консультативного процесса
(В.Е. Gilland, 1989; Р. Кочюнас, 2000):
1. Исследование проблем. На этой стадии консультант устанавливает контакт (raport) с клиентом и достигает обоюдного доверия. Здесь необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.
2. Двумерное определение проблем. На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания. При этом проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.
3. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.
4. Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего воздействия. В плане решения проблем следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, «репетиция» действий и др.).
5. Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача – еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.
6. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.
Построение взаимоотношений консультанта и клиента (модель Н.С. Хрусталевой)
Консультативный процесс включает в себя следующие основные фазы: инициирование консультирования и установление взаимоотношений, самоисследование, углубленное исследование и проработка вплоть до окончания консультирования. Эти фазы, являются неотъемлемой частью взаимоотношений консультанта и клиента.
Процесс, представленный в данной модели, не всегда развивается последовательно от одной фазы к другой и может идти как в ту, так и в обратную сторону, в целом сохраняя при этом поступательное движение вперед. Фазы не являются дискретными и не ограничены во времени. Некоторые клиенты быстро переходят к исследованию своей личности; другие с большим трудом преодолевают свое сопротивление. Многим клиентам не требуется углубленного самоисследования, входящего в третью стадию, и они могут сразу перейти к стадии проработки. Процесс понимания собственного Я и апробирование новых форм поведения различен у разных клиентов.

Фаза 1. Инициирование консультирования и установление взаимоотношений.

Цели: четко определить проблему и установить взаимоотношения с клиентом. Важно как можно точнее определить проблему клиента.
Частью определения проблемы является изучение предпосылок неподходящего поведения. Осознание предпосылок, предшествовавших неадекватному поведению, дает клиенту и консультанту представление о его причинах. Второй аспект исследования поведения – определение факторов, подкрепляющих неадекватное поведение: консультант просит клиента дать описание того, что происходит сразу после неадекватного действия. Сюда можно отнести поведение других людей по отношению к клиенту, а также ощущения и чувства самого клиента. Можно учитывать как внешние, так и внутренние подкрепляющие факторы.
Исходя из определения проблемы, клиент и консультант обсуждают желательные результаты. И хотя на данной стадии они носят предварительный характер, поведенческие цели дают клиенту нечто осязаемое, к чему можно стремиться.
Определить проблему на ранней стадии консультирования помогает проявление тех чувств, которые вызывает у клиента проблемная ситуация. Следует дать клиентам возможность выразить чувства, увидеть свои поступки и тем самым способствовать прояснению проблемы. На этом этапе консультант приступает к формулированию гипотез относительно проблемной области и паттернов поведения.
Другая важная задача первой стадии консультирования – установление взаимоотношений с клиентом. Клиент должен чувствовать, что его принимают, испытывать взаимную симпатию и доверие к консультанту. Чем больше клиент доверяет силе консультанта, тем в большей безопасности он себя чувствует – достаточной, чтобы исследовать свои чувства и поведение. Это не должно отрицать способности и возможности самого клиента, но должно создавать у него ощущение комфорта и безопасности в общении с новым человеком.
Согласно Мэю (May, 1967), первый этап консультации состоит в установлении раппорта, о котором можно говорить, когда и клиент и консультант чувствуют себя непринужденно. Мэй полагает, что отношение консультанта должно сводиться к балансу между чуткостью и здравомыслием. Чуткость – это способ ненавязчиво сообщить клиенту, что его понимают. Если сочувствие консультанта слишком заметно, то клиент может усомниться в его искренности и потерять к нему доверие. Здравомыслие – это использование консультантом сердечного тона и хорошего чувства юмора как проявления человечности. Установить баланс между здравомыслием и чуткостью нелегко, – с разными клиентами эти две части необходимы в разных пропорциях. И, по словам Мэя, нужно быть достаточно чутким, чтобы понимать, когда требуется здравомыслие.
Процесс. Если консультант берет на себя ведущую роль в интервью, то клиент может испытать еще более глубокое чувство собственной неадекватности; если же консультант слишком пассивен, то клиенту может показаться, что он не получит от него никакой помощи. Таким образом, на раннем этапе консультативных отношений необходимо правильное распределение ответственности. Консультант поощряет клиента высказываться, позволяет ему контролировать ход беседы и глубину самоисследования. Реакции консультанта в целом ограничиваются принятием, отражением и прояснением. Такие ответные реакции содержат минимум руководства со стороны консультанта и позволяют ему проверять свое понимание клиента. Кроме того, они помогают клиенту прояснить проблемную область.

Фаза 2. Самоисследование

Вторая фаза консультирования начинается с момента ощущения клиентом минимального уровня принятия. Роджерс (Rogers, 1958), описывая этот момент, говорил о появлении у клиента чувства полного приятия. Когда отношения становятся безопасными для клиента, он начинает выражать себя более свободно и непринужденно.
Цель: более четкое и полное определение различных аспектов Я-концепции и ситуации клиента. Консультант стремится выявить и определить уровень самооценки клиента, так чтобы клиент осознал различные чувства, которые он испытывает по отношению к самому себе, и понял, каким образом эти чувства и установки влияют на его поведение.
Оценка самоисследования.
Каркхафф (Carkhuff, 1969) предлагает пятиуровневую шкалу оценки самоисследования. С его точки зрения, когда консультант может оценить уровень самоисследования клиента, это позволяет лучше его понимать и более адекватно реагировать. На первом уровне клиент избегает любого описания или исследования себя, что могло бы открыть его личные чувства. На этом уровне клиент, вероятно, не доверяет собственным чувствам и относится к себе недостаточно хорошо, чтобы сообщать о своих чувствах консультанту. Это характерно для начала консультирования. На втором уровне самоисследования клиент откликается на введение консультантом личностно значимого материала и готов к его обсуждению. Однако эта реакция сугубо механическая и не демонстрирует какого-либо реального чувства. Клиент отвечает на вопросы и сообщает выводы, к которым он пришел ранее, относительно своей Я-концепции, однако еще не пытается исследовать себя. На этом уровне консультант может многое узнать о Я-концепции клиента. На третьем уровне клиент добровольно начинает обсуждать личностно значимый материал, но по-прежнему делает это механически, не выражая чувств. Часто клиент излагает тот материал, который он уже отрепетировал про себя или обсуждал прежде с другими людьми. Спонтанность отсутствует, не наблюдается также внутреннего стремления к новым чувствам и переживаниям. На четвертом уровне клиент по своей воле излагает личностно значимый материал в спонтанной манере, проявляя те чувства, которые он испытывает на данный момент. Такое поведение может привести к пятому уровню, на котором клиент активно и спонтанно исследует только что открытые чувства и переживания относительно самого себя или своей ситуации.
Процесс.
Согласно Каркхаффу, исследование клиента должно стать непосредственной целью. В противном случае клиент не достигнет новых инсайтов, не приобретет понимания или не сможет освоить новые типы поведения. Консультант с самого начала должен понимать клиента на том уровне самоисследования, который тому доступен. Клиент начнет исследовать личностный материал вероятнее всего тогда, когда в установках и суждениях консультанта проявится понимание и взвешенность. Готовность консультанта принимать клиента на всех уровнях способствует самоисследованию клиента и спонтанному проявлению эмоций. Консультант, прежде всего, должен обеспечить исходные облегчающие условия (minimal facililative conditions), тем самым установить такие отношения, внутри которых клиент может исследовать, экспериментировать и переживать. Р. Мэй (1967) называет эту стадию консультативного процесса «исповедью» и предупреждает, что примерно две трети времени каждого сеанса клиент будет «выговариваться». Клиент обязательно должен тщательно «проговорить» свою проблему, чтобы добраться до сути дела. С точки зрения Мэя, если клиент не говорит в течение большей части сеанса, то консультативный процесс развивается неправильно. Эта стадия консультативного процесса называется катарсисом, в ней выделяют позитивный и негативный аспекты. Во-первых, клиент испытывает мощное физиологическое облегчение, сбрасывая с себя груз напряженности, – облегчение, сходное с тем расслаблением, которое наступает после плача. Кроме того, он чувствует удовлетворение, связанное с возможностью облечь проблемный материал в слова. Клиент ощущает, что возможность говорить о проблеме обеспечивает ему определенный уровень безопасности в проблемной сфере и некоторый контроль над проблемой в реальной жизни. Кроме того, происходит высвобождение эмоциональной энергии, прежде расходовавшейся на самооборону (self-defense), благодаря чему клиент может почувствовать себя значительно лучше.
Критический момент. Этот момент чрезвычайно важен для консультативного процесса. На этой стадии возникает серьезная угроза, что клиент по причине недостаточно глубокого понимания проблемы или недостатка самоконтроля бросит консультирование. Клиент только что произвел более глубокое, чем обычно, исследование своих чувств, и это не было приятным опытом. Теперь он чувствует себя не столь безопасно и комфортно, как раньше, и может сомневаться в своем желании переживать болезненные ощущения, связанные с процессом проработки. При этом клиент вполне может осознавать иные, еще не затронутые аспекты своей проблемы: его система защит достаточно открыта для осознания отрицавшихся прежде фактов и понимания того, что ухудшение может наступить раньше улучшения. Важно, чтобы в такой момент консультант поддержал и подбодрил клиента. Если консультант способен объяснить, что подобные тревоги возникают у многих клиентов, клиенту часто удается преодолеть эту критическую точку даже несмотря на страх чрезмерного самораскрытия.
Переходный этап. Иногда на этой стадии консультативного процесса возможен переходный этап. Клиент начинает осознавать, что он не в состоянии объяснить свое поведение на основе того, что ему известно о себе. Изучение логики поступков далеко не всегда приводит к пониманию. Поэтому клиент ослабляет некоторые защиты, и консультант начинает проявлять большую активность, применяя директивные техники.
Холланд (1965) предполагает, что на данном этапе клиент может демонстрировать сильное сопротивление работе над чувствами в отношении самого себя. Клиент доходит до того, что избегает всякого обсуждения своего Я, которое он оценивает слишком низко.
Консультант должен позволить клиенту как можно дольше сохранять контроль. Если клиент эффективен в решении своих проблем и проблема не слишком сложная, консультант может помочь клиенту назвать те чувства, которые он испытывает по отношению к себе. Чтобы помочь клиенту, консультант может указать на взаимосвязи, существующие между различными Я-концепциями и присущим клиенту поведением.
На этой стадии – стадии конфронтации, консультант уделяет основное внимание пробным формулировкам, затрагивающим противоречия в высказываниях клиента (Carkhuff, 1969). Консультант ставит клиента лицом к лицу с противоречиями между реальным и идеальным Я, инсайтом и поведением и т.п. Вместо прямых указаний на противоречия консультант может использовать наводящие вопросы. Преждевременная прямая конфронтация может деморализовать неподготовленного клиента.

Фаза 3. Углубленное исследование.

Некоторые клиенты нуждаются в более основательном терапевтическом вмешательстве, чтобы войти в контакт с собственными чувствами, позволяющими им лучше понять самих себя. Такие клиенты должны заняться углубленным исследованием своих чувств и установок. Большинство консультантов не подготовлены к работе с интенсивными чувствами и со сложными проблемами перестройки личности, которые могут возникнуть при такой глубине консультирования. У большинства консультантов, работающих в агентствах, школах или колледжах, скорее всего, недостаточно времени такой работы. Чаше всего они сразу переходят к фазе проработки. Однако, несмотря на это, мы изложим здесь цели и процесс углубленного исследования, чтобы показать их роль в консультировании.
Цели.
Стремясь определить детерминанты поведения, консультант старается осветить те аспекты Я-концепции, которые основаны на самоуничижении и фантазии, и одновременно с этим он стремится к тому, чтобы клиент полностью осознал свою реальную «Я» концепцию, и установил разумные критерии для ее оценки. Очевидно, что в какой-то период определенные элементы неполноценной Я-концепции были верны, но поскольку теперь это не так, клиент должен провести переоценку своей личности, выработав для этого разумные стандарты. Когда эта цель будет достигнута, смягчится и потребность клиента в компенсаторных фантазиях. Однако клиент может обнаружить, что какие-то из этих компенсаторных фантазий в действительности совпадают с его реальными качествами (Holland, 1965).
В этот период актуальные чувства клиента будут выражаться более свободно. Чувства могут прорываться наружу даже в том случае, когда они вызывают у него опасение и недоверие. Клиент начинает осознавать, что его чувства имеют смысл. Нарастающее и прорывающееся наружу чувство часто вызывает удивление, а также испуг. В результате этого внутренний диалог протекает все свободнее и свободнее, и, кроме того, чувства начинают переживаться как часть собственного Я (Rogers, 1958).
По мере осознания собственного Я и своей уникальности клиент устанавливает разумные личностные стандарты. Эти стандарты могут быть относительными, т. е. основанными на сопоставлении поведения и достижений клиента с поведением и достижениями других людей. Клиент должен уйти от глобальных оценок, сломать такие стандарты и исследовать меньшие части целого. Этот процесс позволяет восполнить недостающие детали Я-концепции и когнитивной структуры.
Процесс.
Консультант прямо или косвенно сообщает, что именно представляется ему неточным или неадекватным в мышлении клиента. Это означает, что консультант играет достаточно активную роль в ходе сессии и до некоторой степени контролирует ее течение, так как ему приходится сталкиваться с активным эмоциональным сопротивлением клиента. Начинающих консультантов всегда удивляет, что клиент сопротивляется попыткам помочь ему. Клиент продолжает в чем-то обманывать самого себя и пытается обмануть также и консультанта. Холланд (Holland, 1965) указывает четыре возможные причины сопротивления на данном этапе. Клиент может испытывать враждебные чувства по отношению ко всем людям, которые пытаются контролировать жизнь других людей. Причиной негативных чувств также может быть нежелание расставаться с теми или иными представлениями о себе (Я-концепциями); клиента может тревожить зависимость от новой Я-концепции, на которую он еще не способен вполне положиться вне консультативной ситуации. Наконец, клиент может испытывать негативные чувства по отношению к тем усилиям и опасностям, которые связаны с проявлением в жизни этой новой Я-конценции. Чтобы пробовать новые паттерны поведения, сопротивление должно быть преодолено
Из-за подобных чувств клиент не может быть пассивным получателем того, что говорит консультант. Чтобы достичь целей данного этапа консультирования, консультант иногда может использовать убеждение. Это не значит, что нужно убеждать клиента идти навстречу потребностям консультанта. Консультант прибегает к убеждению тогда, когда не срабатывают другие, менее авторитарные методы, направленные на то, чтобы помочь клиенту достичь целей, которые он сам перед собой поставил. Усилия по убеждению должны быть направлены на представления клиента, а решения, касающиеся поведенческих реакций, он будет принимать самостоятельно. На данном этапе объектом конфронтации является тенденция избегать рассмотрения существующего порядка вещей. Консультант старается убедить клиента отказаться от паттернов мышления, основанных на самоуничижении и самообмане. При этом следует проявлять осторожность: консультант не должен вести себя чересчур властно и не должен преждевременно прибегать к методу убеждения.
Согласно Карюсаффу (1969), высший уровень активности консультанта состоит в интерпретации непосредственных состояний. Имеется ы виду способность консультанта понимать чувства и переживания, непосредственно возникающие между ним и клиентом. Клиент, даже сам того не сознавая, может сообщать консультанту о своем к нему отношении. Сказать об этом консультанту прямо клиент способен не всегда. Поэтому консультант должен уметь сосредоточиться на чувствах клиента, понять их и сообщить клиенту о происходящем, чтобы последний лучше понял самого себя. Интерпретируя непосредственное состояние, консультант объясняет клиенту то, что сам клиент пытается сообщить ему, но не может сделать этого напрямую. Прибегая к подобным интерпретациям, консультант превращает в активное действие свое непосредственное впечатление о том, как к нему относится клиент. Как и в случае с конфронтацией, прямые интерпретации непосредственных состояний должны пройти через переходный этап. Чаще всего консультант приближается к интерпретации непосредственного состояния консультативных отношений с осторожностью, используя, например, формулировки, не дающие точного определения того, что он сам переживает в настоящий момент. Эти пробные формулировки могут помочь клиенту уловить и осознать свое непосредственное чувство. Особенно полезен такой метод при работе с клиентом, передающим двойные послания. Чтобы дать более точную интерпретацию непосредственного состояния, консультант должен сосредоточиться на переживаниях, которые он сам испытывает в настоящий момент. В такие моменты консультант может пренебречь содержанием слов клиента и сосредоточиться на подтексте его высказывания. Неспособность клиента ясно выразить свои мысли и чувства может объясняться не речевыми затруднениями, а отношением к консультанту. Важно, чтобы интерпретации непосредственных состояний, которые дает консультант, не наносили ущерба значимым переживаниям и не препятствовали течению мысли клиента. Таким образом, переносить внимание на взаимодействие между консультантом и клиентом лучше всего в те моменты, когда рассуждения клиента заходят в тупик или теряют осмысленное направление.
Критический момент. В процессе углубленного исследования консультативные отношения достигают второго критического момента. Некоторые клиенты начинают осознавать неадекватность своих защитных механизмов. Они больше не оберегают клиента от осознания глубинных чувств. Неожиданное осознание множества импульсов, мыслей и чувств может оказаться чрезвычайно травматическим. Консультант должен контролировать отношения, чтобы дать клиенту возможность исследовать такие ситуации достаточно медленно. Если на данной стадии переживания клиента слишком болезненны, то недостаток контроля над ситуацией может испугать его, и он прервет консультирование.

Фаза 4. Проработка

Задача изменить поведение в соответствии с новым представлением клиента о себе решается в процессе проработки. Понятие проработки, введенное Фрейдом, первоначально означало преодоление структуры сопротивления. В настоящее время это понятие используется в более широком значении – осознания клиентом смысла прошлого опыта и чувств в настоящем. Клиент углубляет свое понимание внутренних переживаний, а также внешнего мира Рациональное понимание собственных проблем, чувств и поступков ведет к дальнейшему изменению поведения
Цели.
Мэй (1967) считает последней стадией и общей целью процесса консультирования трансформацию личности клиента. Это понятие по смыслу близко к понятию проработки. Мэй предполагает, что на стадиях исповеди и интерпретации клиент уже определил затруднения, связанные с его проблемой, и смог увидеть взаимосвязь между ошибочными установками н поведением. Мэй называет эту фазу трансформацией потому, что на ней клиент достигает осознания собственных затруднений и поступков. Цель этой фазы состоит в том, чтобы клиент понял и принял чувства, испытываемые им в настоящий момент, а также свои защитные манипуляции. Клиент должен рационально осмыслить исторические корни своей проблемы и проработать ее, отыскивая взаимосвязи между прошлыми событиями и текущим опытом консультативных отношений. Кульминацией этой фазы становится выявление и закрепление поведенческих реакций, согласующихся с реальным Я клиента.
Для того чтобы клиент смог интегрировать свои чувства и паттерны поведения, необходимо проработать чувства и переживания во всех областях. Проработка подразумевает решение конфликтов с разных позиций, возможно, выраженных разными словами и сопровождающихся инсай-том различной глубины. Растет способность клиента непосредственно работать со своими внутренними противоречиями и несоответствиями. Теперь вместо того, чтобы откладывать свои чувства на потом или обдумывать их, он гораздо чаше переживает их в настоящий момент. Он начинает принимать свои чувства и ведет более свободный внутренний диалог с самим собой. Клиент начинает чувствовать свою ответственность за проблемы, с которыми он сталкивается, и задумывается о том, каков его личный вклад в возникновение этих проблем (Rogers, 1958).
Чем глубже инсайт, тем непосредственнее выражаются и переживаются чувства, которые прежде сдерживались; они образуют как бы свободный поток внутри человека. Теперь клиент переживает свои чувства субъективно, а не размышляет о них, и начинает все больше доверять своим чувствам и их колебаниям.
В процессе самоисследования клиент достигает инсайта, осознавая различные чувства, влияющие на поведение. Большинство методов консультирования ориентировано именно на инсайт. Консультанты полагают, что, развивая инсайт или знания о себе, клиент обнаруживает новые формы поведения, что ведет к изменениям. Это не означает, что инсайт автоматически ведет к исчезновению проблемы. И все же большинство теоретических подходов основано на представлении о том, что для изменения своего поведения клиент должен пережить инсайт или понять самого себя. Иногда это понимание приходит внезапно, но чаще в процессе проработки наблюдается серия инсайтов. сопровождающаяся постепенными изменениями в поведении. Эти инсайты и новые представления клиента о себе включаются в новый поведенческий паттерн. Клиент начинает глубже понимать происходящее как в объективном, так и в субъективном плане. Он начинает замечать взаимосвязи, которых прежде не осознавал. И ему удается отказаться от старых защит и обрести большую уверенность в себе.
Понимание себя.
По мере того, как растет способность к самосознава-нию и умение обращаться с непосредственными чувствами, консультант, сосредоточившись на конструировании или реконструкции коммуникации клиента, помогает ему свести воедино разрозненные инсайты и расширить понимание собственной личности. Уровень этого понимания поддается оценке (Carkhuff, 1969). Если уровень самосознавания клиента низок, его реакции или утверждения о самом себе в значительной мере расходятся с выражаемыми чувствами и материалом, со смыслом его собственных проявлений либо проявлений других людей, вовлеченных в проблемную ситуацию. Достигнув начального уровня понимания себя, клиент может говорить о себе, выражая как аффект, так и смысл; эта взаимозаменяемость вносит когнитивный элемент в процесс исследования чувств. Когда утверждения клиента способствуют углублению самоисследования, то можно полагать, что он функционирует, обладая высоким уровнем понимания и уже может переходить к вытекающим из этого действиям. Достигнув этой точки, клиент может осуществлять выбор направления и дальше, независимо от консультанта.
Критический момент. В данной фазе отношений может возникнуть третий критический момент консультирования. Это еще одна разновидность «бегства в здоровье». Пережив этот новый инсайт, клиенты иногда решают, что готовы отказаться от дальнейшей работы с консультантом. Но иногда клиент, испытав инсайт, еще не чувствует достаточной решимости для перехода к действиям. Кроме того, в процессе проработки некоторые клиенты начинают испытывать временные трудности при принятии решений в повседневной жизни. Факт переживания новых инсай-тов еще не гарантируют того, что другие люди изменят свое отношение к клиенту. Все это может привести к тому, что клиент раньше времени прервет консультативный процесс. Консультант не должен удерживать клиента дольше, чем тот желает, однако следует проявлять осторожность, чтобы не прекратить консультирование раньше времени. Здесь необходимо взвешенное решение.
Процесс.
Фаза проработки подразумевает воплощение новых представлений в реальных действиях. Достижение клиентом адекватного понимания собственной личности – это цель, но также процесс, ведущий к конструктивным действиям. Вначале консультант может сосредоточиться на тех областях, в которых клиент наиболее компетентен. Вероятность того, что клиент будет осмысленно действовать в соответствии с ситуацией, выше в тех областях, где он функционирует на более высоком уровне. Успешный опыт такого рода повысит вероятность правильного понимания и поведения в других областях. По мере того, как клиент глубже исследует и осознает свою личность, консультант может повышать уровень благоприятствующих условий. Когда клиент выйдет на достаточно высокий уровень самопознания, можно переходить к следующему этапу консультативного процесса – к этапу активных действий. Клиент должен понять, что цикл «самоисследование-понимание-действие» многократно повторяется.
Па основе всего, что удалось узнать в ходе проведенного клиентом исследования проблемы, консультант старается выстроить цельную картину. Консультант задает процессу консультирования направление, помогая клиенту достичь более глубокого понимания своей личности и выработать новые формы поведения, соответствующие этому пониманию. От консультанта требуются активные действия, чтобы клиент высказывал свои мысли о происходящем и действовал в соответствии с этими мыслями.
В далекой перспективе клиент почти ничего не выиграет от сугубо интеллектуального понимания проблемы, если он не реализует новые способы поведения. Отказаться от соответствующих прежним представлениям о себе форм поведения бывает довольно трудно. Холланд (1965) отмечает, что этот этап консультирования включает в себя поведенческое переучивание – отказ от нежелательных реакций и опробование новых реакций. Многие клиенты способны самостоятельно достигнуть инсайта, углубить понимание и изменить свое поведение. Но в работе с некоторыми клиентами консультант должен играть более активную роль.

Факторы, влияющие на эффективность процесса консультирования (В.Н. Цапкин):
– ослабление напряженности на первоначальной стадии интервью,
– расширение репертуара когнитивных схем,
– изменение поведения клиента за счет нового эмоционального опыта, полученного на сессии,
– убеждение и внушение, явное или скрытое,
– усвоенное или осознанное отношение клиента к новым формам поведения.
Главные определяющие динамику процесса и действенность психологической помощи: легкость поддержания консультативного контакта и консультативных отношений, результативность и завершенность диалога, личностные качества консультанта, использование консультантом своего Я.

Условия нарушения контакта в процессе психологического консультирования (В.К. Лосева, А.И. Луньков):
1. Фиксация на отношениях, а не на проблеме.
2. Несовпадение репрезентативных систем.
3. Оценочная позиция психолога.
4. Формальное участие консультанта (надежда на «технику»).
5. Невнимательность психолога к коммуникативным нормам.
6. Тревожность консультанта, чувство некомпетентности.
7. Включенность консультанта в игровое и манипулятивное взаимодействие с клиентом.

Общие правила и установки консультанта, структурирующие процесс консультирования и делающие его эффективным.
1. Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций консультирования. Человеческие проблемы только извне могут казаться схожими, однако поскольку они возникают, развиваются, существуют в контексте уникальных человеческих жизней, то и сами проблемы в действительности являются уникальными. Поэтому каждое консультативное взаимодействие уникально и неповторимо.
2. В процессе консультирования клиент и консультант постоянно изменяются сообразно их отношениям; в психологическом консультировании нет статичных ситуаций.
3. Самым лучшим экспертом собственных проблем является клиент, поэтому при консультировании следует помочь ему принять на себя ответственность за решение его проблем. Р. Кочюнас акцентирует внимание специалистов на том, что видение собственных проблем клиентом не менее, а может быть, и более важно, нежели представление о них консультанта.
4. В процессе консультирования чувство безопасности клиента важнее, чем требования консультанта. В консультировании неуместно добиваться цели «любой ценой», не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента.
5. Стремясь помочь клиенту, консультант обязан "подключить" все свои профессиональные и личностные возможности, однако в каждом конкретном случае он не должен забывать, что он всего лишь человек и поэтому не способен полностью отвечать за другого человека, за его жизнь и трудности.
6. Не следует ожидать непосредственного эффекта от каждой отдельно взятой консультативной встречи - решение проблем, а также успех консультирования не похожи на равномерно поднимающуюся вверх прямую. Это процесс, в котором заметные улучшения сменяются ухудшениями, потому что самоизменение требует многих усилий и риска, которые не всегда и не сразу завершаются успехом,
7. Компетентный консультант знает уровень своей профессиональной квалификации и собственные недостатки. Он ответственен за соблюдение правил этики и работу на благо клиентов.
8. Для обозначения и концептуализации каждой проблемы могут быть использованы различные теоретические подходы, но нет и не может быть наилучшего теоретического подхода.
9. Некоторые проблемы - это сущностные человеческие дилеммы и в принципе неразрешимы (например, проблема экзистенциальной вины). В таких случаях консультант должен помочь клиенту понять неизбежность ситуации и смириться с ней.
10. Эффективное консультирование - это процесс, который выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента.
Показатели эффективности консультативного воздействия.
1) объективные критерии эффективности:
• устранение симптомов (решение проблемы, конкретный ответ на запрос клиента),
• количество и продолжительность встреч,
• частота контактов,
• снятие или ослабление эмоциональной напряженности - изменение эмоционального настроя клиента, свободное выражение чувств,
• концентрация в диалоге на проблеме,
• мотивационная готовность клиента и консультанта,
• обоюдная активность в процессе консультирования.
2) субъективные критерии эффективности:
• снижение значения проблемы и изменение отношения к ней в процессе беседы,
• легкость контакта,
• чувство доверия,
• точность определения проблемы и ее оценка,
• удовлетворенность достигнутым результатом,
• оценка профессиональной компетентности консультанта.

2.5. Методы психологического консультирования

Беседа рассматривается как основной общий метод в рамках различных подходов к консультированию. Основным способом воздействия консультанта на клиента в ходе интервью-беседы являются вопросы (Г. С. Абрамова). В беседе психолог интересуется не только явным содержанием ответа клиента (факты, мнения, чувства, словарный запас), но и его поведением (интонация, мимика, жесты и т.д.).

Таблица 6
Цели и способы задавания вопросов (В.К. Лосева, А.И. Луньков)

 

Цели

Способы

Примеры

Получение информации

Конкретизация. Вербализация переживания

«Когда это началось?», «В чем конкретно выражается?», «Приведите последний случай», «Что этому предшествовало?»

Проверка и уточнение гипотезы

Интерпретация. Установление закономерности. Причинный и целевой анализ

«Так ли я Вас понял?», «Можно ли сказать, что...?», «Это всегда приводило к...?», «Были ли исключения?»

Ввод информации

Проблематизация. Информирование о возрастных, профессиональных и иных нормах

«Считаете ли Вы, что это исключительная ситуация, не встречающаяся у других?», «Видели ли Вы такие же проявления у других?», «Считаете ли Вы это типичным, нормальным...?»

Таблица 7

Закрытые вопросы

Вопросы, на которые ожидается ответ «да» или «нет». Цель – расширить или сузить первоначальное сообщение говорящего, нацелить на принятие решения. Ведут к созданию напряженной атмосферы в беседе, переключают фокус общения с говорящего на слушающего, заставляют говорящего занимать защитную позицию, нарушают ход его мыслей

«Это все, что, Вы хотели сказать?», «Это трудно?», «Предпочитали бы Вы это сделать сами?»

Открытые вопросы

Вопросы, которые требуют какого-либо объяснения, позволяют общению перейти в разновидность диалога – монолога, с упором на монолог собеседника. Собеседник имеет возможность без подготовки, по своему усмотрению, строить содержание ответов

«кто», «что», «как», «сколько», «почему». Например: «Каково Ваше мнение по данному вопросу?»: «Почему Вы считаете такой взгляд недостаточным?»: «Что Вы собираетесь делать летом?»

Выясняющие вопросы

Вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что уже было сказано

«В этом ли состоит проблема, как Вы ее понимаете?»; «Что Вы имеете в виду?»

Перефразирования

Собственная формулировка сообщения говорящего для проверки его точности

«Как я понял Вас...»; «Как я понимаю. Вы говорите...»; «Другими словами. Вы считаете...»: «По Вашему мнению...»

Прямые

Непосредственно касаются исследуемого предмета

«Боязно ли Вам обращаться к незнакомому человеку?»

Косвенные

Более опосредованно касаются исследуемого предмета, оставляя испытуемому широкий выбор ответа

«Как Вы поступаете, когда Вам бывает боязно обратиться к незнакомому человеку?»

Проективные

Касаются той области, в которую включен исследуемый предмет

«Все ли боятся обращаться к незнакомым людям?», к ним нужно добавлять вспомогательные вопросы («Ну, а как Вы?»)


Общие правила относительно неприемлемых в беседе типов высказываний:
• следует избегать наводящих вопросов, которые своей формулировкой подсказывают ответ: «Вы, конечно, любите читать книги?»;
• вопросов, первая часть которых содержит любую оценочную позицию или точку зрения экспериментатора: «Я знаю, что такие уверенные в себе люди, как Вы, легко общаются. Не так ли?»;
• вопросов, носящих произвольный, непроверенный, альтернативный характер: «Вам легко знакомиться с другими людьми или Вам это трудно сделать?», испытуемый может придерживаться третьей точки зрения;
• вопросов, слишком широко сформулированных относительно предмета обсуждения: «Как Вы относитесь к другим людям?».
Четыре стадии «психотерапевтическим интервью» (Г. Салливан, основатель интерперсональной психотерапии):
1. Формальное вступление (знакомство).
2. Исследование (вопросы о разных проблемах жизни пациента, пока его «мыслеобразы» не сосредоточатся на одной, наиболее для него важной.
3. Подробный опрос (попытка глубже понять эту проблему в контексте межличностных отношений; при этом задаются открытые вопросы, которые требуют подробных ответов).
4. Заключение или перерыв (заключение означает, что встречи закончены, а перерыв предполагает продолжение бесед, и пациенту дается «домашнее задание», т.е. предлагается что-то сделать или вспомнить).
Продолжительность одной беседы составляет 20–40 минут. Беседа проводится в зависимости от тех проблем, которые стоят перед клиническим психологом. Характер профессиональных вопросов психолога, самой беседы, должны зависеть от того, как клиент относится к самой ситуации беседы, каково его эмоциональное состояние было в момент начала беседы, насколько открыт для общения с психологом. Предпосылка успешности беседы клинической – установление позитивных личных отношений между ее участниками.

Эффективность беседы зависит от соблюдения следующих требований:
1. Беседа всегда проводится индивидуально в отдельном помещении.
2. Исследователь должен иметь перед собой четкую и конкретную цель беседы, но эта цель не должна быть известна испытуемому.
3. Вопросы для беседы должны быть четкими, краткими, конкретными, не слишком общими, не должны подсказывать испытуемому ответ. Следует избегать употребления слов с двойным толкованием, имеющих неясный для него смысл.
4. Исследователь должен подготовить программу беседы и подробную разработку ее тактики (системы и типов вопросов), вопросы, составленные исследователем должны соответствовать целям беседы, их необходимо заучить наизусть и задавать испытуемому в строго определенном порядке, добиваясь развернутых ответов. Возможно использование уточняющих вопросов, если по ходу беседы возникает в этом необходимость.
5. Перед проведением беседы необходимо установить с испытуемым доверительные отношения. Очень важно, чтобы исследователь показал испытуемому, что заинтересован в разговоре с ним, прислушивается к его ответам. Беседа должна проводиться непринужденно, тактично, ненавязчиво и ни в коем случае не носить характер выспрашивания.
6. Предварительно продумать способы фиксации данных (ведение протокола, использование технических средств и т.д.); фиксироваться должно не только содержание беседы, но и характер ее протекания: эмоциональные реакции испытуемого, длительность пауз, особенности мимики, жестов, поз. Функции исследователя и протоколиста могут быть разделены. Ответы испытуемого, его поведение, эмоциональные проявления подробно фиксируют в протоколе.

Структура беседы
Все типы беседы имеют ряд структурных постоянных блоков, последовательное движение, по которым дает представление о беседе как о целостной процедуре. Этапы беседы не имеют жестких границ, переходы между ними являются постепенными и плановыми.
1. Первый этап – вводная часть беседы.
Ситуация начала беседы для человека, пришедшего к психологу впервые, полна дискомфорта, ему необходимо дать время оглядеться, прийти в себя. Непосредственно перед тем, как начать беседу, лучше сделать паузу (не слишком большую 45–60 секунд, иначе у клиента может возникнуть состояние напряженности и растерянности, но достаточную для того, чтобы он успел собраться с мыслями и оглядеться. Формулировки или реплики должны быть четкими и ясными для клиента. Необходимо заинтересовать собеседника темой предстоящего разговора, пробудить желание участвовать в нем, сделать понятной значимость его личного участия в беседе. Этого можно достигнуть посредством апеллирования к прошлому опыту собеседника (Где вы учились, кем вы работаете (работали), какими делами вам нравится заниматься?), проявлением доброжелательного интереса к его взглядам, оценкам, мнениям. Познакомьтесь с испытуемым и сообщите ему о примерной продолжительности беседы, о том, что сведения, полученные из беседы, не будут разглашены, и, если это представляется возможным, о целях и дальнейшем использовании результатов (например, результаты будут использоваться для обобщения клинических данных без упоминания имени клиента). Детям можно задать вопросы о том, где они живут, как зовут и сколько лет их родителям, братьям, сестрам, где и как они учатся, какие у них любимые предметы, какие оценки они получают по разным предметам. В этой части беседы осуществляется первая проверка ее стилизации: словарный состав, стиль, концептуальная форма высказываний должна вызывать и поддерживать у собеседника положительную реакцию и желание давать полную и истинную информацию. Продолжительность и содержание вводной части беседы зависят от целей, задач исследования, а также от того обстоятельства, будет ли она единственной с данным собеседником или у нее возможно развитие.
На этой стадии беседы особую роль играет невербальное поведение психолога, свидетельствующее о понимании и поддержке собеседника (эмпатия). Установить хороший контакт с клиентом, правильно организовать пространство общения с самого начала – это значит, во многом обеспечить гарантию эффективности самой беседы.
2. Второй этап беседы предполагает исследование острых или проблемных областей, выявленных в процессе начальной стадии беседы. Главная задача психолога на этом этапе – как можно лучше разобраться в проблемах клиента, понять, с чем связаны основные конфликты и тревоги. Условно можно выделить несколько направлений работы на этом этапе беседы: психолог 1) поддерживает контакт с клиентом; 2) стимулирует его на активное общение; 3) способствует целенаправленному развитию беседы; 4) осмысливает то, что говорит ему клиент. (Расскажите, когда, как началась эта проблема, заболевание? Как долго она существует? Как вы пытались преодолеть эту ситуацию? Наблюдались или консультировались ли вы по поводу этой проблемы? Пытались ли вы узнать подробности об этой проблеме?). Необходимо задавать открытые вопросы по поводу выявленных проблемных областей, чтобы как можно лучше понять мысли, установки, атрибуции и переживания собеседника, что позволит в дальнейшем исследователю накопить определенную фактическую информацию о причинах и следствиях поведения или проблемы. Исследуется связь наблюдаемого поведения с жизненными событиями, конфликтами, факторами стресса (школьная ситуация, ссоры с друзьями, конфликт между братьями/сестрами, между родителями и детьми, тревожность матери, разлука с близким, утрата значимого близкого, смерть, тяжелая болезнь, переезд, переход в другой класс, завышенные ожидания, непозволение ребенку самостоятельных действий). Как развивались симптомы с момента появления отклоняющегося поведения до настоящего времени? Готовы ли вы работать над изменением ситуации? Какие методы изменения поведения Вы обычно применяете? Каков результат Ваших вмешательств (перечислите симптомы поведения).
3. Третьим этапом беседы становится подробное исследование содержания обсуждаемых проблем, посредством перехода от общих открытых вопросов к специфическим, конкретным. Это кульминация беседы, один из самых сложных ее этапов. Эффективность данного этапа беседы определяется умением психолога задавать вопросы, слушать ответы, давать обратную связь, наблюдать за невербальным поведением собеседника (Что вы имеете в виду? Правильно ли я вас понял….? Другими словами, вы считаете…).
4. Завершающий этап беседы – это окончание беседы. В ходе этого этапа психолог должен осуществить целый ряд мероприятий, без реализации которых эффективность даже самого успешного психологического воздействия может быть значительно снижен:

1) подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время общения);
2) обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с психологом или другими необходимыми специалистами;
3) прощание психолога с клиентом.
4) делаются попытки ослабить напряжение, возникающее в ходе беседы, и выражается признательность за сотрудничество.
При анализе беседы следует учитывать следующие моменты:
– Внимание к моральным самооценочным установкам, связь между собственными концепциями и принятыми культурными нормами.
– Внимание к логике, внутренней последовательности и взаимосвязям в беседе.
– Внимание к мета-установкам, т.е. к пунктам беседы, где участники делают какие-либо рефлексивные установки.
Невербальное общение в процессе беседы включает в себя такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Оно спонтанно и проявляется бессознательно. Эксперты в области общения отмечают, что несловесные аспекты коммуникации (именно они) передают от 80 до 90% всего объема сообщаемой информации, и лишь 20–10% приходится на слова, которыми мы обмениваемся. Эти 80–90% объема информации включают положение тела, жесты, мимику, ритм дыхания, цвет лица, напряжение мышц, запах, величину расстояния между собеседниками, тон, темп и тембр голоса, интонацию. Учет и понимание невербального языка общения позволяют получить дополнительную информацию о собеседнике, лучше разобраться в том, что говорит клиент, и о чем он умалчивает.
Составляющие невербального общения:
Выражение лица – мимика – это выразительные движения мышц лица, показатель чувств и настроений человека. Кроме отражения переживаемых чувств мимика является средством более или менее сознательного воздействия на людей. Визуальный контакт помогает регулировать беседу. Чтобы построить доверительные отношения с другим человеком, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом около 60–70% времени общения. Взгляд труднее всего контролировать, именно в нем отражается то, что на самом деле думает или чувствует наш собеседник. С помощью глаз передаются самые точные открытые сигналы из всех сигналов человеческой коммуникации.
Интонация и тембр голоса. Интонация – это вокальная мимика, средство обогащения нашей речи и ей в общении принадлежит так же важное место. Она расцвечивает нашу речь, придает ей дополнительный, более глубокий смысл простой фразе. Можно оценить тон голоса, скорость речи, заметить отклонения в построении фразы (аграмматизмы, незаконченность предложений), частоту пауз. Эти вокальные выражения наряду с отбором слов и выражением лица очень важны для понимания сообщения. Чувства собеседника отражаются в тоне голоса; сила и высота голоса несут дополнительную информацию о сообщении говорящего. Речевые недостатки (возросшая скорость речи, ошибки и повторение слов) более выражены при неуверенности собеседника в себе, в состоянии волнения или при попытках обмануть.
Позы и жесты человека – Установку и чувства человека во многом можно определить по его моторике (жесты, движения, положение тела). Каждый жест не случаен и выражает либо определенное внутреннее состояние человека, либо особенности его характера. Анализ того, как сидит, стоит человек, разговаривая с нами, позволяет понять лучше его состояние. Любое суждение – интерпретация жеста или позы не должно быть сделано на основании одной отдельно взятой детали. Вывод можно делать исходя из целостной оценки ситуации, анализируя манеры, способы поведения человека в их совокупности.
Межличностное пространство – показывает насколько близко или далеко собеседники находятся по отношению друг к другу. Чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они располагаются. Социальное расстояние для неформальных социальных и деловых отношений составляет от 1,2 до 2,7 м, причем верхний предел более соответствует формальным отношениям. Чрезмерно удаленное, как и слишком близкое положение отрицательно влияет на результаты общения. Психологу необходимо при беседе с клиентом определить оптимальное пространство беседы. Необходимо помнить, что первое впечатление о нас у собеседника складывается в первые десять-пятнадцать секунд общения, но влияет на дальнейшие контакты, на их успешность или не успешность.
Умение слушать – Эффективность клинической беседы психолога с клиентом во многом определяется его умением слушать. «Слушание» требует сознательного усилия и концентрации внимания. Главная задача психолога-консультанта – выработать в себе умения слушать на первом уровне в любых ситуациях профессиональной деятельности.
Уровни слушания:
Уровень 1. Слушание-сопереживание. На этом уровне воздерживаются от суждений по поводу говорящего, ставя себя как бы на его место (эмпатия). К характеристикам этого уровня относятся: ощущение присутствия в данном месте и в данное время; уважение к собеседнику и ощущение контакта с ним; сосредоточенность; концентрация на манере общения говорящего, включая язык тела; сопереживание чувствам и мыслям его; игнорирование своих собственных мыслей и чувств – внимание направлено исключительно на процесс «слушания».
Уровень 2. Мы слышим слова, но не слушаем. На этом уровне не понимается глубина сказанного. В этом случае слушатели, опираясь на логику, сосредотачиваются на содержании, а не на чувствах, эмоционально отчуждены от акта общения. У собеседника может сложиться обманчивое впечатление, что его слушают, и понимают.
Уровень 3. «Слушание с временным отключением». Слушание 3-го уровня – это пассивный процесс без реакции на высказанное. При этом психолог теряет нить беседы, задумавшись о чем-то постороннем или заранее готовя возражения или советы, а так же придумывая, что сказать самому. В этом случае проявляется заинтересованность в собственном процессе говорения, чем слушания. Он отдает некоторый отчет в происходящем, но в основном он сосредоточен на себе. Причины не эффективного слушания (К. Роджерс):
• Поглощенность собственными мыслями. Во время беседы мы можем быть заняты обдумыванием того, что бы такого сказать по этой проблеме, как эффектнее реагировать на информацию, идущую от собеседника. Или мы замкнуты в кругу своих личных проблем и интересов, и не можем слушать собеседника. Он же в это время продолжает говорить о своих проблемах, и хотел бы быть услышанным.
• Эмоциональная неуравновешенность. Мы не слушаем потому, что не владеем собой и полностью заняты эмоциональными внутренними переживаниями. Иногда мы просто не настроены на то, чтобы выслушать, например, высказывание, против которого мы эмоционально или логически предубеждены. Это может быть критика в наш адрес, с нашей точки зрения необъективная – мы к ней глухи, занята оборонная позиция по отношению к критикующему. В этом случае любая объективная информация проходит, как говорят, «мимо ушей».
• Выставление оценок сказанному. То есть, мы не слушаем потому, что считаем себя умнее, осведомленнее и судим обо всем услышанном со своих личных позиций, ставим оценки всему сказанному, даже не дослушав до конца.
• Невладение техникой слушания. Природа наделила нас способностью слышать – воспринимать звуки, слова, но слушать – точно понимать выражаемую мысль – мы должны научиться сами.
Приемы понимающего, эффективного слушания:
Нерефлексивное слушание. Это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Все, что нужно делать при этом – поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился. Главный принцип при этом – невмешательство. При этом, применяя внимательное молчание, необходимо постоянно давать партнеру по общению сигналы о том, что мы сосредоточены на его словах. Для этого используются короткие реплики, легкие изменения выражения лица, кивки головой. Наиболее эффективно нерефлексивное слушание, когда собеседник желает высказаться, выговориться, хочет обсудить наболевшее, когда он испытывает трудности с выражением своих забот или проблем. Нерефлексивное слушание чаще используется на втором этапе клинической беседы.
Рефлексивное слушание – это искусство слушать, задавая вопросы, активно включаясь в ткань беседы, является объективной обратной связью для говорящего и служит критерием точности восприятия услышанного. Уметь слушать рефлексивно – это значит расшифровывать смысл сообщений, выяснять их реальное значение, понять то, что хочет нам сообщить наш собеседник. Этот тип позволяет дать понять, клиентам, что их понимают, им сочувствуют и хотят помочь, а так же помогает клиенту наиболее полно выразить свои чувства.
Приемы рефлексивного слушания:
– отражение чувств (стремление показать собеседнику, что мы понимаем и разделяем его чувства. При отражении чувств акцент делается не на содержании сообщения, а на эмоциональном состоянии собеседника);
– уточнение (обращение к клиенту за некоторыми пояснениями. При возникновении непонимания, неясности фразы, двусмысленности какого-то слова психолог задает выясняющие вопросы, тем самым помогает клиенту структурировать и упорядочить информацию, высказать мысль более конкретно);
– интерпретация (в различных школах и направлениях психотерапии интерпретируется определенный материал, продуцируемый клиентом: сны и ассоциации в психоанализе, жесты и движения тела в телесно-ориентированной терапии, семейное дерево в системной семейной психотерапии и т.д. В каждом из теоретических подходов способы интерпретации и видение причинно-следственных связей различно. Этот прием использует чаще на третьем этапе беседы);
– перефразирование (высказывание той же мысли клиента, но несколько иначе. Прием помогает убедиться в том, насколько точно мы поняли слова собеседника. Используется на третьем этапе беседы);
– резюме (подведение итогов). Суть этого приема в том, что мы своими словами подводим итог основным мыслям собеседника. Резюмирующая фраза – это речь собеседника в «свернутом» виде, ее главная идея. Полезно резюме на четверном этапе клинической беседы).

2.6. Тестирование в психологическом консультировании

Корректное использование психодиагностических методик является одним из условий повышения эффективности работы психолога. Сомнения некоторых психологов по поводу целесообразности использования психологических тестов в практической работе с клиентами вызваны возможностью возникновения ряда психологических барьеров, как со стороны психолога, так и со стороны клиента. Клиент может опасаться раскрытия собственных личных качеств или неправильного использования результатов тестирования. Кроме того, он может пассивно и потребительски относиться к процессу консультирования. В свою очередь, психолог может считать, что стандартизированная процедура психологического тестирования мешает установлению неформального контакта с клиентом. Он также может недостаточно доверять результатам тестирования из-за того, что в своей практике сталкивался с тестами сомнительной надежности или имеет не слишком четкое представление об их конструкции. Наконец, он может просто недостаточно хорошо владеть используемой психодиагностической методикой или не иметь в своем личном распоряжении тестов, подходящих для решения конкретной задачи.
Три класса консультационных ситуаций по продолжительности и глубине работы с клиентом:
1) краткосрочное консультирование, направленное на решение частных проблем клиента,
2) длительное консультирование, ориентированное на личностные изменения клиента,
3) консультирование большого количества клиентов в условиях дефицита времени.
В случаях работы с клиентом, требующих оперативного реагирования психолога, стандартные тесты еще не требуются, и психолог может использовать консультационные приемы без учета индивидуальных особенностей клиента или ориентироваться на его поведенческие признаки, проявляющиеся в ходе консультативной беседы. В случаях длительной и углубленной индивидуальной работы с клиентом тесты могут уже не потребоваться, поскольку близкий контакт и непосредственное знакомство уже дают психологу необходимую диагностическую информацию о клиенте. Однако в случаях массовой работы с большим потоком клиентов не использовать преимущества тестовой психометрической технологии вряд ли целесообразно.
Что дает тестирование в консультировании?
1) Ряд тестовых методик позволяет выявлять более глубокий уровень личности клиента, чем тот, на котором развивается диалог клиента с консультантом. Стандартные методики предохраняют психолога от встречной проекции, приписывания клиенту собственных проблем и представлений.
2) Использование стандартных методик позволяет использовать богатый опыт разработчиков и других пользователей тестов.
3) Использование статистически репрезентативных тестовых норм и количественных показателей позволяет сопоставлять результаты различных клиентов и прослеживать изменение их состояния в ходе психологической работы, оценивая ее эффективность.
4) Экономичность тестов позволяет автоматизировать их на компьютере или использовать не очень высококвалифицированный персонал, освобождая психологов от значительной части рутинной деятельности и, давая тем самым возможность решать более сложные и неотложные задачи.
5) При правильном использовании психологическое тестирование:
– позволяет с достаточной степенью объективности выявить психологические особенности и состояние клиента;
– помогает установить контакт, присоединиться к клиенту; – может облегчить формирование и поддержание доверия клиента; – является источником материала для структурирования беседы; – дает возможность оптимизировать активность и состояние клиента; – может служить средством воздействия на клиента.
Какие тесты могут использоваться в консультировании?
В зависимости от целей и условий консультирования могут использоваться самые разнообразные тестовые методики, которые условно разделены на экспресс-методы, методы углубленной и глубинной диагностики.

Психологические экспресс-тесты отличаются:
– компактностью и экономичностью,
– простотой, возможностью проведения тестирования неспециалистом и самотестирования,
– возможностью выявления трупп риска по тем или иным психологическим критериям,
– преимущественной ориентацией на диагностику склонностей клиента.
Тесты для углубленной психологической диагностики характеризуются:
– максимальной валидностью и надежностью,
– универсальностью и широким спектром оценочных возможностей, избыточностью получаемой информации, – удобством для группового и компьютерного тестирования, – возможностью диагностики способностей.
Методики глубинной психологической диагностики:
– позволяют выявлять скрытые или скрываемые мотивы, отношения и представления клиента, содержание его сознания и бессознательной сферы,
– связаны с идеографическим описанием личности, основанным на измерении индивидуального субъективного смысла различных понятий для человека,
– как правило, требуют использования специальных компьютерных программ.

Предъявление результатов тестирования
Для того, чтобы корректно охарактеризовать личность клиента, можно использовать следующие принципы рефрейминга личностных черт:
1) Принцип деноминализации – переформулирование терминов, характеризующих черты личности, из существительных или прилагательных в глаголы. В соответствии с принципом деноминализации психолог говори не о том, каким является клиент или какими качествами обладает, а о том, что он делает или чувствует.
2) Принцип контекстуализацин – указание на содержание ситуаций, в которых могут наблюдаться черты личности. В соответствии с этим принципом психолог говорит о том, когда и где человек ведет себя тем или иным образом.
3) Принцип позитивной реинтерпретации – замена отрицаний в определении поведения человека на утверждения, не содержащие частицу «не». Позитивная реинтерпретация предполагает отказ психолога от употребления выражений «не может», «не умеет», «не способен», предполагает представление об ограниченных возможностях клиента и отсутствии тех или иных качеств. Например, в соответствии с принципами рефрей-минга личностных черт нерешительного человека можно представить как человека, медленно, но принимающего решения в ситуациях выбора. Непослушный человек может быть определен как человек, который умеет отказаться от выполнения требований других людей и действовать по-своему. Использование рефрейминга личностных черт может помочь клиенту правильно понять собственные психологические особенности или особенности других людей, по-новому оценить их, получить представления о возможностях выбора того или другого качества в определенных обстоятельствах.

Литература
1. Алешина Ю.А. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. Изд. 2-е. М.: Независимая фирма "Класс", 1999. 208 с.
2. Андронникова О.О. Основы психологического консультирования : учеб. пособие. М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 415 с.
3. Василюк Ф.Е. Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии. Курс лекций. М., 2012. 126 с.
4. Галустова О.В. Психологическое консультирование. М.: Приор-издат, 2005. 240 с.
5. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005. 464 с.
6. Пахомов В.П., Шелехов И.Л. Психологическое консультирование: проблема построения профессиональной деятельности. Томск : Изд-во ТГПУ, 2009. 276 с.
7. Соловьева С.Л. Психологическое консультирование. Справочник практического психолога. М.: ACT; СПб.: Сова, 2007. 575 с.
8. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 202 с.
9. Психологическое консультирование Онлайн. М.: Институт консультативной психологии и консалтинга, 2010.
Контрольные вопросы
1. Назовите главные составляющие процесса психологического консультирования.
2. Перечислите возможные ошибки, которые допускает консультант в процессе психологического консультирования.
3. Каковы цели беседы как основного метода психологического консультирования?
4. Чем отличается убеждение от внушения в качестве способов воздействия?
5. Перечислите принципы психологического консультирования.
6. Приведите примеры реализации каждого принципа психологического консультирования.
7. К какому этическому принципу относится выражение «Своих не оперируют»?
8. С какими утверждениями из профессионального и жизненного кодекса вы согласны, а с какими – нет?
9. Какие виды пространственной организации консультирования существуют?
10. Назовите виды консультирования с учетом сферы приложения.
11. Назовите шесть стадий в эклектической модели психологического консультирования.
12. В чем заключается двумерное определение проблемы клиента?
13. Определите правила эффективного консультирования.
14. Перечислите объективные критерии эффективности психологического консультирования.
15. Какие виды пространственной организации консультирования существуют?
16. Назовите виды консультирования с учетом сферы приложения.
17. Каковы причины обращения за психологической помощью?
18. Определите характеристики клиентов, обращающихся за психологической помощью.
19. Дайте определение запроса клиента.
20. Какие критерии брались за основу при выделении типов клиентов?
21. Какие признаки характеризуют эффективное слушание?
22. В чем основное отличие этапов беседы?
23. Каковы критерии эффективного и не эффективного слушания?
24. Какие возможности имеет тестирование для психологического консультирования?

Тестовые задания
Дайте правильный вариант ответа:
1. Уровни консультирования определяются:
а) числом участников;
б) наличием противопоказаний;
в) степенью интервенции консультанта в жизнедеятельность участника (ов) консультативного процесса.
2. К неконструктивным запросам относятся:
а) запрос о трансформации;
б) запрос о снятии симптома;
в) запрос манипулятивный.
3. Конструктивный запрос – это:
а) запрос с предельным обобщением;
б) запрос об информации;
в) запрос о помощи в самопознании.
4. Субъективные критерии психологического консультирования – это:
а) чувство доверия,
б) удовлетворенность достигнутым результатом,
в) концентрация в диалоге на проблеме,
г) легкость контакта.
5. В чем заключаются проблемы, связанные со спецификой профессии
консультанта-психолога?
а) неопределенность статуса и прерогатив консультанта;
б) консультант старается изменить ситуацию клиента;
в) консультант работает с переживаниями, системой ценностей, отношений и состояний человека.
6. Какие характеристики относятся к рефлексивному слушанию:
а) слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться,
б) расшифровывать смысл сообщений, выяснять их реальное значение, понять то, что хочет нам сообщить наш собеседник
в) выставление оценок сказанному.
7. «Новое видение ситуации» – это относится к описанию одного из методов интервью, который называется:
а) интерпретация;
б) самораскрытие;
в) директива;
г) отражение чувств.
8. «Указание на действие» – это относится к описанию одного из методов интервью, который называется:
а) интерпретация;
б) самораскрытие;
в) директива;
г) отражение чувств.
9. «Повторение ключевых фраз клиента» – это относится к описанию одного из методов интервью, который называется:
а) логическая последовательность;
б) поощрение;
в) обобщающее резюме;
г) обратная связь.
10. Определить, понимают ли психолог и клиент одинаково проблему – это основная цель на:
а) констатирующем этапе беседы;
б) рефлексивно-эмоциональном этапе;
в) этапе прояснения проблемы;
г) этапе подтверждения проблемы.
11. Работа с высвобождением чувств, эмоций клиентами уместна в случаях:
а) отсутствия конкретного запроса, проблемы, в которой клиент хотел бы сориентироваться;
б) когда активное вмешательство психолога, предложение разобраться в том или ином моменте собеседником игнорируется, и он продолжает свое;
в) когда клиент только что пережил эмоционально напряженную ситуацию;
г) все ответы верны.
12. Интерпретация как комментарий – это:
а) переход к другому масштабу видения ситуации или в сведении в одну логическую систему разрозненных и часто не связанных в сознании клиента деталей психологической ситуации, поднимающей его на новый уровень понимания проблем;
б) обнаружение причинно-следственных связей между явлениями; в) трактовка или подача в новом ракурсе сказанного или продемонстрированного клиентом, а также того, что было выявлено с помощью диагностических методик и процедур до начала и в процессе общения.
г) ни один ответ не верен.
13. Манипулятивный запрос возникает в тех случаях, когда:
а) человеку бессознательно хочется сохранить иллюзию всемогущества в отношении третьих лиц;
б) человек уверен в том, что существуют такие варианты поведения, которые могут изменить в желательном направлении поведение других людей;
в) игнорируется свобода выбора, имеющаяся у других людей в той же степени, как и у обратившегося клиента;
г) все ответы верны.
14. Встречаясь с манипулятивным запросом, мы должны сообщить клиенту, что:
а) не можем решать проблемы третьих лиц заочно, тем более, если они сами этого не хотят;
б) мы можем помочь клиенту решать его проблемы, возникающие в связи с отношениями с этими третьими лицами;
в) исключение составляет запрос родителей относительно ребенка с тяжелыми поведенческими и психическими нарушениями, поскольку родители продолжают нести ответственность за таких детей, а их собственные ресурсы взаимодействия с таким ребенком полностью исчерпаны;
г) все ответы верны.
15. Составляющим профессионального консультативного контакта являются:
а) пространство беседы;
б) дистанция;
в) плоскость контакта;
г) все ответы верны.
16. Выяснение скрытых мыслей и чувств через рефлексирование переживаний и чувств возможно, если:
а) обращать внимание на слова и выражения, употребляемые для определения чувств; уточнять эмоционально насыщенные слова;
б) отслеживать невербальные реакции клиента, замечать несоответствие невербальных и вербальных сообщений передаваемому значению;
в) точно идентифицировать и воссоздавать эмоции собеседника, проникаться его состоянием;
г) все ответы верны.
17. Для реализации отражения в активном слушании характерно:
а) из каждого фрагмента монолога говорящего слушатель выбирает и повторяет то, что, по его мнению является центральным ядром фрагмента, его цементирующим началом;
б) все ключевые слова, несущие смысловую или эмоциональную нагрузку, должны быть точно повторены, при этом можно заменить вспомогательные или несущественные слова;
в) важнейшим моментом адекватного повтора является отсутствие в нем перцептивных искажений, которые могут быть допущены слушателем;
г) все ответы верны.
Бохан Т.Г., Стоянова И.Я., Ульянич А.Л., Шабаловская М.В., Скавинская Е.Н., Кузин А.Ю., Терехина О.В., Боженкова К.А. Психологическое консультирование : учебно-методическое пособие. – Ч. 1: Методологические и методические основы психологического консультирования. – Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2017. – 98 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.